Новости раздела

В Казани появится картина сродни полотнам Ильи Глазунова

В Казани появится картина сродни полотнам Ильи Глазунова
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Самый, пожалуй, титулованный татарстанский живописец Фиринат Халиков, недавно удостоенный почетного звания заслуженный художник России, после окончания работы над интерьерами Соборной мечети в Москве начинает реализацию нового амбициозного проекта, аналогов которому в Татарстане еще не было. Халиков хочет уместить на полотне несколько десятков, а, возможно, и за сотню реальных персонажей. В мастерской художника побывала корреспондент «Реального времени».

С приветом от Ильи Сергеевича

Последние семь лет Фиринат Халиков, бывший главным художником Соборной мечети в Москве, практически провел в Первопрестольной. В свободное от работы над интерьерами мечети время гулял по Москве, ходил в музеи и галереи. Не раз бывал и в галерее Ильи Глазунова, приходил и в глазуновскую академию живописи, зодчества и ваяния на Мясницкой.

В один из таких визитов в галерею работ Ильи Сергеевича, в процессе созерцания многофигурных полотен Глазунова, Халикову пришла в голову мысль написать нечто подобное. Напомним, что два больших полотна Глазунова — по сути, его художественная программа, где автор прослеживает, демонстрируя безукоризненное знание истории, путь развития страны.

Первым многофигурным полотном у Ильи Глазунова стала «Мистерия ХХ века», написанная в 1978 году. Ее размеры — 3х8 метров. Картина сразу же попала в опалу — уж слишком смелым по тем годам было ее содержание. Второе полотно — «Вечная Россия», было написано в 1988 году, его размеры чуть меньше — 3х6 метров.

Судьба «Вечной России», второе название работы «Сто веков», сложилась благополучно — на дворе была горбачевская оттепель, период гласности и повышенного интереса к истории страны, и работу сразу же увидели зрители. Посмотреть ее и в залах Москвы, и в регионах выстраивались очереди.

По сути, Илья Глазунов ввел в российскую живопись новый жанр — своего рода публицистику. Каждый из персонажей этих полотен связан с каким-то периодом российской истории и является носителем отрицательного или положительного влияния на судьбу страны.

Тридцать персонажей уже есть

У Халикова была и ранее идея подобной работы, он даже сделал эскиз к будущему полотну, которое должно было бы называться «Казань тысячелетняя», но воплотить проект тогда не удалось, и эскиз хранится сейчас в запасниках ГМИИ РТ.

Я уже определился с тридцатью персонажами, которые должны быть на полотне, это исторические личности, которые внесли свой вклад в историю Татарстана

Размер нового полотна, которое предполагается выставить в Госсовете РТ, по словам художника, должен быть приблизительно 4х5 метров. Во всяком случае, точно параметры полотна будут определены в тот момент, когда станет ясно, где именно картина будет висеть. «Я уже определился с тридцатью персонажами, которые должны быть на полотне, это исторические личности, которые внесли свой вклад в историю Татарстана», — пояснил изданию Фиринат Халиков.

Новейшая история Татарстана на полотне будет представлена периодом с начала девяностых годов, то есть временем обретения государственности, и до наших дней. Так что и оба татарстанских президента, и первый, и ныне действующий, и спикер парламента, и депутатский корпус можно будет лицезреть на полотне Халикова.

Рабочее название будущей картины — «Наш дом — Татарстан» — звучит вполне патриотично. Ее бюджет, включая гонорар художника, по приблизительным оценкам, около миллиона рублей. Естественно, что и холст, и подрамник, и краски для такого большого полотна обойдутся недешево.

— По манере письма моя работа будет отличаться от полотен Ильи Глазунова, у него свои приемы выразительности, у меня — свои, — поясняет Халиков. По его словам, ныне живущие персонажи совсем не обязательно должны ему позировать, он прекрасно пишет портреты и по фотографиям. — На картине будут ведь не только лица людей, но и события, и жанровые сценки — например, тысячелетие Казани и Елабуги, возрождение Болгара и Свияжска, открытие мечети Кул Шариф, Универсиада и многое другое, — рассказывает автор.

На картине будут не только лица людей, но и события, и жанровые сценки — тысячелетие Казани и Елабуги, возрождение Болгара и Свияжска, открытие мечети Кул Шариф, Универсиада и многое другое

Художник полагает, что работа займет у него более года, но брать кого-то в помощники не собирается, он все любит делать сам. И картина «Наш дом — Татарстан» сейчас не единственный его проект. В ближайшее время он начнет заниматься диарамой Казани, которую планируют разместить в залах НКЦ. Та работа будет еще более масштабной — 5х20 метров.

— Тема диарамы будет обсуждаться с историками, — пояснил художник. — Но, разумеется, она должна касаться истории Казани.


Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова

Новости партнеров