Электричкой до Казани: москвичи, петербуржцы и уральцы путешествуют по Татарстану на электропоездах
По данным компании «Содружество», 48% пассажиров заинтересованы в совершении железнодорожных туристических поездок.
Татарстан и его столица — Казань традиционно попадают в число самых популярных мест для поездок на праздники, особенно если они выпадают на выходные, тем самым увеличивая число дней, которые можно посвятить отдыху и путешествиям. Добраться до Казани можно различными способами. В их числе — поездки на пригородных электропоездах. Кто едет в РТ на электричках и как они могут помочь в развитии туризма в регионе — в материале «Реального времени».
Город 1000 и 18 лет
Столица Татарстана в очередной раз вошла в десятку самых популярных городов России для поездок на ноябрьские праздники, заняв восьмую строчку рейтинга российской Ассоциации туроператоров.
Напомним, что по итогам января — сентября 2023 года Татарстан стал лидером в Приволжском федеральном округе по количеству принятых туристов. Это единственный регион ПФО, где число гостей превысило отметку в 3 млн человек.
По данным опросов и исследований различных компаний, сервисов бронирования, туроператоров, Казань хотел бы посетить примерно каждый 10-й россиянин. Но чаще всего мечта сбывается у жителей Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Екатеринбурга, а также у тех, кто живет в соседних с Татарстаном регионах. Последние могут приехать в татарстанскую столицу даже на электричке, что, собственно, и делают.
— Самыми популярными направлениями являются Свияжск, Канаш, Арск, Вятские Поляны, Нижнекамск и, конечно же, маршруты, связывающие Казань со столицами соседних субъектов: Ижевском, Нижним Новгородом, Йошкар-Олой, — подтвердили в пригородной пассажирской компании «Содружество».
Страна поездов
Там добавили, что возобновление минувшим летом железнодорожного сообщения между Казанью и Ульяновском и возвращенный в расписание электропоезд также востребованы у жителей Татарстана, Чувашии и Ульяновской области.
Более того, генеральный директор компании Азат Ахметшин рассказал «Реальному времени», что, по данным проведенного перевозчиком маркетингового исследования, 48% пассажиров заинтересованы в совершении железнодорожных туристических поездок.
— Динамика турпотока, после возобновления перевозок и снятия ограничений после пандемии, выглядит следующим образом: в 2020 году перевезено 613 человек по 14 туристическим направлениям. В 2021 году перевезено 3630 человек уже по 18. В 2022 году — 12 810 человек по 24 направлениям, — привел цифры Ахметшин, добавив, что только по Татарстану разработан 21 туристический проект, трансфер туристов по которым осуществляется маршрутами пригородных регулярных поездов.
По его словам, почти половину пассажиропотока в таких электричках составляют москвичи, питерцы, екатеринбуржцы и жители Башкирии.
— Если смотреть в разрезе регионов, то примерно 15% наших туристов приезжают из Москвы, 13% — из Петербурга, по 10% — из Екатеринбурга и Башкирии. Часто бывают гости из Удмуртии, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Йошкар-Олы. Пригородным железнодорожным транспортом пользуются даже туристы из Новосибирска и Владивостока, — отметил гендиректор ППК АО «Содружество».
История под стук колес
По его словам, одно из самых популярных направлений — это остров-град Свияжск.
— В 2022 году существовал мультимодальный маршрут: туристы доезжали до станции Свияжск на пригородных поездах и пересаживались на автобус Зеленодольского АТП, который ежедневно курсировал по расписанию. Тогда таким образом путешествие на остров Свияжск в течение года совершили около полутора тысяч человек. На сегодняшний день, к сожалению, регулярного автобусного сообщения между станцией и островом нет. Хотя, судя по обращениям, которые к нам поступают, желающих добраться до острова Свияжск мультимодальным маршрутом много, — рассказал Ахметшин, не уточнив тем не менее вернется ли автобус в расписание.
В целом объем пассажирских перевозок компании также растет и наконец-то вернулся к допандемийным цифрам.
— В 2019 году пригородными поездами ППК «Содружество» перевезено 9,5 миллиона пассажиров. В 2020 году, в связи с введением ограничительных мер, пассажиропоток снизился до 7,5 миллиона. По итогам 9 месяцев 2023 года компания вышла на допандемийный уровень, перевезя более 7 миллионов пассажиров за три квартала, — сообщил Ахметшин.
«Зеленый» поезд виляет задом...»
Но в задачах на ближайшую перспективу эти результаты превзойти. Помочь должен набирающий популярность по всему миру экотуризм.
— Новым направлением деятельности ППК «Содружество» является развитие проектов с использованием железнодорожного транспорта в сфере экотуризма. Среди перспективных туристических маршрутов можно отметить: Казань — Шемордан, где акцент сделан на экологии лесного хозяйства Сабинского района РТ; Казань — Шемордан — Мингер с посещением оздоровительного комплекса, в состав которого входят пятизвездочный отель, СПА и медцентр; Казань — Арск — Кырлай для семейного отдыха на природе; Казань — Камаево — Иске Казан с посещением старинной крепости XIII века, — озвучил планы гендиректор ж/д перевозчика.
В компании рассказали, что для привлечения туристов в августе 2023 года реализовали проект тематического брендирования электропоездов, курсирующих по маршруту Казань — Нижний Новгород. В поездах разместили фотографии главных достопримечательностей Татарстана, Чувашии и Нижегородской области — субъектов, по территории которых пролегает данный маршрут. А администрация Арского муниципального района РТ выполнила работы по брендированию вагона электропоезда, следующего по маршруту Казань — Ижевск.
— Сейчас компания «Содружество» рассматривает возможность сотрудничества с «Флотом РТ». Прорабатывается вариант продажи в кассах ППК «Содружество» и в мобильном приложении «Про Транспорт» билетов на речной транспорт. Подобный опыт у нас уже есть: в наших кассах, помимо билетов на пригородные поезда, также реализуются билеты на поезда дальнего следования и на междугородние автобусы. Соответственно в кассах «Флота РТ» будут продаваться билеты на пригородные поезда. Для удобства пассажиров планируем наладить совместную работу по принципу «одного окна». Также обдумываем идею стыковки по времени пригородного железнодорожного и речного транспорта по станциям Свияжск и Ульяновск, — добавили в «Содружестве».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.