Рафаэль Хакимов: «Казахское ханство было основано после крушения государства кочевых узбеков»
Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 37-я
Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов продолжает публиковать на страницах «Реального времени» отрывки из своей книги «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей очередной фрагмент из главы «Постимперский синдром».
Казахские ханства. Моголистан (1347—1462)
Улус моголов возник в 1347 году в результате распада Чагатайского улуса на территории Юго-Восточного Казахстана (к югу от озера Балхаш) и Киргизии (побережье озера Иссык-Куль).
После смерти Чагатаида Казан хана племенная верхушка могульских родов принимает решение образовать независимое государство, центром которого становится владение племени дуглат, называемое «Манглай-Субе». В его состав входили Кашгар, Яркенд, Хотан, Касан, Андижан и др., то есть юго-запад Семиречья вместе с областями Восточного Туркестана — от Ферганы до Кучи и Черчена.
Поскольку во всех татаро-монгольских государствах по традиции ханом мог быть только чингисид, эмир племени дулат Пуладчи во главе самостоятельного ханства поставил номинальным ханом 18-летнего Тоглук-Тимура.
Молодой хан для укрепления власти провел ряд реформ и ввел ислам. При его сыне Илйас Ходжа-хане в Моголистане нарастают центробежные силы: в Семиречье господствует амир дулатов Камар ад-Дин, в Илийской долине и Тарбагатае управляет Енге-торе, а племена канглы и карлуки остаются сами по себе.
Могулистан тревожили соседи, а в 1377 году войсками Тимура был дважды разбит амир Камар ад-Дин.
К концу 80-х годов сложился политический союз правителей Могулистана с Белой Ордой против Тимура. В результате изнурительной борьбы с Тимуром Могулистан распался на уделы. Хан Могулистана Хизр-Ходжа (1389—1399) вынужден был признать себя вассалом Тимура. В первой половине XV века усилилась раздробленность ханства, и Тимуриды продолжили притязать на Семиречье и Кашгарию. Хан перенес свою столицу из Алмалыка в город Турфан.
Ханская власть упрочилась при сыне Хизр-Ходжа-хана Мухаммад-хане I (1408—1416). При нем Могулистан стал независимым от Тимуридов, удалось вернуть земли в долинах рек Чу и Талас. На время утихли междоусобицы.
В первой половине XV века на восточные рубежи Могулистана начались набеги калмыков. Борьбу с ними организовал Султан-Увайс-хан (1418—1429). Однако длительная война с калмыками и внутренние неурядицы привели к распаду государства на Западный и Восточный Моголистан.
В конце 50-х годов XV века в Семиречье откочевала из Восточного Дешт-и-Кыпчака часть казахско-узбекских кочевых родов во главе с султанами Жанибеком и Кереем. Им выделили земли в междуречье Чу и Талас. Во второй половине XV и начале XVI веков правители Могулистана пытались укрепить положение, но войны не прекращались.
В 1514 году Туглуктимурид Султан-Саид-хан вторгся в земли дуглатов. Разбив войска амира Могулистана, он захватил Кашгар, Яркенд, Хотан, Аксу, Кусан и основал независимое ханство Мамлакат-и Моголийе (Могулия) со столицей в Яркенде.
Казахское ханство (1459 — 1822)
Казахское ханство просуществовало дольше других позднеджучидских государств (до начала XIX века) и стало основой для формирования казахского этноса. Появление Казахского ханства связано с процессом формирования Узбекского ханства Абу-л-Хайра. Мухаммад Хайдар-дуглат в «Тарих-и Рашиди» пишет: «В то время в Дашт-и-Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек. За ними утвердилось название узбеки-казахи [узбак-казак]. Начало правления казахских султанов с восемьсот семидесятого года (1465/1466), а Аллах лучше знает». Таким образом, основание Казахского ханства во главе с потомками Тука Тимура произошло после крушения государства кочевых узбеков, и в Восточном Дешт-и-Кипчаке воцарилась междоусобица.
Первым ханом Казахского ханства стал Гирей (1459—1473). Период с 1480 по 1490-е годы стал временем ожесточенной борьбы за присырдарьинские города. Территория Казахского ханства постепенно расширялась и включила в свой состав исторические города государства Абу-л-Хайр-хана — Сыгнак, Сузак и др.
Время правления Касим-хана (1511—1518) стало временем расцвета раннего Казахского ханства. Ему удалось подчинить ряд городов в современном Южном Казахстане, расширить владения в регионах, примыкающих к Каспийскому морю, а также на территории Семиречья. Держава Касим-хана стала одним из сильнейших политических образований в Восточном Дешт-и Кипчаке.
Смерть Касим-хана привела к междоусобице в ханстве, которое в итоге разделилось на два десятка улусов. В это время Казахское ханство фактически стало одним из вассалов государства Шейбанидов, наряду с Балхским и Сибирским ханствами. Подобная ситуация сохранялась и при Шигай-хане (1580–1582).
Последующая история Казахского ханства показывает, что оно окончательно утратило связи с золотоордынским наследием, за исключением династической традиции. В начале XVII века за правителями Казахского ханства окончательно были закреплены присырдарьинские города. При Тауке-хане (1680—1715) Казахское ханство было разделено на жузы, в каждом из которых правила своя ветвь потомков Джанибек-хана. С 1770-х годов казахские ханы оказались в зависимости от Российской империи.
В 1847 году ханская власть в казахских жузах была упразднена, и территория включена в состав Российской империи в качестве административной единицы.
Могулия (Яркендское ханство, Саидия) (1514—1678)
Могулия или Яркендское ханство было образовано в результате отделения от Могулистана в 1514 году территорий западной части Восточного Туркестана. Основателем государства стал Султан-Саид-хан. Его власть признал хан Моголистана, родной дядя Мансур-хан.
В 70-е годы XVI века после свержения династии Мансур-хана остатки Моголистана были включены в состав Моголии. В дальнейшем эти земли (Турфан, Кумул, Чалыш) становились независимым государством во главе с могульскими принцами (султанами).
В 1678 году Могулия превращается в вассала Джунгарского ханства, сохраняя при этом большую самостоятельность. После смерти Акбашхана к власти приходят поочередно сменяющие друг друга две династийные ветви ходжей (белогорцы и черногорцы), при этом название государства не меняется, хотя оно распадается на три части.
На востоке, в Кумуле и Турфане, продолжают править местные ветви чагатаидов. Эти ханства будут существовать как вассалы цинской империи вплоть до 1930 года.
Продолжение следует
комментарии
===============
Вообще обалдеть!!!
С таким же успехом транзитные пассажиры могут претендовать на свою государственность, а окурки вдоль ЖД насыпи служить доказательством их наличия и быть их государственной границей.
Причём ни строить города с ремесленниками или учить свою азбуку, это дикарям-кочевникам, для своей государственности, даже и не понадобилось.
Пока другие народы рвали жилы карабкаясь по ступеням умственного развития к своим городам и государствам, бегающая в пыли степи за стадами КРС кучка дикарей-кочевников - запросто объявлялась становыми академиками государством.
Нет, пусть говорит, это веселит смешливых людей.
Когда Атиллу в очередной раз лягнул в темечко краденный у соседа жеребец, Атиллу осенило, что чем самому бегать в пыли степи за стадами КРС, лучше стать предводителем и грабить соседей чужими руками.
Взобравшись на бугор, Атилла заорал на всю катушку: "БатырА, а не гробануть ли нам соседей?! Только , чур, я главный."
Голозадым кочевникам, вся эта текущая беготня за стадами КРС, так обрыдла, что они за пол часа преодолели в умственном развитии с нуля то, на что другие народы тратили века, чтобы создать свое государство с буквами и кормить тыщную армию, обеспечив всех железками.
Тут же собралась нехилая толпа батырОв, желающих погреть ручонки на халяве...
Всё, дальше читайте умозаключения академика, а то у него всё появилось как бы само - с нуля от фонаря, и затем сгинуло без всяких следов.
Или фейк?
Самолично вчера на это глядел.
Так растворился, что даже заявленное становыми академиками 300-т летнее монгол-татарское иго не могло меня долго рассмешить.
А Христофор Колумб не фейк - это достоверная информация, признанная всеми учёными.
Тесная связь булгарского и чувашского языков несомненна. Немногочисленные булгарские слова, сохранившиеся в надписях, обнаруживают такие особенности, которые встречаются только в чувашском языке и совершенно не свойственны другим тюркским языкам.
Н. И. Егоров
Многие тюрки и монголы учились в Казани в Имперских Гимназии и Университете.
И дети проходят стадию "дикарства".
Но только становые академики догадались дурь своих дикарей назвать их государственным мышлением.
==================================
Когда в Гражданскую, уральские казаки отступая, спасали и вывозили своих раненых и население, эти казахи, привычно принялись грабить и убивать обозы.
Тогда казаки поставив на пару телег скрытые пулеметы, изображая доходяг, отстали от основной колонны, на них тут же с визгом налетели казахи.
Казаки, несколько раз перекрестили этот визжащий табун пулемётными очередями, и зараз выбили все мечты и желания чё-нить пограбить у этой публики.
"Племя татар. Их имя издревле было известно в мире. От них отделились многочисленные ветви..."
Казахи, чуваши и башкиры нервно курят в сторонке, так как их тогда ВАЩЕ не было... От слова ВАЩЕ )))))) Их Троцкий придумал в ХХ веке ))))))))
"Археолого-этнографические параллели /Смирнов, 1951; Халиков 1978,1989/ и
антропологические материалы /Трофимова, 1949; Алексеев, 1971/ позволяют говорить о преемственности средневековых булгар и казанских татар."
"Характеризуя краниологическую серию казанских татар, В.П. Алексеев /1971/ отмечает ее европеоидность. По его мнению, основу формирования антропологического состава волжских татар, составил европеоидный тип, на который наслоился низколицый компонент, представляющий один из вариантов субуральского типа."
"Сравниваемые серии волжских булгар с преобладанием местного компонента наименее удалены от финно-угорских групп, особенно правобережных /мордва и горные мари/ и прикамских /коми-пермяки и южные удмурты/. Из тюркоязычных групп наиболее близки к волжским булгарам южные чуваши и чуваши б.Спасского уезда /Казанской губ./. С серией татар Поволжья наиболее сближается серия "Окрестности Казани", которая датируется поздним временем и, по существу, является собственно татарской. Суммарная серия волжских булгар наименее удалена от краниологических материалов мордвы-эрзи. Имеются археологические данные, позволяющие не считать этот вывод случайным. Как указывает А.П.Смирнов /1957/, участие Городецкого населения в формировании предбулгарского населения было значительным."
"Сходство отдельных серий и суммарной серии волжских булгар с современными материалами, характеризующими финские народы Поволжья и Приуралья еще раз говорит о доминировании автохтонного компонента в составе волжских булгар. Сравнительно небольшой уровень дифференциации по краниометрическим признакам тюркоязычных и финских народов Поволжья /см.табл. 14/ говорит о сходной антропологической основе их формирования, уходящей корнями, по крайней мере, в эпоху железа."
Поэтому статую чингисхана - монголам буквально силой и пряниками навязали, иначе вся нынешняя история рухнет, как оголтелая брехня.
Генетически татары R1a, древнейшие захоронения этой гаплогруппы обнаружены южнее Байкала вблизи Алтая - Саян, тюркский эпос о происхождении первопредка говорит об Алтае как прародине. Всё соответствует одно другому. Что говорят эпосы других народов про их происхождение?
"Другое [сражение] такое, [бывшее] во время Чингиз-хана. Хотя последний и прежде того воевал с татарами, [но однажды], найдя удобный случай, одержал над ними верх, множество из них перебил и полностью [их] разграбил. Это событие произошло так: некоторые татарские племена, вождем и царем которых был Муджин 428-Султу 429, вступили в войну с хитайским императором Алтан-ханом, не [106] желая ему повиноваться. Хитайский император снарядил войско и, поставив предводителем его великого эмира, по имени Чинсан, послал воевать с татарами; так как последние не имели силы сопротивляться хитаям, то устрашились и, отступив, обратились в бегство. Узнавши об этом, Чингиз-хан, [используя] удобный случай, выступил в поход с окружавшим его войском, ударил на них, побил множество [татар] и разграбил все, что они имели".
"Я, Хун часто расспрашивал их об их прошлом и узнал, что монголы уже давно истреблены и исчезли".
"Еще татары восхищаются монголами как воинственным народом, поэтому обозначают название династии как "великое монгольское государство". Этому также научили их бежавшие чжурчжэньские чиновники".
"Что касается татарского владетеля Тэмоджина, то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. Это то, чем он отличается от других".
.Теперь татары называют себя Великим монгольским государством, и поэтому пограничные чиновники именуют их [сокращенно] мэн-да. Но [эти] два государства отстоят друг от друга с востока на запад в общей сложности на несколько тысяч ли. Неизвестно почему [они] объединены под одним именем. Ибо в период процветания государства Цзинь были созданы северо-восточное вербовочно-карательное управление для обороны от монголов и Кореи и юго-западное вербовочно-карательное управление для контроля над территорией татар и Си Ся. Монголы, очевидно, занимали [земли, на которых находились] двадцать семь круглых крепостей того времени, когда У-ци-май начинал дело, а границы татар на востоке соприкасались с Линьхуаном, на западе располагались в соседстве с государством Ся, на юге доходили до Цзинчжоу и достигали государства Больших людей на севере”. Прежнее монгольское государство уже было уничтожено и что нынешние монголы и есть татары. В Гу-цзинь цзи-яо и-пянь Хуан Дун-фа сказано: “Существовало еще какое-то монгольское государство. [Оно] находилось к северо-востоку от чжурчжэней. Во времена цзиньского Ляна [оно] вместе с татарами причиняло зло на границах. Только в четвертом году нашего [периода правления] Цзя-дин [1211 — 1212] татары присвоили их имя и стали называться Великим монгольским государством”.
Персидский ученый XIII-XIV веков Рашид ад-Дин писал в своей "Мировой истории":
"Племя татар. Их имя издревле было известно в мире. От них отделились многочисленные ветви..."
Казахи, чуваши и башкиры нервно курят в сторонке, так как их тогда ВАЩЕ не было... От слова ВАЩЕ )))))) Их Троцкий придумал в ХХ веке ))))))))
Ответить
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Чувашами(суасами) до 18 века называли предков Казанских татар Буртасами -мишарей К древним татарам Восточной Монголии(алчи татары , чаган-татары и т .д.) мы, поволжские татары не имеем ни какого отношения . Точно также казахи , ногаи , кочевые узбеки , предки которых ПО ОДНОЙ ЛИНИИ ---МОНГОЛЫ--уничтожили вот этих самых древних татар. по приказу Чингисхана
Ксати предок Ивана Грозного по линии матери ---Мамай - из племени КИЯТ , как и Чингисхан
2. Улусом Джучи изначально считался Хорезм и его окресности и то, что на запад до последнего моря, поэтому русские дворяне весьма были настроены вернуться на родину предков (как евреи в Палестину) , а заодно и пркирыть лавочку по торговле рабами (весьма доходный бизнес для кочевников, но не землепашцев и ремесленников)..
3. а Вам, что не хочется, хоть раз смотаться туда, откуда родом Ваши предки? В Великую промерзшую степь? Где илиВы ограбите соседа, чтобы не вымер Ваш род, или он Вас? Вы видели Казахский мелкосопочник... э зимой? Вы слышали вой ветра? А мы ж практически все, кто здесь, родом оттуда...
4. не надо обижать монголов, китайцы их до сих пор бояться...
На европейских картах того времени территория современной Чувашии -обозначена как "горные или нагорные черемисы "
Прпдкиказанских татар - Заказанье , Арская сторона , Предволжье восточнее Свияги -- как uashines--асы, су-асы .
============================
Ни за чтобы не догадался!!!
Где там горы? Рассказали бы?
Даже из твоих слова понятно, что дастан всех сегодня татар, ногаев и башкир. Он есть у других народов. Но твои слова половина правды, тебе хочется выпячивать только башкирское, только башкортов. Многие народы называют нас татар ногаями, народ Ногайской орды назывался ногайскими татарами. Это говорил академик Вадим Трепавлов много раз. Он книги про это писал. Дастан ИДЕГЕЙ про Золотую Орду, про нашу Алтын урду и про татар. В дастане нет одного слова про башкир
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Ногаи себя ни когда татарами НЕ НАЗЫВАЛИ и НЕ НАЗЫВАЮТ
Ни кто поволжских татар НОГАЯМИ НЕ НАЗЫВАЮТ
Казанские татары - это суАСЫ или булгары
Мишари-буртАСЫ
Это подлинные их названия
------------------------------------------------
. Н.И.Золотницкий (1829-1880г.г.). историк археолог «Лингвистическая заметка о названиях булгар, биляр и моркваши» Труды ИОАИЭ. Т.3. Казань, 1884. Стр. 33. -"Не могу… пропустить позднейшего известия Куника… что "Казанских татар и по сию пору в Средней Азии называют Болгарами".
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12. П.С. Савельев (1814-1859 г.г.) русский археолог, востоковед-арабист, нумизмат «Мухамеданская нумизматика в отношении к русской истории» г.Санкт-Петербург 1846 г. стр.523: « В настоящее время название "Булгар" сохранилось на Волге лишь между мусульманами именно Казанскими Татарами…»
ная культура казанских татар", она НЕ охватывает этнографию всех поволжских татар вообще. Беря
объектом, главным образом, только Казанских Татар, ав
тор оставляет вне круга своего изучения многочисленные
группы татарского народа, рассеянные более или менее
крупными островами в Башкирии, на Урале, в Среднем
и Нижнем Поволжьи, во внутренней России, в Сибири,
в Средней Азии и т. д. Слабо охвачены также и татары
Закамья, восточной и западной (нагорной) части самой
Татреспублики
„Однако, несмотря на всю сложность факторов, которые влияли на создание татарской культуры в современном ее виде, несмотря на некоторые территориальные изменения в различных местах поселения и значительные
классовые различия внутри народности, татарская культура(культура Казанских татар ) и быт все же БОЛЕЕ ЕДИНЫ , чем быт и культура других
народностей края. Так между татарами(казанскими ) разных мест различия МЕНЬШЕ , чем между отдельными группами чуваш
(верьял и анатри), чем между горными и луговыми мари,
северными и южными вотяками и, тем паче, северо-западными и юго-восточными башкирами".
Самые первые сведения не о татарах, а о болгарах,
ПРОДОЛЖАТЕЛЯМИ культуры которых(БОЛГАР) ЯВЛЯЮТСЯ ТАТАРЫ , мы
имеем в описании Ибн-Фадлана, поскольку оно дошло до
нас в пересказе Якута (510) и Ибн-Роста. Сведения
эти очень скудны, но все же говорят, что в то время
(X век) в край уже начал проникать восточный торговый
капитал, а с ним вместе Ислам с его культурой.
Зарей исторической эпохи в Волжско.-Камском . крае является появ
ление здесь болгар, что приурочивается к концу VI или
началу VII века нашей эры ). Болгарская культура пред
ставляет для нас значительный интерес, ибо в процессе
исторического развития, она без резких скачков, постепенно переходит, сначала в древне-татарскую, а затем
в современно-татарскую, рассмотрение которой и является
целью настоящего исследования.
Переселившись из южно-русских степей в лесо-степной
Волжско.-Камский . край, болгары, повидимому, нашли здесь ряд народностей, которых они объединили общей государственной
организацией и от которых несомненно взяли многое,
чтобы приспособиться к непривычным для них условиям
обитания. К сожалению процессы формирования болгарского народа и государства на территории края остаются
неясными из-за скудости источников
Для X века Ибн-Роста отмечает среди болгар
3 группы: собственно Болгар, Асгел, и Берсула(Барсилы)
некоторое время внес в край значительную путаницу, но
когда улеглись мутные волны завоевания, то выяснилось,
что разгром имел главным образом политическое значение.
Болгария в результате завоевания вошла составной частью
в Джужидский улус Империи Чингиса, причем отношения
ее с Золотой Ордой представляются довольно неясными.
С одной стороны Булгар является местом чеканки монеты
всей Империи и монет местного значения не чеканится,
а с другой, повидимому, все же Булгария после завоевания
сохраняет некоторую автономию, что мы видим из
показаний русских летописей о поездках болгарских князей
в Орду ЗА ЯРЛЫКАМИ НА КНЯЖЕНИЕ , а также из тех данных,
что при позднейших конфликтах Болгарии как с Золотой
Ордой, так и с русскими, фигурируют Болгарские КНЯЗЬЯ .
Отмечается также и тот факт (Никоновск. летоп. и Рашид
Эддин), что в 1241 году Болгария снова подверглась разгрому, так как ее население, изъявившее монголам покорность в 1236 г. и получившее права некоторой автономии, восстало. Повидимому хотя у Болгарского государства и
были более тесные и зависимые отношения с Золотой Ордой,
чем у Руси, но внутреннее управление все же велось местными (булгарскими ) правителями, получавшими лишь назначение из Орды
Положение Болгарии среди других завоеванных областей, вошедших в состав Золотой Орды, было значительно лучшим, потому что этот улус, в то время пока монголы формировали свое государство с культурной стороны, являлся наиболее культурным, и поэтому мы видим быстрый расцвет Болгарии после разгрома. Завоеватели серьезно
считались с культурой местного населения и скоро начали
поддаваться ее влиянию. Торговое и промышленное значение Болгарии также
скоро возродилось, даже возможно в больших размерах,
ибо Болгарии теперь не приходилось заботиться о своей
безопасности и прежние враги , мешавшие торговле болгар (Русь и половцы), сами стали такими же подданными
Великого Хана, как и болгары. Торговое значение Болгарии, как посредника севера с югом, не только не пало,
но даже еще более расширилось вовлечением сюда более
восточных рынков, вплоть до китайского, который тоже
находился в составе Великой Империи.
изменили своего положения и развивались тем же путем,
сохранив с новыми хозяевами края, те же, вероятно лишь
даннические отношения. Возможно только, что они(финны ) потеснились немного к северу, ибо мы имеем ряд данных, что
Болгаро-Татарское государство уже перебрасывается к северу за Каму, которая прежде, повидимому, служила границей болгар и финнов (Кирьменьское городище и кладбище
около него). На основном турецком населении до Татарских Болгар, повидимому больше отразилось Монгольское завоевание. Во-первых, в край все же в той или другой
степени влилось новое население южного происхождения,
принесшее свой язык , а с другой, некоторая часть населения повидимому сдвинулась к северо-
западу в область лесов ), оторвалась от влияния болгарских торговых центров и, став лицом к лицу с финнами,
дальше развивалась уже под их(финнов ) значительным влиянием.
Таким образом, единственно можно объяснить культуру
современных чуваш, которая в продолжении веков сохранила
свои архаические особенности, поддавшись больше финским влияниям, чем мусульманско-татарским. Интересно
отметить факт культурного различия отдельных групп
чуваш как веръял и анатри из которых первые ближе
к финнам (марийцам), а вторые к татарам, с которыми
они, посредством ряда переходов, в культурном отношении сливаются.
То же население^ которое осталось на
ОСНОВНОЙ территории Болгарского Ханства , начинает постепенно все более и более испытывать влияния с юга, ассимилирует пришельцев,
но в результате этого ИЗМЕНЯЕТ постепенно свой ЯЗЫК,,
благодаря проникновению в него( в болгарский язык ) кыпчакских элементов
(Самойлович )и таким образом постепенно превращается
в тот народ, который позднее выступает под наименованием Казанских Татар . Процесс этот, т. е. формирования Казанских татар, конечно, происходил значительное
время, продолжался и гораздо позднее, но этого вопроса
мы коснемся ниже. Что процесс перехода от Болгар к Казанскимм татарам происходил медленно и незаметно, можно доказать
еще и тем, что для соседей этот факт произошел настолько
незаметно, что они не изменили даже своего наименования по отношению к господствующей в крае народности. Так по Ашмарину и Золотницкому луговые черемисы (мари) до сих пор называют татар „суас“ , а вотяки „бигер-ёс“.