Новости раздела

«Коммьют»: как добираются до работы в Кремниевой долине

Шестиполосные трассы, электромобили, железная дорога и велосипеды в Силиконовой долине

Колумнист «Реального времени» Александр Галкин продолжает знакомить читателей с Силиконовой (Кремниевой) долиной, где он трудится. Уроженец Казани, работающий инженером в Microsoft, рассказал о своих первых впечатлениях от колыбели мирового хай-тека. Сегодняшнюю колонку он посвятил такому явлению, как «коммьют».

Что такое «коммьют»?

Работа в Кремниевой Долине начинается… конечно, с поездки на эту работу. У большинства компаний в долине рабочий день начинается в 9 утра. К этому времени сотрудники, работающие в офисах (инженеры и смежные специальности), должны быть на своем рабочем месте. Жесткого контроля тут нет, поэтому немного задержаться не страшно, но в целом надо появиться в офисе самое позднее — в начале одиннадцатого.

Несмотря на довольно большую площадь самой Кремниевой долины, высокие цены на жилье заставляют многих селиться за ее пределами: либо на другой стороне залива, либо в обрамляющих долину городах. Это неизбежно приводит к тому, что с утра большое количество народу со всех концов пытается добраться до своего места работы. В американском английском дорога с работы и на работу называется commuting, или в жаргоне русскоязычных иммигрантов — «коммьют».

Хайвей 101

Основной автомагистралью, проходящей через всю долину, является 101-й хайвей. Он идет от Сан-Франциско и продолжается дальше до Лос-Анжелеса. Ввиду огромного трафика в часы пик этот хайвей постоянно реконструируется и расширяется отдельными частями. Там же, где этот процесс уже завершен, хайвей представляет собой шесть полос в обе стороны, разделенных отбойником.

Основную проблему в регулировании трафика представляет то, что в США очень многие ездят на работу на собственном авто. Таким образом, в каждой машине, что стоит в пробке, которая легко растягивается на 12-15 миль, сидит по одному человеку. Кроме огромной пробки, это также приводит к большому количеству выбросов в атмосферу, что не самым положительным образом сказывается на экологии края.

Чтобы немного разгрузить хайвей, две полосы из шести в каждую сторону на большей его части зарезервированы для автобусов, такси и для машин, в которым больше двух (на некоторых участках больше трех) пассажиров (считая и водителя). Такие машины называются «карпулы» (carpool), в часы пик (примерно с 7 до 9 утра и с 3 до 5 вечера) только они имеют право двигаться по двум самым левым полосам, обозначенным ромбами.

Машине с меньшим числом пассажиров грозит штраф — около 250 долларов. Из-за того, что эти полосы обозначены ромбиками (по-английски diamond, «бриллиант»), эти полосы называют «бриллиантовые полосы» (diamond lanes). Кроме полос для карпулов также предусмотрены специальные удобные парковки рядом со входами в офисные здания или магазины, дополнительно стимулируя совместную поездку на машине нескольких человек.

Электрические машины в долине

Кроме проблемы пробок, которые создают множество автомобилей в долине, они также выбрасывают большой количество выхлопных газов в атмосферу. Чтобы как-то стимулировать переход на более экологически чистый транспорт, многие большие компании имеют у себя на кампусах заправочные места для электромобилей, где можно бесплатно заправить свою машину во время работы.

Кроме того, многие магазины (например, ИКЕА) и клубы резервируют самые лучшие места около входа для автомобилей «с эффективным расходом топлива», куда кроме электромобилей входят еще и гибридные авто, выражая таким образом благодарность за бережное отношение к окружающей среде.

Железнодорожный стержень долины: «Калтрейн»

Если для живущих по другую (от долины) сторону залива просто нет другой альтернативы автомобилю для того, чтобы добраться до работы, для большинства жителей южной части — от Сан Франциско и до Сан-Хосе — такая альтернатива есть. Это пассажирская линия городской электрички «Калтрейн» (Caltrain), которая связывает два этих города.

Порядка двух часов уходит на то, чтобы пересечь на поезде всю долину из конца в конец. Однако в часы пик «Калтрейн» пускает поезда, которые останавливаются только на ключевых станциях, игнорируя все промежуточные остановки — и это время сокращается почти вдвое. Такие поезда ходят только по будням, утром и вечером.

В выходные же дни расписание наоборот разрежается, так что поезда ходят примерно раз в час и со всеми остановками.

Велосипеды: основной транспорт долины

Однако «Калтрейн» зачастую имеет только одну (максимум — две, в Сан Франциско) станции на город. В самих городах до его станций приходится добираться либо локальными автобусами, либо на велосипеде. Большинство выбирает именно второй способ, как более гибкий и бесплатный. Поэтому в каждом поезде есть специальный вагон для велосипедов (в часы пик даже два вагона). На каждом велосипеде обязательно должна быть бирка, где указываются две станции, между которыми ездит владелец. Это позволяет вновь зашедшим определять, какие велосипеды можно заставить, иначе их владелец будет вынужден пропустить свою остановку.

Многие компании предоставляют шаттлы, которые забирают сотрудников от определенных станций метро и довозят до самого кампуса. Учитывая то, что многие приезжают со своими велосипедами, в Америке многие автобусы имеют спереди и сзади специальные крепления для велосипедов. К слову, некоторые шаттлы оборудованы интернетом и позволяют начать работу, еще пока ты в пути.

Велосипеды, кстати, являются основным средством добираться до работы для тех, кто живет в самой долине. Для велосипедов здесь есть специальные дорожки, причем некоторые из них отделены от других дорог (автомобильных и пешеходных) и идут параллельно крупным хайвеям, позволяя велосипедистам разгоняться до приличной скорости, наслаждаться парковым пейзажем вокруг и без страха сбить пешехода или быть сбитым машиной.

Альтернатива коммьюту — работа из дома



Большинство инженерных специальностей в долине не требуют непосредственного присутствия в офисе
И все-же самое радикальное решение проблемы каждодневным поездкам на работу это… работа из дома. Многие компании имеют очень либеральные правила на этот счет, и сотрудники могут работать из дома от одного до нескольких дней в неделю.

Большинство инженерных специальностей в долине не требуют непосредственного присутствия в офисе: через защищенный тоннель инженер может подключиться из дома к своему компьютеру на рабочем столе, а многие встречи все-равно проходят в форме видеоконференций из-за географической разбросанности участников. Зачастую это даже предпочтительнее живого общения, так как позволяет записать доклад и дать возможность посмотреть его в записи тем, кто не смог присутствовать в нужное время.

Такая либеральная политика работы из дома также способствует уменьшению больничных дней в году, потому что человек садится за домашний компьютер и возвращается к своей работе при первой же возможности. В периоды эпидемии сотрудникам даже настоятельно рекомендуется оставаться и работать из дома при наличии каких-либо симптомов заболевания.

Александр Галкин, фото предоставлены автором

Новости партнеров