Новости раздела

Свияжский логоцентр отдадут под присмотр команды Тимура Шагивалеева

Проект СММЛЦ станет площадкой особой экономической зоной производственного типа ОЭЗ «Алабуга»

Свияжский мультимодальный логистический центр, который власти республики намерены были сделать третьей особой экономической зоной и присоединить к соседней ОЭЗ «Иннополис», судя по всему, отдадут под управление команды ОЭЗ «Алабуга». Это связано с назначением будущего логистического центра: он будет ориентирован на промышленность, а не на инновации. «Реальное время» также выяснило, как российско-турецкий кризис помешал проекту открыть второе дыхание.

Думали, думали и надумали

Как стало известно «Реальному времени», крупнейший логистический проект Татарстана — Свияжский мультимодальный логистический центр — передается в управление и становится второй площадкой ОЭЗ «Алабуга».

Об этом впервые заявила начальник отдела промышленности и трудовых ресурсов комитета экономического развития Гузель Хасбиуллина, выступая на Рождественском саммите, посвященном итогам рынка недвижимости (в том числе и складской, — прим. ред.). «Предполагается, что основная часть организаций, имеющих деятельность на территории речного порта, переедет в недавно открывшийся Свияжский мультимодальный логистический центр. «Татфлот» уже начал там работу, и у него есть мастер-план, как до 2018 года перевести туда все свои производственные мощности. Предполагается, что СММЛЦ приобретет статус особой экономической зоны с присоединением к ОЭЗ «Алабуга», — рассказала она.

Информацию подтвердил «Реальному времени» и замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров. Однако он отметил, что окончательное решение — за руководством республики. О том, что решение это уже принято, «Реальному времени» рассказал еще один высокопоставленный источник в правительстве. По его словам, решение обусловлено тем, что «Алабуга» — производственная зона, которая нуждается в качественной логистике.

В самой «Алабуге» запрос «Реального времени» получили, но ответа не предоставили.

Один резидент и некая ОЭЗ

Можно отметить, что логика последних событий вокруг Свияжского логоцентра говорит о том, что проект скоро обретет нового куратора.

3 декабря прошла церемония открытия Свияжской площадки. Тогда же было объявлено, что общая сумма инвестиций составила 8 млрд рублей, из них 6,5 млрд — средства федерального бюджета, остальное — республиканского. На эти деньги завершен гидронамыв территории и обеспечено электроснабжение площадки, построена причальная стенка с возможностью приема любых типов грузовых судов, подъездные железнодорожные пути, автомобильная дорога с транспортной развязкой, соединяющей СММЛЦ с федеральной трассой М-7 «Волга». Правда, с резидентами тогда у Свияги как-то не сложилось. Было понятно, что он пока один — «Татфлот». Последний контролирует депутат Госсовета РТ и директор компании-подрядчика логоцентра ПСО «Казань» Равиль Зиганшин. Тогда же источники «Реального времени» сообщали, что вторым условным резидентом можно назвать оператора одной из татарстанских ОЭЗ.

15 декабря «Ространсмодернизация» начала процесс передачи Свияжского мультимодального логистического центра в собственность Татарстана. Были заключены инвестиционные соглашения с частными инвесторами.

В минтрансе тогда сообщили, что передача центра в собственность республики необходима для создания оператора и организации единого управления объектами центра. Теперь понятно, кто станет оператором.

Как чуть не стало три зоны

Тут можно вспомнить, что еще с 2012 года власти Татарстана хотели выделить Свияжский проект в особую экономическую зону, однако отдельно этот сделать не получалось. При этом Татарстан уже является единственным регионом, в котором расположены две ОЭЗ. В своем послании в сентябре Минниханов также давал поручение активизировать работу и по созданию третьей зоны в Свияжском мультимодальном центре.

Еще ранее предполагалось, что СММЛЦ присоединят к ОЭЗ «Иннополис» (об этом писала газета «Реальное время»), которая как раз находится поблизости в отличие от той же «Алабуги». Таким образом можно будет более эффективно привлекать средства на их инфраструктуру, рассчитывать на софинансирование по федеральной программе развития особых экономических зон, пояснял министр. Вопрос специализации зон не важен, поскольку федеральный центр заявлял о намерении отменить обязательное деление зон на типы, говорил он.

Не везет с резидентами

В целом Свияжскому проекту не сильно везло. Идея его витала давно, с начала 90-х годов. Разрабатывались различные варианты, просчитывались стратегии, заказывались исследования. И только к 2006 году проект был включен в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России на 2006-2010 годы», а также вошел в ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы». Непосредственно работы начались в 2007 году. Расположенный на пересечении железнодорожных, речных и автомобильных путей, СММЛЦ станет, по задумкам властей, одним из ключевых пунктов на пути из Европы в Западный Китай. Если, конечно, этому не помешают планы Китая, Казахстана, Турции, Азербайджана и Грузии по созданию альтернативного маршрута доставки грузов, в обход России.

Как уже сообщало «Реальное время», первым инвестором-резидентом СММЛЦ станет «Татфлот»: компания выразила намерение перевести сюда грузовой порт из Казани. Ранее сообщалось, что возможными участниками проекта станут «Трансконтейнер» (структура РЖД) и «Совфрахт». Последнее вышло из проекта, по слухам, из-за смены собственников. Созданное специальное под проект ЗАО «Совфрахт-Казань» теперь находится в стадии ликвидации. Видимо, пока не клеится и у «Трансконтейнера».

Все это время татарстанские власти искали, кто бы мог стать резидентами проекта. Сватали на эту роль и структуры «Суммы» Зии Магомедова. В конце апреля этого года молодой замглавы татарстанского минтранса РТ Тимур Ажимов в рамках выставки TransRussia-2015 провел переговоры о возможности сотрудничества между морским многопрофильным перегрузочным комплексом «Бронка» (Большой порт, Санкт-Петербург) и Свияжским логоцентром «в сфере обеспечения высокоэффективной логистики контейнерных грузов».

К поиску якорей для татарстанского логистического хаба подключился и лично Рустам Минниханов. Так, рассказывает источник, близкий к строительной сфере, предложения по резидентству были озвучены ряду турецких компаний. 18 ноября президент встретился с представителем промзоны «Гебзе» Вахитом Йылдырымом, и они обсудили создание совместной особой экономической зоны. Тогда Минниханов предложил рассмотреть проект Свияжского мультимодального логистического центра. Минниханов и Йылдырым договорились создать рабочую группу для подготовки будущего проекта. Но 24 ноября все карты смешала атака на российский самолет Су-24, который привел к кризису во взаимоотношениях между странами.

  • Вадим Хоменко

    Вадим Хоменко член-корреспондент АН РТ, доктор экономических наук, профессор КНИТУ-КАИ:

    Площадка изначально именно логистическая, он так и фигурирует в системе госпрограмм. Поэтому площадка и появилась около воды, потому что там есть совмещение транспортных путей, и речных, и дорожных. Проект не может умереть, исходя из того, что внесет в систему госпрограмм. Что касается промышленности, просто так менять одно на другое не логично. Другой вопрос, что площадка, способная перерабатывать свыше 12 млн тонн грузов, нуждается и в промышленной площадке, потому что идет процесс промышленной переработки перевозимых грузов. Такие мультимодальные центры имеют рядом промышленные площадки, которым оказывают соответствующий вид услуг. А замена одного проекта на другой – не логично. Как раз с Иннополисом я связок меньше вижу. Это инновационная площадка, нацеленная на создание новых проектов, а тут транспортно-логистические услуги. Поэтому с точки зрения содержания эту площадки с Иннополисом что-то роднит меньше, чем с елабужской промышленной площадкой. Хотя удаленность и разные профили заставляют думать о перспективах развития такого проекта. Посмотрим, как будут развиваться события. В районе Татарстана пересекается три транспортных коридора: «Север — Юг», новый коридор «Европа — Западный Китай» и «Запад — Восток». Такое уникальное пересечение транспортных коридоров дает возможность осуществления этого проекта. То, что что-то не получается, не определяет снятия логики этой идеи. Отмена китайского «Шелкового пути» — следствие неисполнения Россией взятых на себя обязательств. Та же самая ситуация с коридором «Север — Юг», это сквозное сообщение между западными странами и Индией, проход через Россию, смешанное прохождение «река — море» через Иран – и дальше в Индию. Вот этот большой проект тоже практически не реализован, большое количество инженерных проблем не решено. С коридором «Европа – Западный Китай» такая же ситуация, с Транссибом тоже. А Китаю нужен сухопутный выход, поэтому они прочерчивают новые магистрали в южном направлении, чтобы обеспечить транспортировку своих товаров в обход России для выхода в Южную Европу. Но для выхода в Северную Европу Россию ничем не заменить, поэтому надо ускориться, а то мы теряем партнеров. Поэтому отмена маршрута в Китай – угроза для СММЛЦ. Но проект никуда не денется, географию не перечеркнешь. И даже если мы будем замедляться, Китай все равно нуждается в России, но параллельно ищет другие пути.
  • Айрат Гиззатуллин

    Айрат Гиззатуллин генеральный директор технополиса «Химград»

    Мне кажется, на выбор повлияли результаты работы ОЭЗ «Алабуга», потому что на сегодняшний день она является одной из наиболее эффективных площадок. Логистические центры прежде всего связаны с производством, а Иннополис в большей степени ориентирован на технологические проекты. У меня нет сомнений, что проект будет успешным. Выгодное географическое положение – основной плюс. К тому же здесь есть и речной порт, и железная дорога. Единственное, чего не хватало проекту, — опытный менеджмент. Активного привлечения резидентов не было, хотя денег вложено было немало. С другой стороны, до этого цели были несколько иными – привлечение федеральных средств, а без готовой инфраструктуры нет смысла привлекать резидентов. Идея создания мультимодальных центров – это решение внутренних логистических проблем. Второй момент: вопросы, которые решаются по «Шелковому пути», политически и экономически обоснованы. Прямую конкуренцию между этими проектами выстраивать не стоит.
Дина Валиуллина, Гуландам Зарипова, Арслан Минвалеев

Новости партнеров