Новости раздела

«Сбежавшие, выброшенные, размножившиеся на самовыгуле»

«Сбежавшие, выброшенные, размножившиеся на самовыгуле»
Фото: realnoevremya.ru

Осень — традиционно страшное время для зоозащитников и владельцев приютов, когда они буквально утопают в просьбах приютить бездомных собак и кошек, выброшенных на произвол судьбы наигравшимися хозяевами. В опустевших СНТ остаются сотни кошек и беспомощных котят и никому ненужные собаки, обреченные на мучительную голодную смерть. Порой таких питомцев вывозят на зиму в города и бросают в неизвестных им районах. Кто виноват в сложившейся ситуации, почему в столице богатого Татарстана не хватает приютов и как можно решить эту проблему — в материале «Реального времени».

Более 1,7 тысячи собак в приютах

В Казани достаточно много приютов для бездомных животных — это «Теремок», «Помоги дворняге», «Земля надежды», «Добрая лапа», «Надежда», «Щенячий патруль», «Кот и пес» и мини-приюты «Территория жизни», перечисляет заместитель руководителя исполкома Казани по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты Искандер Гиниятуллин. Все они находятся по надзором Главного управления ветеринарии Кабинета министров Республики Татарстан.

Помимо них в столице работает приют «Зооцентра», в котором содержатся собаки, отловленные по муниципальному контракту, регулирующему численность безнадзорных животных в городе. Отличие «Зооцентра» в том, что в нем собаки не задерживаются, их выпускают в места прежнего обитания, объясняет Гиниятуллин.

— После выполнения предусмотренных контрактом ветеринарных процедур — карантина, стерилизации и вакцинирования — они выпускаются обратно. В приюте остаются собаки, признанные немотивированно агрессивными, — поясняет он.

Отличие «Зооцентра» в том, что в нем собаки не задерживаются, их выпускают в места прежнего обитания, объясняет Гиниятуллин. realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Сегодня в «Зооцентре» 197 собак готовятся к выпуску в естественную среду, и еще 533 собаки находятся на пожизненном содержании из-за немотивированной агрессии. В волонтерских (или частных) приютах, по оценкам Исполкома Казани, проживают более тысячи собак и кошек. Основное отличие их в том, что собаки и кошки живут здесь годами. В таких приютах много травмированных животных, требующих ветеринарного ухода и серьезного лечения.

По словам Искандера Гиниятуллина, за 9 месяцев 2023 года в Казани отловлено 2 910 собак, стерилизовано и кастрировано 2 303, возвращено в естественную среду обитания 1 994 собаки.

Контракты на «Отлов животных без владельцев с территории Казани, транспортировку в приют и возвращение их в среду обитания в 2023 году» и «Содержание и регулирование численности животных без владельцев, отловленных с территории Казани в 2023 году» заключены с ООО «Зооцентр». В целом на эти цели из муниципального бюджета в 2023 году было выделено 30,99 млн рублей.

Основной источник уличных стай — хозяйские животные

«Наша задача — создать условия, чтобы бездомных животных в Казани не было. Для этого ведется большая работа по воспитанию ответственного отношения горожан к вопросу заведения домашних животных, поскольку уже доказано, что основной источник пополнения уличных стай — это хозяйские животные и их потомки, сбежавшие, выброшенные, размножившиеся на самовыгуле», — считает Искандер Гиниятуллин.

За 9 месяцев в Казани отловлено 2 910 собак, стерилизовано и кастрировано 2 303, возвращено в естественную среду обитания 1 994 собаки. realnoevremya.ru/ Максим Платонов

По его словам, в рамках этой воспитательной работы проводятся уроки в детских садах и школах, организовано посещение школьниками приютов, проводятся открытые тренировки с кинологами, в том числе занятия по базовой дрессировке, также созданы кружки начинающих собаководов. Хозяевам собак также предлагается процедура бесплатной стерилизации и вакцинирования.

В парках развивается сеть площадок для выгула собак. Они созданы в парках «Ак Чәчәкләр», им. Урицкого, «Крыльях Советов», им. Тинчурина, «Комсомолец» Горкинско-Ометьевском лесу, парке у ДК им. Саид-Галиева, в «Континенте» и «Светлой долине», на бульваре по ул. Фучика, в парке ЖК «Салават купере».

Сегодня строится площадка для выгула на улице Попова. Вокруг нее, по словам Искандера Гиниятуллина, сформировано местное сообщество собаководов, которое активно участвует в жизни парка и находится в диалоге с парк-менеджерами.

С 2021 года Исполком Казани проводит для горожан благотворительную акцию «Лапа дружбы», которую посетили более пять тысяч гостей. За все время ее существования удалось пристроить 75 собак: 38 — в 2021 году, 21 — в 2022-м и 16 собак в 2023-м. В качестве помощи приюту собрано тысяча кг корма, 190 кг наполнителя для туалетов и 100 упаковок пеленок, а также игрушки, амуниция и лакомства.

За все время действия акции удалось пристроить 75 собак. realnoevremya.ru/Максим Платонов

Виноват каждый из нас

«Каждую осень в санаториях и деревнях, куда люди приезжают только на лето, остается большое количество как взрослых животных, так и щенков и котят. Эта тенденция, по моим наблюдениям, идет на спад, но не искореняется, несмотря на то, что об этой проблеме очень много говорится», — отмечает менеджер по развитию дог-френдли среды в Татарстане Дарья Раек.

— Кто виноват? Конечно, люди и их безответственность. Виноват каждый из нас. Каждый может об этом говорить. Можно распечатать объявления о том, чтобы не оставлять домашних животных на дачах. Кажется, что это ерунда. Но есть ряд людей, которые не способны выстраивать длинные логические цепочки, и, прикармливая котика или собачку в начале лета, они не думают о том, что они будут делать с ними через 4 месяца.

Очень часто люди действуют из позитивных побуждений, просто они не продумывают до конца последствия этих своих позитивных действий. «Говорить о том, что эту проблему должна решать республика или государство, в корне неправильно», — считает Раек.

В основе решения проблемы с безнадзорными животными лежит стерилизация, а не увеличение количества приютов. «Ни один приют не способен решить эту проблему, если не повышается уровень ответственности и осознанности каждого», — уверена Дарья.

Приют, по ее мнению, в целом очень плохая история. «В идеальном обществе не должно быть ни приютов для животных, ни приютов для детей, — говорит она. — Когда в городе есть приют (особенно если он государственный или муниципальный) это очень понижает уровень отвественности людей. Если есть государственный приют, значит, я всегда могу туда принести животное. Мы не можем решить проблему, просто строя приюты, при этом не возвращая людям ответственность. Каждый приют будет захлебываться от количества животных, и ничего хорошего происходить не будет».

Она видит решение проблемы в массовой социальной рекламе, стерилизации и социализации животных. «У нас часто животные оказываются на улице еще и потому, что люди не уделили в щенячестве должного внимания их воспитанию и получили некомфортную собаку, с которой неудобно гулять». Тут же находится решение отвезти ее к родственникам в деревню, где она плодится. «Людям кажется, что они не имеют отношения к толпе бездомных животных, которые живут у них за углом. Но в тот момент, когда они отвезли куда-то в деревню надоевшую собаку или кошку, именно этот момент они стали причиной появления бездомных животных вокруг себя».

«Людям кажется, что они не имеют отношения к толпе бездомных животных, которые живут у них за углом». realnoevremya.ru/Максим Платонов

Социальная реклама сегодня — не самый популярный контент. «Одно дело, когда у нас зоозащитники и ветеринары рассказывают про стерилизацию. Но когда мы видим плакат «Стерилизуй свое животное — не будь причиной появления безнадзорных собак», и там стоит значок мэрии, восприятие ситуации будет другим. Если мне на уровне государства говорят, что это норма и это правильно, тогда, наверное, я задумаюсь, что это действительно нужно. Пока мы говорим об этом как частные лица, глобально на ситуацию мы повлиять не можем».

Круговорот щенков в природе

«Собаки не из воздуха же появляются. Любая бездомная собака, по моему мнению, как человека, уже много лет занимающегося этим вопросом, — это когда-то брошенная домашняя собака. Ее бросили, она 500 раз родила, и у нас появляются новые и новые пометы», — соглашается основательница детского сада для бездомных собак «Щенячий патруль» Светлана Ким.

Она выступает за обязательную общую стерилизацию собак. «Нестерилизованными должны быть только клубные собаки для разведения. Не те, что от черных заводчиков, у которых по 150 собак. А именно клубные собаки, которые рожают в определенное время. Всех остальных в обязательном порядке хозяева должны стерилизовать, Стерилизация должна быть доступной, бесплатной или хотя бы льготной».

— Сколько бы мы щенков не забирали, я всегда говорю, что это не основная проблема. Всегда надо начинать решать проблему с мамы, которая через полгода родит новых щенков, которых некуда будет пристраивать, — объясняет она.

Сегодня ее детский сад для бездомных собак «Щенячий патруль» предоставляет для всех щенков, попавших под ее кураторство, бесплатную стерилизацию. «Мы делаем это за свой счет для того, чтобы потом эти щенки не родили новых щенков и не получился такой круговорот», — говорит Ким.

Важной она считает и работу с детьми в школах и детских садах: «Надо объяснять детям, что выбрасывать домашних животных: ни кошек, ни собак — нельзя. Надо нести ответственность, за тех, кого ты приручил».

Нужна служба спасения животных

«Проблема бездомных животных была, есть и, к сожалению, в нашей стране, наверное, будет, — говорит заместитель председателя общественной организации «Зоозабота» Майя Кренгель. — Занимаясь спасением животных, я понимаю, что часть бездомных — это последствие выгула домашних животных, другая часть — животные, которые жили в семьях и стали не нужны, но большая часть — это те, что родились на улице и из-за отсутствия программы стерилизации размножились в огромном количестве».

Когда мы спасаем животных, у нас не стоит цель спасти только бездомных животных или только домашних, помощь нужна всем, но, естественно, бывшедомашним выживать на улице гораздо сложнее, объясняет Майя.

Пополняют ряды бездомных животных и те, что были оставлены дачниками после летнего сезона. «Это самое страшное, и это какой-то бич, люди берут на лето животных, потом возвращаются в город, а животное остается там нестерилизованное, непривитое, в муках продолжая жить, сбиваясь в страшные стаи (если это касается собак). И на следующее лето дачников встречает уже брошенная стая, которая осталась в живых в результате естественного отбора, когда выживает сильнейший. И тогда уже дачники бьют тревогу, возмущаются и требуют забрать собак», — рассказывает она.

— Куда забрать? Приютов в городе нет. Те приюты, которые есть, это частные приюты, созданные людьми или общественными организациями на собственные средства. И содержат они их собственными силами. Иногда случается так, что животные в этих приютах оказываются заложниками тех людей, которые когда-то взяли их с улицы.

«Смотря на такие приюты, думаешь, что лучше бы животные остались на улице. Да, возможно, это была бы короткая жизнь, но они были свободны, а не закрыты в вольерах без выгула и почти без еды. Вот это самое страшное», — размышляет Майя Кренгель.

Сегодня в Казани нет регламента спасения бездомного животного с улицы и нет службы спасения. «Если бы служба отлова, которая создана в городе, выполняла свою работу так, как прописано, то бездомных животных стало бы меньше», — считает она.

Крутая тачка, крутые часы и крутая порода

Майя Кренгель отмечает и некоторое потребительское отношение к животным в обществе. «Часто их используют как атрибут тщеславия. Нужна крутая тачка, крутые часы. И вот животные тоже входят в этот список. Я не говорю о любителях конкретной породы, которые постоянно берут одну породу, изучают ее, знают ее особенности, ее характер и хотят участвовать в пропаганде этой породы. Я говорю про людей, которым хочется что-то красивенькое. И потом эти животные, к сожалению, также оказываются на улице».

«Находясь в нашем приюте и занимаясь животными, я понимаю, насколько собакам и кошкам важно общение с человеком, насколько они тянутся к человеку и хотят, чтобы их гладили, чтобы только с ним были на прогулке, — рассказывает она. — Собаке важно именно эмоциональное общение с человеком. Без этого животным тяжело. В больших приютах должно быть большое количество людей, которые ухаживают за собаками и кошками. Нужны волонтеры, которые бы приезжали к ним каждый день. И вот это все абсолютно в нашем городе не построено».

Кроме того, в Казани практически нет примеров, когда влиятельные и известные личности города берут животных из приюта. «Я знаю два исключения, и на этом все, — говорит Майя. — В то же время в Москве много звезд поддерживает приюты и участвует в их жизни. И глядя на действия известных и популярных людей, обычные граждане тоже начинают менять отношение к приютским животным».

В Казани практически нет примеров, когда влиятельные и известные личности города берут животных из приюта. realnoevremya.ru/Максим Платонов

«Дорога домой» отменяется?

Как рассказала Майя Кренгель, «Зоозабота» в 27-й раз планирует провести в Казани благотворительную выставку по пристройству в семьи бездомных кошек «Дорога домой». «Это семейное мероприятие, где выставляются кошки из приютов, причем не только из нашего «Теремка» и даже зачастую не из нашего приюта, — пояснила она. — Мы помогаем кураторам пристроить их в семьи. И мы проводили такие выставки в Кремле, в Национальном музее Республики Татарстан, в «Смене», в ЦУМе, в ТЦ «Южный», в ДК «Московский» и на «Казанской ярмарке». И все было хорошо. Но с позапрошлого года проводить это мероприятие стало все сложнее».

С лета этого года «Зоозабота» не может найти помещение для проведения благотворительной выставки кошек. Многие кураторы, у которых есть кошки для пристройства, по словам Майи, очень ждут эту выставку. Некоторые площадки просят аренду, часть заняты, некоторые — неудобны людям. «В те компании, куда мы обращались, у нас везде отказ, — рассказала она. — Поэтому спасать животных в нашем городе становится сложнее, даже несмотря на помощь со стороны руководителя общественного совета проекта «Защита животного мира» в Татарстане Искандера Гиниятуллина. Очень жаль, что администрация города не принимает участие в таких добрых социальных проектах».

Однако радует то, что в самые тяжелые времена в жителях Казани просыпаются теплые чувства, и они готовы активнее помогать приютам: «Мы это ощутили и во времена ковида, и теперь — во время СВО. Людям хочется о ком-то заботиться в это сложное время, и это радует».

Юлия Гараева
ОбществоИнфраструктураАналитика Татарстан

Новости партнеров