Новости раздела

«Такие движения и организации, как ИГИЛ, не могут функционировать активно без поддержки сверхдержав»

Российская операция в Сирии остается одной из самых дискуссионных в исламском мире: пока одни ученые и политологи убежденно говорят о правильности российской стратегии, другие всерьез обеспокоены укреплением позиций террористической организации ИГИЛ (запрещено в России). Профессор, доктор в области международного публичного права Махафзах Омран, побывавший в Казани в конце прошлой недели, в своем интервью «Реальному времени» рассказал, где нужно искать корни ваххабитского движения, могут ли экстремисты проникнуть в Россию и поддерживает ли Ближний Восток действия России в Сирии.

«Все это делается под американской редакцией»

— Что такое ИГИЛ? Можно ли назвать его национально-освободительным движением?

— ИГИЛ ни в коем случае нельзя считать национально-освободительным движением. Они использовали ослабление социально-политической системы. Другими словами, я рассматриваю их как армию для ваххабитского движения.

— Как появилась эта организация? Кто ее создал?

— Ваххабитские корни этого движения относятся к Саудовской Аравии. И, конечно, все это делается под американской редакцией.

— В чем заключается идеология этого движения?

— Главное отличие в том, что конфликт не религиозный, а чисто политический. ИГИЛ представляет интересы Саудовской Аравии. И здесь рассматривают Катар именно как страну, которая представляет интересы непосредственно Катара и Турции.

Кто «за» и кто «против» российского вмешательства?

— Есть угроза, что экстремисты придут в Россию?

— Я думаю, что страна в состоянии и готова к этому. Вмешательство в Сирию — это первый шаг к уничтожению террористов на местах. Улучшение отношений между Саудовской Аравией и Россией тоже уменьшает угрозу проникновения ИГИЛ в Россию. Такие движения и организации не могут функционировать активно без поддержки сверхдержав.

— Непосредственно на территорию России экстремисты могут проникнуть?

— Экстремисты обычно не работают в спецслужбах. Их могут доставить куда угодно.

— В целом как на Востоке относятся к операции России в Сирии?

— Самое главное — люди уже рассматривают возвращение России на международную арену, готовы к тому, что она играет главную роль. Население можно поделить на 2 категории: на тех, кто активно поддерживает вмешательство, причем оценивает это положительно, и на тех, кто выступает против. Но они против потому, что западная информационная машина работает очень активно и может влиять на их выбор. Между этими группами идут активные дискуссии. Если мы говорим о вмешательстве России непосредственно на земле, уже есть существенные результаты. При этом они все считают, что результаты положительные. Они видят, что сирийский кризис подходит к концу после того, как начался политический процесс и появился шанс на восстановление сирийской государственности.

«Конфликт на Ближнем Востоке борьба двух идеологий»

— А как можно охарактеризовать происходящие процессы на Ближнем Востоке?

— Ближневосточную систему можно рассматривать как единую. Доминирует исламская религия, но все равно существует своего рода мозаика. Многонациональность была историческим фактором, существовавшим до ислама и после появления ислама на Ближнем Востоке. В частности, разногласия появились уже после основания иранских государств.

Можно говорить, что на сегодняшний день на Ближнем Востоке существует конфликт между двумя идеологиями. С одной стороны, это США с его стратегиями на Ближнем Востоке, с другой — Россия и Китай

Если говорить о конфликте, хотелось бы разделить его на несколько этапов. Первый этап начинается после Первой мировой войны и продолжается до 1980 года. В этот период растет роль Египта, Соединенные Штаты в свою очередь стремились ограничить это влияние.

Второй этап — с 1980 по 2011 годы. Считается, что тогда главная региональная роль принадлежала Саудовской Аравии, которая усилилась именно благодаря США. Но при этом соблюдались только интересы элиты Саудовской Аравии. Радикализм укреплялся именно в идеологии ваххабизма.

Третий этап рассматривается после «арабской весны» и Арабской революции. Если говорить политическим языком, этот период до сих пор остается непонятным, ставится под сомнение. В начале активизировалась роль Турции и Катара. Это все продолжалось до 2-й арабской революции и падения Мурси. После этого Саудовская Аравия вновь начала лидировать.

Если рассмотреть 3 субъекта, Иран, Турцию и Саудовскую Аравию, можно говорить о том, что они очень активно используют религиозный фактор. В итоге можно говорить, что на сегодняшний день на Ближнем Востоке существует конфликт между двумя идеологиями. С одной стороны, это США с его стратегиями на Ближнем Востоке, с другой — Россия и Китай.

Гуландам Зарипова, фото автора

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров