Новости раздела

«Газпром» подкинет 300 млн рублей под 1% годовых на «газомоторку»

Монополия и власти республики будут субсидировать до 30% затрат на переоборудование автомашин на газовое топливо

Татарстан стал первым регионом России, который ввел компенсацию до 30% затрат на перевод автомобиля на газомоторное топливо. Совместно с «Газпромом» республика реализует проект по развитию газовой техники, в рамках которого юрлица смогут получить 1-процентный кредит на переоборудование техники и окупить затраты уже через полгода, обещают чиновники. Подробнее — в репортаже «Реального времени».

Татарстан — первый в России, где готовы компенсировать часть затрат на переход на газ

Кабинет министров Татарстана и ООО «Газпром газомоторное топливо» подписали соглашение о реализации стимулирующих программ развития рынка газомоторного топлива, об этом объявили после подписания министр экономики РТ Артем Здунов и гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев. Таким образом, впервые в России реализуется практика софинансирования стимулирующих программ «Газпрома» со стороны региона.

«Мы вообще работаем с «Газпромом» и с ООО «Газпром газомоторное топливо» с 2013 года, и основная задача была, кроме приобретения техники, перевод наших транспортных средств на газомоторное топливо. Основная задача — решение экологических проблем, повышение экономического эффекта от использования этой техники, переоборудование, в том числе и в системе ЖКХ, индивидуальных транспортных средств. Но до сегодняшнего дня не поднимался вопрос о том, каким образом мы будем стимулировать перевод транспортных средств, которые используют традиционные нефтяные ресурсы», — говорит Здунов. Теперь же постановлением правительства РТ будут выделены средства на субсидирование затрат по переводу на газомоторное топливо, которым смогут воспользоваться как физлица, так и предприятия.

Речь идет о субсидировании от 15 до 30% затрат на переоборудование в зависимости от стоимости, субсидии распространяются только на автомобили и технику на метане. Как позже рассказал на брифинге замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин, при средней стоимости переоборудования легкового автомобиля в 75 тыс. рублей, субсидии не будут превышать 27 тысяч. Перевод на газ грузовика обойдется в 300-600 тыс. рублей, при этом компенсация на легкие грузовые автомобили составит не более 40 тыс. рублей, на грузовые — не более 76 тыс. рублей, на автобусы — не более 74 тыс. рублей и на магистральные тягачи — не более 73 тыс. рублей.

На эти цели, по данным Здунова, в 2016 году правительство выделило 75 млн рублей и рассчитывает переоборудовать 1,5 тыс. автомобилей, примерно тысячу легковых и 500 грузовых. «Единым оператором по выдаче субсидий выступает минэкономики, но эта субсидия на понесенные затраты. Как только появляются первые затраты, в течение 7 рабочих дней мы будем принимать решение по выдаче субсидий. В случае успешной реализации программы будет в дальнейшем рассмотрен вопрос о продлении и переходе на следующий год. Экономический эффект огромный, экологический — еще больше», — говорит министр. Минэкономики заключило соглашение с 7 пунктами переоборудования, и после произведенных затрат физлица или юрлица имеют право претендовать на их возмещение. Решение по возмещению будет принято в течение 7 дней, обещает Здунов. Как отмечает его заместитель, это не окончательный список и в него могут добавляться и другие.

«Мы готовы хоть все наши средства направить в республику, если на это будет спрос»

«Газпром газомоторное топливо», со своей стороны, предоставляет займы на переоборудование для юрлиц. По-видимому, эта программа направлена в большей степени на грузовые автомобили, перевод на газ которых стоит значительно дороже. Так, предприятия могут претендовать на займ со ставкой всего 1% годовых на срок от 6 до 12 месяцев. Физлица взять такие кредиты не смогут. Под такие займы, по словам Лихачева, компания выделяет 300 млн рублей в этом году. «Мы выделяем льготный займ с условием того, что клиенты выбирают определенный объем газа в дальнейшем и потом возвращают нам этот перевод. Это практически беспроцентный займ, процент очень маленький. У клиента есть обязательства, что он будет выбирать оговоренный объем на определенный период времени», — заявил он. Сумма займа в каждом конкретном случае тоже зависит от вида техники. «Наши субсидии зависят от объема спроса, мы готовы хоть все наши средства направить в республику, если на это будет спрос. Конечно, это шутка, мы всей страной должны заниматься. Но судя по тому, как в республике занимаются этим вопросом, мы можем направлять и большую часть наших средств. Это связано с тем, что еще и инфраструктура в республике развивается достаточно активно, и власть идет навстречу всем нашим пожеланиям», — похвалил он Татарстан. По словам Лихачева, это первый случай в стране, когда региональные власти идут навстречу компании и начинают сосубсидировать программы, тем самым «высказывая свою заинтересованность и видя бюджетный эффект в этом». «Надеюсь, что после того, как мы покажем, как это можно делать в республике, это будет транслировано на всю страну», — заявил он.

Кроме того, «Газпром газомоторное топливо» дарит каждому, кто в рамках программы перешел на газомоторное топливо, индивидуальные топливные карты на приобретение 1,5 тыс. кубометров газа. Как уверяет директор казанского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин, это примерно соответствует 1,5 тыс. литров бензина. При этом газ в 3 раза дешевле бензина, и кубометр сейчас стоит на заправках 11,5 рубля, уверяет он.

500 газовых автомобилей в Татарстане — это капля в море

Всего в Татарстане сейчас, по данным минэкономики, около 3 тыс. автомобилей, работающих на компримированном газе. Из них 900 приобретены по программе субсидирования «Газпром газомоторное топливо». На эти цели всего было выделено почти 2,6 млрд рублей, из которых 2 млрд — федеральные средства. «По федеральной программе по закупке техники Татарстан собрал львиную долю субсидий, более 400 единиц техники было приобретено, больших автобусов. И самостоятельно люди переводились. Потребители начинали чувствовать экономию на собственном кармане», — охарактеризовал итоги Лихачев.

Что касается перевода техники на газомоторное топливо, то в прошлом году в Татарстане на него перешли более 500 единиц техники, из них по программе «Газпром газомоторное топливо» — около 130. «Не сказал бы, что лавинообразное движение, это, конечно, капля в море. Но и популяризация этой темы позволит усилить кратно эту работу», — надеется он.

По словам Сибгатуллина, для легковых автомобилей переход на газ без использования субсидий окупается после 35 тыс. км, а для грузовых это окупается через 5-6 месяцев.

Сейчас в Татарстане работает 10 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). В ближайшее время они откроются еще и в Нижнекамске, Зеленодольске, Бугульме, Набережных Челнах. Скоро также начнется строительство в Азнакаево, Алексеевске, Елабуге и Лениногорске, рассказал Газизуллин. Их совокупная мощность составляет 78 млн кубометров газа, а с введением новых станций увеличится в 2 раза. Всего по программе «Газпрома» в Татарстане будет 25 АГНКС. «Имеющиеся 10 заправок загружены процентов на 25, то есть у нас есть свободные мощности. Технологическое решение по сельхозтехнике тоже прорабатываем, было подписано соглашение с «Ак Барс Холдингом». Это конкретные точечные проекты», — говорит Лихачев.

Двойная экспертиза от ГИБДД для желающих перейти на газ

Однако у перехода на газ есть и свои минусы. Как рассказал замначальника управления ГИБДД МВД РТ Радик Рамазанов, в соответствии с требованиями Таможенного союза с 1 января 2015 года любое изменение конструкции автомобиля требует внесения изменений в регистрационные документы и в саму конструкцию транспортного средства. Для этого нужно провести предварительную техническую экспертизу и получить согласование в органах ГИБДД. При этом основную работу с этими документами, а именно установку оборудования, получение предварительного и окончательного протокола технических испытаний, возьмет на себя ППТО. «Владелец будет приходить в органы ГИБДД уже с актом технической экспертизы о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства. Он поедет туда, где ему установят это оборудование, получит положительный протокол заключения технической экспертизы и с этими документами придет в ГИБДД, где ему в регистрационные документы будет внесена соответствующая запись после получения свидетельства о безопасности конструкции данного транспортного средства», — рассказал он.

По словам Рамазанова, такая процедура проводится уже больше года. Тем не менее, как выяснилось, автовладельцу все равно придется пройти 2 этапа экспертизы: первичную и вторичную. И, несмотря на то, что авторизированные пункты переоборудования обещают взять на себя ответственность за установку всего необходимого оборудования, есть риск, что в случае непрохождения вторичной экспертизы владелец должен будет устранить все нарушения за свой счет. «Если вы прошли первое экспертное заключение, и оно одобрило вам установку, вторую экспертизу вы практически не имеете права не пройти. Потому что если оборудование ставит авторизированное ППТО, то это будет ответственность ППТО, а не физического или юридического лица», — успокоил непредставившийся представитель авторизированного центра «Альтернативные топливные системы».

Напомним, это уже не первая совместная пилотная программа Татарстана и «Газпром газомоторное топливо» по переводу техники на газ. Так, у властей есть намерение перевести на газ и сельскохозяйственную технику, потратив на это на начальном этапе до полумиллиарда рублей. Кроме того, компания строит в Чистопольском районе завод по производству сжиженного газа с поэтапным наращиванием мощности до 200 тысяч тонн за 3 млрд рублей. Инициаторы проекта рассчитывают, что к 2030 году в республике будет работать 16 тыс. единиц техники на СПГ и его потребление составит 197 000 т в год. Кроме того, есть договоренности с «КАМАЗом» и рядом аграрных холдингов Татарстана о переводе корпоративной техники на газ.

Дина Валиуллина

Новости партнеров