Новости раздела

«Город встанет» — в Казани партию «краснобусов» выставили на «Авито»

От слов к делу перешли перевозчики, грозившие начать продавать автобусы за долги, — многие АТП расстаются с еще действующей техникой

«Город встанет» — в Казани партию «краснобусов» выставили на «Авито» Фото: Владимир Васильев

В Казани выставили на продажу целую партию городских автобусов. Еще ряд перевозчиков готовы продать бизнес целиком, ссылаясь на убытки в общей сложности для всех ПАТП под миллиард рублей. С сентября транспортники требуют полной выплаты компенсации за льготников, в противном случае просят увеличить стоимость проезда до 40 рублей. Вопрос — на рассмотрении в Госкомитете по тарифам. В казанской мэрии «Реальному времени» сообщили, что также считают необходимым поднять цену поездки.

Нынешние тарифы принимали в других экономических условиях

На запрос «Реального времени» о распродаже автобусов и возможном повышении тарифов в казанском комитете по транспорту ответили:

— Все перевозчики, участвовавшие в муниципальном конкурсе, приобретали свой подвижной состав, опираясь на муниципальное задание, и рассчитывали на тариф при соответствующих экономических условиях, чтобы оплачивать лизинг, зарплату водителям и нести все расходы. Перевозчики считают, что на сегодняшний день работать с определенным количеством рейсов, с утра до вечера, с нормативным числом водителей — тариф в 27 рублей уже не позволяет. Поэтому перевозчики настаивают на оптимизации. Мы считаем, что решением этого вопроса может стать пересмотр тарифов, — говорится в ответе мэрии нашему изданию.

— Когда пришел в 2004 году в эту сферу, делал бизнес-планы, у нас все сходилось в финансах. Скачок в ценах произошел после приобретения автобусов, к тому же топливо подорожало. В последнее время произошел отток водителей, они едут туда, где лучше платят, например в Москву. Документацию не подделаешь, там все расписано. Мы ее отдали в комитет по тарифам. Думаю, не может такая ситуация длиться до бесконечности, должны же найти какой-то выход, — надеется индивидуальный предприниматель Роберт Гилязов.

Госкомитет по тарифам РТ, изучая документацию автопредприятий Казани, по словам перевозчиков, затягивает с решением о компенсациях и тарифах на услуги общественного транспорта. Тем временем у владельцев «краснобусов» (опять же по их словам) уже сейчас не хватает денег на оплату лизинга и зарплату.

Лизинг съедает бюджет транспортников

Заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов считает, что серьезнее пострадали муниципальные предприятия, так как у них наиболее весомая социальная нагрузка, большое количество маршрутов, которые ездят в поселки и которыми пользуется много льготников. У частников по-разному: чем больше лизинговых автобусов, тем больше долгов.

— И мы несем убытки. У меня сейчас только по запчастям долгов на 2,5 млн рублей, по топливу — 1,9 млн рублей, 2,3 млн рублей — земельный налог. При этом мы подняли зарплату, чтобы удержать водителей и кондукторов, на 1,5 млн рублей, — отметил Руслан Юсупов, подсчитав, что в общей сложности размер убытков у него превысил 22 млн рублей.

— Денег не хватает, задолженность большая по лизингу, 8 млн рублей. Пришло письмо из лизинговой компании, грозятся расторгнуть договор, если не оплатим. Еще нам предъявили счет по каско на полмиллиона рублей за новые автобусы, по 100 тыс. рублей на каждую машину. По солярке долг на 1,5 млн рублей. В общей сложности по разным счетам должны около 16 млн рублей, — вторит руководитель ООО «КПАП №7» Ильдар Мухаметов.

— Дебет с кредитом у нас не сходится. Зарплату мы платим регулярно, дважды в месяц. Как-то задержали на четыре дня — трудовая инспекция оштрафовала предприятие на 30 тыс. и 50 тыс. рублей. В соответствии с 220-м федеральным законом мы увеличили зарплату кондукторам до 30—35 тыс. рублей, водителям — до 50 тыс., поменяли и весь подвижной состав. Львиную долю выручки у нас забирает лизинг, в нем половина нашего парка, — подчеркнул Владимир Капитонов, генеральный директор ООО «Агромир», 30 автобусов которого полностью обслуживают два маршрута в Казани.

В среднем на одном маршруте у компании по договору лизинга платежей на 25 млн рублей, на другом маршруте — около 250 млн рублей. «Конечно, надо отдать должное: на газомоторную технику президент республики выделил по 3 млн рублей на каждую машину. Один автобус тогда нам обошелся в 5,5 млн рублей. Но с учетом лизинга и удорожания через 5 лет его цена все равно выросла примерно до полной стоимости автобуса — под 10 млн рублей», — говорит Капитонов.

По словам перевозчика, у «Агромира» нет выхода: компания может или платить зарплату, или лизинг оплачивать. Руководитель отмечает парадоксальность ситуации: предприятия следуют законодательству, выполняют условия соглашения с городским комитетом по транспорту, но из бюджета компенсацию на льготников им выплачивают из расчета лишь 18 рублей на человека при стоимости билета 25—27 рублей. «Летом мы ввели онлайн-кассы — все прозрачно. Должны поставить тахографы — а это по 30 тыс. рублей на каждую машину. А как платить перевозчикам — почему-то у нас в Казани своя система оплаты».

По мнению транспортников, при сегодняшних затратах тариф должен составлять 40 рублей: «Это не мы придумали, все расчеты есть в документах». Однако перевозчики уверяют, что сами они против повышения тарифа, прекрасно понимая, что у населения низкая платежеспособность, и они готовы работать и дальше, лишь бы компенсация за льготников была полной.

За пределами республики краснобусы будут ездить еще несколько лет

В такой ситуации автотранспортные предприятия не бьют тревогу — этот этап позади — компании перешли к действию, они продают технику, выкупленную из лизинга, чтобы расплачиваться по долгам. По данным ПАТП, автобусов на маршрутах становится меньше, интервалы между ними растут.

— Не сможем дальше так работать. Поэтому приняли решение продать пока восемь автобусов, интервал между ними на маршруте будет до 35 минут. Если продавать больше, интервал вырастет до часа. Китайские автобусы 2008 года, которые мы отработали, скорее всего, сдадим на металлолом, чтобы минимизировать расходы на транспортный налог, — сообщил Руслан Юсупов.

«Байлык» не планирует утилизировать НЕФАЗы. Те, которые, по соглашению с комитетом по транспорту, компания не может выставлять на работу в Казани, потому что им больше десяти лет, будет продавать за 500 тыс. рублей в другие регионы, но спрос на них маленький. А Пермь забронировала у «Байлыка» пять автобусов младше десяти лет, которые не в лизинге. Их планируют продать за 4,2 млн рублей.

Некоторые предприятия не делят маршруты с другими. И чем больше машин они будут продавать, тем дольше придется стоять на остановках горожанам, подчеркивают перевозчики.

— Я уже продал четыре автобуса из-за долгов, осталось 20 наших машин на 37 маршруте. Следующий кредитный платеж будет 28 ноября, и встает вопрос о продаже еще одного автобуса. Когда на маршруте работало 26 машин, интервал между ними составлял 7 минут, сейчас — 10 минут, — рассказал Роберт Гилязов.

Весь транспорт у предпринимателя — 2012 года. Он имел право еще три года эксплуатировать машины, которые продал.

Похожая история и у КПАП №7, в парке которого было 42 машины, двумя из них планировали усилить 74-й маршрут. Но теперь компания не сможет это сделать. Ей придется и с 28 маршрута снять машины, при этом интервал между автобусами увеличится с 8 до 10—11 минут. Пять машин автопредприятие выставило на продажу. Забирают автобусы в Барнаул, Краснодар, Красноярск. Компания затратила миллионы на каждую единицу техники, чтобы выкупить ее из лизинга, а по прошествии нескольких лет вынуждена расставаться с ней за гроши, хотя еще могла бы ее эксплуатировать, посетовали транспортники.

— Там другие правила, на этих автобусах в других регионах спокойно можно работать еще несколько лет, купив машину за 700—800 тыс. рублей. Здорово! Автобусам, которые продаем, по шесть лет. За пять машин получим лишь 4 млн рублей, а работать на них можно было бы еще два года (поскольку они средней вместимости), лизинг за них платить не надо. Новые машины, стоимость которых выше, не продашь — они в лизинге. После продажи первым делом оплатим лизинг, чтобы не портить историю и чтобы нас не добивали до конца судами, — объяснил Ильдар Мухаметов.

На пороге новый лизинг, когда еще не расплатились за текущий

Владимир Капитонов признался, что пока «Агромир» продал в Чебоксары автобусы, которые старше десяти лет. Но на следующий год, по условиям контракта с исполкомом Казани, предстоит плановая замена на одном из маршрутов 14 автобусов. У КПАП №7 покупка новых машин должна быть в следующем сентябре.

— Попытаюсь отказаться. Не знаю, что с нами город делать будет. Рвать договоры, наверное? — размышляет Ильдар Мухаметов.

Как сообщил руководитель «Агромира», на следующий год в Казани разным компаниям нужно обновить порядка 60 машин. Но самое большое обновление предстоит в 2021 году — надо будет заменить около 250 автобусов на всех предприятиях.

— Архитяжелая ситуация, требующая вмешательства самых высоких инстанций на уровне республики. Город встанет. Нам говорят: «Оптимизируйте свою деятельность». В Нижнекамске это сделали — на маршруте, где должно работать десять машин, оставили два автобуса. У предприятия расходы уменьшились, а страдает пассажир, который идет пешком на работу. Пока еще ждем решения комитета по тарифам. Если цифры нас не устроят, конечно, надо уходить из этого бизнеса, — заявил Владимир Капитонов.

По его словам, сейчас на рынке автоперевозчиков Казани — костяк из 9—10 пассажирских автопредприятий, профессионалов своего дела, которые начали работу в 2000-х годах.

Сейчас на рынке автоперевозчиков Казани — костяк из 9—10 пассажирских автопредприятий. Фото Максима Платонова

— И частники, и муниципальные предприятия дошли до ручки. На сегодняшний день у ПАТП-2 и ПАТП-4 под 180 млн рублей долгов. Груничев (председатель госкомитета РТ по тарифам, — прим. ред.) запросил все документы, мы ему предоставили, его представители занимались выемкой документов на нашем предприятии. Пока нам никто ничего не обещает. Мы не справимся, придут другие люди, но ситуация не поменяется.

Екатерина Аблаева
Общество Татарстан
комментарии 35

комментарии

  • Анонимно 18 ноя
    Зря ноют ,в этом бизнесе чужих нет,,все они подконтрольны мэрии,их фирмешки - понятно ,что федеральных денег себе побольше вытянуть хотят ,все себе любимым. Автобусы грязные,и внутри и снаружи как были так и остались!
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    В такси реально можно ездить по городу за 80-150 рублей сейчас, если не из конца в конец и не в час пик, а тут 40 рублей хотят за автобус, в котором едет по 50-100 человек. Тарифы на автобус вызывают сомнения. Себестоимость тем более
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    Дай бог и цены на такси увеличатся. Больше 50ти тысяч в месяц чистыми никак не могу заработать. Таксист
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    В прошлом году точно такой же спектакль разыгрывался, когда перевозчики плакали что они в убытках и тариф срочно нужно поднять до 32 рублей, потом вышел весь в белом мэр и сказал что для дорогих горожан смог вбить тариф в 27 рублей.
    Теперь плачут что хотят 40 рублей, значит ждите 32 рубля за билет.
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    прлсто пустите частников. и проблема решиться. иранспортники хотять еще зарабатывать..им все мало.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    да пролем в том что хотят на хороших атобусах не более 10 лет ездить, еще на которые цены вероятно завышены, плюс все в белую работаю в отличии от такси, вот и набирается..
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    Побольше набирайте узбеков и таджиков в водители и в кондуктора, они обкрадывают ваши предприятия. Каждый из них пытается протулить левые билеты напечатанные у людей с буквами "Ч" или прокатить пассажира вообще без билета, спрашивая и улыбаясь в лицо "А вы далеко едите? А можно без билета?" Наведите порядок в своих предприятиях и все у вас будет хватать, 27 рублей и то завышенная цена.
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    Когда увидим открытую отчётность?
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    Чушь. Проблемы нет. Убытков нет и не предвидится. Есть банальное желание увеличить доход.
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    Забавно, самые большие выплаты типа по лизингу, но продают свои выкупленные автобусы, а не отказываются от лизинговых. Где логика?
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    да пусть всё распродают, не жалко.
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    Как это вренье надоело. По-больше урвать хотят и только. Как уже не могут понять, что общественный транспорт - это не бизнес, это социальный сектор. А они все заработать бешеные деньги хотят, при этом самым простым способом - драть с населения. У нас от мала до велика все платят, безбилетников как в прошлые времена 90- х нет, нет ни проездных приемлемых, ни школьных, ни студенченских. Чего еще хотят то?
    Ответить
  • Анонимно 18 ноя
    В москве проезд 37 рублей из одного конца в другой, что порядка 100 км
    Ответить
    Анонимно 19 ноя
    Абсолютно верно! А у нас схема движения общественного транспорта далека от совершенства! Добираясь до работы, вынуждены делать дополнительную пересадку! Так что добираясь от дома до работы проезд уже выходит 54 рубля, в день туда-обратно как минимум 108 рублей.
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    Они же пишут что льготников не компенсируют им, а час за счёт повышение цен хотят Компенсировать льготников
    Ответить
    Анонимно 19 ноя
    Бред! Разве только из-за льготников выходит в рейс автобус?
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    Пусть перестанут поддельные билеты продавать и тогда нужно проверить их отчётность. А то "мимо кассы" продают билеты, а потом жалуются что мало денег получают.
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    Говорить только о прибыли в общественном городском транспорте это мягко сказать неуместно. Льготники должны быть и на это есть бюджетные средства. Зачем же тогда вообще нужно было все начинать раз бизнес не прибыльный, заставляли чтоли ? Люди не для вашей прибыли ездят , дети , пенсионеры какую прибыль на этом хотите делать???
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Никто не говорит о прибыли! Вопрос в том, что городские власти не платят компенсацию перевозчикам за провоз льготников в полном объеме, как изначально договаривались. И как быть с тем, что городская администрация (да и не только городская) на всем пытается зарабатывать...платные парковки и т.д.
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    Зато летом 2019 катали иностранцев на мерсах.."Всё в ваших руках",ипташляр. Зачем руководство закупало китайское говно несколько лет назад? Зачем сейчас хотят обновлять автопарк,раз такие финансовые проблемы? Снова бабло под шумок срубить тем,кто с умным лицом нам с экранов улыбаются.
    Ответить
    Анонимно 19 ноя
    Верно! Кто поставлял красные автобусы? Через чьи фирмы шли закупки???
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    Мы не должны оплачивать их лизинги и проезд льготников, это обязанность государства
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    А на каких Машинах ездят эти руководство интересно,? Машины по 2,3 миллионов, не нужно воровать
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    Весь вопрос в том что им за льготников оплачивают всего18 рублей((И не хотят они цены поднимать- требуют полностью за льготников оплату -их понять можно! В других регионах полностью компенсируют )) Пояснит хоть кто то почему?Может быть деньги с сабантуя в Париже в этом году направить на компенсацию перевозчикам
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    Что то мне зарплату на работе не поднимают.Цены на топливо выросло, у меня дт.В магазинах цены тоже поднялись а зарплата нет Может Вам правительству стоит сначала с жителями Республики вопрос решить, об увеличении им зарплаты? Увеличьте всем зарплату на 48% и как раз поднимите свои цены на проезд на 48%.
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    Главная задача общественного транспорта - это не извлечение прибыли. Городские перевозки являются важнейшей частью инфраструктуры, и поэтому должны быть на балансе муниципалитета, а не отдаваться на откуп частникам.
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    При чем тут льготники? Разве для льготников только автобусы выходят в рейс??? И, вообще, они проездной оплачивают сами! Считаю, что льготникам и школьникам проезд должен быть бесплатным.

    P.S. я - пассажир, не льготник.
    Ответить
  • Анонимно 22 ноя
    В ДНР в Макеевке преобретают новые автобусы и это в сложных жизненых ситуациях(боевые деиствия) , Пусть С. Темляков и иже с ним перевозчики ответят на вопрос с кем Казань воюет- пенсионерами.Дети с 8ми лет ездят по полному тарифу и ни кто из них не просит компенсациию Имеите совесть. Или пустите как раньше газельки и будет вам радость.
    Ответить
  • Анонимно 22 ноя
    У кондукторов и водителей зарплаты повыше, чем средние по городу. Ну не миллионеры ездят на автобусах, извините. Не московские зарплаты в Казани. Частники автобусы пускают до 7 вечера, после 8 из центра на квартал не уедешь.
    Ответить
  • Анонимно 22 ноя
    Опять по тому же сценарию готовят людей к повышению стоимости проезда!

    И так очень много денег уходит на проезд !!!! Зарплаты не растут,а все остальное растет...Как жить?То ЖКУ поднимут то поезд.то цены на продукты ....
    Ответить
  • Анонимно 22 ноя
    Все уже порядком надоело ...Сколько можно повышать??? Может пора уже начать что -нибудь понижать???!!!!!!
    Ответить
  • Анонимно 22 ноя
    Сергеи ТЕмляков а вы знаете сколько стоит проезд в Москве 38 рублеи и это при их космических зарплатах. Вам надо бы поумерить свои и вашим сподвижникам буржуискии аппетит.В Казани зарплаты в разы меньше спросите у своих родителеи.
    Ответить
  • Анонимно 30 ноя
    Из бюджета хотят "оттяпать" свой кусок
    Ответить
  • Анонимно 30 ноя
    водителям и кондукторам платят копейки, себе огромные барыши берут. В москве 50 проезд и водители под 100 получают. У нас 27 рублей и водители 40-50 получают. В целом маржа у владельца такая же. К тому же маршруты весьма слабовато продуманы по сравнению с той же Москвой. Это как года 3-4 назад застройщики плакали что мол себестоимость 50-55 тр за кв.м. и строить чуть ли не у убыток начинают- реальная же была 25-30. Все остальное через бухгалтерию в карман.
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    А почему Метроэлектротранс не продает вагоны поштучно или троллеибусы в другие регионы .И почему продаете бу автобусы а не новые которые выделил город.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров