Новости раздела

В стремлении к сомнению: как Джалиль вдруг оказался «другом Гитлера» и «татарским Джеймсом Бондом»

75 лет назад гитлеровцы казнили татарского поэта

25 августа 1944 года в Берлине были казнены 11 «особо опасных государственных преступников» — советских военнопленных-татар. Среди них был и литературный классик Муса Джалиль, оставивший потомкам знаменитую «Моабитскую тетрадь». Однако в последние годы образ героя-поэта претерпевает удивительные метаморфозы. Подробнее об этом — в авторской колонке директора Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ Искандера Гилязова.

Как «друг Гитлера» оказался «татарским Джеймсом Бондом»

25 августа 2019 года — памятная для татарского народа дата. 75 лет назад в берлинской тюрьме Плётцензее были казнены Муса Джалиль, Гайнан Курмашев и их соратники. 75 лет прошло — много поучительного мы увидели и узнали за эти годы и десятилетия на примере жизни и творчества Мусы Джалиля. Вначале, сразу после войны, на него повесили ярлык предателя, через некоторое время он совершенно заслуженно был признан героем, стал посмертно лауреатом Ленинской премии, ему установили памятники, он является символом несгибаемости духа и любви к Родине.

И все же, если история — это есть наше прошлое, то и в этом случае мы время от времени убеждаемся в том, что история удивительно беспомощна и уязвима. Часто мы забываем или не хотим замечать того, что прошлое изменить нельзя, его только можно по-разному интерпретировать. И вот в этом деле мы как в Татарстане, так и в России в целом действительно впереди планеты всей.

Что в русской истории, что в татарской мы пользуемся тем, что многие источники либо исчезли, либо недоступны, и навешиваем ярлыки, без устали создаем мифы, низвергаем идолов и создаем на их месте новых… Можно полагать, что это вполне естественно — люди и события уходят в прошлое, они уже не могут нам ответить, мы не можем их непосредственно видеть, и если к этому добавить постоянное человеческое стремление к фантазии, то становится понятным, почему мы с таким упоением проводим ревизию прошлого. И удивительно, что происходит дальше — мы интерпретируем прошлое по-своему, фактически изменяя его, а потом сами же начинаем искренне верить в то, что сами и придумали…

Личность Мусы Джалиля к концу советской эпохи казалась глыбой, невозможно было представить, что возникнут споры о значимости его подвига, «Моабитских тетрадей», о его месте в советской и татарской истории. Ан нет — и Мусы Джалиля в последние десятилетия коснулись наши попытки пересмотра прошлого. И вот уже на просторах интернета можно прочитать у анонимных комментаторов, что фигура Джалиля вовсе не такая уж бесспорная и никакого подвига он не совершал…. Главное же — бросить сомнения в толпу, а дальше толпа уже сама додумает.

Дальше больше — в татарском журнале появляется пьеса, в которой Муса Джалиль предстает практически как личный друг Гитлера, сочинявший стихи в честь дня его рождения. А Гитлер якобы не мог устоять перед талантом и обаянием своего «друга» и даровал ему трехкомнатную квартиру в центре Берлина… Какой удивительно советский подход к реалиям Третьего рейха. Видимо, в период написания пьесы ее автор мечтал о трехкомнатной в центре Казани…

Или сравнительно свежий и не менее поучительный пример: несколько лет назад довелось мне познакомиться с киносценарием одного московского автора. В сценарии Муса Джалиль предстает уже как «татарский Джеймс Бонд», отправленный в тыл к немцам ни много ни мало для того, чтобы выкрасть золото нацистской партии!.. Вы только вдумайтесь, уважаемые читатели, куда потянула автора сценария его фантазия! Причем историческая правда в данном случае необходима только как расплывчатый фон — по ходу действия Джалиль схлестнулся в рукопашном бою с самим рейхсминистром Альфредом Розенбергом на развалинах полуразрушенной кирхи… Ну и не отказался по ходу дела соблазнить смазливую секретаршу Розенберга (какой же он тогда Бонд без этого!), причем сцена соблазнения описана была в сценарии довольно красочно, а в уста роковой красавицы автор даже вложил всем известную фразу «Дас ист фантастиш!».

Два приведенных примера — это, конечно, в определенной степени крайности. И все же, вероятно, читатели согласятся с тем, что сейчас в нашем обществе порой ощущается не то чтобы сомнение в подвиге Мусы Джалиля, а, скорее, стремление к сомнению. Ну как же без этого, мы же именно так любим историю!

Казненный на гильотине

Я не специалист по творчеству Мусы Джалиля и не изучал целенаправленно его жизненный путь. К сожалению, сегодня вообще нет человека, который не только досконально знал бы творчество Джалиля, но и тщательно искал бы новые материалы о нем в архивах. Нет сегодня дотошного и честного Рафаэля Мустафина…

Я довольно долго работал в немецких архивах, изучая историю Восточных легионов вермахта, результаты исследования опубликовал в монографиях и статьях. Во время этих поисков у меня была мысль — а вдруг я найду что-то новое о Джалиле и его соратниках? Нет, ничего обнаружить не удалось.

И все же на фоне того, что я выше определил как стремление к сомнению, я хочу высказать несколько соображений о роли и месте Джалиля в татарской истории.

В документе имперского суда от 12 февраля 1944 года, который проходил в Дрездене и определил судьбу группы Джалиля — Курмаша, содержится такое обвинение: «Подрыв военной мощи и содействие врагу». Согласитесь, что в условиях жесткого тоталитарного режима, который к тому же идет к своему закономерному концу, это звучит исключительно серьезно. Значит, немецкая сторона обвиняла одиннадцать татар в тяжком военном и политическом преступлении! Значит, они действительно нанесли ощутимый урон нацистской Германии!

И ведь казнь для подпольщиков была избрана исключительная — на гильотине. Как бы кощунственно это ни звучало — это все-таки не банальный расстрел! В Германии возродили этот почти средневековый вид казни практически сразу после прихода к власти Гитлера, и уже в 1933 году по приказу фюрера было изготовлено 20 орудий убийства из знаменитой золингенской стали. Причем казни на гильотине за 12 лет «удостаивались» как раз те, кто был виновен в государственной измене, то есть в первую очередь по политическим мотивам. Обвинения с формулировками «содействие врагу», «подрыв военной мощи», «шпионаж», «подготовка государственного переворота», «подрыв морального духа нации и оскорбление фюрера» встречаются в большинстве документов осужденных на такую казнь. В общей сложности за 1933—1945 годы в Плётцензее был казнен 2891 человек… Казнь на гильотине, на мой взгляд, — это весомое доказательство серьезности совершенного против Третьего рейха преступления.

«Интеллигентные татары» в немецком тылу

22—23 февраля 1943 года в районе города Витебска 825-й батальон легиона «Идель-Урал» поднял восстание против нацистов, и большинство легионеров перешло на сторону белорусских партизан с оружием в руках. Факт известный и достаточно хорошо освещенный в научной и научно-популярной литературе. Подчеркну специально: восстание было не спонтанным, оно было подготовлено заранее. Его последствия таковы, что после этого «холодного душа» ни один из созданных позже батальонов легиона «Идель-Урал» немцы близко к Восточному фронту не подпускали.

Обращу внимание читателей на результаты расследования этого «вопиющего» для немцев случая: командир батальона майор Цек заметил, что «идейное воспитание легионеров в результате отсутствия времени оказалось слабым», что «они стали легкой добычей советской пропаганды». И он же высказал мнение, что «отдельные интеллигентные татары принимали участие как руководители мятежа, который начался ночным нападением на немецкий персонал». Итак, организованный характер восстания в феврале 1943 года в Белоруссии был признан немецкой стороной.

Кто они, упомянутые «интеллигентные татары»? Это так и остается загадкой, источников на этот счет не сохранилось. Можно только предполагать, что это могла быть и группа Джалиля — Курмаша. Но в любом случае неоспорим и важен следующий вывод — в легионе «Идель-Урал» практически сразу после его создания действовала организованная и хорошо законспирированная антинацистская группа. Та же или такая же, которая, к сожалению, немцами была разоблачена в августе 1943 года. В результате ее действий батальоны легиона «Идель-Урал» не были задействованы немецкой стороной в военных операциях на Восточном фронте. А это было очень важно в то время, когда целые народы объявлялись сталинским режимом предателями и отправлялись в ссылку. Даже если Джалиль не имел прямого отношения к восстанию 825-го батальона, свою огромную лепту в разоблачение нацистской аферы с Восточными легионами он внес и вписал свое имя в историю. И это тоже неоспоримый факт.

И наконец, уважаемые читатели, обратитесь к «Моабитским тетрадям». Вспомните, в каких условиях они писались, представьте, какие чувства испытывал поэт, понимая, что он уже не вернется на Родину, что его стихи могут не дойти до адресата. Вчитайтесь в эти строки и вдумайтесь. Это стихи, которые говорят сами за себя. Это сильно, впечатляюще, многообразно. И что, на мой взгляд, тоже неоспоримо — это еще одно доказательство подвига Джалиля. Он не сломался, он мечтал о свободе, он переосмысливал свою жизнь. «Моабитские тетради» — это его своеобразное завещание, обращение к своему народу.

Наше неуемное стремление пересмотреть историю не является достаточным и серьезным основанием для сомнений в подвиге Джалиля. Пусть недостаточность источников и не дает нам возможности представить полную картину его деятельности в годы войны. Все-таки к истории следует относиться взвешенно, спокойно и желательно профессионально. Легко сегодня рассуждать о прошлых трагедиях, сидя в уютном кресле и понимая, что тебя это непосредственно и не касается. Но порой трудно даже мысленно оказаться в прошлом, представить цели, мысли, стремления, страдания людей того времени. И если продолжать оценивать нашу историю как каменоломню, из которой мы можем извлечь только те камни, которые нам нравятся и которые для нас удобнее, и построить из них наше знание о прошлом, то вряд ли это знание окажется надежным и вряд ли мы будем уважать это прошлое. Сможем мы при таком отношении к собственной истории считать себя зрелыми и самодостаточными людьми?

Искандер Гилязов
Справка

Искандер Аязович Гилязов — директор Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан.

Специализируется на изучении социально-экономической истории Среднего Поволжья XVI—XVIII вв. Способствовал вводу в научный оборот многих неопубликованных архивных источников, прежде всего по истории социальных движений периода феодализма (восстание Батырши, Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева). Участвовал в подготовке к изданию трудов выдающихся татарских историков прошлого (публикация трудов Газиза Губайдуллина). К 1000-летию Казани провел исследование ранней истории татарских слобод Казани, анализ картографических материалов по истории Среднего Поволжья. Научные представления И.А. Гилязова легли в основу написанных им разделов школьных учебников по истории Татарстана. Также изучал историю татарской диаспоры и эмиграции XIX—XX веков, историю Восточных легионов вермахта.

Гилязов — автор более 90 научных работ в отечественных и международных изданиях общим объемом более 70 п. л., в том числе трех монографий, 11 учебно-методических работ, включая два учебника, хрестоматию и пять учебных пособий. 26 работ опубликованы им после защиты докторской диссертации. В настоящее время участвует в двух научных проектах, финансируемых Фондом Фольксваген: «Предпринимательские элиты в предреволюционной России: этноконфессиональная структура и региональное развитие в XIX — начале XX в.» (совместно с Гиссенским, Санкт-Петербургским университетами и Институтом истории АН РТ) и «Германские и российские университеты в годы Первой мировой войны. Сравнительный анализ отношений общества, науки и политики» (совместно с Геттингенским, Тартуским и Санкт-Петербургским университетами).

ОбществоИсторияКультура Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН ТатарстанаГилязов Искандер Аязович

Новости партнеров

комментарии 21

комментарии

  • Анонимно 25 авг
    Очень интересно. Несомненно, автор затрагивает очень негативное направление, которое можно было бы обозначить как сочинительство и приписывание исторических событий.
    Автор в тексте отмечает, что …«Часто мы забываем или не хотим замечать того, что прошлое изменить нельзя, его только можно по-разному интерпретировать. И вот в этом деле мы как в Татарстане, так и в России в целом действительно впереди планеты всей… И удивительно, что происходит дальше — мы интерпретируем прошлое по-своему, фактически изменяя его, а потом сами же начинаем искренне верить в то, что сами и придумали…».
    Видимо, эти слова уважаемого И. Гилязова – это послание подобным как Р. Хакимов, который продолжает публиковать на страницах «РВ» отрывки из своей книги «Хроника тюрко-татарских государств». Как говорят фокусники: «Ловкость рук и не какого мошенничества!» Да, у читателя может возникнуть вопрос, а причем тут фокусники? Название книги «Хроника тюрко-татарских государств»!!! Казалось бы.., что тут такого?
    Однако очевидно, что основная задача Хакимова, автора данной книги, это «положить на уши публике лапшу», что всех тюрки это и есть татары.
    И сразу приписывает татарам тюркские государства!!! Конечно, были тюркские государства, но татарских не было ни когда и нет сейчас, население этих тюркских государств разнородным, но не татарским. Татарская АССР образовалась только 1920 году... И все это только в одном названии книги…

    Уважаемый автор резюмирует, «…мы интерпретируем прошлое по-своему, фактически изменяя его, а потом сами же начинаем искренне верить в то, что сами и придумали…» Да, уважаемый автор, «…Сможем мы при таком отношении к собственной истории считать себя зрелыми и самодостаточными людьми?», вопрос остается открытым…
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    Вы мелкий болтун и фальсификатор ,кому говорите ,что татар не было? Самим татарам,да у нас у всех родня есть ,знаем своих предков,и они татары.Кому лапшу вешаете на уши своим башкирам,сословию ,ну если только им .
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    и все же надо иметь смелость и признать, что подвиг группы Курмаша-Джалиля был бы без смысла, если бы оставшийся на свободе в легионе Амир Утяшев не смог организовать массовый переход своих товарищей в немецкой форме к партизанам и союзникам уже в августе 1944 года. Почему об этом молчат историки?
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    Татары вновь попадают не в ту строчку! В наши дни в РФ идёт настойчивый, ползучий процесс реабилитации "власовщины", одобренный в самой высокой башне московского кремля. Закопёрщиком выступает головка РПЦ, где монопольно "рулят" выходцы из зарубежной церки. Церкви бывшей десятки лет прибежищем полицаев, старост, карателей, "власовцев", казаков СС, живодёров РОНА и прочих нелюдей. Улица Шкуро в РФ в наличии, памятник Краснову установили, процесс пошёл. Остаётся ждать скорого наступления злобного критиканства, по поводу того, что татары подло разочаровали и обманули душечку Гитлера, оказались верны присяге Сталину..
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    Гильотина - потому что государственное преступление, т.е. тяжелое, в том числе военное преступление, совершенное против государства гражданином, подданым, в том числе принявшими присягу Германии, но нарушившим ее.

    Ответить
    Анонимно 25 авг
    Страшное время - нарушили присягу, данную и СССР, и Германии.

    За какие грехи людей поставили в такое положение?
    Страшное время...
    Ответить
    Анонимно 25 авг
    А у нас миллионы силовиков, дававших присягу СССР нарушили её, тем самым совершив военное преступление и до сих пор не наказаны.
    Ответить
  • Kasik Montesuma 25 авг
    Что значит вооружить, экипировать (одеть, обуть), разместить на постой, поставить на все виды довольствия батальон солдат? А кроме этого перевозить их, заниматься боевой подготовкой, слаживанием. А теперь представьте что это происходит в воюющей стране (Германии), при повальном дефиците буквально на всё, при кустарном эрзац суррогате и лютой нехватке "пушечного мяса" на "восточном фронте". Так вот, от великой нужды и чтобы залатать бреши на фронте, нацистская Германия надумала набирать солдат из бывших пленных. Со всеми это у фрицев получилось, кроме татар. В СССР был схожий и очень печальный случай, когда Москва сформировала польскую армию генерала В.Андерса, в надежде использовать её в боях под Сталинградом. Как бы не так! Великолепно вооружённые, одетые с иголочки поляки дружным маршем покинули СССР, переместились в Иран, подальше от огнедышащего фронта. 400 млн. рублей золотом, так нужные стране и потраченные тов. Сталиным на создание польской армии псу под хвост! Татары из "Идель-Урал", точно по такой же схеме "кинули душечку" Гитлера. Ведь германской казначейство щедро тратило на татарский легион полновесные рейхсмарки, наивно надеясь посадить их в окопы против РККА вместо немцев, но на выходе получили пшик. В извращённой форме и со спецэффектами! Татары отдохнули, отъелись, отоспались и "с колёс" начали массово и россыпью с оружием в руках разбегаться. В итоге в боевых действиях против РККА, войск союзников, партизан, карательных акциях, казнях, облавах, охране лагерей татары не участвовали. НИКТО! Зато они нанесли ощутимые убытки финансам Германии, совершили диверсию. В III-м Рейхе такое деяние называлось саботаж, тягчайшее преступление против нации, партии и фюрера. Наказание за это полагалось по высшей шкале.
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    Сильные люди ! Настоящие патриоты ! Таких бы героев нам в Госсовет ! они бы не дали пройти языковому закону !
    Ответить
  • Анонимно 26 авг
    Никакой измены "Идель-Урал" не совершал и то что они сделали называется военная хитрость, подвиг. Даже тень сомнения в их героизме это и есть предательство! На этом и надо стоять!
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Угу, просто жрали немецкий хлеб.
    Ответить
  • Анонимно 26 авг
    Статья отличная.
    Ответить
  • Анонимно 26 авг
    Как всегда татарская интеллигенция , это не нашим и не вашим.. И родину предал и к тем кому перебежал ее пригодился. Идешь Урал чистые предатели.. Если так пойдет скоро их мучениками сделают ! По факту чистые предатели!
    Ответить
  • Damir Nabi 26 авг
    В Ташкентской ссылке, не реабилитованным, жил человек, который тоже состоял в группе Курмаша, он наизусть знал стихи М.Жалиля, те стихи которые никому не известные, нигде не изданные...
    Ответить
  • Анонимно 26 авг
    А все-таки почему группа Джалиля-Курмаша "удостоилась" от немцев звания "государственных преступников", тюрьмы, суда и казни на гильотине, а не банального расстрела, как тысячи наших военнопленных? Может дело в том, что все они присягнули на верность Германии и фюреру и нарушили данную клятву? Сначала нарушили присягу РККА, а затем своим новым хозяевам? Двойными предателями оказались...
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    Если бы легионеры молча дожидались освобождения, за немцев не воюя и против них ничего не предпринимая, то притянув за уши можно было их упрекнуть в мнимом пособничестве, сотрудничестве с врагом. За это даже в те лютые годы "светило" максимум 5 лет, на общем режиме и то если сильно не повезёт. А если человек смалодушничал, вступил в пронемецкое формирование но кровью себя не запятнал и потом повернул оружие против врага, то всё, считается что искупил вину и его действия приравниваются к подвигу. То что произошло с легионом "Идель-Урал", по Сунь-Цзы называется военная хитрость. А те кто считает их предателями, это злостные клеветники и за это полагается суд с приличным сроком за клевету и разжигание розни. Продолжайте дальше каркать, возмездие не заставит долго себя ждать.
    Ответить
  • Анонимно 26 авг
    13:12 Не тужтесь! Фальш сквозит! Татары из "Идель-Урал" не сделали ни одного выстрела в советских граждан, бойцов РККА. А вот нормальная такая русская девушка комсомолка, печально известная "Тонька пулемётчица", лёгким нажатием на гашетку 1500 соотечественников расстреляла. И таких подручных как Тонька, у немцев под ногами мириады ошивались и все они Гитлеру клялись поголовно. Клялись хором, клялся Власов, а вот текст присяги надо зачитывать, подписывать индивидуально, прилюдно, так во всех национальных армиях заведено. А Вы если не служили в армии, то и не спекулируйте словом присяга, В III-м Рейхе присягать имели право только имперские немцы "арийцы", граждане "Великой Германии", а подданство там добиться было ой как сложно. Даже этнические немцы европейских стран, т.н. "фольксдойче" проходили жёсткий фильтр (кастинг) для приобретения германского паспорта. Никаких "унтерменшей", как будущих граждан в нацисткой Германии не рассматривали. А казнили группу Джалиля-Курмаша на гильотине за то, что они оказались в числе самых опасных врагов гитлеровской Германии, в списке личных врагов Гитлера. Т.е. сами немцы, персонально Гитлер создали казнённым татарам ореол непогрешимых героев на века. В Японии в те же времена, также существовала градация по приведению в исполнение смертного приговора. Преступников что помельче расстреливали партиями из пулемётов, затем следовал индивидуальный расстрел из дюжины винтовок залпом, далее индивидуальный расстрел японским высшим офицером из пистолета "Намбу", выше казнили методом отсечения головы самурайским мечом. Ну и самый "топ", это повешение в центральной, токийской. императорской тюрьме. Этого заслуживали самые выдающиеся, опаснейшие враги "Страны Восходящего Солнца". Рихард Зорге именно так и был казнён, как шпион нанёсший исключительный урон Японии. У немцев при Гитлере, на "конвейере смерти" тоже была иерархия. Кого попроще массово травили в газовых камерах, автомашинах "душегубках", остальных иными методами по мере опасности, повышая эстетичность, значимость, высший сорт процедуры казни и обставляя её различными торжественными ритуалами, атрибутами.
    Повторяю "для тех кто в танке", списки на казнь посредством гильотины утверждал лично Гитлер! А теперь назовите с двух попыток, кого из чистокровных русских, Гитлер отправил на гильотину?
    Ответить
  • Анонимно 26 авг
    Идель Урал не смотря на то что они не сделали ни одного выстрела , как вы там говорите .. Они все равно предатели ! Одели форму и приняли присягу Германии .
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    Кто выдал джалильцев Гариф Султанов ? Почему об этом нет ни слова .
    Ответить
    Анонимно 21 апр
    А че говорить-то? Всем известно, что он из татарской семьи из татарской д. Зирган (Мелеузовский р-н РБ).
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Зарубежная РПЦ, что ныне подчинила себя всю духовную власть в РФ, это сборище "власовцев".
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии