Новости раздела

КЭФ-2016: покаяние экс-главы «Опоры России», потенциальные участники «Болотной» и ожидание Дворковича

Сегодня начал свою работу Красноярский экономический форум — 12-й по счету (впервые он прошел в 2004 году). Первый день стартовал с молодежной площадки «Поколение — 2030», организаторами которой выступили Молодежное правительство Красноярского края (так в тексте пресс-релиза, — прим. ред.) и Общественная палата РФ. Представители активной молодежи со всей страны сегодня в различных форматах будут обсуждать «Новый общественный договор — создание благоприятных условий для активного вовлечения граждан в общественные процессы». Участвовать в дебат-сессиях, образовательных мастер-классах, лекциях и дискуссиях, чтобы «найти новые подходы к формированию в России активного гражданского общества», будут 500 человек.


Потенциальные оппозиционеры с будущих «Болотных площадей»

Сам же форум, который пройдет с 18 по 20 февраля в Красноярске при поддержке правительства РФ, как отмечают в самом крае, «ежегодно открывает деловой сезон, становясь площадкой для дискуссий бизнеса, власти и экспертного сообщества по самым актуальным вопросам экономического развития России». Традиционно, начиная с 2009 года, он стартует с молодежного дня «Поколение — 2030», «в ходе которого студенты ведущих университетов России занимаются проектированием собственных инициатив в важнейших для своего профессионального будущего сферах жизни». Основная программа форума начнется завтра, 19 февраля, с обсуждения «образа будущего России в соответствии со «Стратегией 2030». Ожидается, что завтра же выступит вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. День откроют чередой деловых завтраков федеральные ведомства (вероятнее всего, со своим «зеленым завтраком» выступит Герман Греф и Сбербанк, — прим. ред.), а на пленарном заседании обсудят конкретные действия, которые необходимо предпринять в 2016-2018 годах для выхода на траекторию «2030». Впервые Красноярский экономический форум прошел в 2004 году. Мероприятие задумывалось как интеллектуальная платформа для обсуждения качественно нового этапа в развитии страны, связанного с наступлением периода новой индустриализации.

Под эгидой «Нового общественного договора» прошло фактически первое заседание Красноярского форума с участием Александра Бречалова, секретаря Общественной палаты РФ, и Виктора Толоконского, губернатора Красноярского края. С одной стороны, в названии пленарного заседания, как и в кратком резюме, слишком много затертых уже до дыр штампов («Сильное гражданское общество — это обязательный признак стабильно развивающегося государства с конкурентоспособной экономикой», «Современная Россия в настоящее время переживает особый этап своего развития, на котором необходимы качественно новые правила взаимодействия общества и власти» и т.д.). С другой — неожиданно выяснилось, что на площадке форума под крылом Дворковича именно в этой дискуссии собрались чуть ли не потенциальные оппозиционеры с будущих «Болотных площадей». Пытаясь ответить на вопросы, как сделать гражданское участие модным, как создать эффективную систему поддержки инициатив граждан, участники как-то сообща и нечаянно пришли к выводу, что поведение отдельных губернаторов (никто никого конкретно не назвал, впрочем) из ряда вон выходящее, а попытка обустроить гражданское общество снизу наталкивается на жесткое противодействие бюрократии, что и гражданам безразлично (и потому на улицах много мусора), и властям неплохо (пока их перевыбирают).

«Хватает активности не больше чем на пост в соцсети»

Началось все с обсуждения нашумевшей в прошлом году истории в Красноярском крае, когда против открытия инклюзивного центра Надеждой Болсуновской выступили жители соседних с центром домов, отказавшиеся, по словам Юлии Верхушиной, председателя Организационного комитета Молодежной площадки «Поколение — 2030», «видеть рядом с собой других детей»: «Нам нужно поговорить без галстуков, понять, что же происходит, и, возможно, выстроить новый общественный договор». Тут же на экране появился ролик о том, в частности, что представителю общества (подразумевалось в том числе и протестное общество) «хватает активности не больше чем на пост в соцсети». Попало и чиновникам, и бизнесменам: «Только за деньги! Ничего не должен!»

Елена Тополева-Солдунова: «Давлению власти сегодня подвергаются те, кто власть критикует! Мы получаем болезненные щелчки по лбу и по носу вплоть до закрытия дверей учреждений и гонений...»

Александр Бречалов, секретарь Общественной палаты РФ, сопредседатель Общероссийского народного фронта, вздохнул и заметил, что при просмотре ролика у него появилось много новых мыслей. Тем не менее, по его словам, не все так мрачно и он не согласен, что жизни НКО в России нет, так как «закручиваются гайки». Однако сразу своей позицией он делиться не стал. Зато назвала вещи своими именами Елена Тополева-Солдунова, член Общественной палаты РФ, директор АНО «Агентство социальной информации», зампредседателя Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ (то есть вроде бы чиновник). Впрочем, начала она с популярной сегодня среди представителей власти теории, что «надо начать с себя» («надо» — обычному человеку, а не чиновнику, разумеется). Но Тополева-Солдунова довольно быстро свернула в другую дорогу, заявив, что гражданская инициатива должна быть поддержана на всех уровнях, в том числе и со стороны властей:

— Давлению власти сегодня подвергаются те, кто власть критикует! Мы получаем болезненные щелчки по лбу и по носу вплоть до закрытия дверей учреждений и гонений…

«Я признался себе, что я виноват»

По ее мнению, ключевым словом и для граждан, и для власти, и для бизнеса («который должен быть ориентирован не только на зарабатывание прибыли») должно быть «ответственность».

Бречалов попытался было вернуться к «надо начать с себя» и рассказал об истории «ОПОРЫ России», руководителем которой был в 2013 году, когда бизнесмены возмутились повышением страховых взносов: «Пошел плач по всей земле русской».

Александр Бречалов: «Резко скажу, но не хочу кого-то обидеть: на мой взгляд, каждый имеет право на критику, но выйти уже после выборов на митинг — это унижение интеллекта!»

— Но я признался себе, что я виноват! — вдруг исповедался Бречалов. — Президент одного из крупнейших бизнес-объединений, которое не отреагировало вовремя и не донесло до власти, что так делать нельзя. Это не потому, что я увожу [проблему вины? — прим. ред.] от бизнеса или от власти. У меня вопрос: кто ходит на выборы? [В зале почти все подняли руки, — прим. ред.] Один я не ходил на выборы в Госдуму в прошлый раз, получается! Вот была Болотная, и многие вышли на площадь. Хорошие знакомые мои тоже вышли. И у нас до сих пор дебаты. Резко скажу, но не хочу кого-то обидеть: на мой взгляд, каждый имеет право на критику, но выйти уже после выборов на митинг — это унижение интеллекта! Вы что, считали, что выборы будут честными, и потому вышли после них? Или же вы изначально знали, что выборы будут нечестными, но тогда почему не вышли до выборов?

Теория разбитых окон

Линию «начни с себя» продолжил Дмитрий Чугунов, основатель и глава движения «СтопХам» и первый заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ. Но в то же время он признал, что любой проект — НКО или гражданская организация — возникает там, где правовой вакуум. И сослался на исторический факт о беспределе на американских улицах в 1970 годах, согласно которому американцы разработали теорию разбитых окон:

Дмитрий Чугунов: «Все начинается с наведения порядка в мелочах и в голове. Наведите порядок в квартире и потом пытайтесь наводить порядок в своей стране!»

— Если в доме разбить одно окно и не заделывать, потом соседнее бьют, и так далее. У нас похожее. Стоит одному заехать на тротуар — и десяток авто в очередь за ним встают тут же, мол, почему я тоже не могу? В 1970-х пик насилия был в США — начали пресекать мелкие правонарушения, заделывать плафоны и зарисовывать граффити в вагонах. Убрали мелкие правонарушения — и пошел вниз уровень числа больших правонарушений. Все начинается с наведения порядка в мелочах и в голове. Наведите порядок в квартире и потом пытайтесь наводить порядок в своей стране!

Бречалов тут же поддержал Чугунова и поинтересовался у зала, кто из автомобилистов мигает встречным автомобилям, когда «гаишников видит». Поднялся, конечно, лес рук. Руку поднял, в частности, и сам Бречалов, заявив, что тем самым «мы способствуем нарушениям».

— Слабы традиции гражданского общества, — протянул губернатор Толоконский. — Это проявляется в очень многих законах, когда мы неэффективны. Беспокоит то, что у депутатов и чиновников в подсознании убеждение, что власть сама знает, что делать! Своим коллегам говорю: мы не можем повышать эффективность, если не будем регулярно принимать импульс от общества. Бюрократия легко убеждает себя, что она незаменима и что чиновники незаменимы, — заявил сам про себя чиновник. — Само наше общество не готово принимать на себя ответственность, понять, что гражданам принадлежит страна. Нельзя навести порядок силами государства. Только само общество может изменить норму, чтобы она стала иной.

Виктор Толоконский: «Само наше общество не готово принимать на себя ответственность, понять, что гражданам принадлежит страна. Нельзя навести порядок силами государства. Только само общество может изменить норму, чтобы она стала иной»

— Это не наезд на губернаторов, но вот в прошлом году один из них проиграл выборы [иркутский действовавший тогда глава Сергей Ерощенко проиграл коммунисту Сергею Левченко, — прим. ред.]. А ведь он был действующим губернатором, за него стоял Путин. Почему это произошло? Потому что Общественная палата региона была декорацией, сформированной из гипертрофированно лояльных людей. Получилось так, что в регионе не было действительной площадки для диалога. И кто не согласен был с губернатором — оставались вне диалога. Они нашли себе площадку. Глава проиграл целый город в 32 тыс. голосов. Так что создавайте действительные площадки из лидеров общественного мнения и не бойтесь турбулентности! — заявил Бречалов, осмелев после Толоконского. — И сама палата не должна быть клубом избранных или клубом по интересам. Предлагаю недавно выступить одному из активистов перед главой одного из регионов — мне говорят, он же городской сумасшедший, ты его сайт почитай! А потом в Общественную палату губернатор его включил.

«Идите и делайте, говорят, но еще надо бы, чтобы нам не мешали!»

Ситуацию на местах подтвердила и Наталья Белоголовцева, журналист, руководитель проекта социальной помощи и адаптации для людей с диагнозом ДЦП и другими ограниченными возможностями «Лыжи мечты», вдруг возмутившаяся:

— Идите и делайте, говорят, но еще надо бы, чтобы нам не мешали! Только в трех регионах к реализации нашей программы подключились власти. Зато в Москве и Московской области много говорили о помощи — но ничего не происходит, — пожаловалась она. — Не у всех нас [активистов, — прим. ред.] хватает голоса достучаться.

Наталья Белоголовцева: «Идите и делайте, говорят, но еще надо бы, чтобы нам не мешали! Только в трех регионах к реализации нашей программы подключились власти. Зато в Москве и Московской области много говорили о помощи — но ничего не происходит»

По мнению Бречалова, сегодня ситуация такова, что большая часть всего рынка соцуслуг — стоимостью, между прочим, в 200 млрд рублей — уходит госучреждениям и госпредприятиям.

Увы, когда Бречалов вышел к журналистам, всю его «болотность» как ветром сдуло, фрондерством даже не пахло: перед нами вновь был все тот же чиновник, утверждающий, что «надо начать с себя» и тем самым строить гражданское общество.

1/19
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
Сергей Афанасьев, фото krasnoforum.ru

Новости партнеров