Новости раздела

«Куктау-20»: исследуем историю татарстанского кино. Часть 68-я: «Солдатка өмете»

Атнинский театр шагает в сторону кинематографии

«Куктау-20»: исследуем историю татарстанского кино. Часть 68-я: «Солдатка өмете»
Фото: скриншот realnoevremya.ru из видео «Солдатка өмете|короткометражный фильм»/youtube.com, аккаунт «Әтнә театры»

Смотрим короткометражный поэтический фильм «Солдатка өмете» («Надежда солдатки»), снятый Атнинским театром в 2021 году к 9 мая. В главной роли — автор стихотворения, режиссером выступил ее муж, а в кадре появляется и их сын.

Эко-система Атни

Конечно, это не огромное кино-портфолио, которое, благодаря Ильфату Камалиеву, можно назвать наследием Кариевского театра.

Но и Атнинский театр делает свои шаги в том направлении. Он уже снимал фильм — большой, «Мулла»: главный режиссер Рамиль Фазлиев стал одним из постановщиков и сыграл ведущую роль, в кадре появились также и актеры труппы. А одной из целей творческая группа поставила всесторонний показ красоты атнинской земли. После Фазлиев занимался ко-продукцией с Узбекистаном, снимая фильм «Сумбуль», но это уже другая история.

Атнинский, кроме того, что это единственный государственный театр, расположенный в деревне, интересен своей компактной инфраструктурой. Актеры живут в соседнем от работы доме. При этом у них проходила и лаборатория, с режиссером одного из недавних спектаклей, благодаря сотрудничеству с ГИТИСом, ее провела выпускница из Китая Ичэнь Лю. Словом, они пробуют многое, оставаясь при этом организацией, которая обязана ездить по районам на автобусе и показывать в других селах республики разножанровые спектакли.

Стихотворение, ставшее основой фильма, написала Алина Сидеева. Она родилась в Казани и закончила КазГИК как режиссер татарского народного театра. Снималась в массовке сериала «Зулейха открывает глаза». Режиссер, ее муж Дамир Сидеев, родился и вырос в самой Атне, учился в энергетическом университете. Талантов у него много: он и мероприятия ведет, и сценарии пишет, и картины рисует, а еще у него есть шоу мыльных пузырей. Достаточно обычная многогранность для артиста. Из его последних киноработ — съемки в фильме «Ибн Фадлан» и фантазии на тему биографии актера Азгара Шакирова «Җылак» («Плакса»).

Свеча горит

В «Җылак» снимался и сын Сидеевых Галиаскар. Остальные дети также актерские: Закир — сын Хадиева. Раяз — сын Рафиса Салахутдинова. У Салахутдинова, кстати, есть киноопыт — он снимался в «Простой истории» (из периода, когда «Барс-медиа» занималось кино), а сейчас его знают как режиссера театра кукол в Атне.

Зиннур Хадиев работает в театре уже 14 лет, к примеру, играл бандита Эльбруса в «Мулле». Он из Верхнеуслонского района, до института культуры учился в Арском педагогическом.

Наконец, главного героя играет Айдар Валиев, востребованный в труппе уроженец села Сарай-Чекурча, которое находится в 8 км от Арска.

Из примечательных имен в списке съемочной группы замечаешь Анну Ахтямову. Как художник она работала над недавней картиной Александра Далматова «В мае сорок четвертого» по повести Нурихана Фаттаха и в том же «Ибн Фадлане».

Это фильм о пропавших без вести, то с рваным, то с плавным монтажом. Айдар (Валеев) предлагает героине выйти замуж. А вот он уже стоит в солдатской форме на фоне Атнинского краеведческого музея (недавно мы видели его в картине «Я по тебе скучаю»).

В тесной печурке бьется огонь, героиня зажигает свечу и пишет письмо-стихотворение: «Проснулась, вздрогнув, сказав твое имя, ушла в мысли, сколько во сне сходила с ума, видя твой силуэт». Тихо играет музыка, героиня печалится на поле в телогрейке, садится в лодку под дождем, собирается броситься в воду, но образ мужа ей этого не позволяет.

Зиннур (Хадиев) вот вернулся, играет на крыльце, дети веселятся, а героиня стареет и превращается в старуху. Она исчезнет, а свеча догорит до титров.

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров