Новости раздела

«Мерседесы» из Челнов: второй год спада

Немцы поменяли наполеоновские планы на мечты о «корпоративном замужестве»

Совместное предприятие «КАМАЗа» и «Даймлер АГ» — производитель грузовиков ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» — подвело предварительные итоги 2014 года. Как выяснил корреспондент «Реального времени» и как следует из весьма тонко и «дипломатично» написанного пресс-релиза, компания второй год подряд не смогла преодолеть поставленную на старте планку в 3 000 произведенных грузовиков. Как итог — в озвучиваемых публично планах на 2015 год нет каких-либо целевых показателей по производству или продажам вовсе. Вместо этого производитель решил ограничиться «корпоративной свадьбой» с ООО «Фузо Камаз Тракс Рус», производящей грузовики «Мицубиси».

Турбулентный год снес директора

Совместное предприятие «КАМАЗа» и «Даймлер АГ» — ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток», производитель или, точнее, сборочное производство немецких грузовиков в Челнах, — подвело предварительные итоги 2014 года. Если верить пресс-релизу, то дела у СП идут в целом неплохо. Правда, составители информационного сообщения старательно избегали конкретных цифр по итогам именно 2014 года.

Итак, набережночелнинской компанией ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» с начала работы завода произведено 7 500 грузовиков. Казалось бы, вот он, успех: впервые доля самой головной компании «Мерседес-Бенц» среди «большой семерки» за месяц — в декабре 2014 года — превысила 20% («большой семеркой» называют семь основных производителей тяжелой грузовой техники в Европе: DAF, Iveco, MAN, Mercedes, Renault, Scania и «Volvo — прим. ред.).

Более 75% всех грузовых автомобилей «Мерседес-Бенц», реализованных в прошлом году, были выпущены в Набережных Челнах и имеют российский VIN-код (Vehicle Identification Number). По производству и продажам автобусов «Мерседес» стал лидером автобусного рынка среди западноевропейских производителей.

Некоторые намеки на то, что год был непростым, можно увидеть в словах главы компании Хайко Шульце: «2014 — очень непростой и турбулентный год, создал предпосылки и определил новые приоритеты для нашего дальнейшего развития в 2015 году». Что интересно, Шульце был назначен директором СП только в марте, сменив на своем посту Карстена Ботманна (Carsten Bothmann), который руководил компанией с середины 2013 года. Возникает вопрос, а почему произошла отставка Ботманна: это стандартная ротация или нечто большое?


Хайко Шульце: «2014 — очень непростой и турбулентный год, создал предпосылки и определил новые приоритеты для нашего дальнейшего развития в 2015 году»


Лишь 1,5 тысячи автомобилей

Всего за время, прошедшее после выпуска первого грузовика (в сентябре 2010 года), было произведено 7 500 машин — в августе 2013 года для сравнения их было 5 000. За счет внедрения специнструмента и оптимизации техпроцессов компании удалось увеличить количество производимых грузовиков до 10 единиц за одну смену. При этом объем производства в год по-прежнему рассчитан на 6 000 грузовиков при трехсменном режиме работы, и 4 500 — при двухсменном. По-видимому, решение о производстве именно 6 000 машин в компании принимать не спешат, и связано это в первую очередь с не готовым к такому предложению российским рынком: он будет просто не в состоянии проглотить такое число грузовиков «Мерседес». Намекает на это и тактичное неупоминание в пресс-релизе точной цифры произведенной в 2014 году продукции — названа лишь цифра совокупного производства с 2010 года.

Автору этих строк летом 2013 года директор по производству завода «МБ Тракс Восток» Аксель Бензе заявил, что в будущем компания планирует собирать по 6 тысяч грузовиков в год (на тот момент работало две смены, и, чтобы выйти на 6 тысяч в год, компания планировала ввести на три смены). Объясняя осторожность, Бензе заявлял тогда, что «все зависит от отдела продаж»: «Мы подстраиваемся под продажи. Нет смысла производить больше машин, чем требует рынок. Как только рынок будет готов, мы почти сразу сможем реорганизовать производство так, чтобы выйти на уровень в 6 тысяч и работать в три смены». Он также признался, что всего в первый год работы завода, в 2011 году, компания произвела около 1 тысячи грузовиков. В 2012 году — «в два раза больше», т. е. 2 тысячи. В 2013 году планировалось производство более 3 тысяч грузовиков.

В апреле 2014 года «МБ Тракс Восток» объявило, что планы на 2014 год… — также выпустить более 3 тыс. грузовиков. Объяснение кроется результатах за год 2013 — тогда в России было продано 2 609 грузовиков, произведенных в «МБ Тракс Восток». При запланированном производстве 3 тыс. грузовиков год трудно назвать успешным. Даже при том, что рост производства и реализации в 2013 году составил 13%. Аксель Бензе тогда же, в апреле 2014 года, сделал «чистосердечное признание», так объясняя отказ компании поднять планку до 10 тыс. машин (это уже позволяли существующие на тот момент мощности): «Мы ориентируемся на продажи. Сейчас они идут не очень хорошо, очень надеемся на второе полугодие».

Как известно сегодня, второе полугодие оказалось аховым не только для автогигантов. Так или иначе, путем нехитрых арифметических вычислений выясняется, что в 2014 году было произведено не более 2 000 машин. Если, конечно, не решить оптимистично, что число проданных в 2014 году равно числу произведенных машин (и, например, в этой цифре нет числа проданных машин со склада, произведенных еще в 2013 году). Ситуация оказалась гораздо хуже: как сообщил источник «Реального времени» на СП, компания выпустила в 2014 году лишь 1,5 тысячи автомобилей.

Редакция «Реального времени» на момент публикации материала не получила официальный комментарий из СП. В пресс-службе «КАМАЗа» нашего корреспондента отослали в «МБ Тракс Восток».

На падающем рынке

Сколько же компания продала машин в прошлом году? Ответ — 2 839 штук. Согласитесь, с планами производства (и продаж) на 2013 и 2014 год в 3 тысячи грузовиков это опять же нельзя назвать успешным показателем. Безусловно, надо признать, что неудачные показатели «МБ Тракс Восток» мало чем отличаются от цифр других компаний. Оправдывают их в компании, разумеется, точно так же: «сложной экономической ситуацией на рынке коммерческого транспорта».

Падение рынка по грузовикам грузоподъемностью более 6 тонн в прошлом году составило 19%, при этом рынок всей «большой семерки» упал на треть по сравнению с 2013 годом и составил чуть более 20 тыс. единиц. Несмотря на это, отмечают в челнинской компании, доля рынка новых автомобилей «Мерседес» среди «большой семерки» осталась на прежнем уровне и составила 14% (те самые 2 839 машин челнинской компании). При этом цель на 2015 год — 16%. Тем более что в декабре доля рынка «МБ Тракс Восток» в России впервые выросла до 21%. Надо сказать, и в компании подтверждают, что рост показателей сразу на 7% был обеспечен не в последнюю очередь участием компании в программе утилизации, спецпрограммах для самосвалов, бетономешалок и т. д. и «фиксированными ценами в рублях» (последний фактор, впрочем, вряд ли положительно сказался на росте выручки с учетом валютной волатильности).

Отметим, что одним из основных покупателей грузовиков «Мерседес» являются нефтяники. Немецкие машины хорошо себя зарекомендовали в условиях Крайнего Севера и пользуются уважением из-за качества и комфорта у водителей.

Несмотря на очередную (уже второй год подряд) неудачу по преодолению барьера в три тысячи грузовиков, компания продолжила развивать дилерскую и сервисную сеть — в настоящий момент в России их 59. За год зафиксировано увеличение доли дилерских продаж на 13%. В целом же продажи через дилерскую сеть составили 76% от общего объема продаж — положительную динамику обеспечили внедрение «новой бонусной системы» и запуск «системы CRM» (система управления взаимоотношениями с клиентами).

Рынок новых HCV MERCEDES в России по годам (завезенные и произведенные в России)

2010

2011

2012

2013

2014

829

2859

4895

4319

2929

Аккуратные планы

Дальнейшая локализация производства также является одной из первоочередных задач «МБ Тракс Восток» и в настоящий момент составляет 25%. Как заявляют в компании, в рамках процессов локализации в 2014 году была введена линия по автоматизации конвейерной заливки ГСМ и техническими жидкостями, в конце года освоена локализация фильтров грубой очистки топлива. Цифру в 25% можно назвать даже достижением, так как в 2013 году автору статьи в компании заявляли о планах всего лишь в 15-20% локализации.

Показательно, что в числе основных целей не заявлены ни план продаж, ни план производства. Не говоря уже о цифрах выручки и прибыли — на данный момент, впрочем, итоговых показателей прошлого года пока нет. Наблюдателям известны лишь цифры за 2013 год: по итогам 2013 года выручка «Мерседес-Бенц Тракс Восток» составила 18 млрд рублей.

«Корпоративная свадьба» в турбулентный год

По-видимому, обжегшись о реалии российского рынка дважды, немцы решили перестраховаться. Теперь основной целью компании на 2015 год стало создание ООО «Даймлер КАМАЗ Тракс Восток» на базе двух совместных предприятий ООО «МБ Тракс Восток» и ООО «Фузо Камаз Тракс Рус». Доли учредителей «Даймлер АГ» и ОАО «КАМАЗ» распределятся по-равному.

Единая компания должна позволить эффективнее развиваться локальному производству кабин и единому же процессу закупок. Оба партнера в долгосрочной перспективе также рассчитывают «на увеличение эффективности, оптимизацию всех процессов и повышение конкурентоспособности на российском рынке», что, согласитесь, в условиях упадка российской экономики вообще и автомобильного рынка в частности не последнее дело. Напомним, о том, что «КАМАЗ», Mercedes-Benz и Mitsubishi объединят свои управленческие активы в России, создав СП в Набережных Челнах, стало известно еще в конце февраля этого года, после того как разрешение на это выдала Еврокомиссия, одобрив сделку по объединению между Mercedes-Benz Trucks Vostok (MBTV) и Fuso Kamaz Trucks Rus (FKTR).

Основной целью слияния называют «сокращение управленческих расходов». Управленческие расходы «МБ Тракс Восток» за 2013 год составили 328,1 млн рублей, а у «Фузо Камаз Тракс Рус» — 100 млн рублей (выручка за 2013 год последней — 2,37 млрд рублей). «Итальянской» компанию «Мицубиси» сегодня можно назвать лишь условно, так как Mitsubishi Fuso Trucks & Bus Corporation является составной частью немецкого концерна Daimler AG и входит в подразделение Daimler Trucks.

Поможет ли обеим компаниям это пережить новую турбулентность уже этого года, увидим в конце года. Впрочем, говоря о кризисе, глава компании Хайко Шульце заявил, что это «лучшее время для перемен», и, «несмотря на сложную экономическую ситуацию, развитие «МБ Тракс Восток» идет по плану».

Оживление на авторынке может начаться уже в середине года

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Основными конкурентами грузовых автомобилей Daimler являются практически все ведущие мировые автопроизводители, представленные в России. Можно назвать такие компании, как MAN, DAF, Renault, Volvo, Scania, Iveco и еще несколько десятков компаний из разных стран мира. Конечно же, и «КАМАЗ» является конкурентом немецкого автопроизводителя. Несмотря на столь высокую конкуренцию, перспективы у грузовых автомобилей Daimler в России есть. Это, в первую очередь, связано с тем, что они отличаются высоким качеством, отличными техническими и потребительскими характеристиками, значительным ресурсом межремонтного пробега, а также развитым уровнем сервиса в РФ, отличным знанием марки среди потребителей, ее отличной репутацией.

Стоит также отметить, что в стране осуществляется множество инфраструктурных проектов, ведется масштабное строительство, осуществляется добыча полезных ископаемых, и во всех этих проектах требуются грузовые автомобили, и автомобили Daimler рассматриваются потребителями одними из первых. Причем не просто увеличиваются объемы этих работ, многие из этих проектов реализуются в регионах с экстремальными климатическими и геологическими условиями, где требуется техника отменного качества, и Daimler его обеспечивает. Доля автомобильного транспорта в перевозках различных грузов в стране остается высокой, а это значит, что и дальше будут востребованы седельные тягачи, которые у Daimler являются одними из лучших в мире. Это также будет способствовать росту продаж компании в нашей стране. Здесь за последние годы улучшились условия приобретения такой техники, появились различные финансовые инструменты, облегчающие ее покупку, получили развитие такие формы владения, как аренда, лизинг. И это позволяет купить технику Daimler широкому кругу потребителей.

Кроме того, сформировался вторичный рынок такой техники, теперь ее не обязательно эксплуатировать до состояния металлолома, можно продать, а вместо нее купить новую, притом что предложение на рынке сейчас самое широкое, купить можно практически любой вид техники от производителя из любой страны — были бы, как говорится, деньги. Поэтому, собственно, иностранные производители и идут в Россию, некоторые уже открыли здесь свои производства или создали СП с российскими производителями. У нас имеется значительный неудовлетворенный спрос на такую технику, и в этой связи есть широкое поле деятельности не только для отечественных, но и для иностранных производителей. И именно потому, что наш рынок для иностранных производителей является очень привлекательным, они делают все, чтобы тут остаться. Не зря же некоторые зарубежные автоконцерны уже открыли в России свои производства, и с юридической точки зрения уже являются российскими производителями, даже несмотря на иностранную марку своих автомобилей.

Так как пока не фиксируется никаких сигналов о том, что ситуация в экономике выправляется, не исключено, что спад продаж автомобилей продолжится, по крайней мере в первые несколько месяцев наступившего года. Но изменение ситуации вполне возможно, потому что любой кризис рано или поздно заканчивается, и спрос на грузовые автомобили пойдет вверх. Кроме того, экспорт может поддержать компанию в 2015 году и позволит увеличить показатели, ведь продукция «КАМАЗа» пользуется спросом на мировом рынке, и этот спрос растет. Возможное оживление на авторынке может начаться уже в середине года, что позволит компании перейти на нормальный график работы и показать результаты не хуже, чем в 2014 году, а может быть, и лучше их.

Роман Ткачук — старший аналитик ИГ «Норд-Капитал»

На наш взгляд, основная причина снижения продаж — непростое положение российской экономики, практически впавшей в рецессию. На фоне снижения спроса со стороны строительного сектора (а также неясности его перспектив в ближайшие годы), «КАМАЗ» одним из первых почувствовал снижение спроса на свою продукцию. «КАМАЗ» пытается выправить ситуацию, выходя на новые рынки (Азербайджан, Аргентина), но глобально это положение не исправит.

Сама компания прогнозирует на 2015 год снижение спроса на 7%, в реальности ситуация может оказаться еще плачевнее. Отметим, что при всем этом, «КАМАЗ» находится в более выгодном положении, чем импортные производители грузовых автомобилей. Девальвация рубля сделала российские грузовики более конкурентоспособными и часть потребителей может переориентироваться на «КАМАЗы». На наш взгляд, результаты компании покажут меньшее падение, чем весь рынок. Восстановление российского рынка грузовиков (как и всей российской экономики) ожидается не раньше 2020 года.

Фото: mediambtv.ru, fusotrucks.ru, speceria.ru

Сергей Афанасьев, Анастасия Юрьева
Справка

По данным «АСМ-холдинга», в России объемы выпуска грузовиков по итогам 2014 года сократились на 25,9%, до 150 194 единиц, что примерно соответствует уровню 2010 года. Спад производства отмечен во всех отраслях за исключением АЗ «Урал», нарастившего выпуск на 24,1%. Показатели «ГАЗа» — 66 700 единиц (-30,2%), «КАМАЗа» — 38 800 единиц (-9,5%), «УАЗа» — 17 520 единиц (-26,7%). Выпуск автомобилей иностранных брендов уменьшился на 40,7%. «Форд Соллерс» сократил выпуск в Елабуге на 60,2%, «Вольво Восток» — на 53,3%, «Мерседес-Бенц Тракс Восток» — на 42,5%, «Фузо Камаз Тракс Рус» — на 33,2%, «Ивеко-АМТ» — на 35%. Фактически лишь два производителя «российских иномарок» показали рост: «Соллерс-Исузу» превысила выпуск 2013 г. в 2,3 раза (2 347 единиц) и ГК «Автотор» (2 763 единицы). По итогам 2014 года рынок новых тяжелых грузовиков иностранного производства просел на 26% (без учета китайских брендов). В общей сложности в РФ удалось реализовать 21 520 автомобилей, что примерно соответствует уровню продаж 2007 года. Если провести сравнение с самым «урожайным» за последние 15 лет 2012 годом, то разница вырастет уже на 37,6%. В общем объеме рынка новых тяжелых импортных грузовиков на долю «китайцев», среди которых первую скрипку по объемам продаж играет Shaanxi, пришлось 15,2%, свои 4,6% суммарно откусили Ford, Hyundai, Hino и Tatra.

Новости партнеров