Фотомарафон «100-летие ТАССР»: строительство главного корпуса автозавода на КАМАЗе, начало 1970-х
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 230-я
Первую очередь КАМАЗа строили параллельно с городом. К тому моменту в Новом городе было совсем немного домов: четвертый и второй комплексы, два дома в 30-м. Вокруг этого «отстроенного оазиса» была в основном непролазная грязь.
На месте будущего комплекса заводов туда-сюда сновали грузовики со стройматериалами, территория была тщательно распланирована, но в 1970 году сложно было поверить в то, что через несколько лет здесь вырастет мощное производство.
Строители жили в основном в общежитиях и вагончиках. Дорога от поселка ГЭС шла через Орловку, здесь укладывали трамвайные пути — сначала до РИЗа (ремонтно-инструментального завода, самого первого производства, построенного на КАМАЗе), а потом уже и до литейного завода.
На строительстве была масса проблем, связанных не только с возведением зданий, но и с обеспечением электричеством, отоплением, водоотводом. Строительно-монтажные организации требовали отопления в некоторых корпусах, в то время как внутренние сети и кондиционеры еще не были сданы и подключались от временных подстанций. Случались частые перепады напряжения, автоматы то и дело вышибало, и вся локальная территория оставалась без электричества.
В каждом СМУ работали свои электрики: нужно было постоянно следить за тем, чтобы оставалась возможность подключать сварочные аппараты, вибропрессы, другое переносное оборудование с потребностью в электричестве. Между тем длина строящихся корпусов достигала 1,2 километра, ширина — 600 метров. Легко представить, какую титаническую работу выполняли строители и все те, кто обеспечивал строительное хозяйство на КАМАЗе.
Акт о вводе в эксплуатацию ремонтно-инструментального завода госкомиссия подписала 30 декабря 1973 года. Это была первая победа строителей. Завод сразу же начал работать: тут производили нестандартное оборудование и инструменты для остальных строящихся заводов. Здесь же находилось управление главного конструктора станков и оборудования, где делали все, что требовалось для объектов КАМАЗа. А еще тут выделили площадку для экспериментального цеха управления главного конструктора — в нем вручную собирали первые КАМАЗы.
Внутренние интерьеры РИЗа поражали воображение: нигде в Татарии такого прежде не видели. Стеклянные перегородки между кабинетами, бытовые шкафы для рабочих, душевые кабины, современные туалеты, медпункты прямо на заводе были стремительным шагом вперед. С особенной теплотой первые работники РИЗа вспоминают столовую: здесь было два зала, и к обеденному перерыву здесь уже накрывали столы, то есть все самообслуживание сводилось только к тому, чтобы убрать за собой посуду. Таким нехитрым образом рабочим обеспечивали больше времени на обеденный отдых.
После того как заработал РИЗ, строительство ускорилось. Следующим «ребенком» первой очереди КАМАЗа стал литейный завод.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
За помощь в подготовке материала редакция благодарит пресс-службу ПАО «КАМАЗ»
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.