Новости раздела

Казанские топ-менеджеры «Натур Продукта» стали жертвами корпоративной войны?

Старт «дела фармацевтов» по хищению 160 млн рублей вскрыл закупку 670 тыс. вешалок и шкафов по 1,5 рубля за штуку

Казанские топ-менеджеры «Натур Продукта» стали жертвами корпоративной войны?
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Вахитовский райсуд Казани приступил к рассмотрению громкого уголовного дела против топ-менеджеров зарубежного фармацевтического гиганта — «Натур продукт». Так, на скамье подсудимых оказались экс-директор казанского ООО «НП-Логистика» Ирина Захарова и ее брат — совладелец и бывший гендиректор фармацевтической компании ЗАО «Натур Продукт Интернэшнл» Владимир Поляков. Их отставка в связи с утратой доверия в 2011 году обернулась массовыми увольнениями ведущих специалистов и фактически парализовала работу предприятия. Сами уволенные и обвиненные в хищении 160 млн рублей из оборота компании в суде попытались представить себя жертвами.

Ворота новому начальству охрана не открыла

Бывшие топ-менеджеры фармхолдинга ныне занимают весьма скромные места в обществе: она пенсионерка, он частный предприниматель. На скамье подсудимых оба чувствовали себя весьма уверенно. Четко и вежливо отвечали на вопросы суда, не нервничали и не прятались от фотокамер. В руках держали домашние заготовки — выжимки из показаний ключевых свидетелей по делу. Одну из таких папочек пустили в ход, когда суд предоставил слово бывшему начальнику службы безопасности «Бахетле» Сергею Индерейкину, который в этом деле стал представителем потерпевшей компании «Натур Продукт Интернэшнл» и ее подразделений.

Сергей Индерейкин рассказал, что, уволившись из «Бахетле», в августе 2011-го получил приглашение на пост замдиректора в ООО «НП-Логистика» — дочернее предприятие международного холдинга. Незадолго до этого совет директоров ЗАО решил сменить директоров «НП-Логистика» и ЗАО «Натур Продукт Интернэшнл». Однако новому начальству охрана ворота не открыла.

— Когда мы с новым директором «НП-Логистика» Валерием Прошко и представителем «Натур Продукт Интернэшнл» Эдуардом Коноваловым приехали на Автосервисную и предъявили решение учредителей о смене директоров, нам охранники в течение 40 минут ворота не открывали, пока не прибыло руководство их ЧОПа, — рассказал Индерейкин. — Когда зашли на предприятие, рабочий день уже заканчивался. Бывшего директора на месте не было. При мне уезжала главбух, которую вновь назначенный гендиректор Прошко просил на следующий день выйти и передать дела. Она категорически отказалась…

Сергей Индерейкин: «Деятельность предприятия на тот момент фактически была парализована — ни приемки товара (фармпрепаратов из Польши, Нидерландов и Франции), ни отгрузки не проводилось. Людей не было»

После передачи постов охраны новые хозяева на следующий день провели осмотр территории и собрали нескольких оставшихся сотрудников руководящего звена, сообщил свидетель: «Деятельность предприятия на тот момент фактически была парализована — ни приемки товара (фармпрепаратов из Польши, Нидерландов и Франции), ни отгрузки не проводилось. Людей не было — то есть они ушли, когда собственник компании отстранил от работы в связи с утратой доверия руководство «Логистики». По словам Индерейкина, сделано это было после аудита:

— Долго искали документы, потому что поток был большой. Проверяли много контрагентов, которые хозяйственную деятельность не вели и по основным видам деятельности не могли быть поставщиками упаковки. Таких фирм было много… Все суммы отражаются по счетам. Там ведь не в один день было сделано — частями, по 100-200-300 тысяч, по 1 миллиону, разбрасывались деньги.

— Общую сумму помните? — поинтересовалась результатом аудита гособвинитель Регина Кафарова.

— В районе 150 млн рублей…

«Данные базы были искажены намеренно»

Далее к допросу свидетеля и представителя потерпевшего приступил адвокат Артем Митин, представляющий интересы обвиняемой Ирины Захаровой. И практически сразу выяснил, что полный пакет документов о движении средств ООО «НП-Логистика» новому руководству компании обнаружить не удалось. «Часть договоров (с поставщиками) отсутствовала, но были договоры об операциях по перечислению денег», — подтвердил Индерейкин.

На протяжении следующего часа адвокат с разрешения суда оглашал важные для защиты доказательства по делу, в первую очередь заключение аудиторской фирмы «Аналитика», проверявшей деятельность «НП-Логистика» за 2008 — 2011 годы. Аудиторы констатировали, что ряд поставщиков компании обладают «признаками недобросовестных налогоплательщиков» и созданы «без цели ведения предпринимательской деятельности». В то же время недостаток представленных документов не позволил проверяющим получить подтверждение операций компании аж на 145 млн рублей, что «может свидетельствовать о недобросовестных действиях, направленных на незаконное присвоение активов организации», процитировал отчет адвокат Митин.

Далее адвокат отметил, что данные системы складского учета «Мост», работавшей в ООО в тестовом режиме, проверяющие признали недостоверными. А вот защитники обнаружили в них коррективы об остатках на счетах предприятия на 31 января 2010 года, внесенные 19 и 20 августа 2011 года. А 22 августа в системе «Мост» либо «обнулили», либо «удалили строки» из приходных документов, сообщил суду Митин, подчеркнув, что все это было сделано после увольнения его подзащитной Ирины Захаровой: «Следовательно, можно предположить, что данные базы были искажены намеренно. Таким образом, необходимых данных по движению упаковочного материала за период с 2008-го по 2010 год в электронном виде найти не удалось».

В то же время аудиторы «Аналитики» установили, что сумма списанного в «НП-Логистика» упаковочного материала за эти годы «завышена по сравнению с расчетной потребностью в этих материалах… на 63 млн 73 тыс. рублей без учета НДС». Напомним, по версии ГСУ МВД по РТ, путем завышения «бумажных» объемов было похищено более 140 млн рублей компании, а еще 20 млн — в результате иных операций.

Где 670 тыс. вешалок и шкафы за 1,5 рубля?

Далее адвокат огласил протоколы проводившихся следствием выемок бухгалтерской базы «1С» и системы «Мост» с копированием данных на диски и распечаткой в апреле 2012 года и в июне 2013 года, а затем поинтересовался у представителя фармхолдинга: «Где находились и складировались вешалки для одежды двухсторонние в количестве 160 тыс. 269 штук на сумму 699 тыс. 467 рублей? Каким образом они были списаны как материалы на производство 26 августа 2011 года, то есть в период, когда Захарова И. Н. уже была уволена?»

Индерейкин сначала ответил, что лично он к электронному учету поставок отношения не имел, с базами работали начальник склада Черновский и начальник отдела информационных технологий Касаткин и их сотрудники. Однако адвокат настаивал, что 160 тыс. вешалок должны были находиться не только в электронной базе. В итоге свидетель признался: «О месте хранения данных вешалок и о том, были ли они вообще, мне неизвестно. А списание на производство в учетной системе проводили лица, которых я уже назвал...»

Вопрос, с какой стати крупнейшему поставщику лекарственных препаратов и БАДов вообще понадобилась столь масштабная закупка вешалок, на заседании не звучал. Свой ответ на него дала подсудимая Ирина Захарова, заявив, что вешалки фигурируют в электронной карточке счета предприятия, изъятой следствием в июне 2013 года, тогда как в такой же карточке образца апреля 2012 года на той же позиции указаны поставки от ООО «Элодея» — 30 тыс. коробок для «Антигриппин Малина», 203 тыс. стикеров для таблеток, пробники для фиточая и проч. Причем эта поставка подтверждается накладными за 17 и 18 февраля 2011 года, которые предъявлялись аудиторам «Аналитики».

«На первом оптическом диске в базу «1С» внесены данные об этих накладных. А на втором они уже заменены: стикеры — на вешалки, пробники — на металлические шкафы и компьютерные столы», — объясняла суду Захарова. По ее словам, искажения очевидны и абсурдны: из данных базы следует, что компания закупила по 2 100 металлических шкафов для одежды и столько же тумбочек с зеленой столешницей по одинаковой цене — 1 рубль 53 копейки за штуку!

Загадки без ответов

Объяснить появление таких изменений в отчетности Сергей Индерейкин в суде не смог и уж тем более не смог объяснить, откуда в отчете налоговой проверки от 5.06.2013 года взялись оприходованные вешалки в еще большем количестве — 677 тыс. 420 штук на общую сумму 1 млн 178 тыс. рублей от поставщиков «Тесс» и «АшСофт». Захарова назвала это «следующей фальсификацией данных». Ну а представитель потерпевшего заверил суд, что сам он доступа к электронной отчетности в силу должностных обязанностей не имел, указаний вносить в нее изменения никому не давал, а представленные следствию данные на дисках не изучал и не сравнивал.

Подсудимая попыталась бросить тень и на другие документы, утверждая, что в квитанции о поступлении товара с таможенного склада «подпись контролера Черновского выполнена не им, а другим лицом с искажением его подписи».

— Это ваше мнение, или вы располагаете заключением экспертизы почерковедческой? — поинтересовался судья Наиль Камалетдинов.

— Нет. Результатов экспертизы по данному почерку нет, — нисколько не смутившись, ответила Захарова.

Защита потребовала оглашения еще части документов, и суд отложил заседание на 5 апреля, заявив, что на нем допрос представителя потерпевшего продолжится.

***

Комментировать свои скандальные разоблачения «черной» бухгалтерии «Натур Продукта» подсудимые и их адвокаты вчера не стали. На вопрос журналиста «Реального времени» о том, кому, по версии защиты, была выгодна фальсификация, обвиняемый Владимир Поляков обронил фразу: «Это было сделано, чтобы не выплачивать долю от продажи компании». Впрочем, из озвученных в суде фактов искажений пока складывается куда меньшая сумма, чем те 160 млн рублей, в хищении которых обвиняют бывших руководителей «Натур Продукта».

Отметим, что, как писала газета «Реальное время», суд наложил арест на 4,67% акций Natur Produkt Holdings, которые Поляков зарегистрировал на открытую им компанию в оффшоре на Виргинских островах. Похоже, судебная война получает некий оттенок войны корпоративной.

Ирина Плотникова, фото автора

Новости партнеров