Новости раздела

Казанский прецедент: водителя с 22-летним стажем лишили прав за ДТП на электросамокате

Обвиняемому не удалось доказать, что управлял не транспортным средством

Казанский прецедент: водителя с 22-летним стажем лишили прав за ДТП на электросамокате
Фото: Екатерина Аблаева

Мировой суд Вахитовского района Казани вынес «приговор» казанцу, сбившему на электросамокате ребенка, а впоследствии отказавшемуся от медицинского освидетельствования. Рустему Хайрутдинову назначили штраф и лишили на полтора года водительских прав на автомобиль. Корреспондент «Реального времени» стал свидетелем судебного спора о том, что такое электросамокат и нужно ли управляющему им человеку проходить тест на алкогольное опьянение.

«Самокат неудачно стартанул»

В назначенное время на 4-й участок мирового суда Вахитовского района Казани Рустем Хайрутдинов и его адвокат Артур Султанов явились без опозданий. В начале заседания мировой судья Гельуса Валиева зачитала протокол полиции. Согласно материалам дела, «30 августа на улице Татарстан рядом с домом 3/2 Хайрутдинов управлял мопедом (именно к этим транспортным средствам МВД России приравняло самокаты, — прим. ред.) с явными признаками алкогольного опьянения, однако от медицинского освидетельствования отказался, тем самым совершил административное правонарушение по части 1 статьи 12.26 КоАП».

В ответ на это мужчина, который держался довольно спокойно, заявил, что вину не признает, и рассказал по порядку, что с ним произошло в конце августа. Вместе с сыном он арендовал электросамокат у компании Whoosh с помощью мобильного приложения.

— Взялся за поручни, левой ногой встал на сам электросамокат, правой ногой оттолкнулся и нажал кнопку Go. Электросамокат резко дернулся и с места выдачи данных аппаратов полетел в сторону проезжей части. Чтобы не вылететь на проезжую часть, я начал заваливаться на бок, в конце тротуара ударился о бетонное ограждение и упал. Своим телом упал на ребенка 5 лет, проходившего вблизи вместе с мамой, — объяснял Хайрутдинов.

Вместе с сыном он арендовал электросамокат у компании Whoosh с помощью мобильного приложения. Фото: whoosh.bike

Как он сообщил, все это произошло буквально на трехметровом «пятачке» у офиса банка. Сам виновник происшествия поранил ногу о бетон. Он поднялся, спросил о состоянии ребенка, который плакал, но видимых повреждений у него не было, констатировал мужчина. Появившийся полицейский попросил Хайрутдинова не уходить, и тот честно дождался приезда сотрудников ГИБДД.

«Дыхнул бы» как пешеход, но не как водитель

По словам обвиняемого, сотрудники стали говорить, что он ехал на мопеде, причем не могли пояснить, почему так называют электросамокат. В разговоре звучала цифра 350 Вт. Сотрудники ГИБДД несколько раз путались в протоколах: где-то написано «мопед», а где-то — «самокат», продолжал Хайрутдинов. Его попросили пройти медосвидетельствование сначала на месте, а потом в медучреждении.

— Почему отказались пройти медосвидетельствование? — спросила Гельуса Валиева.

— Потому что электросамокат не является транспортным средством. В ПДД нет термина «электросамокат», а есть только «самокат». Водитель самоката является пешеходом. А меня попросили пройти освидетельствование как водителя транспортного средства. Если бы попросили пройти как пешехода, я был бы не против, — ответил Рустем Хайрутдинов, у которого водительское удостоверение с 1998 года.

— Вы просто в позу встали — не стали проходить? — продолжала судья.

— Потому что они давили на меня своим знанием — незнанием ПДД. Я открыл правила дорожного движения — это открытая информация — и не нашел слово «элеткросамокат».

— То есть вы не были в состоянии алкогольного опьянения, — снова уточнила Валиева.

Хайрутдинов утверждал, что пьян не был, но доказательств теперь у него нет. Фото: 24news.com

Хайрутдинов утверждал, что не был, но доказательств теперь у него нет. Более того, он показал видео, которое снимал на месте инцидента. Правоохранители ему запрещали это делать. В кадр попал и пострадавший мальчик, который, видимо, больше испугался. В момент съемки он вполне спокойно стоял неподалеку от взрослых. От семьи мальчика не было никаких жалоб, на предложение правоохранителей мать ребенка отказалась писать заявление в полицию. К тому же в материалах дела остался телефон женщины. Позже Хайрутдинов, с его слов, разыскал номер и позвонил ей дня через четыре. Оказалось, что у ребенка все в порядке, никаких претензий у его родителей по-прежнему не было.

Самокат — скорее велосипед

На видео Хайрутдинов несколько раз повторяет, что сотрудники ГИБДД взяли не тот электросамокат. Аппарат, на котором мужчина попытался кататься, он уже сдал назад, и в момент разбирательства его снова арендовали. По словам Хайрутдинова, свидетелям показали другой электросамокат, и они, «может, под нажимом сотрудников ГИБДД, может, просто не захотели долго возиться, подписали все требуемые документы». На видео попал и шильдик от этого электросамоката. Однако к материалам суда Хайрутдинов приобщил скрин своего заказа, где указан другой номер технического средства.

Защитник назвал этот факт процессуальным нарушением: в протоколе об административном нарушении сотрудник ДПС неверно указал марку электросамоката, к тому же там «отсутствует серийный номер и другие параметры, что существенно затрудняет идентификацию этого самоката». «Вдруг этот самокат имел другую мощность и скорость?» — вопрошал адвокат.

Артур Султанов представил суду пояснение от компании Whoosh, у которой был арендован электросамокат, а также справку на техническое средство, декларацию с переводом. Кроме того, адвокат попросил приобщить к делу документы о том, что у обвиняемого имеется несовершеннолетний ребенок на иждивении и работа связана с управлением транспортным средством, а также запись в трудовой книжке о том, что Хайрутдинов полгода оставался без работы.

По словам Хайрутдинова, свидетелям показали другой электросамокат, и они, «может, под нажимом сотрудников ГИБДД, может, просто не захотели долго возиться, подписали все требуемые документы». Фото Екатерины Аблаевой

Мировому судье вручили и многочисленные ответы на запросы в ГИБДД по аналогичным ситуациям по всей России. «Здесь как раз во всех ответах содержится утверждение, что самокат не является транспортным средством — его относят либо к велосипедам, либо к пешеходам», — сообщил защитник.

— Субъектом правонарушения по 12.26 является именно водитель, лицо, управляющее транспортным средством. С протоколом категорически не согласны, поскольку Хайрутдинов управлял не мопедом, а электросамокатом, который в соответствии с правилами дорожного движения не попадает под определение «мопеда», — утверждал Артур Султанов.

Согласно справке ООО «Whoosh», электросамокаты не являются мопедами, а больше относятся к велосипедам, поскольку максимальная скорость электросамоката не превышает 25 км в час, апеллировал к техническим характеристикам адвокат. Номинальная мощность этого средства в режиме длительной нагрузки не превышает 0,25 кВТ, электросамокат приводится в движение мускульной силой, и только после этого можно нажимать кнопку, которая включает двигатель.

— В настоящее время правовые основания отнесения электросамокатов к какой-то категории транспортных средств не определены. Везде указывают, что либо — к велосипедам, либо — к пешеходам. Если обратимся к правилам дорожного движения, в пункте 1.2 указано: «Мопед со скоростью, не превышающей 50 км в час, двигатель — 50 кубических сантиметров, или «который имеет электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт». У Whoosh указывается, что мощность в режиме длительной нагрузки не превышает 0,25 кВт. Соответственно, самокат не попадает под определение «мопед». Также есть определение «велосипед». И на велосипеде может находиться «электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт и скорость его не более 25 км в час», — продолжал настаивать Артур Султанов.

«Если посмотрим, везде, по всей Казани, катаются люди на электросамокатах. Это значит, каждому из них необходимо наличие прав категории «М», — обратил внимание Султанов. Фото evening-kazan.ru

Почему самокатчики в Казани без удостоверений?

Чтобы управлять мопедом, необходимо отдельное удостоверение категории «М», напомнил адвокат. Закон не содержит требование о наличии специального права на управление электросамокатами.

— Если посмотрим, везде, по всей Казани, катаются люди на электросамокатах. Это значит, каждому из них необходимо наличие прав категории «М», по утверждению сотрудников ДПС, что противоречит правилам дорожного движения, — обратил внимание Султанов.

Он сделал акцент и на том, что у самих сотрудников ДПС нет четкой правовой позиции по этому вопросу: в протоколах они указывают разное название устройства.

— Исходя из ПДД и судебной практики, лицо, которое управляет электросамокатом, не является водителем и не обязано проходить медосвидетельствование. Просим прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, — обратился к мировому судье адвокат Хайрутдинова.

После долгой паузы Гельуса Валиева зачитала решение. Рустема Хайрутдинова признали виновным за отказ от медосвидетельствования по части 1 статьи 12.26 КоАП. Ему назначили штраф в 30 тыс. рублей и лишили водительских прав на полтора года. За Хайрутдиновым и его адвокатом остается право обжаловать решение в течение 10 дней после вручения постановления суда.

Султанов уверен, что сотрудники ГИБДД спутали два разных понятия: максимально возможная и номинальная длительная мощность. Они говорили о 350 Вт — это максимальная мощность электросамоката, но в режиме максимальной длительной нагрузки она не превышает 0,25 кВт (250 Вт), объяснил «Реальному времени» адвокат.

Екатерина Аблаева
Общество Татарстан

Новости партнеров

комментарии 13

комментарии

  • Анонимно 13 окт
    С самокатами конечно надо что то решать, установить чёткие правила использования. Но в данной ситуации сотрудники гибдд абсолютно не правы, лишить человека прав, за то что решил покататься на самокате после бутылки пива. У него возможно семья, работа связанная с вождение. А тут такое
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Все правильно. А то напьются и катаются. К прокатчикам меры принимайте. Они владельцы потенциально опасных средств передвижения, а ответственности никакой. И их тоже наказывать.
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Некоторые самокат так несутся, что при столкновении могут убить не маленького а даже большого человека
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Какая разница, сколько выпил? Человек с самокатом не смог справиться. Как ему можно автомобиль доверять? Убьёт кого нибудь и скажет: "машина сама дёрнулась"
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    а если бы у него не было прав?
    Ответить
    Анонимно 13 окт
    лишили бы чего-то другого, что есть
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Человека нельзя оставлять без средств к существованию по той причине, что есть проблема на законодательном уровне. Если нет четкого определения, нужны или нет права для управления этими самокатами, нельзя творить произвол. Сотрудники ГИБДД не там проявляют инициативу.
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Без долгих рассуждений ( обоснованные доводы приведены адвокатом), решение суда незаконное. Электросамокат- средство индивидуального передвижения (СИМ) отдельного Пешехода, и не нужно навешивать какие-то документы, разводить бюрократию в ущерб мобильности граждан. Да и вообще: коза- это коза, буйвол- это КРС, не надо путать.
    Ответить
    Анонимно 13 окт
    Сами поняли что пишете? Самокат- средство передвижения пешехода? Так значит он управляет им и он водитель!
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Путаница у сотрудников ГИБДД- понятное дело, но отступление от букв Закона у судьи- весьма опасный момент. Тем более, когда эти "буквы" ещё отсутствуют, не приняты. Назовут кому-то так по аналогии нож саблей, и "загремит" он на долгие года... Это Россия, человечек.
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Это административное правонарушение, которое решается в соответствии с КоАП РФ, а согласно ч.3 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В данном случае таких "сомнений" масса. На мой взгляд, власти РТ решили сделать новую практику в отношении электросамокатов, но судья-то должна думать и решать своей головой, а не чужой!
    Напомню, что даже самые резонансные решения, которые были под пристальным внимание общественности (дело Пусси Райт, дело футболиста Кокорина и пр.) были в дальнейшем отменены. То есть "прогиб" кого бы то ни было - следствия, прокурора, судьи - власть интересует лишь до поры до времени, потом пройдут сверху и вытерут ноги. Об этом надо помнить судье всегда!
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Достали уже самокаты эти!
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Водитель самоката- пешеход. Еще раз- водитель (самоката, велосипеда и т.д) - пешеход!. Т. Е вы поняли, водитель- он пешеход!!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии