Новости раздела

«Благодарен, что приехали, несмотря на некоторое недопонимание на политическом небосклоне»

Новый помощник Минниханова сосредотачивает в Казани образовательную и технологическую инфраструктуру для авиаотрасли

«Благодарен, что приехали, несмотря на некоторое недопонимание на политическом небосклоне»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В следующем году в Казани появятся сразу несколько филиалов научно-исследовательских институтов и инжиниринговых и методических центров, которые будут обслуживать интересы авиаотрасли: готовить кадры и совершенствовать технологии производства. Их создание сегодня обсудил на координационном совете машиностроительных предприятий РТ новый помощник президента Равиль Зарипов, который будет курировать возобновление производства в республике Ту-160. Как стало известно «Реальному времени», сотрудничество будет вестись и с иностранными партнерами. Как подчеркнул президент Татарстана Рустам Минниханов, вопреки политической напряженности в бизнесе партнеры «понимают друг друга с полуслова».

«На политическом небосклоне есть некоторые недопонимания. Но в бизнесе у нас все в порядке, мы друг друга с полуслова понимаем»

Проблемы подготовки кадров для развития татарстанского машиностроения и авиации стали ключевой темой для обсуждения сегодня на 3-ем заседании Координационного совета предприятий машиностроения РТ, которое прошло в ходе 15-й международной выставки «Машиностроение. Металлообработка. Казань». Организацию выставки традиционно курировал бывший министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, назначенный помощником президента РТ по авиаотрасли в конце ноября. Он резюмировал, что в области станкостроения уже удалось подписать ряд рамочных документов: например, с партнерами из Чехии — соглашение о намерении производить станки Pegas в Татарстане. «Продолжаем работу с китайскими партнерами в республике именно по станкостроению, по радиоэлектронике хорошие отношения установились с партнерами из Зеленограда», — рассказал Зарипов, открывая заседание.

«Отрадно, что, несмотря на политическую ситуацию, к нам присоединились не только регионы, но и наши иностранные партнеры. Благодарен гостям за то, что приехали, несмотря на то, что на политическом небосклоне есть некоторые недопонимания. Но в бизнесе у нас все в порядке, мы друг друга с полуслова понимаем. Работа на уровне бизнеса будет направлять наших политиков на более правильные решения, чтобы не было эмоций, злости, вещей, которые вредят бизнесу», — поприветствовал собравшихся Рустам Минниханов, обращаясь к гостям из Чехии и Германии. Ситуация не совсем типичная, поскольку в последнее время в Татарстане все чаще появлялись китайские и особенно турецкие партнеры: ориентация на восток была очевидной. Однако даже на фоне ухудшения отношений с США и Европой республика всегда высказывала стремление продолжать экономические отношения со всеми своими западными инвесторами.

Президент по традиции напомнил, что за 10 месяцев этого года объем промышленного производства в Татарстане составил более 1,5 трлн рублей, добыто 28 млн тонн нефти, произведено 24,5 тыс. грузовых и 18,5 тыс. легковых авто, более 11 тыс. тонн шин, 41 млн килокалорий тепловой энергии и многое другое. Сектор машиностроения в республике представляют 150 крупных и средних предприятий, на них работает более 140 тыс. человек. «Нужны прямые контакты ученых и специалистов, они дают большой практический эффект. Республике необходимо решит 2 задачи: оборудование и оснастка и люди, которые будут там работать», — говорит глава республики.

ВИАН будет делать материалы для «КВЗ», «КАПО» и «КАМАЗ»

Зарипов согласился и заявил о том, что в следующем году в Казани будет создан филиал ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАН). «В рамках этого рассматривается 2 важных вопроса совместно с КНИАТУ: внедрение инновационных материалов в авиаотрасль, прежде всего по тем контрактам, которые мы сегодня будем строить, включая вертолетостроение. Второе — сертифицирование лазерных технологий в авиаотрасли», — говорит Зарипов. Он попросил предприятия направить свои предложения о наиболее необходимых им материалах, чтобы ВИАМ смог наладить их производство в первую очередь. «Очень надеемся, что в скором будущем реализуем этот проект и начнем выпускать материалы. В Казани в качестве основной деятельности будет развиваться направление по выпуску полимерно-композиционных материалов», — подтвердила начальник управления ВИАМ «Научно-образовательная деятельность» Ирина Анзорова. По ее словам, работа института будет носить прикладной характер и направлена на удовлетворение спроса клиентов: «КВЗ», «КАПО-Композит», ОКБ им. Симонова, «КАМАЗ», «Елаз» и др.

«Хотелось бы, чтобы они после приезда не в пивбарах пиво разливали, а занимались самолетами»

Но даже при налаживании производства современных материалов остается нерешенной проблема кадров и подготовки конкурентоспособных специалистов в инженерной отрасли. «40 наших инженеров со знанием английского и немецкого получат дипломы через год и, надеюсь, успешно трудоустроятся на наших производствах», — обратился бывший министр к предприятиям. Зарипов имеет в виду магистрантов Германо-российского института новых технологий (ГРИНТ), который был создан на базе КНИТУ КАИ в сентябре 2014 года. Его главный партнер — университет Ильменау (Тюрингия), а также университет г. Магдебург. Кроме того, как рассказал ректор КНИТУ КАИ Альберт Гильмутдинов, были подписаны соглашения еще с 4 германскими технологическими вузами: Брауншвейга, Орландо, Карлсруэ и др. 37 магистров сейчас обучаются в Германии за бюджетные средства по программе «Алгарыш», а немецкая сторона в лице службы академического обмена (DAAD) инвестирует в проект около 1 млн евро за 4 года.

При этом Зарипов опасается, что выпускники могут не найти работу, вернувшись в Татарстан. «Требуется от нас более качественная работа. Если мы будем только наблюдать, без директорского корпуса, ничего не получится. Я призываю ассоциацию промышленных предприятий отнестись к этим программам серьезно. Каждый студент обходится бюджету достаточно дорого, хотелось бы, чтобы они после приезда не в пивбарах пиво разливали, а занимались самолетами, машиностроением и были востребованы в реальном секторе промышленности», — обратился он к главам предприятий. Кроме того, по его словам, президент принял решение открыть в Казани лицей с углубленным изучением физики, где готовились бы будущие инженеры и потенциальные работники татарстанского машиностроения.

«Мы не только реализуем образовательные программы, но вокруг этого создаем сеть немецких инженерных центров: подписали соглашение с компанией Siemens, к нам зашла компания Kuka Robotics, создаем инженерный центр в Тюрингии», — добавил Гильмутдинов.

Зачем в Татарстан просится Нацсовет по контролю квалификаций?

Помимо всего вышеперечисленного, в Татарстане может появиться методический центр по профессиональным квалификациям Национального совета при президенте РТ по контролю квалификаций. Об этом попросил его член, а по совместительству завкафедрой «Технология сварки и диагностики» МГТУ им. Баумана, президент Национального агентства контроля сварки Николай Алешин. «На последнем заседании совета было принято решение о создании 5 региональных центров в Российской Федерации при руководителях субъектов, здесь мы будем просить вашего согласия», — обратился он к Минниханову.

По его словам, Татарстан как один из субъектов согласован с главой Российского союза промышленников и предпринимателей Алексеем Шохиным. «Лучше промышленность (чем в Татарстане — прим. ред.) сложно вообразить. Создать, конечно, надо на базе университета КАИ», — считает Алешин. Что именно будет делать центр, Алешин не уточнил. Возможно, поэтому его предложение сам Минниханов никак не откомментировал. А Зарипов попросил подробнее письменно изложить суть и направить на рассмотрение главе республики. Судя по информации на сайте, этот орган создан для того, чтобы приводить профессиональные стандарты в соответствие с потребностями рынка, предприятий, что позволит более быстрыми темпами вести модернизацию производства.

В завершение помощник президента по авиаотрасли отметил, что в татарстанском машиностроении не хватает системности: часто теория и потребности индустрии отличаются друг от друга. «Мы часто увлекаемся получениями грантов, но выпуск конкретных изделий у нас не всегда построен до конца», — резюмировал он. Зарипов, судя по всему, еще не отвык от роли министра — координатора работы предприятий. Он вновь обратился к их главам с просьбой тщательнее подходить к подбору и обучению персонала.

Дина Валиуллина, фото Максима Платонова

Новости партнеров