Новости раздела

Калининградский «Автотор» не дождался челнинских сидений и нашел корейские в 2,5 раза дешевле

Развитие локализации автокомпонентов тормозит устаревшие отечественные технологии

С наступлением кризиса отечественная автомобильная индустрия взяла четкий курс на локализацию, и за минувший год многим представителям отрасли уже удалось достичь определенного прогресса. Тем не менее закупщики заявляют о ряде проблем: отсутствие необходимых технологий, несоответствующее качество автокомпонентов и цены, значительно превышающие зарубежные. Подробности — в репортаже «Реального времени» с международного форума TIAF.

Миллионные возможности в кризис

Второй год подряд проблема локализации становится основной темой в Казани на международном форуме автомобилестроения TIAF. В минувшем году автопроизводители возлагали особые надежды на размещение локализованных компонентов в России и уже тогда заявляли о том, что в данном вопросе есть определенные ограничения, в том числе невозможность наших инженеров разработать ряд технологий. К слову, спустя год ситуация практически не изменилась.

По словам Алекса Загускина, бывшего вице-президента ОАО «Соллерс» и «Российские машины», сейчас отечественный рынок очень серьезно сжимается, но в то же время Россия становится довольно интересным экспортным рынком. Местные производители в текущей ситуации все больше фокусируются на локализации для того, чтобы избавиться от валютной составляющей, что может послужить хорошим заделом на будущее, когда экономика, наконец, стабилизируется.

Крупные закупщики («Форд Соллерс», закупочная организация АВТОВАЗ-Renault-Nissan (АРНЗО) и калининградский «Автотор-холдинг» — компания, производящая автомобили KIA, BMW, GM, Hyundai, — прим. ред.), выступавшие на форуме в качестве спикеров, придерживаются аналогичного мнения.

Мы становимся очень конкурентоспособными на мировом рынке. Для примера скажу, что за последний год мой департамент отработал с шестью поставщиками, и все они поставляют детали на АвтоВАЗ, «Рено», «Ниссан» и начали экспортировать свои детали в Турцию, Индию, Румынию. В скором времени откроется поток экспорта в США. Для всех производителей, у которых существуют технологии и желание, на сегодняшний день открыты любые возможности, — поделился Дмитрий Дьячков, руководитель департамента по закупке компонентов силового агрегата закупочной организации АРНЗО.

По словам Дьячкова, представители бизнеса уже сейчас могут получить широкие возможности. Так, товарооборот от прямого импорта может составить до 200 млн рублей, а товарооборот поставщиков второго уровня может достичь 1500 млн рублей.

В свою очередь Николай Ходосевич, директор по закупкам «Форд Соллерс», подчеркнул, что в локализации закладывается себестоимость, которая в кризис крайне важна для потребителя.

Печальный пример General Motors

За 2015 год многим удалось достичь хороших результатов в процессе локализации. К примеру, по ряду автомобилей «Форд Соллерс» уже есть порядка 300 локализованных компонентов и чуть больше 70 российских поставщиков. Все это позволило компании отчитаться за минувший год по 45%.

— Для сравнения, General Motors, которые покинули Россию, потеряли на своем уходе порядка полумиллиарда долларов. Мы решили, что лучше средства направим на локализацию компонентов. Мы любим наших зарубежных партнеров, но мы больше заинтересованы в другой тактике, — сообщил Николай Ходосевич.

Калининградский «Автотор» также преуспел в деле локализации. По словам Владимира Длугоканского, директора департамента локализации данного холдинга, большой процент компонентов на площадке «Автотора» принесло именно производство сидений.

— Мы несколько лет вели переговоры по производству этого компонента с одной очень известной компанией, находящейся в Камском регионе. Мы готовы были возить эти сидения из Челнов, но из-за чрезвычайно высоких цен предприятия работа не сложилась. Скажу, что по отношению к корейским изделиям их цена была выше в 2,5 раза, — поделился Длугоканский.



Владимир Длугоканский: «Мы несколько лет вели переговоры по производству сидений с одной очень известной компанией, находящейся в Камском регионе… Но из-за чрезвычайно высоких цен предприятия работа не сложилась». Фото cplit.ru

Серьезное отставание российских технологий

Любимая всеми участниками российского автомобильного рынка локализация сталкивается с рядом пока непреодолимых проблем. Главной является отсутствие ряда технологий.

— К сожалению, у нас нет точной механообработки алюминиевых деталей — из-за этого мы вынуждены приглашать сюда импортных поставщиков, которые ставят заводы в свободных экономических зонах. К примеру, в Тольятти была приглашена и локализована компания CIA, которая производит алюминиевые изделия и поставляет напрямую на АвтоВАЗ для сборки коробки передач. И это все потому, что в России не нашлось поставщиков, которые смогли бы это сделать. Если кто-то из присутствующих на форуме изыщет возможность освоить данные технологи, то, как говорится, «велкам»! — обратился к аудитории Дмитрий Дьячков.

Аналогичная ситуация складывается с пластиковыми деталями, устойчивыми к высоким температурам. Пластик умеют делать все, но именно такие технологии пока недоступны на нашем рынке.

Если говорить о высокоточной обработке шестеренок, то технологии уже давно шагнули дальше наших, вследствие чего Россия нуждается в партнерах, которые помогли бы освоить данную технологию.

Следующие слабые места — это производство электроники и комплексов тормозных и рулевых автомобильных систем. То, что предлагается на нашем рынке, часто не соответствует ожиданиям потребителя.

Директор по закупкам «Форд Соллерс» также отметил, что нам срочно надо обеспечить индустрию современным лабораторным оборудованием, так как поставщикам приходится проводить испытания материалов за рубежом.

— Из-за этого тратится много времени и денег. Наше оборудование не соответствует необходимым требованиям. К слову, сейчас в этом направлении разрабатывается проект совместно с Татарстаном для того, чтобы не только наш регион мог пользоваться этой базой, но и другие поставщики, — добавил Николай Ходосевич.

Пример для подражания — Камский производственный регион

— Несмотря на ряд претензий к нынешнему состоянию отечественного автомобильного производства, закупщики не теряют оптимистичного настроя.

На самом деле у нас сейчас есть очень больше возможности для реализации тех или иных проектов. Но все должно осуществляться на российской базе, с использованием российских материалов. Надо усовершенствовать собственное производство, привести его в норму, а не просто избавляться от него и закупать у кого-то новое, — поделился Дмитрий Дьячков.

По словам представителя калининградского «Автотор-холдинга», не стоит отворачиваться от проблем — следует активно включаться в их решение. В качестве примера Длугоканский указал Камский производственный регион, который своей работой вносит серьезный вклад в ускорение развития отечественных производственных отраслей.

— Также для более глубокой локализации необходимо проведение исследовательских работ, ряда испытаний. Еще нам нужна техническая поддержка поставщика компонентов, — подытожил Владимир Длугоканский.

Лина Саримова, фото Романа Хасаева

Новости партнеров