Новости раздела

Никанор Шульгин — правитель Казани в Смутное время. Вспоминаем вместе

«Пронырливый дьяк» и «замечательный человек», консолидировавший народы Поволжья и Приуралья

Никанор Шульгин — правитель Казани в Смутное время. Вспоминаем вместе Фото: Вид Казани в XVII веке. Гравюра Адама Олеария, 1630—1640 г.

День народного единства, отмечаемый сегодня в России, связан с событиями Смутного времени. Колумнист «Реального времени» Марк Шишкин рассказывает о том, как проходила Смута на территории нынешнего Татарстана и как в исторической литературе меняется восприятие Никанора Шульгина — загадочного правителя Казани в начале XVII века.

Почему исторические карты Смуты заканчиваются Нижним

День народного единства, который празднуют 4 ноября, волей-неволей заставляет вспоминать события Смутного времени начала XVII века. Особенно это касается Татарстана, ведь о празднике постоянно говорят, что его суть в том, что люди разных народов объединились для общей цели — спасения государства от внутренних беспорядков и внешнего вмешательства. Тем более, что День народного единства совпадает с празднованием Казанской иконы Божией Матери.

Но история Казани и территории Татарстана практически отсутствует в официальном повествовании о преодолении Смуты. Упоминаются только косвенные факты, что из Казани был патриарх-патриот Гермоген, что явленная в Казани икона стала главной святыней народного ополчения, а служилые татары были в его составе. Гораздо подробнее рассказывается о роли Нижнего Новгорода, где бросил призыв Кузьма Минин. Хватает внимания Рязани, где чуть раньше поднял народ Ляпунов. Есть Ярославль, где Пожарский собрал Совет всея земли. А такого крупного военного и административного центра как Казань нет даже на многих исторических картах Смуты.

П. Геллер. Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Худож. кон. XIX — нач. ХХ в. Фото ermogen.ru

«Хитрый и пронырливый дьяк» — версия профессора Загоскина

Наиболее известное исследование темы «Казанский край в Смутное время» принадлежит культовому казанскому краеведу, профессору и ректору Казанского университета Николаю Павловичу Загоскину. Он издал эту книгу в 1891 году, а в сжатом виде включил ее тезисы в «Спутник по Казани». «Странную и довольно-таки загадочную роль довелось сыграть Казанскому краю в историческом явлении, известном под названием Смутного времени», — констатировал Загоскин в начале своего исследования и вокруг этого тезиса выстроил все повествование.

Вялые и непонятные события в Среднем Поволжье, по Загоскину, — это лишь тень великих драматических событий в центральной России. Сначала казанские власти не проявляют достаточного рвения в обуздании беспорядка, а затем на сцену выходит «хитрый и пронырливый» дьяк Никанор Шульгин. Он добивается того, чтобы казанцы присягнули «тушинскому вору» Лжедмитрию II. По его инициативе сбрасывают с кремлевских стен «стойкого» воеводу Богдана Бельского, который противился присяге самозванцу. Шульгин всячески уклоняется от участия в деятельности народных ополчений и хочет создать отдельное от России государство под властью сына Марины Мнишек малолетнего «воренка» Ивана Дмитриевича, чтобы де-факто править самому. Нужно ли после этого объяснять, почему Казани нет в парадной версии истории Смуты?

Выводы Николая Павловича полностью совпадают с историографической традицией, которая восходит к источнику XVII века под названием «Новый летописец». Возникший в официальных кругах через 20 лет после Смуты, «Новый летописец» действительно подчеркивает негативную роль дьяка Никанора Шульгина, пришедшего к власти в Казани. Загоскин четко следует оценкам этого источника даже там, где ему противоречат документы, созданные в 1611—1613 годах, когда Никанор Шульгин был актуальным деятелем.

Выводы, сделанные Загоскиным, до сих пор живут в литературе. Некоторые авторы даже противопоставляют казанских русских сепаратистов во главе с Шульгиным служилым татарам, которые стремились спасти Москву от рук польско-литовских интервентов. Однако с 1891 года историческая наука не стояла на месте.

Марина Мнишек с Иваном Дмитриевичем на картине Леона Яна Вычулковского «Бегство Марины Мнишек». Фото wikipedia.org

Эволюция Никанора Шульгина: от «вора» к «замечательному человеку»

Советская историческая наука была увлечена исследованием массовых народных движений, и это сослужило хорошую службу всем, кто хочет разобраться в хитросплетениях Смуты. Проанализировав все доступные источники, советские историки открыли подлинные масштабы социального взрыва, который произошел в Среднем Поволжье. Игорь Петрович Ермолаев в Казани, Василий Дмитриевич Дмитриев в Чебоксарах, Любовь Андреевна Дубровина в Йошкар-Оле систематизировали данные по десяткам локальных конфликтов и боевых столкновений. Эти данные не оставляют и следа от образа народов Поволжья, которые по Загоскину «преспокойно сидели по своим медвежьим углам, вылезая из них в удобные минуты».

Однако даже советские историки не могли обойти стороной два факта. Во-первых, «классовые предпосылки» восстаний в Среднем Поволжье не мешали находиться в одних вооруженных формированиях крестьянам, служилым людям и даже князьям. Во-вторых, борьба против национального гнета и колониализма не мешала сражаться по одну сторону баррикад сразу и татарам, и русским, и другим народам.

В самом конце советского периода появились новые данные и по деятельности загадочного дьяка Никанора Шульгина. В 1989 году несколько доселе неизвестных документов XVII века с развернутым предисловием опубликовали историки и археографы Михаил Петрович Лукичев, Александр Лазаревич Станиславский и Вадим Иванович Корецкий.

Оказывается, история о том, как Никанор Шульгин погубил воеводу Богдана Бельского, нуждается в полном пересмотре, потому что убит Бельской был через 2 месяца после присяги казанцев Лжедмитрию II. Самого Никанора Шульгина современники даже и не думали считать «вором». Напротив, знаменитый Земский собор 1613 года чрезвычайно уважительно обращается к нему по отчеству: Никанор Михайлович. А это уже честь воеводы, а не дьяка. При этом открылась история захвата Вятки (современный Киров) отрядом казанских стрельцов по приказу того же Шульгина, о которой не знали ни «Новый летописец», ни Загоскин.

Наконец, уже в XXI веке к юбилею событий Смуты полная биография Никанора Шульгина вышла в серии ЖЗЛ в сборнике «Герои Смуты». Автор биографии рязанский историк Вячеслав Николаевич Козляков ставит правителя Казани по значимости в 1612—1613 годах в один ряд с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. Эти выводы совершенно не заметили в Татарстане, поэтому каждый разговор о Никаноре Шульгине, у нас до сих пор претендует на сенсационность.

Заседание Земского Собора 1613 года. Миниатюра из рукописи «Избрание на царство М.Ф. Романова» 1673 года. Фото wikipedia.org

Кто помнит «битву народов» под Бурундуками?

XVII веку в истории Татарстана вообще не повезло. Это уже не независимое Казанское ханство, но еще и не Казанская губерния. Без дополнительной подготовки сложно представить, как жили тогда люди на нашей земле. Точно так же, как сложно представить Казанский кремль еще без башни Сююмбике, уже с Благовещенским собором, но и еще с нетронутыми захоронениями казанских ханов.

Смута пришла в Казанское царство, как продолжали называть Среднее Поволжье, значительно позже, чем в Москву и на западные окраины России. Активные боевые действия начались здесь в 1607 году, вместе с восстанием Болотникова, и продолжились под знаменем борьбы двух царей: Василия Шуйского в Москве и Лжедмитрия II в подмосковном Тушине. На этот конфликт по принципу лавины наложились прежние национальные обиды и новые социальные проблемы, так что Поволжье заполыхало.

Правая сторона Волги во главе с городами Арзамасом и Алатырем держала сторону тушинцев. Левая сторона, во главе с русскими воеводами и дьяками, в Казани в основном сохраняла лояльность Москве. Конечно, левобережные татары, марийцы, чуваши и удмурты Казанского уезда были не против показать свою силу русской администрации, но средневековая война не оперирует понятиями нации. Любой рейд тушинцев с правого берега означал грабеж и насилие на левом берегу, не оставляя выбора: кто враг, а кто союзник.

Характерным эпизодом этой войны стала «битва народов» под Бурундуками, что в нынешнем Кайбицком районе. 10 марта 1609 года там сошлись с одной стороны русские дворяне и стрельцы, служилые татары и новокрещены, чуваши, марийцы и удмурты из Казанского уезда; с другой стороны — служилые татары, русские дворяне и стрельцы, мордва, горные марийцы и чуваши из Алатыря, Курмыша, Ядрина, Арзамаса, Темникова и Касимова. Победа досталась казанцам, и для русских это была первая воинская удача, которую связывали с Казанской иконой Божией Матери.

Насильственное пострижение Василия Шуйского (1610 г.). Гравюра П. Иванова. XIX век. Фото wikipedia.org

Однако в следующем 1610 году политическая обстановка кардинально меняется. Смещен Василий Шуйский, убит Лжедмитрий II, гораздо активнее действует Польско-Литовское государство, войска которого оккупируют Москву. Казанская администрация, оторванная от Москвы и полагающаяся только на свои силы, не признает королевича Владислава законным претендентом на московский престол и в январе 1611 года присягает Лжедмитрию II, еще не получив информацию о его гибели. Возможно, тем самым воеводы Морозов и Бельский, с дьяками Шульгиным и Дьячковым стремились прекратить опустошительную войну между двумя партиями. Но подоспевшая весть о гибели Лжедмитрия II окончательно дискредитировала идею ориентироваться на кого-то за пределами Казани. Законного царства в Москве больше нет, а Казанское царство выживает, как может.

«И мы — всякие люди Казанского государства…»

В это время на первый план выходит фигура дьяка Никанора Шульгина — человека выдающегося и очень амбициозного. Шульгин никак не был связан с Казанью, происходя из Лушского уезда, что на территории современной Ивановской области. Приехал сюда на службу в 1606 году, чтобы решать имущественные споры, заниматься гражданским управлением и организацией делопроизводства. Однако в условиях Смуты штатскому чиновнику пришлось командовать отрядом стрельцов и участвовать в боях. Устранив или оттеснив других руководителей, Шульгин возглавляет Казань и Казанский уезд, тянущийся до современного Пермского края, а лидеры ополчений в центре России будут признавать его право вмешиваться в дела других поволжских городов.

Параллельно с этим в управлении Казанским уездом, на почти что республиканских условиях, принимает участие казанский посад. Правой рукой Шульгина становится посадский староста Федор Оботуров. Ничем не обосновано утверждение, что служилые татары в массе не поддержали Шульгина. Напротив, казанское войско в это время включает и татар, и представителей других народов Поволжья, а татарские аристократы вроде князя Аклыча Тугушева командуют крупными формированиями. Официальные документы принимаются от имени всех социальных и этнических групп региона, который теперь официально называют «Казанское государство» или «Вся земля Казанского государства».

«И митрополит, и мы всякие люди Казанского государства, и князи, и мурзы, и татаровя, и чюваша, и черемиса, и вотяки, сослалися с Нижним Новымгородом и со всеми городы поволжскими, и горными, и луговыми, и с горными и с луговыми тотары, и с луговою черемисою, на том чтобы нам бытии всем в совете и в соединение и за Московское и за Казанское государьство стояти, и друг друга не побивати, и не грабити, и дурна ни над кем не учинити», — так на старом русском языке звучала «конституция» Казанского государства. В качестве законного правителя Казань была готова признать только того царя, который будет выбран «всею землею Российския Державы». Ближайшим союзником признавала Нижний Новгород, где осенью 1611 года уже началась организация ополчения.

М.И. Скотти. «Минин и Пожарский» (1850). Фото wikipedia.org

Чем Казань отличалась от Нижнего Новгорода, а Шульгин от Пожарского

Казань и Нижний Новгород были первыми городами России, которые в условиях кризиса власти приняли решение не следовать за кем-то из претендентов на престол. Владислав, Сигизмунд, «псковский вор» Лжедмитрий III, Иван сын Лжедмитрия и Марины Мнишек и любой претендент, на которого полагаются казаки, считались скомпрометированными. Однако в течение 1612 года позиции Нижнего Новгорода и Казани разошлись.

Князь Дмитрий Пожарский в Нижнем, а затем в Ярославле, формировал вокруг себя максимально широкую коалицию разнородных сил с целью выбить из Москвы «литовских людей» и провести выборы царя. Никанор Шульгин, за которым стоял огромный регион, требовал особого статуса себе и Казанскому государству. Дальнейшие события показали, что проиграли оба. Пожарский затерялся среди более родовитых выходцев из московской знати и вскоре после победы ушел на вторые роли. Никанор Шульгин, который до последнего старался выторговать более выгодные условия участия в строительстве нового государства, вдруг оказался «вором» и после нескольких лет заключения продолжил службу в сибирском Тобольске.

В этой истории последних месяцев правления Шульгина многое до сих пор непонятно. Сначала весной 1612 года отправленная Шульгиным казанская рать уходит домой из Ярославля, где собирались силы для похода на Москву. Предводитель этого войска Иван Биркин был не согласен с невысоким статусом, который ему предложили в новом руководстве ополчением. В конце года Казань бойкотирует подготовку к Земскому собору, где должны избрать нового царя. С одной стороны, Шульгин стремится удержать в орбите Казани соседние территории и прежде всего Вятскую землю, для чего отправляет туда отряд стрельцов Никиты Онучина. С другой стороны, в 1613 году Шульгин предлагает московскому правительству услуги по борьбе с мятежными казаками Ивана Заруцкого. Для этого свияжское войско успешно действует в Рязанской земле, а сам Шульгин во главе огромной армии идет в Арзамас.

Относительно присяги избранному царю Михаилу Романову «Новый летописец» и адресованные Шульгину послания Земского собора дают противоположные сведения. Как можно догадаться, более поздний «Новый летописец» говорит о неприятии победившего кандидата, тогда как по документам 1613 года и Шульгин и его войско приносят присягу Михаилу Федоровичу. За время отсутствия Никанора Михайловича в Казани произошел переворот, и к власти пришли противники дьяка, которые признали новую власть в Москве без каких-либо условий. На пути из Арзамаса в Казань Шульгин был арестован в Свияжске.

Царство Казанское с Окольными Провинциями и Частью Реки Волги. Атлас Российской империи 1745 года. Фото expositions.nlr.ru

О единстве каких народов идет речь?

Казанское государство Никанора Шульгина просуществовало с середины 1611 года по апрель 1613 года. Эти полтора—два года породили изрядное количество гипотез, но не вписались ни в одну красивую схему истории. Русский правитель во главе полиэтничного Казанского государства оказался не очень кстати для антиколониальной истории Среднего Поволжья. Еще более некстати была Казань как альтернативный Москве центр власти для имперской истории России. Зная все факты, к Шульгину непросто приклеить определение «сепаратиста», поскольку в 1610—1612 годах в принципе отсутствовала легитимная центральная власть, с которой можно было говорить об отделении. Как и многие вожди, поднявшийся при социальных катаклизмах, Шульгин мог одновременно опираться и на прямое волеизъявление людей и быть диктатором-волюнтаристом. В любом случае это колоритная фигура, о которой еще будут писать в художественной литературе и академических исследованиях. Но что это знание дает, кроме еще одного необычного факта?

Период междуцарствия 1611—1613 годов в Среднем Поволжье ознаменовался прекращением кровопролитной войны и установлением хрупкого, но вполне работоспособного межэтнического баланса. И это произошло без вмешательства из центра, который бы взял и посадил враждующие стороны за стол переговоров. Просто все основные силы устали от взаимного истребления и заключили некое подобие общественного договора. Русская администрация в Казани чувствовала свою уязвимость. Повстанцы так и не сумели взять ни Свияжск, ни Казань. Ничего не осталось, кроме как договариваться. Баланс, достигнутый при Никаноре Шульгине, продержался ровно до того момента, когда освобожденная Москва в целях наполнения пустой казны начала проводить жесткую налоговую политику. Уже в 1615—1616 годах в Поволжье и Приуралье разразилось Еналеевское восстание, когда служилые татары, ясачные чуваши и марийцы восстали против русской администрации. Шульгин в это время сидел в московской тюрьме.

День народного единства предполагает, что все народы и люди разных религий сплотились во имя общей цели. Но в 1612 году в состав России еще не входили ни якуты, ни буряты, ни калмыки, ни евреи. Так что для всей большой страны эта история — скорее красивая аллегория, чем реальность. Зато для истории Татарстана это самое настоящее историческое прошлое с узнаваемой спустя 4 века географией и составом участников. Так получилось, что русский чиновник Никанор Шульгин стал символом консолидации местных сил и преодоления вражды. Наверно, мы еще далеки от того момента, когда именем Шульгина будут называть улицы. Но поводов помнить эту историческую личность предостаточно.

Марк Шишкин
ОбществоИстория БашкортостанКировская областьТатарстан
комментарии 39

комментарии

  • Анонимно 04 ноя
    Все равно белых пятен предостаточно ! Прошло всего 60 лет после потери независимости Казанского ханства ! и ниодной попытки в условиях отсутствия московской власти восстановить Ханство ! Ведь как написано в статье даже могилы ханов были не тронуты , были люди которые помнили ханство и тем более историческая память была очень даже свежа ! непонятно ! Профессионалы историки пролейте свет !!!
    Ответить
    Анонимно 04 ноя
    Что тут удивительного? Сторонники независимости из татарской элиты перебиты в ходе Казанской войны и последующих восстаний второй половины 16 века. Казанское государство времён Смуты предполагало в конечном итоге учёт интересов всех групп населения. К чему привела колониальная политика Москвы, которая не стала признавать необходимость в существовании Казанского государства после Смуты, показана в виде ссылки в статье на татарское Еналеевское восстание.
    Ответить
    Анонимно 04 ноя
    "Татар", как этноса, в 16 веке не было.
    Монгольское племя "татар" ещё в 1202 году уничтожил монгол Чингизхан за подлое убийство ими (татарами) его отца.

    "Татарами" русские летописи и западно-европейские хроники называли все монгольские и тюркские племена войска Чингизхана, оккупировавшие в первой половине 13 века Поволжье и другие регионы.
    Но сами себя ни одно племя или народ "татарами" до начала 20 века не называло.
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    Чингизхан сам был из племени черных татар. Как он мог уничтожить всех татар, не пишите бред. Чингизиды были татарами и все земли, все войска у них были татарскими. Вы же не думаете, что русские были идиотами в 16 веке, когда с татарами воевали. Или русские в 16 веке все поголовно были идиотами и не могли отличить татар от монголов, как и вы?!
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    Уважаемый господин "психиатр"!
    Вы очень "профессионально" ставите психиатрические "диагнозы" (причём заочно, дистанционно) - "бред", "идиот" - что свидетельствует о Вашем глубоком знании психиатрии.
    Правда, профессиональный врач-психиатр НИКОГДА заочно диагноз не поставит.
    Остаётся предположить, что Вы "самоучка" или часто общающийся с профессиональным врачом-психиатром его пациент.

    Но в любом случает Вы. уважаемый, почему-то промолчали, что "черными татарами" китайцы называли именно монголов.

    В Истории известны множество случаев, когда соседние народы называли друг друга "именами" отличными от самоназвания народов.

    Например, русские называли удмуртов "вотяками".
    Более того, когда международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий - после вооруженного захвата власти в Демократической Российской Республике в октябре 1917 года - расчленяли Россию по национальному признаку (чтобы удержаться у власти), то создали Вотскую Автономную Область.

    Но после смерти Ленина и высылки из СССР Троцкого, удмурты набрались смелости и отказались от "ленинской" клички и вернули себе этноним "удмурты".

    Также русские летописцы (и западно-европейские хронисты) все монгольские, тюркские и др. племена, оккупировавшие в первой половине 13 века Поволжье и другие регионы в составе войск монгола Чингизхана, называли одним именем "татары".

    Поволжских ТЮРКСКИХ мусульман в 1920 году древним именем МОНГОЛЬСКОГО племени "татары" назвали также Ленин и Троцкий - никто не посмел возражать кровавым диктаторам.
    И поволжские ТЮРКСКИЕ мусульмане оставили себе в качестве самоназвания древний МОНГОЛЬСКИЙ этноним "татары" - и имеют на это полное право.

    Но, господин "психиатр", народ имеет полное право и знать ИСТОРИЮ своего этнонима.
    Привет врачу.
    Всего доброго.
    Скорейшего выздоровления.
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    «И митрополит, и МЫ всякие люди Казанского государства, и князи, и мурзы, и ТАТАРОВЯ, и чюваша, и черемиса, и вотяки, сослалися с Нижним Новымгородом и со всеми городы поволжскими, и горными, и луговыми, и с горными и с луговыми тотары, и с луговою черемисою, на том чтобы нам бытии всем в совете и в соединение и за Московское и за Казанское государьство стояти, и друг друга не побивати, и не грабити, и дурна ни над кем не учинити»
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    Это писали русские, а не тюрки, и не монголы.

    Ещё раз для особо одарённых - "татарами" русские летописи и русские официальные, и не-официальные документы, а также западно-европейские хроники называли ВСЕ монгольские, тюркские и др. племена (их "совокупность"), пришедшие в Поволжье и др. регионы в составе оккупационных (без негативного подтекста, просто как фиксация давнего исторического факта) войск монгола Чингизхана.

    Это исторический факт, зафиксирован во множестве исторических источников.

    И чтобы этот исторический факт опровергнуть надо веские доказательства и аргументы.
    Если они у Вас, уважаемый аноним, есть - с удовольствием прочитаем.
    Спасибо.
    Ответить
    Анонимно 09 ноя
    Прямые предки казанских татар здесь фигурируют под именем ясачные чуваши. Впоследствии их, вместе с остальным мусульманским населением, переименовали в ясачные татара. Эта сословная группа и стала основой формирования народности казанских татар.
    Ответить
    Анонимно 14 ноя
    Анонимно 05 ноя
    Чингизхан сам был из племени черных татар. Как он мог уничтожить всех татар, не пишите бред. Чингизиды были татарами и все земли, все войска у них были татарскими. Вы же не думаете, что русские были идиотами в 16 веке, когда с татарами воевали. Или русские в 16 веке все поголовно были идиотами и не могли отличить татар от монголов, как и вы?!
    Ответить
    --------------------------------------------------------------------------------------------

    РАШИД-АД-ДИНСБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

    Чингиз-хан и его род происходят из племени монголов и от них возникло много ветвей, особенно со времени Алан-Гоа, около трехсот лет тому назад возникла многочисленная ветвь, племена которой называют нирун и которые сделались почтенны и возвеличены, – [то] все стали известны как племена монгольские.

    Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, – шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут 413, татары-алчи 414, татары-чаган, татары-куин, татары-терат 415, татары-баркуй 416. Племя тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен.

    Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют – тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется – тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар, – куитай и куичин, [из] племени терат – терати 417 и тераучин 418
    --------------------------------------------------------
    Таким образом татарских племен было 6.
    Но после уничтожения татар Чингисханом в 1202 г-- названия татарских племен перестают упоминаться .
    Нет упоминаний татарский племен также в Золотой Орде .
    В Золотой Орде упоминаются МОНГОЛЬСКИЕ ПЛЕМЕНА - Мангыты , Кияты ,Найманы и т.д., но НЕ таатарские(татары-тутукулйут 413, татары-алчи 414, татары-чаган, татары-куин, татары-терат 415, татары-баркуй 416. )


    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Какую историю вытащили. Молодцы
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Интересно было это почитать, в школе мне такого не рассказывали
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Очень интересная статья. Реальное время, молодец, очень хорошо дает освещение исторических событий. Кто не знает прошлое у того нет и будущего. Спасибо.
    Ответить
    Анонимно 04 ноя
    РВ очень неплохо поднял интерес к истории. Точней, у населения он был. Но никто так грамотно его не начал подавать, как эта газета. И нравится попытка рассмотреть вопросы с разных сторон: условно татарской-казанской, русской-московской, башкирской-уфимской и т.д. Остальные казанские издания тоже пробуют, но пока не могут взять такую планку.
    В Казани нужен свой подобный исторический ресурс, как "Дилетант", "Арзамас" и др. И РВ вполне может это потянуть.
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Давно не заходил в газету, у вас снова исторические статьи
    Ответить
    Анонимно 04 ноя
    и это радует
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Интересно. Не знал некоторые факты
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Захолустье оно и есть захолустье.И в смуту и в гражданскую и в перестройку.Слышали звон но пока он доходил до Казани многократно перевирался.Ну и в каждое смутное для страны время находились свои выскочки которые на мутной волне стремились из грязи в князи.Но московская власть чужаков не принимала во все времена.
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Вражду народов преодолели? Какая чушь.
    Вражды не будет, когда все народы РФ будут равными.
    Ответить
  • Тахир Давлетшин 04 ноя
    О каком единстве народов может идти речь в 16-м веке ?
    И что за праздник - 4 ноября ?
    После взятия Казани в 1552 году татары еще более полувека вели вооруженное сопротивление.
    Далее 200 лет геноцида, который сменился на сегрегацию еще на 100 лет.
    Относительную свободу народам России дала Октябрьская революция,
    вот ее и надо отмечать
    Ответить
    Анонимно 04 ноя
    Октябрьская "революция" уничтожила цвет, элиту поволжских тюркских мусульман - интеллигенцию, купцов, промышленников, крепких крестьян, духовенство и др. - несколько десятков тысяч.
    Да от голода 1921 - 1923 гг. погибло около 1 миллиона населения АТССР.
    Да во коллективизации, индустриализации и голода 1930-х гг. погибло ещё около 500 000 тысяч.
    Только до 2-й Мировой войны поволжские тюркские мусульмане "заплатили" за создание АТССР международными марксистами-террористами Лениным и Троцким около 2 миллионов жизней.

    И Вы хотите "отмечать" Октябрьскую "революцию", унесшую жизни около 20 миллионов россиян только до 2-й Мировой войны?
    Что с Вами, Тахир?
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    Он казан на голову одел и слышит только себя
    Ответить
    Анонимно 04 ноя
    Если бы был геноцид то вместо московского вуза развлекал бы ты туристов у юрты.И это в лучшем случае.
    Ответить
    Анонимно 09 ноя
    татары еще более полувека
    ------------
    Это вы черемис татарами называете?
    Ответить
    Анонимно 14 ноя
    Почему тогда, если был геноцид, татар стало много? В начале 19 века их пол миллиона в конце - почти миллион. А после в советское время их прибавлялось по миллиону за десятилетие пока за 100 лет не стало 5 миллионов.
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    "Тем более, что День народного единства совпадает с празднованием Казанской иконы Божией Матери".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/156712-nikanor-shulgin-pravitel-kazani-v-smutnoe-vremya

    Что значит "тем более"... "совпадает".

    Не случайно "совпадает" День народного единства с Праздником Казанской Иконы Божией Матери, а выбран современными специалистами-историками целенаправленно - именно вокруг Казанской Иконы Божией Матери сплотились российские народы и этносы в начале 17 века для освобождения Москвы от интервентов.
    И русские, и тюрки, и финно-угоры, и христиане, и иудеи, и мусульмане, и язычники.
    И это понимают не только учёные-историки, но и все образованные люди, которые изучали и знают историю религии, историю РФ, и её народов.

    Казанская Икона Божией Матери первоначально была месточтимой.
    В начале 17 века стала святыней Дома Романовых.
    А с 18 века стало общероссийской святыней, наиболее почитаемой в народе, которой посвящено наибольшее количество храмов в России и за её пределами.

    Казанская Икона Божией Матери охраняет Восточные рубежи России.
    И не случайно помощь Москве неоднократно приходила именно с Востока - и в 17 веке, и в 1812 году, и в 1941 году, и в 1990-е гг.
    И ныне Татарстан, Казанская Икона Божией Матери, татары, русские, чуваши, марийцы и другие народы Поволжья, православие, ислам, иудаизм, язычество Поволжских народов являются одними из основных "скреп" Российской Федерации.
    Ответить
    Анонимно 04 ноя
    какая в вашей голове ватная каша
    Ответить
    Анонимно 04 ноя
    Ну а "в вашей голове" железобетон))))
    А на языке яд))))
    Ну и что?

    Мысли то "в вашей голове" железобетонной есть?
    Поделитесь, уважаемый.
    Порадуйте читателей уважаемого РВ своими мыслями.
    Спасибо.

    А Ваши субъективные оценочные высказывания, извините, никому не интересны.
    Интересны Ваши мысли.
    Но их почему-то Вы скрываете.
    Или их просто нет?)))))
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Шишкин как всегда молодец!
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Вам будет еще писать Марк Шишкин? Пишет очень взвешенно, не как всякие Бустановы, Исхаковы, Миргалеевы и Файзрахмановы.
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    "«Странную и довольно-таки загадочную роль довелось сыграть Казанскому краю в историческом явлении, известном под названием Смутного времени», — констатировал Загоскин...".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/156712-nikanor-shulgin-pravitel-kazani-v-smutnoe-vremya

    И Николай Павлович был прав.
    Странная роль.
    И загадочная роль.

    Но главное Казань и Казанский край "сыграли" эту роль.
    И об этом свидетельствует огромное почитание Казанской Иконы Божией Матери царями и императорами Дома Романовых и всего российского народа (и не только христиан).

    Об этом же - "сыгранной" странной и загадочной роли - свидетельствует и Казанский собор, посвященный Казанской Иконе Божией Матери, построенный героем Смутного времени князем Д.Пожарским в самом центре Москвы - на Красной площади.

    И об этом же свидетельствует тот "удивительный факт", что главный собор Новой Столицы Российской империи Санкт-Петербурга, заложенный Петром 1, был посвящен императором-реформатором также Казанской Иконе Божией Матери.

    И конечно надо помнить, что главным героем Смутного времени был не Шульгин и не Биркин, и даже не Минин с Пожарским, а поп, который "принял" из Матушки Земли Казанскую Икону Божией Матери, позднее ставший митрополитом Казанским и Свияжским, а в Смутное время уже патриарх Московский и всея Руси Гермоген.

    Очень хорошо, что Марк вспомнил и напомнил хорошо известные факты о "странной и загадочной роли" Казанского края в событиях Смутного времени.
    Спасибо.
    Но Марк не высказал ни одной новой рабочей гипотезы - и понятно почему - новых исторических источников не появилось, а старые - хорошо известные - им не были подвергнуты анализу, критике и переосмыслению.

    А вот Николай Павлович, похоже, догадался об истинной роли Казанского края в событиях Смутного времени.
    Но почему-то побоялся опубликовать свои мысли.
    А может не успел...
    Ответить
  • Анонимно 05 ноя
    Так почему Шульгина арестовали, раз "сам" Козляков поставил его - Шульгина наравне с Пожарским и Мининым? Нет ответа в статье специалиста по 19 веку...
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Китайцы,русские , европейцы арабы кавказцы называли монгол "татарами "".

    Монголы и тюркские кочевники к концу 14 в и началу 15 в слились и появились ногаи , узбеки ордынские (оседлые узбеки к ним почти не имеют отношения) , казахи , каракалпаки , черкасы ,степные крымлы ,хазарейцы и т.д
    Монголы Зол Орды , империи Хулагуидов, Чагатев в 14 веке приняли Ислам и забыли свое тенгрианство.
    Имена монгол с этого времени стали Мусульманскими , а монгольский язык у них сменилися на тюркский ...
    Но монгольское самосознание и выдвижение на высшие посты лишь исключительно ордынцев монгольского происхождения (по мужской линии) --сохранялось до 16 века
    ---------------------------------------------------
    Историю и этногенез народов всегда надо рассматривать в динамике
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Таким образом татарских племен было 6.
    Но после уничтожения татар Чингисханом в 1202 г-- названия татарских племен перестают упоминаться .
    Нет упоминаний татарский племен также в Золотой Орде .
    В Золотой Орде упоминаются МОНГОЛЬСКИЕ ПЛЕМЕНА - Мангыты , Кияты ,Найманы и т.д., но НЕ татарские(татары-тутукулйут 413, татары-алчи 414, татары-чаган, татары-куин, татары-терат 415, татары-баркуй 416. )
    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Таким образом , если кто то пытается доказать , что войско Батывя состояло из центрально-азиатских татар , то тогда в войске Батыя должны фигурировать названия этих вышеназванных татар :
    "Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, – шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут 413, татары-алчи 414, татары-чаган, татары-куин, татары-терат 415, татары-баркуй 416"
    Но названия этих вышеназванных татарских племен после 1202 года (резни татар) НИ ГДЕ НЕ УПОМИНАЮТСЯ !
    Не упоминаются они из за того что они почти полностью уничтожены монголами по приказу Чингисхана.
    На Средней Волге есттественно эти татарские племена ТЕМ БОЛЕЕ НЕ упоминаются. так как они там ни когда не проживали .
    В источниках по Зол Орде среди кочевой части населения упоминаются
    в основном монгольские племен и немного кипчакские
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    Казахстанские учёные намерены определить ДНК Джучи-хана И связать его с казахским народом

    В Казахстане сейчас вопросы национальной идентичности выносят на государственный уровень: патриотические фильмы, телевидение, музыка… Перед казахстанскими учёными поставлена задача связать историю страны с историей монгольских завоеваний 13 века и с историей Золотой Орды. В частности, сын Чингисхана Джучи выбран в качестве исторического отца казахского народа.

    Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на международном форуме «Ұлытау-2019» подчеркнул важность исследования истории Золотой Орды в контексте новых подходов. А также значимость имени Джучи-хана как политической фигуры в формировании казахской государственной идеологии.
    В свете слов казахстанского лидера, в следующем году запланировано на государственном уровне отметить юбилей Золотой Орды — празднование 750-летия Улуг Улуса.

    Перед казахстанскими учёными поставлена задача досконально, под новым углом, изучить наследие Улуса Джучи, "кардинально изменившего политический, исторический, культурный и географический облик средневековой истории мира". И вот уже появились первые результаты.

    Работа по изучению истории Золотой Орды в Карагандинской области началась летом 2018 года. Летом прошлого года на раскопках внутри мавзолея Болган Ана, расположенного южнее Жезказгана, были обнаружены золотые чаша и серьги — предметы одежды, принадлежащие женщине знатного рода. Этот мавзолей известен давно, но раскопки внутри практически не проводились, в основном — вокруг строения.

    Казахстанские учёные сделали открытие: по версии Рашид-ад-Дина и академика Бартольда, останки женщины, погребённой в этом мазаре, принадлежат дочери Джучи-хана.
    По словам руководителя Управления культуры архивов и документации Карагандинской области Агимбаева Еркебулана Мулюковича, основной упор учёные делали на изучение в области антропологии и ДНК. В дальнейшем учёные намерены определить ДНК Джучи-хана и всецело связать его с казахским народом.

    Сейчас проходят антропологические исследования в Новосибирске и восстановительные работы черепа, найденного в мавзолее Болган-Ана. Агимбаев Еркебулан продолжает, что по экспертизам ДНК, уже можно с уверенностью сказать — сегодняшние казахи идентичны казахам того времени.

    «Мы можем смело говорить, что сегодняшний казах - это потомок Великой Степи и великих завоевателей», — поделился руководитель Управления культуры архивов и документации Карагандинской области.

    По словам руководителя Управления культуры архивов и документации Карагандинской области Агимбаева Еркебулана Мулюковича, основной упор учёные делали на изучение в области антропологии и ДНК. В дальнейшем учёные намерены определить ДНК Джучи-хана и всецело связать его с казахским народом.

    «Мы можем смело говорить, что сегодняшний казах- это потомок Великой Степи и великих завоевателей», — поделился руководитель Управления культуры архивов и документации Карагандинской области.
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    Словарь Марийского языка

    Марийский ордена «Знак почёта» научно-исследовательский институт

    языка, литературы и истории имени В. М. Васильева

    Суа́с 1. ТАТАРИН ; представитель ТАТАРСКОГО народа.

    Суас-влак «федераций» нерген кутырат. В. Сави. Татары говорят о «федерации».

    Ик поян марий, манеш, суасым тарзылан налын. В. Соловьёв. Говорят, некий богатый мариец нанял в батраки татарина.

    2. в поз. опр. татарский.

    Суас йылме -татарский язык;

    суас ял татарская деревня;

    суас кем татарские сапоги;

    суас упш татарская шапка.

    Вургемже суас ватын гае: олача корнан. К. Васин. Одежда как у татарки (букв. татарской женщины): из пестряди. Руш, суас поян-шамыч оксам пуат гын, процентым налыт, маныт. С. Чавайн. Если русские, татарские богачи дадут денег, то, говорят, берут проценты. Сравни с: татар.

    СУАСаҥа́ш -ам отатариваться, отатариться; перенимать (перенять) татарский язык, обычаи, традиции. (Сибирьыште) марий-влак рушештыныт... А Татар АССР-ыште илыше марий-влак СУАСаҥыныт. «Ончыко». В Сибири марийцы обрусели. А марийцы, проживающие в Татарской АССР, отатарились.

    СУАСла́ I по-татарски. Суасла кутыраш говорить по-ТАТАРски.

    .

    Суаслама́ры Г. 1. Чуваш; представитель чувашского народа.

    Рушыжы, суасламарыжы, СУАСжы, марыжы дӓ шукы вес халыкат улы. В. Патраш.

    Имеются русские, чуваши, татары, мари и представители многих других народов.

    2. в поз. опр. чувашский. Йыдым суасламары столица Шавашарым эртен кешнӓ. В. Патраш. Ночью мы проехали чувашскую столицу Чебоксары.

    Суасламары йӹлмы доно лӓкшы «Мары шайыштмашвлӓ» сборникеш пецӓтлӓлтӹн. Н. Игнатьев. Вышло в сборнике «Марийские рассказы», выпущенном на чувашском языке.

    3. перен. Чувашия, чувашская земля. Суасламарыш кеӓш ехать (идти) в Чувашию.

    --------------------------------------------------------

    Таким образом марийцы до сих пор называют поволжских татар - Суас , а чуваш- Суасла мари
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    Интересно, что служилая Татарская знать также именовалась чювашами(суасами). В Уфимском уезде с XVII в. были известны темниковские мурзы Ураковы, большинство из которых приняло крещение. Однако, один из них вернулся в Ислам, за что из князей был низведен в Ясачные Татары21. Это — переводчик Уфимской провинциальной канцелярии Кильмухаммед Ураков. Его поступок весьма порицался уфимскими дворянами, говорившими, что он «беззаконной Чювашенин и принял обрезание»22. Вот еще один весьма симптоматичный пример. Один из вождей башкирского восстания 1735—1740 гг. батыр Тамьянской волости башкир Кусяп Султангулов, приехавший в Оренбург под гарантии личной неприкосновенности, данные оренбургским ахуном Мансуром Абдрахмановым,Казанским татарином , а затем вероломно арестованный, говорил последнему(Абдрахманову) : «ты де, Чувашенин(суас)), меня обманул, да и МУРЗА де Чувашенин(суас) также обманул»23. В том, что мулла Мансур и касимовский мурза Кутлу-Мухаммед Тевкелев НЕ ЯВЛЯЛИСЬ предками современных чуваш , нет никакого сомнения

    -----------------------------------------------------

    На башкирском языке башкиры, на ногайском -ногаи в то время называли татар -"суасами" ."Чювашенин , чюваша" -это русское название этнонима "суас"

    Предков казанских татар до 18 века ряд соседних народов называли СУАСАМИ . Русские называли предков казанских татар -чювашой . Причем термин " чуваш " и "чюваш"-был создан на Средней Волге русскими чиновниками . так как местным аналогом термина чюваш на Средней Волге -СУАС.Предки казанских татар в то время букву "С" произносили шипяче .

    Предков современных чуваш русские тогда называли нагорными черемисами, а марийцы -суаслы мари(марийцы с суасской примесью) или кук мари(горные марийцы) Марийцы и сегодня так называют современных чуваш.Таким образом марийцы считают современных чуваш близкородственным народом
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя

    Ancient DNA relatives

    Ancient DNA Samples

    Татары Сармановского района Республики Татарстан / Mytrueancestry

    Ближайшие древние популяции, которые генетически близки к поволжским татарам :

    Sarmatian + Cimmerian (10.62)
    Sarmatian + Hun (14.58)
    Sarmatian (18.27)
    Hun (19.0)
    Cimmerian (19.46)
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Этноним "ТАТАРЫ" прикрепился к булгарам , суасам , казанцам (предки казанских татар) и буртасам - с верстанием их в сословия СЛУЖИЛЫЕ ТАТАРЫ И ЯСАЧНЫЕ ТАТАРЫ .
    В 15,16,17 веках термины СЛУЖИЛЫЕ И ЯСАЧНЫЕ ТАТАРЫ обозначали СОСЛОВИЯ , а НЕ ЭТНОСЫ
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    Это подтверждается также и тем ,что местные народы Поволжья и Мещеры НЕ называли предков казанлы и мишар - ТАТАРАМИ
    Ногаи , Башкиры , Удмурты Мордва называли предков поволжских татар -по своему .
    Даже русские называли поволжских татар до 17 века - казанцами ,булгарами , а чювашой -до 18 века ..
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров