Представляем участников Игр БРИКС — 2024 в Казани: сборная ЮАР
Завтра, 21 октября, в ЮАР завершаются Игры БРИКС. Эти старты стали последней проверкой перед куда более глобальными Играми 2024 года в Казани. Этой ретроспективной статьей спортивная редакция «Реального времени» продолжает представлять стран-участниц казанских Игр БРИКС. Джаудат Абдуллин констатирует, что современная Россия крепко сдружилась со страной, с которой Советский Союз не контактировал.
В чем повезло казанскому фигуристу Александру Фадееву
МОК никогда не руководил мировым спортом в полном объеме, поэтому международные федерации профессионального бокса не препятствовали боксерам из ЮАР, и в 1983 году в США появился первый чемпион мира из ЮАР, когда Джерри Кутзее послал в нокаут бывшего чемпиона Майкла Доуска. В 1989 году один из сильнейших бойцов этой страны Джонни де Плуй тоже бился за титул чемпиона мира по версии WBO с легендарным итальянцем Франческо Дамиани. Бой проходил в Италии, в легендарных Сиракузах, и в интернете легко найти его записи.
Знаменитый Джоди Шектер, вместе с братом Яном и еще с десятком автогонщиков, гонял в сериях «Формулы-1» и других сериях. Гольф и регби тоже никогда не чувствовали полной изоляции.
Президент международного союза конькобежцев француз Жак Фавар поспособствовал тому, чтобы во французском Межеве стали проводить юниорские чемпионаты мира по фигурному катанию, на которых в 1976 и 1977 годах участвовали южноафриканские фигуристы. В 1976 году компанию им составили даже фигуристы социалистических стран — Болгарии, Румынии, Югославии, Чехословакии со знаменитым в будущем Йозефом Сабовчиком, наших там не было. В 1977 не было никого из соцстран, а южноафриканская пара Эльга Белк — Гейвин Макферсон завоевала серебряные медали — первые в истории фигурного катания ЮАР, а также последние — других пар-участников просто не было. Но в 1978 году в федерации фигурного катания СССР стукнули кулаком по столу, коньком по льду, и Фавар отыграл обратно, изгнав южноафриканцев. Не произойди этого, и казанец Александр Фадеев остался бы без юниорской бронзы 1979-го и золота ЮЧМ 1980 годов.
Теннис и Вандербильдиха
В марте 1978 года южноафриканцы сыграли в Кубке Дэвиса со сборной США, на кортах Университета Вандербильта в Нэшвилле, штат Тенесси (праправнучка основателя семейства Вандербильтов и, собственно, университета своего имени, Корнелия Вандербильт умерла в 2011 году в возрасте 107 лет, но образ ее бессмертен, благодаря Ильфу и Петрову, увековечившим миллионершу «Вандербильдиху» в своем романе «12 стульев»).
Сразу после тенниса в Теннеси южноафриканцев снова изгнали из числа участников Кубка Дэвиса, уже в следующем апреле. Произошло это при новом президенте международной федерации тенниса Филиппе Шатрие из Франции. Он стал президентом только в 1977 году, до него этот пост занимали, как в армии, — на два года. Шатрие руководил теннисом аж 14 лет, успев изгнать сборную южноафриканцев.
Вместе с мужской командой, покинула состав участников Кубка Федераций и женская дружина, напоследок выйдя в полуфинал этого турнира в 1977 году, когда Советский Союз жестко бойкотировал все турниры с участием ЮАР, и с 1978 года в полуфинале играла уже сборная СССР, ранее игнорировавшая Кубок Федераций. Правда, южноафриканцы не потеряли возможность стартовать на личных турнирах, и, например, в 1981 году их женская пара Розалин Файербанк и Таня Харфорд выиграли Роллан Гаррос. И тогда, и сейчас в ситуации с россиянами и белорусами никто не мог воздействовать ни на АТР, ни на WТА.
Иммигранты и эмигранты
После второго отстранения южноафриканского тенниса от международных соревнований два ведущих южноафриканских теннисиста Йохан Крик и Кевин Каррен уехали в США, чтобы не терять себя на международной арене. Как и футбольное семейство Джорджа, Стива и Роя (будущий игрок сборной США), помимо них Гари Бэйли, Жан-Мишель Даврай (оба в Англию), Ричард Гаф (сборная Шотландия).
С другой стороны, после отказа от политики апартеида в страну приехал экс-рекордсмен мира в метании копья Том Петранофф из США. Его мировой рекорд легко побил Уве Хон из ГДР, но Петранофф продолжал соревноваться еще долго, в 1991 году поменяв место проживания. Он переехал в ЮАР, которую с 1993 года вернули в международное спортивное движение, после отказа от режима апартеида. Петранофф выступал за сборную новой страны, где его сменил Мариус Корбетт, ставший в 22 года чемпионом мира, затем забросивший легкую атлетику ради выступлений в первом дивизионе Кубка Карри по регби.
В последний раз советские и южноафриканские спортсмены участвовали на совместной Олимпиаде 1960 года в Риме, когда их страна носила название ЮАС (до 1961 года страна носила название Южно-Африканский Союз, будучи членом Британского содружества). Кстати, если тогда они еще поехали, то в Токио 1964 года уже не смогли. Последней каплей для изоляции страны стало исключение темнокожих спортсменов из олимпийского состава, на котором настоял министр иностранных дел Йоханнес де Клерк.
Кстати, южноафриканские спортсменки вполне легитимно принимали участие в московской Олимпиаде 1980 года. Представляли они женскую сборную Зимбабве по хоккею на траве, поскольку два ее игрока Антеа Стюарт и Сэнди Чик ранее выступали за сборную ЮАР, во время, когда страна находилась в политической и спортивной изоляции. Как экс-южноафриканки были допущены до сборной Зимбабве, так и остается загадкой, как и то, что у Сэнди Чик в сборной была сестра-близняшка, только ее звали Соня Робертсон.
«Хопер-Инвест» просто отличная компания. От других»
Возвращение ЮАР в число участников шахматных Олимпиад состоялось в 1992 году на Филиппинах, родине президента ФИДЕ Флоренсио Кампоманеса, а уже через два года соревнования должны были принимать греческие Салоники, ранее бывшие хозяевами Олимпиад 1984 и 1966 годов. Но что-то у них не срослось, там еще Бах подсуетился и Олимпиада была перенесена в Москву. Бах — не немец Томас, а рижанин Александр Бах, ранее исполнительный директор шахматной федерации СССР.
Но тут надо напомнить, что 5 декабря того года Анатолий Чубайс был назначен первым заместителем председателя правительства, а с 14-го декабря на пресс-конференции он раскритиковал инвестиционную компанию «Хопер-Инвест», спонсировавшую первые международные соревнования, проведенные в России, — шахматную Олимпиаду. Она закончилась 17 декабря, но к тому времени финансовая пирамида «Хопра» лопнула, прекратив выплаты своим вкладчикам, задолжав им порядка 500 миллиардов рублей (500 миллионов рублей после деноминации).
Небольшая часть из этих денег была потрачена на проведение шахматной Олимпиады, в которой, среди прочих, участвовала и ЮАР, к тому времени уже отменившая политику апартеида. Любопытно, что сделал это президент Фредерик де Клерк, который ранее выпустил из тюрьмы Нельсона Манделу. Его отец Йоханнес де Клерк, тот самый министр иностранных дел, который запретил формировать сборные страны цветными спортсменами в 1962 году, после чего ЮАР была официально отстранена от международных соревнований на 30 лет.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.