Новости раздела

Авторынок в январе: ажиотаж на Lexus, Porsche и «китайцев»

На фоне входящего в «штопор» авторынка рекорды продаж бьют марки премиум-сегмента и дешевая продукция из Поднебесной

Падение продаж легковых автомобилей в 2016 году продолжилось. Lada в январе чуть выровняла ситуацию, но результат все равно отрицательный даже относительно провального января 2015 года. При этом сразу несколько марок оказались в плюсе. На фоне всеобщего провала по-прежнему хорошо продаются автомобили премиального сегмента, а также Suzuki и Ford. Успеха смогли добиться и китайские марки, для которых прошлый год был абсолютно провальным.

«Дно даже не наблюдается»

Январь на авторынке продолжился дальнейшим обвалом. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей за первый месяц этого года упали на 29,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Напомним, по итогам года провал составил 35,7%. Январское падение выглядит еще более устрашающим, если учесть, что в 2015 году первый месяц также был провальным. Тогда снижение относительно января 2014 составило 24,4%. К слову, январское падение отмечается уже третий год подряд: первый месяц 2014 года также показал отрицательную динамику (-6%) относительно начала 2013 года, которое было в целом позитивным для авторынка.

— Спад был ожидаем, — уверен Сергей Чернов, заместитель генерального директора «КАН АВТО». — Есть два фактора. Первый — экономический: люди не стремятся вкладывать деньги в дорогостоящие покупки. Второй — в связи с ростом валют, естественно, производители вынуждены поднимать цены и вместе с подъемом этих цен пересматривать свою политику. Поставка дорогостоящих автомобилей сократилась. Собственно, сейчас рынок находится в состоянии выжидания, на какой точке стабилизируется паритет между спросом и предложением. На сегодня стабильности нет, и, я думаю, минус 30% в январе — это только начало. Самое дно даже не наблюдается. В прошлом году мы в самых радужных надеждах предсказывали, что июль-сентябрь будет дном, оказалось, что последующий подъем был временным. Вероятнее всего, сейчас мы упадем еще глубже по рынку.

Также пессимистично оценивает перспективы рынка Евгений Ушмаев, генеральный директор «Альянс авто»:

— В прошлом году был ажиотаж — хватали все подряд, поэтому два месяца не могут быть сопоставимы. А сейчас, после года кризиса, вот что мы имеем. Нужно помнить, что в прошлом году и цены были абсолютно другие. Думаю, что в феврале подъема ждать не стоит.

Провал отечественного автопрома

Традиционно самыми продаваемым автомобилем стала Lada, однако продукция «Автоваза» также продолжила падение. Правда, ее показатели лучше, чем в целом по рынку: снижение продаж составило 11%, тогда как за прошлый год Lada потеряла 31%. Практически все отечественные марки также продемонстрировали падение, лишь модели ГАЗ показали положительную динамику, и то +1%. Из всей же автовазовской линейки хорошо продавался лишь Largus. Vesta по-прежнему не оправдывает ожиданий.

— У всех автопроизводителей были радужные планы на российский рынок, в том числе и у «Автоваза» с «Вестой», XRay, — говорит заместитель генерального директора «КАН АВТО». — Но люди сегодня не готовы доставать из кошелька деньги, которых и так нет. Если параллельно с информацией АЕБ читать информацию о зарплатах людей, все встает на свои места.

Китайский реванш

Неожиданно в плюсе оказались китайские Lifan и Geely. Относительно прошлого года продажи первой марки выросли аж на 63%, второй — на 23%. Еще одна марка Chery улучшила результаты на 1%. Прошлый год был провальным для всех них. В январе две первые обвалились более чем на 35%, а по итогам года падение Lifan было зафиксировано на уровне 32%, Geely — вообще на уровне 62%. Продажи Chery же рухнули на 80%.

— И Geely, и Lifan достаточно хорошо стоят на ногах, — считает Сергей Чернов. — Наверное, на сегодня это пример того самого золотого соотношения цены и качества, особенно это касается Lifan. Я знаю директора по продажам этого бренда Вячеслава Галузинского. Это бывший выходец из «автовазовской» системы. И первое, на что он обратил внимание при продаже и организации торговли китайскими автомобилями — большая сеть поставки запчастей, техобслуживания. Параллельно с тем из года в год улучшается качество самих автомобилей. Сегодня они уже совсем не те консервные банки, которые ездили до 2010 года, а вполне достойные машины. К тому же затраты на обслуживание этого автомобиля очень низкие.

Правда, по мнению Евгения Ушмаева, китайский дракон расправил плечи ненадолго:

— Возможно, китайцы предлагают машины чуть дешевле, но все-таки, я думаю, «Автоваз» наверстает свои позиции. Достаточно хорошие же автомобили «Веста» и XRay. Я думаю, что все новинки «стрельнут», просто нужно время на адаптацию, то есть рынок пока не готов был принять их.

Ажиотажный спрос на Lexus и Porsche

В целом в январе оказалось больше марок в плюсе, чем по итогам всего прошлого года. При этом тенденция на рост продаж дорогих автомобилей не просто сохранилась. Темпы продаж люксовых марок стали еще выше. Продажи Porsche подскочили на 60% по сравнению с январем 2015 года, Lexus — на 57%, и даже Mercedes-Benz — на 1%. А вот люксовый Infiniti, наоборот, провалился на 57%.

Интересно, что в январе прошлого года ситуация была прямо противоположной: тогда продажи Infiniti выросли на 46%, а Lexus — упали на 2%. Продажи Porsche также росли на 54%, а результаты Mercedes-Benz были гораздо лучше — +17%.

— Есть небольшая часть населения России, для которой кризис, который вокруг творится, где-то идет и идет. На сегодня именно они перераспределяют варианты покупки, то есть вкладывают деньги в те автомобили, на которых можно ездить и которые просто будет реализовать в случае чего через год-полтора. Infiniti не настолько имиджевая модель, которую через 2 года можно было бы продать выгодно. В связи со спадом продаж новых автомобилей вторичный рынок тоже стоит. Постепенно продажа и покупка автомобилей вообще минимизируется, — рассказывает Сергей Чернов.

Видимо, поведение покупателей дорогих автомобилей действительно не претерпело сильных изменений из-за кризиса, и спрос во многом реагирует на появление новых ярких моделей.

— Infiniti выпускал новинки очень давно, чего не скажешь о Porsсhe и Lexus — вышли и дизельный Macan, и Cayenne, — рассказывает директор «Альянс авто». — Кроме того, в Казани, в Татарстане очень любят марку Porsсhe. А Infiniti был топовым брендом, но это было лет 5-6 назад.

Ford и Suzuki снова в моде, а Datsun «сдулся»

Интересно, что наряду с «китайцами» и премиум-автомобилями положительную динамику показали также марки Ford и Suzuki. Как и для китайских автомобилей, для них и январь прошлого года, и весь 2015 год были провальными: -41% и -67% соответственно по итогам 12 месяцев. А в январе продажи обеих марок выросли на 25%. Причину такого успеха затрудняются назвать даже эксперты.

— Я думаю, что в прошлом году Ford очень сильно сдал, у него и автомобилей, по большому счету, не было, если мы говорим о январе, — считает Ушмаев.

Низкий спрос в прошлом году подтверждает и представитель «КАН АВТО»:

— Для меня остается загадкой, на фоне чего выросли продажи «Форда», возможно, людям не хватает американских автомобилей после ухода Chevrolet с Opel, — предполагает Сергей Чернов. — В последние два года Ford почти не продавался.

А вот в числе аутсайдеров среди массовых марок оказался Datsun — прошлогодний счастливчик. Напомним, по итогам 2015-го марка, недавно вышедшая на российский рынок, увеличила продажи аж на 178%. Однако уже минувший декабрь стал плохим для Datsun — падение на 54% относительно последнего месяца 2014 года. В январе «продажная» яма для марки увеличилась до -66%.

Дмитрий Семягин, Гуландам Зарипова

Новости партнеров