Новости раздела

Горестная песнь малодушного магистра. Рогерий: очевидец вторжения Бату в Венгрию в 1241 году

Горестная песнь малодушного магистра. Рогерий: очевидец вторжения Бату в Венгрию в 1241 году
Фото: скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

В 1241 году началось татаро-монгольское вторжение в Европу. Армия Бату — внука Чингизхана — выдвинула свои основные силы через Венгрию в Польшу и Чехию. При этом европейцы не были готовы противостоять монголам. Подробнее об этом вторжении, приводя в пример впечатления одного из очевидцев — итальянского священника магистра Рогерия, рассказывает в дзен-канале «Татарский мир» Института истории им. Ш. Марджани АН РТ казанский историк Роман Хаутала.

Магистр Рогерий (вернее было бы называть его Руджеро, но имя Рогерий уже утвердилось в историографии) был довольно малодушен и не скрывал этого в своей «Горестной песне». Неизвестно, где и как он получил свое звание магистра богословия (?). Итальянский священник родом из Апулии оказался в Риме и стал капелланом папского легата в Венгрии, здесь он продолжил свою церковную карьеру.

«Уроки выживания» магистра Рогерия

При приближении монголов к Вараду он, будучи архидиаконом Варада, укрепил местную цитадель, но сам в ней не остался и спрятался в лесу. Затем, после того как монголы взяли и разрушили Варад и его цитадель, он бежал с множеством лошадей, слуг и денег в южном направлении. Найдя хорошо укрепленное место на каком-то острове на реке Кришул-Алб, он решил там остаться. Однако при первом же слухе о приближении монголов бросился в бегство в Ченад, который, как оказалось, монголы взяли за день до его прибытия. Вернувшись назад, он стал побуждать венгров на острове к сопротивлению, но сам снова бежал в лес и вернулся на остров в поисках пропитания уже после того, как монголы разрушили там укрепление и перебили всех защитников.

Миниатюра из оригинала «Горестной песни». скриншот realnoevremya.ru страницы дзен-канала «Татарский Мир»

Из магистров в секретари баскака

Позже ему удалось пристроиться секретарем у баскака монголов, который собирал подати с какого-то селения в Кришане и отвечал там за правосудие. Рогерий называет этого и других баскаков славянским термином «канезии», то есть князья. Однако функции, которые исполняли эти «князья», не оставляют (у меня) сомнений в том, что это были баскаки.

Вот соответствующий фрагмент из «Горестной песни» магистра Рогерия:

«Тартары поймали некоторых, прятавшихся в лесах, и послали их передать на словах, что всякий, им доверившийся, получит позволение вернуться в безопасности домой в определенные сроки. Поскольку люди уже умирали из-за нехватки еды, они полностью поверили этим словам, и так все, остававшиеся в живых, вернулись в свои дома. И поскольку леса были обширными, к тому моменту прятавшийся народ был настолько беспределен, что земля была заселена на протяжении трех дней пути, и каждое селение избрало себе того царя из тартар, которого оно выбрало. После того, как это было сделано, поскольку было время жатвы, они сообща собрали зерно и снесли его, солому, сено и другое в амбары. С нами вместе были тартары и команы, кто в множестве смотрели [на это] и радовались. [...] Они назначили канезиев, то есть, бейлифов, вершивших правосудие и поставлявших тартарам пригодных лошадей, скот, оружие, подношения и одежду. И так мой распорядитель был одним из этих господ, и он управлял почти тысячей селений. И этих канезиев было около ста. У нас был покой и суды, и законное правосудие служило для каждого».

Затем, когда Рогерий узнал о намерении монголов перебить всех жителей этого селения, как и многих других селений в округе, он своевременно перебрался в войско монголов, находившееся где-то поблизости, и устроился там прислугой у венгерских перебежчиков. В конце концов ему удалось бежать из плена в следующем году при перемещении монголов в сторону Болгарии.

Продолжение следует...

Роман Хаутала
ОбществоИсторияКультура

Новости партнеров