Новости раздела

​Евгений Шипилов, «Газета.ру»: «Интернет-редакция – постоянное движение, это невозможно остановить»

В жаркую субботу 16 апреля в Казани с журналистами и интересующимися встретился первый заместитель главного редактора «Газеты.ру» Евгений Шипилов. За полтора часа удалось поговорить об устройстве самой редакции «Газеты», о вариантах привлечения аудитории и немного о трендах. Главный тезис этого вечера: если вы работаете или собираетесь устраиваться в интернет-издание, готовьтесь много впахивать и постоянно пробовать что-то новое. Иначе вы проиграете коллегам-конкурентам.

«Газета.ру» через замочную скважину

Работа внутри делится на три основных направления. Первое – новости. В этом отделе посменно работают 12 человек, которые выпускают новости 24 часа семь дней в неделю. Ежедневно на сайте выходит около 400 новостей. Норма одного сотрудника отдела – 35 новостей за смену. Для примера, зачастую у некоторых региональных ресурсов нет такого объема в сутки.

Благодаря агрегатору «Яндекс.Новости» в российских СМИ появилась плохая тенденция отслеживать его тренды и писать заметки по одной теме, считает Шипилов: «Все делают какие-то простейшие новостные заголовки, переставляют слова – создается огромное количество информации, но практически вся она повторяется. На мой взгляд, важно кроме новостей создавать собственные эксклюзивные материалы. Тот контент, которого нет ни у кого».

Работа над собственными материалами – это второе направление «Газеты.ру». Тексты издания Шипилов назвал тем, что делает лицо СМИ. В пример он привел старую редакцию «Лента.ру» под руководством Галины Тимченко. Они начали греметь на всю страну благодаря отделу спецкоров, который выдавал тексты на злободневные темы.

Третье направление – мультимедийное. К нему относится и видео, и фото, и инфографика, хотя и этим сейчас занимаются практически все. Поэтому для того, чтобы удивить читателя и заманить к себе, нужно постараться. «Сталкиваемся с тем, что чем проще инфографика, тем она более востребована. Чем она сложнее, чем там больше элементов, тем больше это имиджевая история», — добавил спикер.

Я не понимаю, как в современном мире интернет-редакция может не работать в выходные. Интернет-редакция – это постоянное движение, это невозможно остановить

Всего в редакции «Газеты.ру» 100-120 человек. При этом на творческий коллектив приходится 60-80 человек. Вся редакция работает в режиме 24 часа семь дней в неделю. «Я не понимаю, как в современном мире интернет-редакция может не работать в выходные, — заметил Шипилов. — Интернет-редакция – это постоянное движение, это невозможно остановить. Из-за этого, кстати, очень большая текучка. Потому что кто-то просто не успевает, не выдерживает этого темпа. Объемы работы чудовищные».

Борьба за читателя

По словам гостя, «Газету.ру» читают не только в России, но и русскоязычное население Европы, в странах бывшего СССР, соотечественники в США. На выходных размер аудитории также существенно не падает. Он, скорее, перетекает из десктопного варианта захода на сайт в мобильные устройства.

При этом целевую аудиторию «Газеты.ру» сейчас выделить достаточно сложно. Она «размытая», потому что издание читают люди в возрасте от 16 до 60. Связано это в том числе и с количеством тем и направлений, которые охватывает издание. Хоть основной упор все равно делается на политику, бизнес и экономику, но от спорта и лайфстайла никуда не уйдешь.

В попытке расширить контент «Газета.ру» начала писать тексты о телевидении, о сериалах, популярных телепроектах. «У нас есть проект «Секрет успеха». Недавно мы в нем делали выпуск с Егором Кридом [певец, – прим. ред.]. Когда один из отделов анонсировал — «Секрет успеха», Егор Крид, — у них спрашивали: «А кто это?» Когда Егор Крид у себя в Instagram анонсировал участие в нашем проекте, он упоминал «Газету.ру», и у него в комментариях писали: «А что это за «Газета.ру»?»

Они нас не знают, но мы не хотим эту аудиторию отбрасывать. Они ведь тоже активны в интернете, поэтому пытаемся их привлечь».

Тихая война за лайки

Если в Казани СМИ обычно ищут эсэмэмщика на стороне, специально нанимают человека, который должен ориентироваться в механике площадок, то в «Газете.ру» SMM отдали на откуп четырем новостникам. Однажды им стало тесновато в новостном отделе, они захотели развивать сайт через соцсети.

В соцсетях постоянно нужно пробовать что-то новое. Но также нужно помнить, что соцсети тоже меняют свои правила

Иногда редакция делает и небольшой контент специально, чтобы запостить в соцсети со ссылкой. К таким относятся фоторепортажи к памятным датам: «Бильд-редактору работы на 5 минут, а свои 50 тыс. просмотров он соберет», — отметил Шипилов. К тому же памятные даты, как дни рождения известных личностей, повторяются каждый год.

«В соцсетях постоянно нужно пробовать что-то новое. Но также нужно помнить, что соцсети тоже меняют свои правила. Сегодня мы накапливаем свою аудиторию, а завтра тот же Facebook меняет правила выдачи новостей в ленте. В любой момент эти правила игры могут измениться».

Затронул Шипилов и политику агрессивного привлечения читателей, когда пользователь заходит на сайт, страницу закрывает баннер «Подпишитесь на нас», и пока человек не зафолловит страницу СМИ во «ВКонтакте» или Facebook, прочитать текст он не сможет. Наверное, это неправильно, говорит Шипилов, но сейчас очень сложно заставить человека лишний раз лайкнуть какой-то пост или подписаться на какую-то группу. Так что свои плюсы в этой методике есть.

Немного трендов в вашу ленту

Говорить о СМИ и не обсудить тренды было бы неправильным. И логично, что разговор начался с мессенджера Telegram, его чатов и ботов. «Еще в прошлом году мы даже не обсуждали, что может быть какая-то дополнительная история, что в эсэмэсках можно привлечь какую-то еще аудиторию. Но уже сейчас СМИ начинают создавать свои группы, чаты, боты в Telegram», — заметил Шипилов.

У «Газеты.ру» Telegram еще нет, но редакция думает его заводить. О планах Facebook Messenger запустить аналогичные боты Шипилов тоже слышал, но пока что эту тему не изучал.

Еще один тренд, в который «Газета.ру» вписаться не успела, стали push-уведомления. Это тоже можно считать агрессивным продвижением, особенно когда сайт начинает присылать «пуши», не спрашивая разрешения пользователя. Шипилов с сожалением пояснил, что «Газета.ру» упустила время запуска таких уведомлений из-за внутренних переделок. Отказываться от этой опции редакция не намерена и собирается запустить в ближайшее время.

На мой взгляд, важно кроме новостей создавать собственные эксклюзивные материалы. Тот контент, которого нет ни у кого

Также выяснилось, что федеральные коллеги прогнозируют рост популярности онлайн-видеотрансляции. «Мне кажется, действительно есть перспективы у этого, именно у стриминговых трансляций», — считает Шипилов. По его мнению, аудиторию смогут собрать только отдельные такие проекты: «Сейчас обсуждается популярность стриминговых трансляций, таких как Periscope. Смотрим в этом направлении. Я не исключаю, что в ближайшее время будем это практиковать, пробовать. По крайней мере потестировать это точно нужно».

Под вопросом необходимость делать текстовые онлайны, считает московский гость. С одной стороны, если речь идет об онлайне с пресс-конференции Путина, то его сделают все. А вот спортивные текстовые трансляции, как ни странно, аудитории интересны. Некоторые спортивные болельщики так привыкают читать текстовые трансляции матчей, что предпочитают их обычному эфиру.

Юлия Красникова, фото vk.com/kazanspace

Новости партнеров