Новости раздела

«На нефтяном фронте велась своя война»

«Татнефть» распределила миллион рублей среди художников, награждать которых вместо Наиля Маганова приехал сын спикера Госсовета РТ

Сегодня награждать победителей художественного конкурса на тему 70-летия победы в Великой Отечественной войне приехали Айрат Сибгатуллин, министр культуры РТ, и заместитель генерального директора «Татнефти» и сын спикера татарстанского парламента Дамир Мухаметшин. Всего было награждено 16 победителей в трех номинациях: графика, декоративно-прикладное искусство и скульптура. Категорий было четыре: за групповой портрет, за одиночный портрет, за сюжетно-тематическую работу, за портрет. На мероприятии побывала и корреспондент «Реального времени».

«70 лет нефти»

По количеству людей с фотоаппаратами казалось, что все собравшиеся в зале — журналисты, а вовсе не победили и участники конкурса. Нервничали только организаторы и ведущие. Художники и директора галерей по-свойски ходили по выставочному залу, искренне поздравляли друг друга и фотографировались.

Конкурс существует уже два года, о чем рассказал в приветственном слове Дамир Мухаметшин, заместитель генерального директора «Татнефти».

— Я искренне рад вас приветствовать в самом центре нашей республики в стенах древнего Казанского Кремля. Наиль Маганов собирался сам, но, к сожалению, не сможет сегодня присутствовать и поэтому просил передать меня самые добрые и теплые слова участникам, победителям данного конкурса. Данный конкурс был организован в 2013 году, и тематика его была — 70 лет нефти. В этом же году конкурс проходил под эгидой 70-летия Победы, — начал он.

Сложность данной тематики отметила директор Музея изобразительных искусств. «Этот проект очень важен, и то, что «Татнефть» создала такой конкурс, дало возможность еще раз увидеть срез провинциальных художников, которые заговорили кистью, карандашом на эту тему. Эта тема очень сложная и очень трудная, к ней не хочется возвращаться, — рассказала Розалия Нургалеева, директор Государственного музея изобразительных искусств РТ. — Проще написать пленэр, проще написать портрет прекрасной девушки с сияющими глазами, натюрморт с букетом цветов, погрузиться снова в тему одиночества и утрат очень сложно. Но вот создана была мотивация благодаря множеству номинаций, которые представила «Татнефть», и всколыхнуло такой срез художников, и мы получили прекрасные работы. Идти выставка будет недолго, потому что это как бы итог презентовали, поэтому недели две».

3 миллиарда историй

Мы поговорили с Верой Карасевой, которую отметила в своем выступлении Розалия Нургалеева как очень молодого и перспективного художника. Когда смотришь на автора рядом с его картиной, можно и не задавать вопросов вслух, ответы на них ты все равно получишь. Вот и Вера просто рассказывала о технике работы и подготовке.

— Техника — мокрый соус, угольный карандаш, бумага, — начала рассказывать победительница, — Я, конечно, зашла на сайт «Татнефти», посмотрела там некоторые фотографии. Нашла очень хорошую книгу, «3 миллиарда историй» называется. Там все о нефтяниках, от и до. Прямо с самых истоков. Там нашла одну фотографию общего места действия, кое-что подкорректировала, кое-что добавила, кое-что убрала. Естественно, фигуры, само сюжетное движение, все это от себя. Машину надо было поискать того времени, чтобы соответствовала, — начала рассказывать победительница. Вот такой тяжелый женский труд во время войны. Это подвиг. Я как женщина это прочувствовала, поэтому пришла именно к такому сюжетному развитию.

Вера Карасева заняла первое место в номинации «графика», но призовая сумма в размере 60 тысяч рублей — это капля в море по сравнению со всеми ее работами и проектами.

— Я получила стипендию президента РФ, т.е в рамках этой стипендии я делаю проект под названием «исторические города Татарстана». Я надеюсь, что успею его закончить к декабрю, а потом по итогам будет выставка в Москве на «Винзаводе».

«Они — настоящие солдаты, но только нефтяного фронта»

Один из победителей, занявший второе место, автор триптиха Рустем Хузин, рассказал о концепции своей масштабной работы, которая получила второе место и приз в 100 тысяч.

— Этот конкурс сложный, потому что не просто надо было написать работу на военную тему, а надо было написать работу, которая бы отражала историю татарской нефти. Военный конкурс любые могли провести, а тут проводит «Татнефть», поэтому специфика — уметь отразить историю — это накладывает определенные ограничения, — рассказал Рустем Хузин. — Первая часть триптиха моего «Жди меня и вернусь», это 1941 год. Стоит женщина, провожает уходящих на фронт солдат: отцов, братьев, мужей. Женщина остается единственной хозяйкой этой земли. И она стоит на фоне геологоразведочной вышки, которая напоминает минарет, потому что народ выжил благодаря своей вере. Некий образ получился, мечети уже разрушались, религия попиралась, но минарет в сердце народа, он так и стоял.

Центральная часть триптиха Хузина — это «Шугурово. Солдаты нефтяного фронта». Это конкретное историческое место, где в 1943 году была построена первая буровая. Картина отражает строительство этой вышки.

— Они — настоящие солдаты, но только нефтяного фронта, — продолжает Рустем Хузин. — На нефтяном фронте велась своя война. Хотелось показать вот эти суровые условия. Из транспорта были и машины, но их было мало, полуторки эти я показал, а также грелись в бочках. Но основной тяговой силой была лошадь, конечно. Одежда была — знаменитый ватник, тулупы, на ногах лапти, порой на всю семью одни. Поэтому, когда матерей дети провожали, они дома босые сидели. Есть воспоминания нефтяников-женщин, которые рассказывали, что, когда пришли сапоги, когда положение стало получше, им велели лапти все выбросить — они плакали. Тогда им разрешили все отправить домой.

Картина «Шугурово. Солдаты нефтяного фронта» — центральная часть триптиха realnoevremya.ru/Романа Хасаева

По словам Хузина, образ его бригадира случайно совпал с реальным историческим персонажем — Хамидуллиным, возглавлявшим женскую бригаду.

— Когда я написал этот образ, он вышел непроизвольно, и я нашел реального такого персонажа. Он, действительно, с раненой рукой у меня изображен, а Хамидуллин потерял одну из рук в результате работы на буровой. Он даже внешне похож получился.

Третья часть триптиха называется «Подзаправимся, и домой. На развалинах рейхстага». Танк Т-34 — на площади перед разрушенным Рейхстагом. Мимо проносятся грузовики, а рядом стоят бочки с топливом, без которого не было бы победы.

— Сначала была выиграна топливная война, энергетическая война. И тогда стала возможна вся остальная победа. Тыловики обеспечили непрерывный доступ этого топлива на фронт, благодаря этому смогли победить. И представьте, это все поднималось на плечах женщин, мужчины только руководили, — завершает Хузин.

Третья часть триптиха называется «Подзаправимся, и домой. На развалинах рейхстага». realnoevremya.ru/Романа Хасаева

«Татнефть» пополнится произведениями искусства

Помимо призового фонда примерно в 1 миллион рублей, который поделили между собой 17 победителей, авторы смогут получить деньги от продажи своих работ. По словам Розы Минабутдиновой, директора альметьевской картинной галереи им. Г.А. Стефановского, которая организовала сбор работ, возможно, «Татнефть» выкупит картины победителей.

— Сотрудники «Татнефти» вот сказали, что выставку мы полностью повезем обратно. Эти работы будут выставлены уже в головном офисе «Татнефти», и возможно, будет закупка этих работ «Татнефтью». Нам бы хотелось почаще такие приятные моменты, помимо денежных призов.

После награждения гостей пригласили на праздничный фуршет, но это оказалось делом нелегким. Художники не отходили от картин, ведь в зале была не только эта выставка.

— Написано, весна. Но ведь небо какое.

— Да, небо осеннее.

С разных сторон слышались рассуждения, и критика, и похвалы разных работ, а суетящиеся организаторы тщетно пытались зазвать людей искусства к столу.

Елена Догадина, фото автора

Новости партнеров