Новости раздела

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: автовокзал Набережных Челнов, 1965 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 198-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: автовокзал Набережных Челнов, 1965 год
Фото: из фондов Историко-краеведческого музея города Набережные Челны

Набережные Челны были одним из крупнейших портов на Каме. Система речных портов активно использовалась в транспортной инфраструктуре республики в 1960-х годах. Особенно это стало удобным и массовым в тот период, когда Зеленодольский судостроительный завод начал выпускать знаменитые «Метеоры». Но все равно наибольшее количество пассажиров по республике перевозилось, конечно же, автобусами. В Набережных Челнах докамазовской эпохи был автовокзал, с которого можно было уехать в разные города и поселки республики.

Что касается дорог внутри городов, то обстановка была, мягко говоря, так себе. К началу 1960-х дорожное покрытие даже в столице было только на 20 процентах улиц. К середине 1970-х твердое покрытие было только на половине из 900 километров казанских дорог. В начале 1950-х казанские дорожники не имели ни одной снегоуборочной машины. Поэтому городской автотранспорт испытывал серьезные проблемы.

Но еще хуже была ситуация в новых районах республики — там, где активно развивалась промышленность, в том числе нефтедобывающая и нефтеобрабатывающая. Дороги в Заинске, Нижнекамске, Челнах, Бугульме, Лениногорске практически отсутствовали, и в дожди бездорожье могло парализовать работу предприятий. Здесь в основном носили резиновые сапоги — ходить в ботинках на работу было чаще всего невозможно.

Вручение почетных грамот передовикам ПОПАТ города Набережные Челны, 1965 год

Соответственно, и в целом по республике транспортное сообщение было довольно сложным в силу недостаточного дорожного строительства. Так, между нефтяным регионом и Казанью автодороги не было до конца восьмидесятых. Зимой и в межсезонье туда ездили через Ульяновск, а летом можно было переправиться через Каму на пароме (но этой переправы не хватало на всех желающих, поэтому здесь всегда были страшные очереди). Как мы помним, мост через Каму появился только в XXI веке.

Еще к середине 1970-х твердого покрытия не было примерно на 35 процентах дорог республики. Но развивалась промышленность, развивались и грузовые, и пассажирские перевозки. С 1950-х транспортную систему реорганизовывали: построили аэровокзал в Казани и железнодорожный мост через Волгу, развивали речной и автобусный транспорт. Но все равно, несмотря на все эти изменения, ТАССР еще очень долго испытывала транспортные проблемы. Например, в середине 1960-х на 100 квадратных метров площади республики приходилось вдвое меньше железных дорог, чем в центре и на западе страны. А лучшим другом пользователей автодорог оставались трактора, которыми то и дело приходилось вытягивать плотно «засевшие» в непролазной грязи автобусы и машины.

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Историко-краеведческий музей города Набережные Челны, лично его директора Юлию Капитову и главного хранителя Наталью Микрюкову.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 15

комментарии

  • Анонимно 03 мар
    А нынешний автовокзал стоит на том же месте, что и старый?
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    Нет.
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    Благословенные 1960 - 1970-е годы; в марксистской партии - тогда уже давно КПСС - на короткое время прекратились "разборки", кто лучше знает труды Маркса и Ленина - и советские люди вздохнули свободнее.

    Но скоро опят раздадутся призывы неугомонных "ленинцев" вернуться к "ленинским принципам" управления партией и государством и в СССР опять в 1980-е годы наступит дефицит еды, хотя и не такой острый, как в 1917 - 1950-х годах, и народы опять будут сталкивать "лбами".
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    Раньше автовокзалы были во всех райцентрах, а сейчас вообще осталось в крупных городах и то, ничего не ездит практически
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    Так только в одной Казани 600 тысяч личных машин.
    Такси дешёвое работает прекрасно.
    А в 1960-х годах - наверное - две "Волги" на первой фотографии и были все такси в Набережных Челнах.
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    Вы давно были в хоть каком-нибудь райцентре? Или пишете про отсутствие автовокзалов лишь бы что-нибудь ляпнуть?
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    Ругаться нехорошо - просто напишите, что в каждом райцентре РТ есть действующий автовокзал.
    Извините за занудство.
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    А вы сами то давно? Где автовокзал в дрожжаное? А в азнакаево? Апас? Нет их
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    Как изменились выражения лиц на фотографиях - на фотографиях 1920 - 1930-х гг. люди озабочены, испуганы (у большинства народа) или преисполнены величием осознания своей исключительности (у "начальников" - партийных и государственных).

    На второй фотографии 1965 года мужики из Набережных Челнов просто весёлые, наверное думают, где отметить получение Почётных грамот - на улице на лавочке во дворе или дома за кухонным столом.
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    Аааааа....
    Разглядел!
    На фотографии вручают не Грамоту, а Конверт!
    А в конверте 5 рублей, а то и 10!
    А если в Конверте лежит бумажка с портретом бывшего Казанского студента-террориста???!!!
    Это же целых 25 рублей!!!!!!!!!!!!!!
    А это уже повод для радости при средней зарплате в 60-70 рублей.
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    "..Как мы помним, мост через Каму появился только в XXI веке" - уточню, что возле Наб.Челны моста через Каму нет до сих пор. То, по чему ездят люди - это дамба Нижнекамской ГЭС.
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    Бабушки в белых платочках, сидящие на скамейке слева и крытый рынок справа привлекают внимание на первой фотографии.

    Автовокзалы всегда были центрами мелкой торговли, особенно едой.
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    А между бабушками и рынком, как и положено, висит - у входа в автовокзал - огромный портрет студента, выгнанного в 1887 году из Казанского университета за террористическую деятельность и основавшего в 1919 году международную террористическую организацию Коминтерн.

    Правда, в 1965 году из "стариков-ленинцев" уже мало кто помнил о такой организации, разогнанной марксистом Сталиным в 1943 году, а молодые коммунисты вообще о ней не знали - "забыли" о ней в школьной и вузовской программе по Истории.
    Ответить
    Анонимно 03 мар
    Портрет Ленина - это понятно, он висел везде от здания Обкома до сортира в трущобах под Кремлём.
    Видел даже внутри.

    Но что за изображение жирафа висит напротив -через вход в автовокзал - портрета "вождя" всех "трудящихся" в том числе и африканского племени бумбо-юмбо?
    Жирафы в Набережных Челнах в 1965 году ещё не водились.
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    Нынешний автовокзал - просто дурацкий. Огромный зал, а мест для сиденья почти нет, высота в три этажа, и все это пространство пустует, и вообще татарстанские вокзалы не очень хорошие. Уфимские вокзалы в 2 раза лучше.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии