Новости раздела

О чем поет Manizha для «Евровидения»?

Разбираем с экспертами песню «Russian Woman»

Manizha представит в этом году Россию на «Евровидении». Российская певица таджикского происхождения выиграла национальный отбор на международный конкурс с песней «Russian Woman», исполненной от лица русской (или российской?) женщины, идущей против стереотипов к своей цели. Подробнее об участнице — в материале «Реального времени».

Из Душанбе — в Москву, из попсы — в индепендент

Сама Манижа Сангин объясняет, что «Russian Woman» — это «песня о трансформации самоощущения женщины за последние несколько столетий в России. Российская женщина прошла удивительный путь от крестьянской избы до права избирать и быть избранной (одной из первых в мире), от фабричных цехов до полетов в космос. Она никогда не боялась противостоять стереотипам и брать ответственность на себя».

Манижа Сангин родилась в Душанбе в 1994-м, во время гражданской войны в Таджикистане, переехала с семьей в Москву. В музыкальном мире она известна с начала нулевых, когда ее голос зазвучал на конкурсах и фестивалях.

При этом вся карьера Манижи — это переплетение различных образов. Она пела под псевдонимом «Ру. Кола», ее песни крутились на «Русском радио», в начале нулевых она присоединилась к проекту «Ассаи», жила в Лондоне, работала с композитором Андреем Самсоновым над саундтреком к фильму «Танец дели» и разогревала Лану Дель Рей... В итоге Манижа избавилась от контрактов и начала развивать карьеру в другом направлении.

Она выпустила Instagram-альбом Manuscript. Запустила флешмоб #травмакрасоты. Сотрудничала с благотворительными фондами и снималась в социальной рекламе. В последние годы у нее выходят композиции, посвященные этнической идентификации и абьюзу. К примеру, снятый в Грузии клип «Мама» говорит о домашнем насилии (в феврале 2019-го Манижа выпустила бесплатное мобильное приложение «Silsila», это тревожная кнопка, и предлагает список ближайших кризисных центров и убежищ, в которых можно укрыться). К слову, в 2019 году журнал Forbes оценил ее заработки в 56 млн рублей (выручка — 36 млн рублей).

В поисках самоидентификации

— Я не слежу за российской музыкой, но рада за Манижу, — говорит Дина Нурм, соосновательница казанского движения «ФемКызлар». — Знаю, что она поддерживает борьбу с домашним насилием, и такая представительница от России с активной гражданской позицией, безусловно, выглядит как прорыв.

— Это продолжение других социальных проектов Манижи, текстов и смыслов, которые она пытается доносить, — размышляет на тему песни певицы Марья Леонтьева, социолог, участник фольклорного ансамбля «Духов день». — Ближайший текст, который я погуглила, — «Недославянка», он говорит о попытке выстроить свою идентичность на границе русского и таджикского: «Крылья прячу по привычке, Я недославянка, я недотаджичка, Живу по Корану в стенах церкви. Един Бог, и грани его бесконечны. Я, вроде бы пела, что из другого теста. Но мне неизвестно мое место». Мне кажется, это продолжение размышлений на ту же тему. Тема борьбы женщин за свои права, за право голоса, за свое место сейчас, к счастью, все чаще звучит, и меня это радует.

При этом Леонтьева, как знаток русского фольклора указывает, что у нее есть вопросы к отсылкам к народной культуре. Как удачный пример она обозначает Тину Кузнецову, одинаково хорошо понимающую и джаз, и хип-хоп, и фолк: «Они у Тины являются внутренне усвоенными и выглядят органично ей самой. А здесь я вижу культурную отсылку, но я ей не очень верю. Думаю, это будет заметно не многим».

— Мне Манижа как певица не очень интересна, — говорит Дмитрий Опарин, научный сотрудник Института социальной политики. — Но мне действительно кажется это социально важным, что Россию представляет певица с миграционной историей, певица таджикского происхождения. Это важно для образа России как страны в том числе и мигрантов, как страны азиатских культур и разных опытов и судеб людей. Я не все понял, что она пела в клипе.

Как считает Опарин, «Russian Woman» — это не этническая категория, а скорее категория, которая говорит о биографии и опыте певицы, опыте ее лирической героини, которой она сопереживает, образ, которой она выстраивает.

Китч и самоирония — наше орудие

— Мы с ней когда-то говорили в подкасте, что она себя идентифицирует с той или иной культурой через фольклор, — вспоминает Марк Симон, доцент кафедры политических и правовых учений Московской высшей школы социальных и экономических наук. — Если за нее действительно проголосовали зрители, то это прямо прорыв. Если говорить про песню — она все время обыгрывает фольклорные мотивы. У нее же и романс есть. Ну и еще она говорит, что китч и самоирония — это единственная работающая стратегия против «исключения». Думаю, что это здорово, потому что она тем самым легитимирует разговор о гибридной идентичности.

По мнению Симона, текст песни ироничен, потому что «славянка, русская — слишком эксклюзивные категории. Она высмеивает именно эту эксклюзивность, как мне кажется».

Кстати, журнал «Новое литературное обозрение» опубликовал статью Симона «Репрезентации мигрантов в клипах российских независимых артистов: три стратегии конструирования аутентичности», в которой разбирается и клип «Недославянка».

— Манижа всегда поднимает важные социальные проблемы, и песня на «Евровидение» — не исключение, — размышляет Гузель Юсупова, доцент и ведущий научный сотрудник СЗИУ РАНХиГС. — Она, как всегда, многослойна, но в основном это песня, ставящая под сомнение гендерные стереотипы о правильной женщине. И то, что Манижа, традиционно воспринимаемая как голос женской миграции из Средней Азии (в прямом и переносном смыслах) поет от лица русской (а значит, в нашем понимании — славянской) женщины — тоже акт постановки стереотипов под сомнение. Это призыв к диалогу о том, насколько исполнитель — раб своего привычного образа, и о том, что такое русская женщина сегодня — всегда ли она славянка?

Юсупова указывает, что певица хочет понять: есть ли разница в опыте женщин разных рас. Ведь похудеть и родить детей к 30 — это «стандарты» для всех. Кроме того, сам фьюжн современной поп-музыки и русского фольклора, русского и английского языков как бы намекает на то, что любые границы можно легко пересечь, породив новый, потенциально объединяющий опыт.

Показательно, что песня вызвала яростные споры, и это понятно: нет, к сожалению, более горячих тем в России, чем права женщин, национальных меньшинств и многообразия. Манижа Сангин — символ этих явлений.

Радиф Кашапов
ОбществоКультура

Новости партнеров

комментарии 28

комментарии

  • Анонимно 10 мар
    А евровидение уже было? Или только ещё грядёт?
    Ответить
    Анонимно 10 мар
    Написано все, что читаем через строчку?
    Ответить
  • Анонимно 10 мар
    Удачи, пусть без призоаого места не возвращается
    Ответить
    Анонимно 11 апр
    Ключевое слово НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
    Ответить
  • Анонимно 10 мар
    Интересно.
    Ответить
  • Анонимно 10 мар
    дурдом
    Ответить
  • Анонимно 10 мар
    Русская рулетка в действии : прошлогодний выбор был в 10-ку с учетом фриковатой специфики конкурса. Хотя задачи привезти Евровидение в Россию нет, так что если таджичка проиграет конкурс, будет еще лучше.
    Ответить
  • Анонимно 10 мар
    Вообще в первый раз услышал о существовании артиста с таким именем когда пошли разговоры о Евровидении
    Ответить
    Анонимно 10 мар
    Ну это о вас говорит больше))
    Ответить
  • Анонимно 10 мар
    "Это призыв к диалогу о том, насколько исполнитель — раб своего привычного образа, и о том, что такое русская женщина сегодня — всегда ли она славянка?".

    Русские имеют своими предками славян, тюрок финно-угоров, монгол, семитов и ещё многие десятки других этносов.
    Ответить
    Анонимно 10 мар
    Ну так это все имеют)) как будто этничность - это генетика
    Ответить
  • Анонимно 11 мар
    Без России и русских таджики и прочие азиаты просто-напросто вымрут...
    Ответить
    Анонимно 12 мар
    А наоборот?
    Ответить
  • Анонимно 11 мар
    Самое позорное проводить голосование ночью в воскресенье, когда половина страны спит или уже собирается на работу. Песни нет!! Костюм вообще не русской женщины и даже не русской девушки. Где еще можно оставить свой комментарий? Нигде не нашла.
    Ответить
    Анонимно 12 мар
    Последний исполнитель выступил в 20:30, голосование шло до 21:30, вы правда в это время спите?
    Ответить
    Анонимно 12 мар
    а причем тут русская женщина? Она поет о россиянке. И уж извините, но из-за культурной политики России мы зачастую русские народные песни знаем лучше, чем свои.
    Ответить
    Анонимно 16 мар
    Да что вы? Когда на телевидении в последний раз русские песни передавали? Пока что слышим одни мусульманские напевы.
    Ответить
    Анонимно 16 мар
    Она поет о русских женщинах, а не о россиянке.
    Ответить
  • Анонимно 13 мар
    позор....кто написал этот бред?
    Ответить
  • Анонимно 14 мар
    А, она определившаяся? Меня жена 30 эксплуатирует, за меня кто заступиться? Я меньшинство, где защита?
    Ответить
    Анонимно 17 мар
    На конец то кто то заступился за русские мужчины !!!!
    Ответить
    Анонимно 18 мар
    Шулаймы? Зур проблема, әлбәттә. Вы для начала с женой поговорить на пробовали? Это вообще системная проблема? Просто меня лично жена не угнетает. И никого из моих женатых друзей жены - не угнетают. А вот историй с избиениями мужьями своих жен я знаю не мало и некоторые из них - из моего (приличного вроде бы) окружения.
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    поздравила с праздником русскую женщину и показала фак. весьма достойно... достойно тех кто голосовал за неё
    Ответить
  • Анонимно 28 мар
    Позор,куда смотрит государство. Не песня, а беспрядочный набор слов. Желаю проиграть.
    Ответить
  • Анонимно 31 мар
    Это что за позор? Как она может представлять Россию, да еще и с такой песней? Кто она такая для России, пусть Таджикистан и представляет! Эрнест совсем крышей поехал?
    Позор стране просто.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Автор, Вы татарин, и в русских традициях и культуре мало чего понимаете! А если Манижа споет от лица татарских женщин Вам тоже все равно будет, вы же россияне? Приводите примеры интервью тоже людей не совсем русских, каких то подростков, которым на понятие "русский" глубоко плевать.
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    Слова Манижа сочинила сама, музыку ей написали Ори Авни и Ори Каплан. Где здесь русское? Назвала бы песню "Таджикская женщина" и мы бы к ней не приставали. Таджики, наверное, ее распяли бы, но это - другое...
    Ответить
    Анонимно 25 май
    Те учёные знатоки ,которые в песне Манижи видят глубокий смысл,"глубоко копают".Почитала другие её стихи.И вот вам два перла:душа без костей,мой внутренний(повторяется 11 раз!)падишах не разбирается в падежах.Ну как?Ого?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии