Новости раздела

«Набьют шишки — и станут предпринимателями»: в России бум студенческих стартапов

1,5 млрд рублей выделят регионам — на бизнесы при университетах

«Набьют шишки — и станут предпринимателями»: в России бум студенческих стартапов
Фото: Коллаж Никиты Коновальцева

В 2022 году в России стартовала программа «Студенческий стартап». В этом году ее бюджет вырос на полмиллиарда: 1,5 тысячи победителей получат грант в размере 1 млн рублей на развитие своего бизнеса. Татарстан сейчас на втором месте после Москвы по количеству созданных студенческих стартапов. Сколько студенческих проектов в итоге превратятся в реальный бизнес, а какой процент канет в Лету, можно ли таким способом вырастить единорогов и решить проблемы импортозамещения, а также займут ли студенты новые ниши в экономике — в обзоре аналитической службы «Реального времени».

Миллионы на старт для умников

До конца января стартует третья очередь программы «Студенческий стартап», организованной Фондом содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». В 2023 году на грант в 1 млн рублей смогут рассчитывать уже 1,5 тысячи российских студентов, рассказали «Реальному времени» в пресс-службе Фонда.

На первые две очереди программы, которая стартовала в 2022 году, подали заявки студенты из 78 регионов России. Тогда на поддержку тысячи проектов был выделен 1 млрд рублей. Татарстан вошел в топ-10 наиболее активных субъектов, уступив первое место только Москве: республиканские стартапы привлекли 113 млн рублей.

Топ-10 регионов России по количеству победителей конкурса «Студенческий стартап»

Регион

Количество стартапов

1

Москва

181

2

Татарстан Республика

113

3

Санкт-Петербург

104

4

Томская область

59

5

Башкортостан

46

6

Новосибирская область

46

7

Ростовская область

41

8

Ставропольский край

27

9

Свердловская область

19

10

Челябинская область

17

Данные Фонда содействия инновациям

Основным требованием к заявителям в этом году остается их статус учащихся вузов (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура). Главное условие для проекта — он должен базироваться на идее, основанной на собственных разработках и исследованиях студента или на существующих разработках, содержащих интеллектуальный вклад заявителя, пояснили в пресс-службе фонда.

Финансирование смогут получить проекты в сфере цифровых технологий, медицине, химических технологиях, в сфере создания новых приборов и интеллектуальных производственных технологий, биотехнологий, в ресурсосберегающей энергетике и креативных индустриях. Особое внимание — стартапам в микроэлектронике, медицине и импортозамещении технологий.

Следующим шагом победителей программы «Студенческий стартап» станет подача заявки на конкурс «Старт-1», говорят в Фонде содействия инновациям. Программа «Старт» поддерживает создание новых или уже существующих малых инновационных предприятий. Она рассчитана на два этапа: на первой стадии ее участники получают до 3 млн рублей, а на второй — до 7 млн. Затем у молодых предпринимателей появится возможность заявиться на конкурс «Бизнес-старт», где грант составляет уже 10 млн рублей.

Особое внимание — стартапам в микроэлектронике, медицине и импортозамещении технологий. Фото: Максим Платонов

30 тысяч технологических предпринимателей к 2030 году

«Сегодня в Татарстане созданы акселерационные программы поддержки проектных команд и студенческих инициатив в восьми вузах: КФУ, КГЭУ, КГМУ, Университете Иннополис, КИУ, КазГИКе, АГНИ и ТИСБИ, — рассказал «Реальному времени» председатель совета Ассоциации содействия цифровому развитию Рифкат Минниханов, — Подготовлено 608 стартап-проектов, обучение прошли около 3 тысяч студентов и аспирантов. Эти результаты будут хорошим заделом для участия вузов в третьем этапе конкурса «Студенческий стартап».

В Университете Иннополис с 2021 года при грантовой поддержке Росмолодежи работает акселератор StartupHouse, напомнил он. В 2022 году он продолжил работу уже в рамках «Платформы университетского технологического предпринимательства». Программу за время работы акселератора прошли 150 стартапов и 840 участников из более 75 вузов РФ.

«Программа «Студенческий стартап» призвана к 2030 году вывести в экономику из университетов 30 тысяч технологических предпринимателей. Республика хорошо прошла первые две волны конкурса, заняв призовое место, — отметил он. — С каждым годом эта программа будет набирать обороты, поэтому важно правильно организовать работу по поддержке стартапов».

Наибольший процент стартапов (39%) сегодня составляют проекты в области интеллектуальных производственных и цифровых технологий. В тройку лидеров по заявкам в Татарстане вошли КФУ, КНИТУ и КАИ.

«А вот по Университету Иннополис, который является межотраслевым и межвузовским федеральным интегратором по различным проектам, хотелось бы усилить работу», — подчеркнул Рифкат Минниханов. Также усилиться надо и ИТ-парку, который начал работу со студенческими стартапами задолго до начала действия федеральной программы. «Резидентами бизнес-инкубатора ИТ-парка в период с 2011 по 2022 год стали более 50 студенческих стартап-проектов. В новых реалиях это крайне мало, — считает Минниханов. — Речь идет о тысячах подлежащих реализации стартапов до 2030 года».

Подготовку студенческих заявок к третьей волне конкурса хотят изменить. Схема сотрудничества будет такой: технологические предприниматели-партнеры сформируют бизнес-идеи, используя компетенции университетов. «Эти идеи по отраслевому принципу будут сгруппированы и поступят в министерства для координации деятельности предприятий и вузов. Уже готовый запрос на подготовку стартап-проектов попадет в вузы для дальнейшей реализации», — рассказал Рифкат Минниханов. Для координации работы планируется запустить платформенное решение Projects от Университета 2035 (Сколково) и программу для работы внутри команды YouGile.

14 февраля запланирована встреча президента Татарстана Рустама Минниханова с участниками Ассоциации содействия цифровому развитию, представителями предприятий, региональных институтов инновационного развития и министерств для знакомства с победителями и выработки дальнейших мер их поддержки.

Татарстан, по мнению главы Ассоциации, еще не задействовал все свои наработки и возможности. «Предстоит многое сделать по раскрытию предпринимательского потенциала молодежи и подготовке профессионалов в области технологического предпринимательства», — резюмировал он.

«Если только одна-две компании из этой тысячи вырастут, это будет успех»

Студент КГАСУ Дмитрий Ерохин разработал новый материал — напряженный фиброармированный полимербетон. Его внедрение позволит в короткие сроки продвинуть на строительный рынок изделия, которые помогут уменьшить затраты на строительство и содержание несущих конструкций.

«Привычный нам бетон — это цементное вяжущее и наполнители, например, песок и щебень, а в полимербетоне в качестве вяжущего выступает не цемент с водой, а полимер — например, полиэфирная смола. Мы спроектировали состав полимербетонной смеси, которую мы используем для изготовления наших изделий», — рассказал о технологии производства стартапер.

«Ранее я уже выигрывал грант по программе Фонда содействия инноваций «Умник», по которой дают полмиллиона рублей на научные исследования продукта, — рассказал Дмитрий. — И в 2022 году я подал новую заявку на первую очередь «Студенческого стартапа». В первую очередь, к сожалению, у меня пройти не получилось, хотя жюри очного испытания оценило меня высоко. Когда я спросил, по каким критериям мне необходимо изменить работу, мне порекомендовали поглубже изучить конъюнктуру рынка. Я это сделал, и мне удалось получить грант во второй очереди программы».

Программа, по оценкам Дмитрия Ерохина, отличная, поскольку такого прецедента раньше не было. Программы «Умник» и «Старт-1» направлены на создание продукта и его научное исследование, а «Студенческий стартап» поддерживает именно предпринимательское направление.

«Сейчас я создаю ООО, моя компания будет называться «Профиль-ПолиКом». Первый этап мы завершаем в течение трех месяцев после подписания договора с Фондом. Календарный план по этапам работ мы пишем себе сами, нам его только утверждают. И на втором этапе мы создаем MVP продукта. У кого-то это приложение, у меня в качестве MVP продукта будет пролетное строение мостового сооружения, которое я поставлю на территории вуза. Это будет демонстрацией моего продукта. Необходимо менять мнение строителей о новых полимерных материалах, потому что строители на самом деле не очень любят новшества, а отдают предпочтение проверенным материалам. Мы сможем продемонстрировать, что такое изделие действительно работает.

Меня очень сильно удивило, насколько нами, тысячей стартаперов, занялись: в Татарстане Дом предпринимателя сделал нам наставническую программу, нас прикрепили к министерствам и крупным предприятиям, к которым мы можем обратиться за помощью, — признался стартапер. — Я очень близко работаю с Министерством транспорта и дорожного хозяйства. Они помогают с поиском помещения для производства и помогли с первым заказчиком — я буду изготавливать для внедрения 20 полимербетонных лотков на автомобильную дорогу, для «Главтатдортранса».

После разработки MVP продукта Дмитрий планирует подать заявку на участие в программе «Старт-1», где можно получить до 3 млн рублей на автоматизацию производства.

«Не так давно в Москве был форум. Там заслушали 50 лучших стартапов из тысячи победителей. Мне удалось попасть в топ-10, — рассказал Дмитрий. — Все ребята горят своими идеями. Это очень классно, что именно студентам, которые пока не имеют материальных средств, но могут создать хорошие идеи, дают гранты на проверку их гипотез. И даже если только одна-две компании из этой тысячи вырастут до федерального уровня, это будет успех».

Эмиль Харисов, CEO стартапа FanIsFun — платформы, где спортивные фанаты могут общаться со своими клубами и кумирами, просматривать эксклюзивный контент, созваниваться по видеочату и участвовать в онлайн и оффлайн мероприятиях, также сейчас разрабатывает MVP проект.

«Сейчас деньги направляются на разработку и создание приложения и на инфраструктуру ведения бизнеса — бухгалтерию и аренду коворкинга, — рассказал стартапер. — Надо выполнить все по календарному плану, открыть ООО и составить бизнес-план. Проще говоря, запустить свой стартап и довести задачи, указанные в заявке, до конца».

«Cистема поддержки стартапов в Татарстане заслуживает огромного уважения, — считает Эмиль. — Лично в моем случае за мной закрепили Министерство цифровизации для поддержки проекта и человека, благодаря которому мне получилось организовать переговоры с клубами».

Мария Бугрова из Казанского государственного медицинского университета разработала универсальный стоматологический тренажер из медицинского силикона для лечения мышечных расстройств височно-нижнечелюстных суставов.

«Мой проект сейчас находится на стадии создания ООО, — рассказала она. — Идея в том, что тренажер будет универсальным. Сейчас есть классическое лечение с помощью кап, которые изготавливаются строго индивидуально под клиническую ситуацию. Здесь же, наоборот, тренажер будет полностью подходить любому взрослому человеку. Такой была задумка — удешевить и упростить технологию лечения.

Тренажер поможет бороться, например, с таким заболеванием, как бруксизм, когда происходит сильное сжатие челюстей, особенно в ночной период, из-за того, что мышцы сильно перенапряжены. Также он может быть использован после различных операций, например, после удаления зубов мудрости», — пояснила автор проекта.

По ее словам, у стартапа уже есть первый партнер — отделение челюстно-лицевой хирургии горбольницы №7. В дальнейшем Мария рассчитывает продвигать свой продукт через различные стоматологические поликлиники.

«Если бы не эта программа, я бы вряд ли запустила стартап сама. А так все получилось — закрутилось и завертелось. Я бы каждому студенту посоветовала ее пройти. Сначала, честно говоря, было очень трудно, потому что я, например, никогда не вела бизнес», — поделилась стартапер.

«Из студенческих стартапов могут вырасти сильные компании»

«Опыт показал, что из студенческих стартапов могут вырасти сильные компании: «ВКонтакте» создана студентом СпБГУ Павлом Дуровым, Skyeng — Георгием Соловьевым из МФТИ, платформа Miro Андреем Хусидом из НИУ ВШЭ, — привел примеры основатель суперсервиса «Студент РТ», СЕО в ООО «Пич Лайн» Ильнур Хазипов. — В качестве татарстанского примера могу назвать Кевина Ханда, сооснователя и технического директора KazanExpress, который, по сути, начинал, будучи студентом Иннополиса. Конкуренция действительно растет и будет расти, но я абсолютно уверен, что из тысячи победителей может родиться как минимум хотя бы один единорог и более 50 крепких компаний. Главное помнить, что залог любого хорошего продукта не в том, чтобы сделать 10 раз правильно, а в том, чтобы сделать один раз, но вовремя.

Я знаю несколько проектов, которые обошлись без грантовой программы, один из них — студента Иннополиса Юрия Зарубина, фаундера и СЕО аудиодейтинга TalkNow (привлек первые инвестиции благодаря бывшему министру связи РФ Николаю Никифорову). Там и продукт уже на полном ходу, и инвестиции у ребят уже далеко не студенческие, — добавил он.

Программа «Студенческий стартап» — настоящий прорыв в части централизованного финансирования студенческих продуктов: долгое время у студентов были лишь мелкие локальные грантовые каналы, которые зачастую не подходили к формату проектов. Молодежь отчаянно добивалась финансирования своих стартапов со стороны Росмола, но все время попадала в «грантовую френдзону», потому что их идеи не подходили по формату».

Минусов у программы, по его мнению, не так много. «Студенты неправильно формируют проблематику стартапов, считают, что их продукт инновационный и у него нет конкурентов, практически всегда пренебрегая CustDev-ом, что напрямую понижает качество заявок. Также у них отсутствует опыт работы с юридическим лицом. По условиям конкурса, победители обязаны создавать ООО для реализации деятельности. Однако многие на момент подачи заявки даже не представляют, сколько за этим последует ответственности, — перечисляет он. — Есть также такой фактор, как вмешательство в работу научных сотрудников. Знаю лично как минимум четыре проекта, авторами которых являются опытные университетские сотрудники, которые подали свои проекты через студентов для получения финансирования. А также есть случаи, когда студент приходил за консультацией по своей идее, а научный руководитель перекраивал ее в «свое русло».

Деньги можно было вложить эффективнее

«Один из тысячи студенческих стартапов, может быть, и станет реальным бизнесом, но вопрос, насколько нам достаточна такая конверсия, — размышляет Александр Борисов, руководитель первой в Татарстане «Университетской стартап-студии», созданной по федеральной программе при поддержке КАМАЗа, Инвестиционно-венчурного фонда РТ и консорциума университетов при КФУ. — Важно понимать, что 1 млн рублей — это деньги предпосевные, и вкладываются они не в конкретные стартапы, а во взращивание предпринимательской компетенции».

По мнению Борисова, их, конечно, можно было вложить и эффективнее: «Студенты пока не знают, как этими деньгами пользоваться. Но это тоже большой плюс, когда человек понимает, что такое предпринимательство и с чем его едят. И даже элементарно то, что ошибаться — это нормально. Фактически, эти предпосевные деньги вкладываются в будущих предпринимателей, чтобы у них появилась смелость ошибаться, падать, вставать и снова идти дальше», — говорит Борисов.

Однако, если бы финансирование шло через университетскую стартап-студию, работа, по его мнению, была бы эффективнее. Всего в России в прошлом году создали 19 таких студий, также в рамках федеральной программы «Платформа университетского технологического предпринимательства».

«Стартап-студия — это не венчурный фонд, не акселератор и не инкубатор. Она действует на три шага раньше: сама определяет рынок и собирает команду под проверку гипотезы и реализацию проекта. Мы анализируем рынки на предмет того, где может быть потенциал, — пояснил он миссию созданной структуры. — Команда стартап-студии — это опытные предприниматели, немного где-то даже сбитые летчики, которые уже один раз обожглись. Мы опираемся и на университетский потенциал — энтузиазм студентов и научный бэкграунд преподавателей, аспирантов и научного сообщества».

Студия помогает избежать многих детских болезней стартапов и увеличить конверсию студенческих проектов в бизнесы. При этом проекты становятся уже не студенческими, а студийными: основным бенефициаром, который в дальнейшем ведет все переговоры с потенциальными инвесторами, становится стартап-студия, а студенты и научные сотрудники получают опционы в компаниях, но не компанию целиком.

Сегодня татарстанская стартап-студия фокусируется на сферах транспортной логистики (сюда же входит доставка продуктов), HR-области и автоматизации управления людьми и на образовательных технологиях.

«В «Алисе в стране чудес» есть замечательная фраза: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил. Чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее», — говорит Борисов. — Вот у нас ровно такая ситуация: 31 декабря у нас поступили деньги на расчетные счета, но при этом уже в декабре у нас поданы на регистрацию первые две дочерние компании. И первые два проекта у нас уже реализуются. При этом на этой неделе мы вынесем на наш инвестиционный комитет следующий пул проектов».

«Одна из первых гипотез, которую сейчас проверяет стартап-студия — это автомобильные шины по подписке. Мы изменяем саму модель потребления. У нас появляется система подписки, система контроля уровня воздуха в шинах и система мониторинга. В случае коммерческих перевозок водители очень часто не контролируют показатель уровня воздуха в шинах, что приводит к быстрому износу комплектующих, — рассказал Борисов. — И второй стартап — это создание мини-зарядок для электротранспорта. Стационарными зарядными станциями уже никого не удивишь. У наших вузов есть идеи, как сделать легкие транспортируемые аккумуляторы. И на базе них есть желание проверить потенциальный рынок быстрых мобильных зарядных станций».

Фото: Ринат Назметдинов

Между индустрией и научным сообществом сегодня нет диалога

Диас Сафин, генеральный директор технопарка «Идея», считает, что сегодня в целом надо повысить уровень доверия между индустрией и научным сообществом. «Это доверие было утеряно из-за множества факторов. Необходимо переформатировать в научных учреждениях подходы к работе с индустриальными партнерами — индустрия сегодня ждет конкретный результат за адекватные деньги, — считает гендиректор технопарка. — Промышленным предприятиям также необходимо пересмотреть взаимоотношения с образовательными учреждениями, определить у себя ответственное лицо за взаимодействие с научным сообществом, с четкими KPI».

Сафин уверен, что технопарк «Идея» может стать площадкой для построения диалога между индустрией и научным сообществом, тем более что опыт такого взаимодействия уже имеется: есть договоренности как с вузами, так и налаженные контакты с промышленными предприятиями Татарстана.

«Программа «Студенческий стартап» в 2022 году реализовывалась в Татарстане на базе нашего технопарка. И мы видели большой интерес со стороны вузов и студенческого сообщества: только в первую волну была подана 401 заявка, экспертизу прошли 364 проекта. 81 проект стал победителем. Наибольшее количество заявок поступило от КФУ (140) и КНИТУ-КАИ (60). На третьем месте — КГЭУ (36). Вторая волна была не менее популярна: активно включились и КНИТУ (КХТИ) и КГАСУ, — рассказал глава технопарка. — Сейчас оператором программы в республике выступает Фонд поддержки предпринимательства, с которым мы достигли договоренности о всесторонней поддержке проектной деятельности студентов. Мы готовы в качестве экспертов участвовать в процессе защиты проектов, а также помогать их продвижению в реальный сектор».

Почти точно бизнеса не получится

«Лучшими предпринимателями, вопреки расхожим суждениям, становятся люди в возрасте 40+. Когда уже все хорошо с execution, не перетягивают внимание семья и дети, налажены связи, есть глубокий предметный опыт, — отметил бывший основатель молодежного бизнес-клуба «Навигатор», экс-руководитель проектов бизнес-инкубаторов казанского и челнинского ИТ-парков, сооснователь компании «Спутник». — Но чтобы в 40+, да и в любом возрасте, запустить новый бизнес, надо, наверное, иметь соответствующее мышление и навыки. Характер мышления закладывается в детстве, а навыки получают на практике».

Поддержка школьного и студенческого, шире — молодежного предпринимательства выглядит вполне логично. И мышление меняет, и навыки дает. С точки зрения государства она делается подобно поддержке науки. Нет цели из каждого зернышка получить растение, из каждого поддержанного грантом проекта — бизнес, из каждого исследования — изобретение. Но если широко раскидать, то и результат будет хороший.

В масштабах государства 1,5 млрд рублей — относительно небольшие деньги, которые через налоговые механизмы почти полностью вернутся в казну, говорит бизнесмен.

«Участник программы получает возможность «в песочнице» безопасно попробовать предпринимательство. Почти точно бизнеса не получится, но человек будет гораздо более готов через некоторое время создать что-то новое и вернуть долг экономике», — убежден сооснователь компании «Спутник».

«Станет ли от подобных программ больше предпринимателей? Определенно да. Намного ли больше? Вряд ли, потому что влияют и экономические факторы, и много людей не склонны к предпринимательству ни под каким соусом, — говорит он. — Станут ли потенциальные предприниматели более опытными от подобных программ? Да, и шансы на их успех и на конкурентоспособность нашей экономики на мировых рынках определенно вырастают».

Юлия Гараева
Аналитика БашкортостанТатарстан

Новости партнеров

комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 26 янв
    Удачи и успехов!
    Очередная попытка интеграции образования, науки и промышленности.
    Этим делом очень эффективно занимался профессор А.М.Зайцев, создавший в 1890 г. Казанское промышленное училище, выпускники которого участвовали в создании многих инноваций.


    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Где то с 2011 активно занимаются стартапами в Ит Парке еще. Потом Иннополис вроде как подключился. Вообще есть статистика сколько проектов в итоге реализовалось и не заглохло по истечении 2-х лет после открытия?
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Работой ИТ-парка и Иннополиса не очень довольны по студстартапам
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    студенты должны учиться а не стартапы делать
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    а дальше что? идти и работать 24 на 7 за 30 тысяч рублей в месяц?)
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Согласен.
    Но студенты должны участвовать в стартапах.

    Профессорско-преподавательский состав должен учить.
    Но тоже должен участвовать в стартапах.
    Ни у добросовестных студентов, ни тем более у добросовестных преподавателей нет свободного времени для организации стартапа.
    Если стартап не для "галочки", то это сложная и напряженная работа, требующая огромного количества сил и времени.
    Но тогда возникает вопрос, кто же должен быть "локомотивом" в создании, продвижении стартапа, на кого основная работа должна лечь - студенты и преподаватели в стартапе только помощники, в лучшем случае.
    В других странах, насколько я знаю, стартапы делают, завершают их или выпускники университетов, решившие пойти в бизнес, или преподаватели, которые уверовали, что их научная, лабораторная разработка принесет прибыль гораздо больше, чем их зарплата в вузе, и уволившиеся из университета и посвяившие все силы и время продвижению своего стартапа.
    Примеров ни того, ни другого я не знаю.
    Может просто журналисты не рассказывают?
    Скрывают?
    Когда студентам и профессорам заниматься стартапами, у них нет свободного времени по определению, ночью, после учебы и преподавания?
    Или они что перестают учиться и преподавать?
    Кстати, в Императорском Казанском университете профессорам было официально запрещено заниматься внедрением своих научных, лабораторных открытий в промышленность.
    Тем не менее, каким-то чудесным образом научные, лабораторные открытия, например, знаменитой Казанской химической школы быстро внедрялись в промышленность по все России.
    Как, каким образом?
    Ответив на эти простые вопросы можно будет надеяться, что хотя бы один из 10 тысяч стартапов дойдет до промышленности, до бизнеса и принесет прибыль.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Ну так ведь уже есть примеры, когда студенты создали стартап. Ведь реальная учеба должна быть подготовкой к дальнейшей жизни. А дальнейшая жизнь - это у кого-то именно бизнеса. Да, будут те, кто останутся в науке. Им, возможно, не интересно создавать стартап. Но часть студентов вполне может уже в вузе подготовиться быть технологическими предпринимателями. Другое дело, что их менторами должны быть не аспиранты, а реальный бизнес.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Примеры успешных студенческих стартапов привести можете?
    Студенты бросили учебу, как Билл Гейтс, и стали миллиардерами?
    Долларовыми, как бывший преподаватель "научного коммунизма"?
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    стартап несовсем студенческий, но "молодой" - Скиллбокс
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    В статье вот есть - Кевин Ханда. Учебу не бросил. Сооснователь Kazan Express. На заре в этот стартап никто не верил, говорили: «У нас уже есть Озон, Алиэкспресс и другие». Сейчас они собираются строить город электронной торговли в Верхнем Услоне.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    И не обязательно студенту сразу становится долларовым миллиардером. Так бывает только в сказках
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Понял.
    Спасибо за примеры.
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Стартапов много, НО почему то это не влечет за собой рост экономики России
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    мировая экономика тоже падает
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    потому что запад у нас все отбирает
    Ответить
  • Анонимно 30 янв
    Результаты отличные:
    1. В технопарке Идея новая табличка центр реинжиниринга.
    2. В технопарке Навигатор Кампус открылся рыболовный магазин.
    3. Про открытие нового it-парка и снятие команды все в курсе.

    Алга
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии