«В Золотой Орде преобладал разговорный и письменный татарский язык»
Главного золотоордынского поэта почтили конференцией
В Казани прошла международная научная конференция «Средневековое письменное наследие татар», которую приурочили к 700-летию со дня рождения главного поэта Золотой Орды — Сейфа Сараи. Ученые из Казани и других городов России: Москвы, Чебоксар, Улан-Удэ, Новосибирска, Самары, Бахчисарая, а также ряда стран — Беларуси, Турции, Украины, США — выступили с 35 докладами, часть которых была посвящена жизни и творчеству «монгольского Пушкина», как еще называют Сараи. Подробности самых ярких выступлений — в материале «Реального времени».
То ли самарский, то ли сирийский
Конференция шла с подключениями через платформу Zoom, благодаря чему к ней удалось привлечь немало известных специалистов из Республиканского института высшей школы Беларуси, Государственного исторического музея, «Назарбаев Университета», Висконсинского университета, Российской академии наук, Института востоковедения РАН, Института языка, литературы и искусств имени Ибрагимова. Ученые читали доклады на татарском, русском и английском языках.
Сейф Сараи родился в 1321 году, в месте, которое именуется Камышлы. По одной версии это село в Самарской области. При этом один из выступающих, ведущий научный сотрудник отдела литературоведения Института языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова Фарит Яхин, предложил версию, что Сараи родился в Сирии, поскольку название одного из городов переводится как «Дом Камыша», «Камышлы йорт».
Учился поэт, как понятно из его псевдонима, в ордынском Сарае, эмигрировал в Египет, где и скончался. Сохранились два его произведения: поэмы «Гулистан бит-тюрки» и «Сухайл и Гульдурсун». Вторую обыкновенно упоминают еще и в связи с тем, что в ней говорится о том, что Земля крутится вокруг Солнца — еще за 150 лет до Коперника: «Узнала любви притяженье душа, Землей вокруг Солнца круженье верша».
От Наки Исанбета до восточной миниатюры
При этом на конференции обсуждали не только творчество тюркского поэта. К примеру, Станислав Думин, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея, президент Российской генеалогической федерации, рассказывал о ревизиях татарских имений Великого княжества Литовского. Доцент кафедры татарской литературы КФУ Милеуша Хабутдинова — о личной библиотеке Наки Исанбета, которая перешла к ней по воле наследницы — вдовы писателя Юлдуз Исанбет. Алмаз Асхадуллин, руководитель ансамбля Alpar и аспирант Российского института истории искусств, открывший конференцию (не только же Фирдусу Тямаеву выступать в институте), говорил о музыкально-поэтической культуре татар средневековья. Александр Мартынюк, заведующий кафедрой историко-культурного наследия Беларуси Республиканского института высшей школы, подробно разбирал, почему восточные миниатюры — это не просто образцы искусства, а источник, который показывает, как видели тогдашний мир его создатели и переводили это в слово.
Наконец, профессор Висконсинского университета и «Назарбаев Университета», американский татарин во втором поколении Шамильоглу Юлай погрузился в вечно актуальную тему тюркологических измышлений о языке поэмы Кул Гали «Кыйссаи Йосыф», указав, что произведение написано не на булгарском либо татарском, а на огузском, однако оно очень полюбилось татарам, а потому его следует включать в историю литературы, но не считать образцом татарской поэзии.
В ответ историк Дамир Исхаков напомнил коллеге о племени «Кырык огуз», у которого были очень крепкие связи с булгарами. Возможно, следы надо искать здесь? Юлай предложил ему обсудить это уже лично.
На пленарном заседании слово взял руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани Ильнур Миргалеев, который указал, что Сейфа Сараи необходимо популяризировать не только как поэта, но и как политического деятеля, дипломата, работавшего при Тохтамыше. Он предложил активно продвигать поэму «Сухайл и Гульдурсун», благо в ней есть и романтическая, и героическая линии.
— В Каире сохранилось средневековое мусульманское кладбище. Оно тянется на многие километры. В будущем там мы собираемся найти могилу Сейфа Сараи, — озвучил он планы университета.
Как считает профессор КФУ Хатыйп Миннегулов, творчество Сараи — это высшая точка развития золотоордынской литературы, а потому странно, что оно перестало изучаться. Он предложил погрузиться в библиотеки Египта, Ватикана, чтобы найти новые произведения. Отметим, что не только татары, но и узбеки считают Сараи «своим» поэтом. Однако в докладе о наследии поэта Миннегулов назвал его в первую очередь татарским литератором.
— В Золотой Орде преобладал разговорный и письменный татарский язык. Во-вторых, основное население составляли предки современных татар — не только казанские, астраханские, самарские, ульяновские. Я имею в виду всех татар. Мы являемся наследниками этой Золотой Орды, ее культуры. Золотая Орда, несмотря на критические моменты, особенно от западных и русских ученых, — это период высокой культуры, науки, городской жизни.
А потому Миннегулов предложил назвать именем Сараи одну из улиц города и поставить ему памятник в Казани.
комментарии
Вашингтон и Иерусалим с прочими Парижами уже просятся в состав РФ?
Я против.
Разнообразие всегда хорошо.
В Сарае правил чингизид Узбек-хан, при котором Золотая Орда приняла ислам в качестве государственной религии.
Татар-хана не было.
Никогда.
"Татары" это собирательный образ западно-европейских хроник и русских летописей всех монголо-тюркских племен "откочевавших" на Волгу в 13 веке из далёких Монгольских степей в поисках лучшей доли.
В Золотой Орде ни одно племя - ни монгольское, ни тюркское - само себя "татарами" не называли.
В качестве самоназвания (этнонима) слово "татары" предложил использовать Ш.Марджани в конце 19 века.
Его аргументация - если нас (поволжских тюркских мусульман) русские чиновники Российской империи называют "татары", то давайте и мы сами себя тоже будем называть "татарами".
Марджани в то время поддержала лишь небольшая кучка городских татар-маргиналов-интеллигентов.
Дело в том, что "татарами" русские чиновники РИ называли не только поволжских тюркских мусульман, но и практически всех мусульман, и не только тюрков, но и другие этносы.
О каком "татарском" языке в Золотой Орде рассуждали "учёные мужи"?
Да был тюрксий язык, его диалекты простолюдинов.
И монгольский язык элиты Золотой Орды, на котором писались официальные документы и который был на монгольских пайцзах- символах власти.
Опять "переводите стрелки" часов с 12 на полшестого?
Речь в статье идет о "татарах", а не о "русских".
Обсуждают этногенез современных казанских татар и историю их предков и историю тюркских языков.
Вы, уважаемый, как 5-летний невоспитанный мальчишка все время повторяете, как попугай: "Сам дурак", "Сам дурак".
И что Вы этим хотите доказать?
Доказываете одно - у Вас нет аргументов возразить по существу.
Вы же используете страницы уважаемого РВ для своих комментариев.
Почему Вы всё время выкрикиваете только одно - "Сам дурак"?
Не понятная у Вас позиция.
Двусмысленная.
Вместо того чтобы привести свои факты, аргументы и использовать классическую (научную) логику.
Бывает.
Все болезни заразные.
"Умственные", говорят, заразнее вирусных.
Все же его должность больше политическая, чем научная.
А любое невыверенное политическое высказывание будет стоить ему карьеры.
Вот он и испугается.
Профессор КФУ это политическая должность???
Миннегулов испугается??
Только один уважаемый академик Р.С.Хакимов не боится давать интервью - но он политик-тяжеловес.
Про корпоративную этику профессоров КФУ можете прочитать на сайте КФУ.
Читайте устав КФУ.
Профессор КФУ обязан крепить единство РФ.
Это его основная работа - где бы он не работал, на кафедре физики, или на кафедре истории.
Известный во всем мире Кодекс Куманикус написан 11 июля 1303 года. Языком Золотой Орды в Кодексе назван tatarče (по-татарски), tatar til (татарский язык).
В Золотой Орды основной язык был татарский язык! На татарском языке писал Саиф Сараи, не на монгольском.
"Татарином"?
Нет, не "татарином"?
Кодекс написан западноевропейским монахом-миссионером для проведения христианизации Золотой Орды.
Слова приведены на языке кыпчаков.
Для монаха-миссионера все племена Золотой Орды - и монгольские, и тюркские - все были "татарами".
Вот он и назвал на кыпчакском "татарский язык".
На языке науки - латинском языке - купчакский язык назван "куманским".
"Татары" были только в воображении западноевропейского монаха-миссионера.
Ни одно ни монгольское, ни тюркское племя само себя "татарами" в Золотой Орде на называло.
Это известно каждому школьнику, который учил историю хотя бы на "троечку".
Речь о самоназвании народа.
И о том как этот народ называли другие народы в разные периоды времени.
Но под "татарами" западно-европейские хроники и русские летописи 13 - 17 вв. понимали не единый народ, а множество различных племен, различных народов, множество различных этносов, которые в дальнейшем стали самостоятельными народами, нациями (в том числе и казанскими татарами).
А по мысли отдельных людей все эти различные древние племена, народы и этносы, а также возникшие на их основе новые этносы и нации должны называться только одним словом - "татары".
Но это нарушает законы классической логики.
А значит это не-научно, анти-научно, лже-научно.
Если ошибаюсь - приведите, пожалуйста, факты и аргументы опровергающие мои доводы и подтверждающие "теорию татар".
Иначе один мой оппонент опять будет занимать место на страницах уважаемого РВ криками "Сам дурак".
Предками современных русских являются множество этносов - в том числе и славяне, и тюрки, и финно-угоры, и монголы, и семиты и др.
Но никто далеких предков русских Карамзиных, Державиных или Юсуповых не будет называть "русскими" - одни из их предков безусловно тюрки и монголы.
Кстати, уже в 15 - 16 вв. многие люди, предки которых были и славянами, и тюрками, и финно-угорами, и монголами и др. уже называли себя "русскими".
В сохранившихся письменных источниках того времени.
Вот о чём речь.
Это одна из нескольких этнографических групп татарской нации.
Мы едины, мы неделимы.
А злобные завистники пусть идут мимо.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/216136-konferenciya-k-700-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-seyfa-sarai
Извините, "птичка-хам" всё время кричащая "Сам дурак", Вы это о чём?
Что значит Ваше очень эмоциональное высказывание "Казанские татары это не "самостоятельный народ"!!!" ????????
Вы обижаете целый народ.
Это нехорошо, некультурно.
Это некрасиво.
И ни "грамма" фактов, аргументов и логики.
Да ещё этот мелкий провокатор пытается и политический ложный донос написать - вешает ярлыки, пытается разжечь межнациональную ненависть.
Есть же москвичи, вологодцы, тверичи и др.
Но дело в том, что этноним "татары" через создание АТССР Ленин и Троцкий присвоили лишь поволжским тюркским мусульманам.
Этнографические группы "казанские татары", "крымские татары", "сибирские татары" всё же есть?
Раз "казанские татары" одна из них.
И пока люди так себя называют.
Ещё раз извините, если обидел.
И в мыслях не было.
Есть национальность "татары"
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/216136-konferenciya-k-700-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-seyfa-sarai
Шамильоглу Юлай авторитетный ученый с мировым именем, член редакции авторитетного журнала "Золотоордынское обозрение" - ему можно верить.
Раз он сказал что произведение написано на огузском языке - значит так оно и есть.
Следовательно поэму , как он и говорит, нельзя считать "образцом татарской поэзии".
Авторитетный ученый Шамильоглу Юлай имел ввиду, наверное, современную татарскую поэзию, поэзию современных казанских татар?
Все же Наука требует фактов, аргументов и логики.
Поэтому Юлай и считает, что поэма была написана на огузском языке.
Конечно можно и огузский язык "объявить" "татарским" языком.
Но как это относится к Науке?
Хорошо известно, что около 30% русских дворянских родов имели своими предками "татар" - т.е. тюрок и монгол.
"Татарами" русские летописи (а затем и чиновники Российской империи) называли все племена пришедшие в 13 веке в Восточную и Западную Европу с войсками монгола Чингизхана.
До 13 века никаких "татар" на Волге не было.
Сами себя пришельцы "татарами" не называли.
Древнее племя "татар" монгол Чингизхан вырезал ещё в 1202 году за то, что они подло убили его отца.
До начала 20 века чиновники Российской империи называли всех мусульман "татарами" - и не только тюрков Поволжья.
Были и азербайджанские "татары" и другие "татары".
В качестве самоназвания слово "татары" предложил выбрать поволжским тбркским мусульманам в конце 19 века Ш.Марджани (именем которого назван институт, где проходила конференция) - аргументируя это тем, что "так нас называют русские чиновники".
Современные казанские "татары" имеют право само-называться как они сами того пожелают - хотят "татарами" называться - пожалуйста.
Но знать историю слова "татары" должен каждый культурный и образованный человек.
Значит Вы не культурный и не образованный человек, так как Вы сами ни черта не знаете историю татар, а лезете обсуждать с умным видом.
До рождения Ш.Марджани татары издали десятки букварей татарского языка, десятки русско-татарских словарей, десятки книг. Они изданы татарами, там написано о татарском народе, там написано о татарском языке.
По другому не умеете?
Надеюсь Вы не научный и, тем более, не педагогический работник.
"Буквари татарского языка" издавали издательства университетов.
Например, издательство-типография Императорского Казанского университета.
И Императорского Московского университета.
Авторами являлись тюрки, например, поволжские тюркские мусульмане.
Да, их коллеги и русские чиновники Российской империи традиционно называли их "татарами".
А сами себя они "татарами" называли?
Сами себя они называли себя "мусульманами", "казанцами", "булгарами" и др.
И ещё раз - хамство это всего лишь свидетельство о низком интеллектуальном развитии.
И низкой культуре и образованности.
Что, практически, одно и тоже - хамство и низкая культура.
Или по казахски всё же "ДжОчи"?
Не суть важно.
Какое племя само себя называло в Улусе Джучи "татарами"?
Никакое.
"Татарами" западно-европейцы и русские называли все монгольские и тюркские племена, пришедшие в Европу с войсками монгола Чингизхана.
В том числе, уважаемый казах, и Ваших предков западно-европейцы и русские называли с 13 века "татарами".
Кто-то из около-научных кругов захотел, чтобы всех потомков, кого западно-европейцы и русские называли в своих летописях "татарами" - а это огромное количество современных этносов, также и в наше время тоже стали называть "татарами".
По этой "логике" Вы, уважаемый казах, тоже "татарин".
Если Вы согласны, то нет никаких проблем - каждый может называться, как он пожелает.
Хотя такая "логика" названий и противоречит Науке, научному мышлению.
Но многие современные казахи, насколько мне известно, не желают называться "татарами".
Как быть?
Насильно их назвать "татарами"?
Кстати ещё с "царских" времён, не говоря уж о советских временах между казахами и русскими было много межнациональных браков.
Вы уверены, что Ваши предки исключительно из тюрок.
У меня, например, предки и финно-угоры, и славяне, и тюрки, и монголы, и семиты и ещё множество этносов, проживавших на территории Тюркского каганата, Хазарского каганата, Киевской Руси, Монгольской Империи, Золотой Орды, Российской империи, СССР и живущих в современной РФ.
Поэтому я "чистокровный" русский.
Не хочу обидеть ни одних из уважаемых предков.
Но это противоречит законам классической Логики.
А значит не-научно, анти-научно, лже-научно.
Им западно-европейцы и русские обозначали ВСЮ "массу" монгольских и тюркских племен, пришедших в Европу с войсками Чингизхана.
А племени с самоназванием "татары" уже не было.
Ещё в 1202 году всех "настоящих" татар вырезал монгол Чингизхан за убийство ими его отца.
Отдельные представители племени "татар" конечно остались.
Но самого племени уже не было.
Печально.
Но исторический факт.
Все претензии к монголу Чингизхану, пожалуйста.
И ещё раз.
Хамство не является аргументом в дискуссии.
Хамство свидетельствует лишь о чрезвычайно низком развитии интеллекта у хамящего и отсутсиве у хамящего фактов и аргументов.
Из интернета?
про татар и сейчас-то за пределами Казанский губернии почти никто не слышал.
В рукописях Рашида ад-Дина (1247 - 1317 гг.) приводится письменное
утверждение, что самый верный Великому Чингис-хану полководец Мухали
называл себя именно ТАТАРИНОМ (прошу прощения за выделение слова).
Так что, знакомьтесь с историческими документами, а не псевдо....
Хорошая ширма для поездок за границу за бюджетное финансирование...
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/216136-konferenciya-k-700-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-seyfa-sarai
В ордынском Сарае в 14 веке элита Улуса Джучи говорила на монгольском языке (изъяснялись и на тюркском, и на славянских языках).
И государственные документы тоже писались на монгольском языке.
Подданные говорили на тюркских языках, славянских, языках, финно-угорских и других языках.
А по сути, аргументированно можете ответить?
Похоже нет.
И похоже Вы никакого отношения к татарскому народу не имеете.
Татары культурный, воспитанный и образованный народ.
Я их уважаю и к мнению настоящих татар всегда прислушиваюсь.
Но это не относится к Вам, господин Хам.
Что поделаешь, уж такая судьба у троллей.
Знаете, есть такой ятрогенный невроз, человек заболевает чем-то, когда сильно подумал об этом заболевании или когда ему кто-то что -то сказал по этому поводу. То есть ветер носит, а к устойчивому человеку это не прилипает. У русских старух ворожей есть ещё такое понятие "нутряной сглаз", когда мнительный человек может сам себя сглазить. Сильные люди этим не должны страдать, а все ведь хотят быть сильными, а не слабыми.
И сестры.