Новости раздела

Репетиторы vs. платформы для самообучения: как меняется дополнительное школьное образование

Вытеснят ли роботы учителей и репетиторов, и может ли человек составить конкуренцию «умной» системе?

Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин накануне на встрече с учителями выступил резко против репетиторства: «Я считаю, что если есть программа общеобразовательной школы, педагог должен дать твердые знания! Что-то недодают, раз надо нанимать со стороны педагогов!» Глава республиканского парламента напомнил, что средства на репетиторов есть далеко не в каждой семье, а школа должна давать «глубокие, всесторонние знания, достаточные для того, чтобы поступить в вуз». К тому же, если пробелы в образовании все же остаются, сейчас на помощь школьникам все чаще приходят не репетиторы, а онлайн-платформы. Появились «умные» платформы, которые сами могут оценить уровень знаний ученика, дать ему соответствующий контент и проверить домашнюю работу. Стоит ли репетиторам опасаться, что роботы займут их место, полностью вытеснив «живых» людей из процесса, в авторской колонке для «Реального времени» рассуждает Екатерина Перепелкина, руководитель продуктового направления образовательной онлайн-платформы Учи.ру.

Онлайн-платформы и репетиторство

Пожалуй, большинство нынешних студентов в школе так или иначе пользовались услугами репетитора. В процессе обучения в любой момент может появиться потребность в том, чтобы подтянуть школьные знания, закрыть пропущенные темы, подготовиться к олимпиаде, выучить язык или подготовиться к экзамену.

Пятнадцать лет назад основными площадками для привлечения клиентов у репетиторов были бумажные газеты или «сарафанное радио». Сегодня поиск ведется в интернете: соцсети, сайты с объявлениями, специализированные ресурсы — все эти площадки помогают быстро свести специалистов с учениками. Более того — в онлайн перемещаются и сами уроки: общение через интернет избавляет от необходимости тратить время на дорогу и звать к себе в дом незнакомого человека, а технологии онлайн-связи позволяют собеседникам видеть не только друг друга, но и следить за выполнением заданий в режиме реального времени. Дистанционный урок дает возможность обмениваться файлами и ссылками прямо во время занятия, а объяснение материала можно сохранить на будущее в формате видеозаписи. Некоторые ресурсы не только помогают репетиторам и ученикам найти друг друга, но координируют весь процесс их взаимодействия.

Есть образовательные платформы, где ребенок может полностью самостоятельно осваивать темы школьной программы, решая задания в удобном темпе и двигаясь по индивидуальной образовательной траектории. Процесс обучения происходит в формате непрерывного диалога пользователя с платформой, когда ученик решает задачи, опираясь на наводящие и уточняющие вопросы платформы. Во время обучения платформа общается с учеником: дает ему подсказки, если он не может справиться с задачкой, и хвалит, когда он делает все правильно. Создается позитивная мотивирующая к обучению среда.

Умные платформы

Big data вместе с технологиями искусственного интеллекта позволяют персонализировать обучение и организовать процесс обучения без постоянного участия преподавателя. Такие системы позволяют оценить уровень ученика и предлагают ему контент с учетом его слабых и сильных сторон. Одну из таких платформ развивает британский стартап Century Tech — в прошлом году она начала использоваться в бельгийских школах и университетах. Технологии искусственного интеллекта и обработки данных, которые лежат в основе ее работы, помогают выстроить персональные траектории обучения для каждого ученика. Платформа непрерывно анализирует прогресс учащегося, и адаптирует под него последовательность уроков и их содержание: так, если школьник не понял, что представляют собой дроби, то вместо перехода к следующему блоку система предложит ему новый контент на эту же тему.

Из российских проектов по такому же принципу работает обучающая платформа «Учи.ру»: все задания, которые выполняет ученик, подбираются с учетом скорости и правильности их выполнения, количества и характера ошибок. Процессы выстроены так, что один и тот же курс, например, математику для второго класса, можно пройти за разное время, от 2 до 125 часов — в зависимости от необходимости повторений и дополнительных отработок.Отсюда возникает вопрос: насколько реален сценарий, в котором репетиторы окончательно уступят место роботам — причем уже в ближайшем будущем?

Люди и машины

На самом деле конкуренция — в корне неверная характеристика для ситуации. Например, Century Tech и другие платформы активно применяются в школах в качестве помощника для учителя. «Умные» платформы и преподаватели решают разные задачи: технологии избавляют учителей от рутинной работы: быстрее проверяют задания, обрабатывают информацию, подбирают из базы контент под потребности ученика, тем самым освобождая учителю время для более творческой и «человеческой» работы с учеником. По данным исследования, проведенного среди российских учителей в школах, новые технологии помогают им освободить от 5 до 10 рабочих дней в году.

Предоставляя учителю данные об уровне и потребностях его подопечных, образовательные платформы помогают учителю выстроить оптимальный план обучения для каждого.

Все это справедливо и для репетиторов. Многие репетиторы рекомендуют школьникам образовательные платформы в качестве дополнительных инструментов обучения; сервисами можно пользоваться и самостоятельно — но это не отменяет очных или онлайн-занятий с «живым» преподавателем.

Развитие технологий, помогающих выстроить для каждого ученика индивидуальный план обучения, отвечает общей тенденции в современном образовании — персонализации обучения. На смену групповому формату, когда уроки и их содержание одинаковы для всех, приходит намного более эффективный, который адаптируется под потребности каждого учащегося. И преподаватель в нем остается — но его роль меняется, становясь еще более «человечной».

Екатерина Перепелкина
ОбществоОбразование Государственный Совет ТатарстанаМухаметшин Фарид Хайруллович

Новости партнеров