Новости раздела

Александр Сидякин: «Агора» самая умная, что ли?»

Верховный суд Татарстана поставил точку в работе организации, защищавшей в судах Алексея Навального и участниц группы Pussy Riot

Сегодня Верховный суд РТ постановил ликвидировать Межрегиональную ассоциацию правозащитных общественных объединений «Агора», ранее внесенную в реестр иностранных агентов. Как рассказал «Реальному времени» правовой аналитик «Агоры» адвокат Рамиль Ахметгалиев, в суде ключевым аргументом для применения к общественной организации «высшей меры наказания» стала констатация факта: «Вы формируете общественное мнение», — со стороны представителей управления Минюста РФ по РТ.

Избавиться от клейма не удалось

Правозащитная ассоциация «Агора» со штаб-квартирой в Казани была создана 10 лет назад и занялась защитой прав граждан, пострадавших от действий сотрудников государственных органов.

В статусе иностранного агента правозащитная ассоциация со штаб-квартирой в Казани проработала полтора года, не прекращая попыток избавиться от клейма и добиться исключения из соответствующего реестра Министерства юстиции РФ, рассказал «Реальному времени» правовой аналитик «Агоры» Рамиль Ахметгалиев.

— Мы отказались от иностранного финансирования, проработали без него год и осенью 2015-го направили запрос в Минюст: «Почему не исключаете нас из реестра?» Вместо ответа получили судебный иск с требованием ликвидации… Его рассмотрение состоялось сегодня в Верховном суде РТ, заявление Минюста поддержали замначальника управления минюста РФ по РТ Максим Скирда и юрист отдела по делам НКО.

— В чем обвинили вас и ваших коллег?

— Смысл искового заявления был формальный. Например, одно из общих собраний нашей организации было проведено несвоевременно, в нарушение собственного устава «Агоры». Второе — ревизионная комиссия организации не вовремя составила заключение, а бухгалтерская отчетность подавалась в налоговую не в той форме. Но тут даже налоговый орган признал: событие правонарушения отсутствует.

— И вот за это ликвидируют?

— Судья спросил у представителей министерства: «Недостатки устранены?» Они сказали: «Да». «Тогда какие у вас доводы для ликвидации?» — был следующий вопрос. Вот тут началось самое интересное. Представители истца вспомнили, что «Агора» добровольно себя агентом признавать отказалась, и Минюст был вынужден включить ее в реестр принудительно. Но ведь так предусмотрено законом. Они поинтересовались: «Вы формируете общественное мнение?» Я сказал: «Да, формируем».

Нужно обосновать опасность организации

— Если отталкиваться от сложившейся судебной практики ликвидации юридических лиц и общественных объединений, то выявленные нарушения должны быть неустранимы и существенны. Нужно обосновать, что организация угрожает безопасности государства, обществу в целом и здоровью граждан, — объясняет Ахметгалиев. — Я в суде спрашиваю истцов: «В чем угроза и социальная опасность организации?»


Рамиль Ахметгалиев: «Ежегодно наши юристы и адвокаты сопровождают около 200 дел, за время работы ассоциации с ее помощью взыскано 30 млн рублей в пользу пострадавших граждан России, по нашим заявлениям вынесено шесть постановлений Конституционного суда РФ о признании неконституционными положений шести федеральных законов». Фото evening-kazan.ru

А в ответ слышу: «А мы и не заявляли об угрозе». Но ведь фактически речь идет о высшей мере наказания для юрлица, должно же быть обоснование?! Я говорил, что в свое время президиум Высшего арбитражного суда России, рассматривая вопросы о пожертвованиях «Агоре», признал, что оказание бесплатной правовой помощи гражданам является общеполезной деятельностью. Ежегодно наши юристы и адвокаты сопровождают около 200 дел, за время работы ассоциации с ее помощью взыскано 30 млн рублей в пользу пострадавших граждан России, по нашим заявлениям вынесено шесть постановлений Конституционного суда РФ о признании неконституционными положений шести федеральных законов [в том числе закон «О прокуратуре РФ», — прим. ред.].

— Тем не менее Верховный суд РТ вынес решение не в вашу пользу. Будете оспаривать?

— Обязательно. Мне даже как юристу интересно, чем же суд мотивировал свое решение. И поскольку сегодняшнее заседание велось под аудиопротокол, очень бы хотелось, чтобы все перлы оппонентов были четко зафиксированы.

В Татарстане более 5,5 тыс. НКО

В управлении Минюста РФ по РТ желающих комментировать позицию ведомства и претензии к «Агоре» не нашлось. «Возможно, я поддерживал заявление о ликвидации, но по регламенту правом комментировать деятельность управления министерства юстиции наделен лишь начальник управления. Звоните ему», — сообщил по телефону замначальника Максим Скирда. В приемной начальника Виктора Демидова «Реальному времени» сообщили, что об интересе журналистов он осведомлен, но комментариев сегодня не будет ввиду отсутствия самого Демидова в связи с участием в более важных мероприятиях.

Результат сегодняшнего заседания в Казани в неправительственной организации по мониторингу и расследованиям нарушений прав человека Human Rights Watch (штаб-квартира в США) расценили как удар по гражданскому обществу. В свою очередь, уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова считает ликвидацию «Агоры» «настораживающей тенденцией». А вот председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин думает иначе:

— Я не вижу угрозы. В Татарстане более 5,5 тыс. некоммерческих организаций и никаких проблем с их функционированием нет. Гражданское общество развивается успешно. И если у одной организации возникли проблемы и Верховный суд принял решение о ликвидации, значит были причины.

Александр Сидякин: «Как организация, которая называет себя правозащитной, может одновременно игнорировать требования закона, пусть он даже им не нравится?..» Фото Максима Платонова

Депутат Госдумы РФ Александр Сидякин полагает, что «Агора» сама виновата. «Как организация, которая называет себя правозащитной, может одновременно игнорировать требования закона, пусть он даже им не нравится?.. Закон принят в результате общественного договора, что поддерживает большинство граждан страны. А «Агора» самая умная что ли? Там же совокупность нарушений, они под нее попали», — рассуждает депутат. Кроме того, Сидякин считает, не нужно опасаться реакции Запада: «Они нас провозгласили врагом, санкции против нас ввели, ну, скажут что-то еще. Все это не повлияет на нашу политику, с нами таким языком не нужно разговаривать. Мы же не мальчик в розовых штанишках, которого можно розгой похлопать по попке и сказать: «Ты неправильно себя ведешь».

Впрочем, как выяснило «Реальное время», решение о ликвидации «Агоры» не означает прекращение правозащитной деятельности. «Пока людей не ликвидировали, работа продолжается», — сообщил на своей страничке в Facebook Павел Чиков, экс-председатель «Агоры», а ныне руководитель одноименной международной правозащитной группы. На территории РФ международная «Агора» не регистрировалась.

Ирина Плотникова, Александр Третьяков
Справка

Ассоциация «Агора» начала свою деятельность в 2005 году. Учреждена Казанским правозащитным центром, Читинским правозащитным центром и Чувашской правозащитной организацией «Щит и меч». Основные направления деятельности — защита россиян, включая гражданских активистов, журналистов, блогеров, а также неправительственных организаций от незаконных действий государственных органов.

В 2013 году прокуратура потребовала от ассоциации зарегистрироваться в качестве иностранного агента. По сведениям Прокуратуры Республики Татарстан, «Агора» участвует в политической деятельности, используя средства, получаемые от Государственного департамента США. «Агора» заявляет, что эта информация ложная, и отрицает получение средств от Госдепартамента США, а действия прокуратуры расценивает как «необоснованное вмешательство в работу правозащитной организации и месть за принципиальную позицию по отстаиванию прав и законных интересов неправительственных организаций России». 21 июля 2014 года организация включена в реестр иностранных агентов.

В разные годы юристы ассоциации защищали интересы Союза комитетов солдатских матерей России, Российского исследовательского центра по правам человека, ассоциации в защиту прав избирателей «ГОЛОС», «Движения за ядерную безопасность», помогли добиться прекращения уголовного преследования руководителя самарской ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей „ГОЛОС"» Людмилы Кузьминой, руководителя интернет-библиотеки «Антикомпромат», а также участвовали в защите Алексея Навального и участниц группы Pussy Riot. Кроме того, правозащитники защищали интересы потерпевших по уголовному делу главы ГУФСИН РФ по Челябинской области и 17 его подчиненных в связи с убийством осужденных в колонии №1.

Международная правозащитная группа Агора

Новости партнеров