Новости раздела

С царского плеча: как ордынские ханы научили русских князей бить челом

Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 13

С царского плеча: как ордынские ханы научили русских князей бить челом Фото: wikipedia.org

Четыре года назад известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) под названием «Влияние татар на жизнь русского народа», которая вышла в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор издания, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что почти все русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими — и в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно «сослали» в архив, где она благополучно пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии.

III. Влияние татар на торговлю, на промышленность и на развитие характера царской власти

3. Понятие о характере царской власти. Царский титул. Герб. Личная подпись царя. Пышность царского двора. Челобитье. Шубы с царского плеча. Форма обращения к царю. Посольский этикет

Вместе с усвоением себе нового титула московские князья заводят и новые порядки при своем дворе: появляются новые придворные должности; в придворной жизни устанавливается строгий порядок и формы обхождения с монархом; вырабатывается посольский обряд; в придворную жизнь вводится пышность и роскошь. Вот какими словами описывает двор Иоанна Грозного Валишевский: «Двор московского государя пышностью и численностью превосходил все, что иностранцы могли видеть в других землях. Множество придворных, в золоте и в драгоценных камнях, толпились в тесных палатах, в сенях, наполняли пространство вокруг дворца».

Карамзин, говоря о времени Грозного, о богатстве царской казны и роскоши царских пиров, добавляет, что «в торжественных выходах и выездах государевых все также представляло образ азиатского великолепия: дружины телохранителей, облитых золотом — богатство их оружия, убранство коней. Так, Иоанн 12 декабря обыкновенно выезжал за город видеть действие снаряда огнестрельного: перед ним несколько сот князей, воевод, сановников, по три в ряд». Венецианец Джерио, бывший в России в составе польского посольства, описывал торжественный въезд в Москву Иоанна в 1570 году следующим образом: «Царь въезжал при нас в Москву новою улицей, сделанной в четыре дни: для чего надобно было сломать множество домов. Впереди ехало 3 000 стрельцов; за стрельцами шут его на быке, а другой в золотой одежде; тут сам Иоанн (за спиною у него висел лук, а на шее коня была привязана собачья голова); назади 4 000 всадников».

Безусловно, эта азиатская пышность и роскошь создавались постепенно и не могли перейти к нам от татар, как говорит об этом Рихтер. Примером для подражания могли быть более поздние правители и владельцы, с которыми у нас установились дипломатические сношения еще при Иоанне III: в 1490 году был заключен дружественный союз с чагатайским царем, владевшим Хорасаном и Хивою; в 1496 году впервые установилась дипломатическая связь Москвы с Турцией. С тех пор дипломатические сношения с Турцией делаются довольно частыми. Можно думать, что великолепие московского царского двора не избегло турецкого влияния. В Турции роскошь в дворцовый обиход была введена четвертым турецким султаном Баязитом I Молниеносным (1389—1402).

В Турции роскошь в дворцовый обиход была введена четвертым турецким султаном Баязитом I Молниеносным

После поражения турками европейских рыцарей при Никополе в 1396 году последние, возвратившись из плена домой, с удивлением рассказывали о блестящей султанской охоте, которой угостил перед отъездом своих невольных гостей султан: в охоте принимало участие 7 000 сокольников и 6 000 доезжачих, причем бесчисленные гончие собаки были покрыты атласными попонами, а на охотничьих барсах были надеты алмазные ошейники.

Образцом великолепия дворцовой жизни владетельных лиц еще раньше могла быть и далекая Индия, с которой познакомил русских людей в конце XV столетия тверской купец Афанасий Никитин.

Когда А. Никитин отправился в свое путешествие за три моря, в Индии самым сильным и славным государством было Бахманийское, основанное турецким или афганским рабом, мусульманином Ала-Уддином Гассаном, в 1347 году. Оно было расположено на Деканском плоскогорье и имело своей столицей г. Бидар (Бедерь). В Индии А. Никитин пробыл почти 3 года (с весны 1469 года до начала 1472 года), а в Бидаре он был не раз, причем жил в нем по нескольку месяцев. За это время ему приходилось видеть и обычные выезды Бидарского султана на прогулки и торжественный выезд его во время мусульманского праздника Улу-Байрама. Вот как описывает А. Никитин обычный выезд султана на прогулку по четвергам и вторникам и его дворец в его мусульманской столице Бидаре:

«Султан же выезжает на потеху с матерью и с женой, да с ним на конях 10 тысяч человек, да пеших 50 тысяч. А слонов водят 200 человек, наряженных в золоченые доспехи. Да перед султаном идет 100 человек трубников, да плясунов 100 человек, да коней простых 300 в золотых сбруях; да обезьян за ним 100, да наложниц 100 — и все юные девы.

В султанов дворец ведет семеро ворот, а в воротах сидит по сто сторожей, да по сто писцов — кафиров, одни записывают кто войдет, другие — кто выйдет; чужестранцев же во дворец не пускают. А дворец его очень красив, всюду резьба да золото, и последний камень вырезан и очень красиво расписан золотом; да во дворце же разные сосуды.

Город Бидар стережет по ночам тысяча человек, поставленных градоначальником, и ездят все на конях, в доспехах и с факелами».

Во время торжественного праздничного выезда, описание которого тоже оставил нам Никитин, султана сопровождала более многочисленная свита, больше было коней, верблюдов и слонов, а султан был одет в кафтане, унизанном яхонтами, с огромным алмазом на шапке; его вооружение было золотое, украшенное яхонтами, три его сабли были скованы золотом, седло тоже было золотое.

По описанию Никитина, подобной же роскошью и пышностью окружал себя и главный сановник султана, хорасанец Махмуд Гаван, прозванный «старшиной купцов» — Малик ат–туджар (Меликтучар боярин).

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина, несомненно, пользовалось на Руси большой популярностью и было даже включено в летопись наряду с другими важными историческими событиями.

Татарские ханы, как рассказывают Плано Карпини и Рубрук, требовали от европейских посланников на приемах у них произносить свои речи или выслушивать ответ хана, стоя на коленях. Фото istoriarusi.ru

Если пышность и роскошь царского двора развились в Московском государстве постепенно, когда оно окрепло, и являлись подражанием уже не татарам, а другим более могущественным восточным государям, то некоторые обычаи придворного этикета восходят к татарам и создались под их непосредственным влиянием. Это прежде всего относится к «челобитью» и к обычаю награждать шубами и одеждой, причем особенно ценилась одежда с царского плеча, то есть уже ношенная государем.

Герберштейн, описывая сделанный ему и его спутнику графу Леонарду Нугароле прием у великого князя в 1526 году, говорит, что при выходе послов к государю сопровождавший их дьяк провозгласил: «Великий государь, граф Леонард бьет челом». И вторично: «Великий государь, граф Леонард бьет челом на великой твоей милости». То же было объявлено и от имени Сигизмунда Герберштейна. По поводу этих выражений Герберштейн пояснил, что слова «бить челом» означали и благодарность за полученную милость, и приветствие высокопоставленному лицу: «Всякий раз, как кто-нибудь просит чего-нибудь или приносит благодарность, он обычно наклоняет голову; если он старается сделать это усерднее, то в таком случае спускается так низко, что касается рукою земли. Если они хотят воздать благодарность великому князю за какое-нибудь важное дело или попросить чего-либо, то кланяются и опускаются до такой степени, что касаются челом земли». То же говорит спустя 80 лет по поводу формы приветствий, употребляемых русскими, и Маржерет: «Если низший просит о чем-либо своего начальника или если возносит молитвы перед образами, то кладет поклон, касаясь самой земли».

Самое выражение «бить челом», по-видимому, заимствовано с Востока. Это выражение в различных грамматических формах мы встречаем в грамотах XVII столетия среднеазиатских послов, поданных русским царям на тюркских и иранских языках. «Бить челом» по-татарски передавалось словами «баш вурмак», а по-персидски «сар задан» (бить головой).

Стояние на коленях, земные поклоны, целование руки — все эти восточные знаки покорности и уважения, сохраненные и до сих пор в европейском мире христианской церковью, были обязательны для всех восточных народов. Татарские ханы, как рассказывают Плано Карпини и Рубрук, требовали от европейских посланников на приемах у них произносить свои речи или выслушивать ответ хана, стоя на коленях. Наша летопись с ограничением отмечает, что князю Даниилу Романовичу Галицкому на приеме у Батыя пришлось стоять перед ханом на коленях и называть себя ханским холопом («Сидит на коленях и холопом называется»). Когда в 1541 году после занятия турками венгерской крепости Офена во главе посольства от Фердинанда Австрийского к султану Сулейману II Великолепному находился упомянутый выше Герберштейн, то ему на приеме у султана пришлось, стоя на коленях, целовать у победителя руку, что посол счел за большое счастье, так как большинство людей, допущенных к султану, должны были кланяться ему в ноги, касаясь головою земли.

Обычай земно кланяться восточным владыкам сохранялся до конца XVII столетия. Так, в статейном списке стольника Василия Тяпкина и дьяка Никиты Зотова, стоявших во главе посольства в Крым в 1680 году для заключения Бахчисарайского договора, сказано, что послы перед первой аудиенцией уговорились с приближенными хана о том, чтобы в то время, когда они будут перед ханом и будут «ему по чину честь и поклон отдавать», чтобы их «за шеи не брали и силою к земле не нагибали» и тем их не бесчестили. «Мы и сами, — говорили они, — поклонимся по надлежащему чину». Татары с этим предложением согласились, и послы во время аудиенции без всякого понуждения поклонились хану до земли.

Герберштейн в оба свои посещения Московского государства в качестве посла (в 1517 и 1526 годах) от австрийского правительства был пожалован шубами, подбитыми соболями. Фото wikipedia.org

Старинный обычай награждать от имени правителей почетным платьем был распространен на всем мусульманском востоке с давних времен. От арабского глагола халаа — «он снял, скинул» (одежду, обувь) — произошло существительное хал’ат, получившее значение почетного платья, даваемого в подарок (то есть вещи, снятой с себя и данной другому). В 1541 году Герберштейн и член его посольства на аудиенции у султана Сулеймана Великолепного получили в подарок богатые кафтаны.

Наиболее древнее известие о пожаловании у нас шубами за ратные заслуги относится к 1460 году, когда Иоанн III прислал в награду устюжанам, предводительствуемым князьями Данилом Ярославским и Василием Ухтомским, несколько шуб и однорядок «лунских» (лондонских) за их успешную битву с татарами на берегах Волги. Герберштейн в оба свои посещения Московского государства в качестве посла (в 1517 и 1526 годах) от австрийского правительства был пожалован шубами, подбитыми соболями. Много раздавал шуб в награду Иоанн Грозный. Так, в 1552 году он пожаловал шубу возвратившемуся из тридцатилетнего плена из Польши князю Булгакову — Голице. В этом же году он наградил князя Владимира Андреевича несколькими шубами, а бояр, воевод, дворян и детей боярских — одеждою с своего плеча, бархатами и соболями. Жалованы были шубы за ливонскую войну в 1558 году. В 1563 году, после взятия Полоцка, Иоанн наградил нарядными шубами более 500 иноземцев, состоявших на королевской службе и взятых в плен.

Карамзин, ссылаясь на иностранцев, говорит, что в великокняжеских кладовых хранилось бесчисленное множество всякой одежды, шелковой, суконной и меховой, кладовые занимали в Москве целый квартал. На аудиенциях и при парадных выходах эта одежда выдавалась приближенным боярам и другим служителям при дворе, а потом, по миновании надобности в ней, опять сдавалась на хранение в государевы кладовые. Много одежды шло и на подарки, на «пожалования» служилым людям за особые заслуги и почетным иностранцам, как это было в обычае у всех восточных народов. Пожалования шубами и одеждами прекратилось со времени Петра I.

Несомненно, под восточным влиянием у нас, в Московской Руси, утвердился обычай при обращении к царю называть себя унизительными званиями. Бояре и все служилые люди к своему личному имени прибавляли «холоп твой», боярыни — «рабица» или «раба твоя», торговые гости — «мужик твой», простые купцы и крестьяне — «сирота твой».

В 1702 году при Петре I была указана новая форма прошений на высочайшее имя, по которой проситель, вместо наименования «холоп твой» должен был подписываться «Вашего Величества нижайший раб». То же мы видим не только в старом, но и в современном Иране: обычная форма вежливости у персов, сохранившаяся до нашего времени и соответствующая старому русскому «Ваш покорный слуга», это: банда — «раб», банда-и хагыр — «ничтожный, презренный раб», или: банда-и хаксар — «раб, валяющийся на земле, осыпанный землей, презренный».

Пожалован шубой с царского плеча. Худ. А.П. Рябушкин. 1902. Фото gallerix.ru

Посольский обряд в Московской Руси создавался под непосредственным влиянием татар. Вот что говорит об этом профессор–востоковед Н.И. Веселовский: «Что церемониал (посольский) был нами заимствован у татар, это принято само собою. В течение долгого периода русские имели дипломатические сношения только с золотоордынскими ханами и с великими ханами в Монголии, должны были поневоле подчиняться требованиям этих ханов; а затем и сами усвоили их так основательно, что считали весь церемониал своим собственным и не отступали от его требований до Петра Великого, изменившего его на европейский манер... Церемониал был так устойчив, что на нем даже незаметно влияния европейской струи, внесенный к нам хотя бы Софьей Палеолог; может быть некоторые мелочи и подвергались тогда изменению; но сущность осталась прежняя».

Профессор Веселовский указал целый ряд позаимствований у татар при выработке в Московской Руси посольского церемониала, а именно: обычай давать послам коней и продовольствие; обмен подарками («поминками») от имени государей и лично от послов; расспросы о здоровье посла и государя; слезание с коня при встрече посла с посланцами государя и при приближении к дворцу; обязанность встречавшего посла чиновника («пристава») ехать с правой стороны посла; запрещение послам входить к царю с оружием; обычай дарить послам лошадь в хорошем уборе; угощение послов во дворце в присутствии государя (по восточному обычаю без столовых приборов, причем все кушанья подавались на стол сразу); строгий надзор за послами, как за шпионами; на аудиенции послы только представлялись царю и вручали ему свои грамоты, а переговоры вели, как и у татар, с боярами в особой ответной палате; по мнению Веселовского, под татарским влиянием возник и обычай иметь во время приема особых телохранителей, рынд, одетых в белые костюмы и вооруженных топорами; хотя русские князья и цари старались изменить восточный обычай, по которому посол должен был становиться перед государем на колени, запрещая это в своих наказах своим послам, а по отношению к мусульманским послам заменяя его возложением своей руки на голову посла, однако русским послам все же приходилось в Турции становиться перед султаном на колени, так как сопровождавшие их чауши (унтер-офицеры) понуждали их к этому силой, а крымский посол Аппак в Москве в 1519 году в посольском подворье выслушивал на коленях речь, произносимую от имени великого князя князем Иваном Палецким, стоявшим тоже на коленях.

Ко всем перечисленным особенностям посольского церемониала в Московской Руси Веселовский указал соответствующие параллели из посольской практики восточных народов, сделав, таким образом, свое изыскание вполне убедительным для беспристрастной критики.

Продолжение следует

Сергей Аверкиев
Справка

С.С. Аверкиев

ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА

Казань — 2015

СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»

Составитель — доктор исторических наук И.В. Зайцев

Ответственный редактор — кандидат исторических наук И.М. Миргалеев

© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015

© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015

© Институт российской истории РАН, 2015

© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015

© Издательство «ЯЗ», 2015

ОбществоИстория
комментарии 45

комментарии

  • Анонимно 26 апр
    Опять идет - вольная или не вольная - подмена реальных монгольских ханов на мифических "татарских" ханов.

    Легитимным "настоящим" ханом в Монгольской империи и её "осколках" (Золотой Орде, Крымском, Казанском и др. ханствах) мог стать только потом Великого монгола Чингизхан - монгол-чингизид.

    Даже знаменитый среднеазиатский Тимур-Тамерлан, завоевавший пол-мира, взял себе титул не "хана", а "эмира.

    Никогда не было в реальности никаких "татарских" ханов.
    "Татарские" ханы были только на страницах русских летописей и западно-европейских хроник.
    В дальнейшем этот термин - "татарский" хан - перекочевал в историческую литературу, но специалисты-историки знали, что под термином "татарский" хан подразумевается "монгольский" хан - потомок монгола Чингизхана.

    А вот простой читатель часто путается и таким образом создаются исторические мифы, к которым относятся и "татарские" ханы.


    Ответить
    Анонимно 26 апр
    На основе этой "путаницы" хорошо заработали профессиональные фальсификаторы истории от политики и пара-науки.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Бред пишите. С 14 века уже точно все ханы Золотой Орды были татарами. Ваш бред сродни бреду некоторых татар, утверждающих что Карамзин, Куприн, Державин, Суворов, сегодняшний Нарышкин это татары, так как они происходили от татарских мурз Золотой Орды. Точно также как Карамзин и Державин были уже русскими по самосознанию, по самоощущению, точно также ханы Золотой Орды были татарами. Татарами, своим родоначальником считающие Чингисхана. По вашему мнению Александр Невский был датчанином, а Николай Кровавый был немцем??
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Татары татарам рознь
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Вы очень профессионально ставите "психиатрические диагнозы".
    Вы врачь-психиатр или его пациент?
    Откуда такие "глубокие" познания в психиатрии.
    Об истории идёт речь, дискуссия, а Вы о "бреде".

    Есть аргументы против - приведите, а не прячьтесь за "диагнозами-хамством.

    Все Сарайские и Казанские ханы были чингизидами - потомками монгола Чингизхана.
    Это исторический факт.

    У Вас есть возражения - приводите факты, аргументы, доказательства.
    А хамит не хорошо, не красиво..
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Да я врач-психиатр. Татарские ханы Золотой Орды ВО ВСЕХ источниках Средневековья названы ТАТАРАМИ. Ещё вопросы?
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    То, что в халате, ещё не означает врач.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Это пациенты рассказали?
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Вы "врач-психиатр", потому что первым сегодня утром успели надеть белый халат?

    Врачи заочно диагнозы не ставят - это хорошо известно всем.

    Так же во всех научных статьях, монографиях и энциклопедиях написано, что все ханы Монгольской империи, Золотой Орды, Крымского, Казанского и др. ханств были чингизидами - потомками Великого монгола Чингизхана.

    Похоже, что Вы все же "пациент", а скорее всего обычный провокатор, делающий свой бизнес на враньё и фальсификации истории.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    11:32

    Во-первых вы сами то ещё хамло. Во-вторых ваши доводы детские. Все Рюриковичи датчане, Рюрик ведь датчанин.? То что ханы чингизиды ещё не говорит о том,что они все монголы. У вас у технарей с дипломом ПТУ логики вообще нет. А историю вы знаете по газетным вырезкам и журналу "Колобок". Недавно у вас ещё Рен-ТВ появилось.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Оне и Гольштейн-Готторпов (Романовых) тоже русскими называют! Им всё можно. ПриХватизировали историю истинных датчан и немцев и щас лапшу вешают татарам за монголов.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Пытаясь оскорбить и хамя Вашему оппоненту, Вы только показываете свой чрезвычайно низкий уровень интеллектуального развития, господин "врач-психиатр".

    Вы можете как угодно обзывать своих оппонентов, но это не является опровержением исторических фактов, которые они привели.

    Рюриковичи, конечно же, не были славянами и противоположное никто не утверждает.

    Родословные ханов-чингизидов тоже хорошо известны - и все они гордились своим происхождением от Великого монгола Чингизхана.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    14:23

    Ваше потрясающее словоблудие не дает ответ на элементарный вопрос: почему датчане Рюриковичи и немцы Гольштейн-Готторпы считаются русскими?
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    И о каких "татарах" в Золотой Орде идёт речь?

    Хорошо известно, что племя "татар" полностью вырезал монгол Чингизхан - за подлое убийство ими (татарами) его отца - ещё в самом начале 13 века.

    Поволжские мусульмане взяли в качестве самоназвания этноним "татары" только в самом начале 20 века.

    В Золотой Орде не было ни одного племени, которое бы само себя называло "татарами".

    "Татарами" называли собирательно все монгольские тюркские племена русские летописи и западно-европейские хроники.

    Это тоже хорошо известные исторические факты, зафиксированные в исторических источниках и научных изданиях.

    Ответить
    Анонимно 26 апр
    14:23 По твоей логике Ахматовы, Карамзины, Костровы, Нарышкины, Юшковы это монголы?? По твоей логике так получается. А на самом деле они давно уже русские, но потомки татар Золотой Орды. Это записано именно так в ихних родословных. Таких русских известных фамилий не менее 500. Читай хотябы Спи́сок тата́рских кня́жеских родо́в Росси́и в Википедии.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Они преимущественно чуваши, черемисы, удмурты и совсем чуть-чуть ногаи.
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Тюркское (то, что ныне называется "татарское) влияние на "русскую" жизнь было.
    И большое.
    Как было и финно-угорское влияние, и монгольское влияние и др. "влияния".

    Были и "ордынские" ханы.
    Были и монгольские ханы.

    А вот "татарских" ханов в реальной жизни не было.
    "Татарские" ханы это вольная или не вольная мистификация (искажение истории, мягко говоря) историков и пара-историков.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Хоть кто-нибудь, перечислите всех монгол-татарских ханов Золотой орды за 300 лет ихнего ига!!!

    Или кроме чингисхана и пары разных батыев и вспомнить то не кого?

    А может этих монгол-татарских мальчиков и вовсе не было?
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    А все навыки этикета - дикари-кочевники получили, бегая за стадами КРС.

    Кони сильно лягались, если пастух перед ними на карачках не ползал.
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    С общим развитием цивилизации вводились и новые правила этикета особенно придворного и цари или ханы просто списывали это один с другого ну а придворные чиновники в стремлении выслужиться накручивали ещё новые выверты.Но надо заметить что во времена Ивана Грозного уже не плясали на пленных князьях загоняя их под помост со столами как делалось это во времена Батыя.Ну а дальше и вообще с развитием дипломатии приёмы старались делать примерно по одному сценарию.
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    А власти скрывали
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Карамзин, Державин, Суворов, Нарышкин родичи ногаев кочевых узбеков казахов , но ни как Поволжских татар , которые происходят ОТ БУРТАСОВ И БУЛГАР
    Их предки вышли в 14, 15 веках из Ордынской знати , предки которых были МОНГОЛАМИ
    Лишь знать Монгольского происхождения могла занять руководящие посты в Улусе Джжучи
    По этому нам не нужно воровать историю у ногаев казахов узбеков крымлы
    И не нужно присваивать их именитых предков

    Ответить
    Анонимно 26 апр

    Великий русский историк Карамзин не знал историю своего рода, когда писал что он из татарского рода?? Вы смешны до слез!! Ха-ха-ха
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    У Державиных было семейное предание, что они происходят от ТАТАРСКОГО мурзы. Вы смешны, сударь или сударыня!! Я смеюсь вам в лицо ХА-ХА-ХА!!
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Смех без причины - признак дурачины.
    Народная пословица.

    "Татарами" русские, в том числе и дворяне, называли все монгольские и тюркские племена Золотой Орды.

    Но среди этих племён не было ни одного, которое само себя называло бы "татары".

    И Державин, и Карамзин и все русские дворяне, имевшие монгольские и тюркские корни (предков), это прекрасно знали.

    Вы один, господин смеющийся "клоун", этого не знаете - ничего страшного, продолжайте и дальше смеяться, смешите людей.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Русские дворяне (Державин, Карамзин и др.), имеющие монгольские и тюркские корни были образованными людьми и читали русские летописи, в которых все Золотоордынские монгольские и татарские племена назывались собирательно "татары".
    Но ни одно из Золотоордынских племён "татарами" сами себя не называло.
    И это прекрасно знали все русские дворяне.

    У поволжских мусульман в конце 19 - начале 20 веков возникла дискуссия - какой общий этноним принять.
    Большая часть поволжских мусульман хотела называться "булгарами", другая часть "казанцами", а меньшая часть (понимая, что среди предков кроме булгар были и другие тюркские и монгольские племена) склонялась к названию, которым пользовались русские летописцы и чиновники Российской империи - "татары".

    В 1920 году международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий создают (чтобы перетянуть на свою сторону, как больше неграмотного народа, и боясь международного суда) множество национальных образований, в том числе и Татарскую АССР.
    Марксисты победили в кровавой Гражданской войне и надолго утвердили свою диктатуру в России.

    И поволжские мусульмане стали называться "татарами" - именем монгольского племени "татар", которое за подлое убийство своего отца монгол Чингизхан вырезал ещё в самом начале 13 века.

    Хотя современные казанские "татары" и говорят на тюркском, а не монгольском языке, а внешне имею черты лица от европейских до тюркских и монгольских.

    Любой народ имеет право выбрать себе любое самоназвание, этноним.
    И современные казанские мусульмане имеют полное право называть самих себя "татарами".

    Но народ имеет полное право знать и историю возникновения самоназвания, своего этнонима.

    Только и всего - история это наука, а не политика.
    А историк - это учёный, а не политический деятель.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    "марксиста-троцкиста" в очередной раз слили в унитаз))))))))))) ибо нефиг))))))))))))
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    18:49 напиши нам ты когда ПТУ закончил, в каком году?
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Интересно, почему Вы так не любите выпускников ПТУ?
    Выпускники ПТУ строили и строят Ту-160, выпускают полиэтилен, строят дома и т.д. - т.е. полезные члены общества.
    А Вы так презрительно о них...
    Некрасиво...

    Весна уже закончилась - скоро пройдёт и мания величия.
    Может быть и Вы станете в конце концов полезным членом общества.
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Вы знаете хоть один случай, что бы предки какого то известного русского дворянина , имеющего Ордынские корни --вышли из Волжской Болгарии ?Нет такого
    По этому нужно перестать считатьКарамзина Аракчеева,Юсупова , Нарышкина , Годунова и др своими родичами
    Они родичи ногаев казахов , узбеков крымлы
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Да им бестолку доказывать. Они в националистическом ударе словом Татары жонглируют, как хотят
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Какой народ — истинный наследник Волжской Булгарии

    Поволжье представляет собой регион, отличающийся этнической пестротой. Поэтому неслучайно идут споры об исторических корнях татар, чувашей, башкир и более малочисленных народов этого региона. Конечно, каждый народ стремиться найти в своем прошлом следы величия, процветания как фундамент своего современного бытия и основу для продвижения в счастливое будущее. А поскольку Поволжье действительно знавало периоды, когда здесь возвышались и развивались народы и государства, оставившие немалый след не только в местной истории, поиски величия имеют успех.

    Много слов уже было сказано об одном из самых заметных государств Поволжья эпохи средневековья – Волжской Болгарии. Неудивительно, что современные народы региона претендуют на наследование славного прошлого этой исчезнувшей страны. Хотя, впрочем, некоторым из них больше импонирует происхождение от монгольских завоевателей. Так что споры на этот счет не потеряли своей актуальности.

    Если искать ответ на вопрос о том, какой же из народов Поволжья в большей степени может претендовать на наследие болгар, то нужно рассмотреть его с разных сторон.

    С точки зрения географии на территории, где располагалась Волжская Болгария, сейчас проживают татары, чуваши, башкиры, мордва. С этой позиции все они могут заявить о своих претензиях, но нужно учитывать, что народы в этой области проживали и до болгар и происходили миграции сюда после их переселения. Большую роль в этническом развитии болгарского этноса сыграло монгольское нашествие и образование в Поволжье Золотой Орды. Нахождение в ее составе, как ни странно, способствовало не растворению болгар с пришлой с монголами этнической среде, а наоборот – расширению болгарского влияния как к югу по Волге, так и к северу. Старые болгарские центры – Болгар, Биляр и другие подверглись разорению, и именно в этот период возрастает значение прежде неприметного городка Казань, который становится опорным пунктом продвижения болгар на север по Волге. То есть, можно сказать, что болгары как народ никуда не исчезли, однако в нем происходят культурные трансформации
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Расширение болгарского культурного влияния в золотоордынскую эпоху привело к тому, что многие племена чувашские, башкирские оболгариваются. Важную роль здесь сыграл ислам, который распространяли болгары среди народов, кое-где все еще исповедующих язычество. Происходит удивительная вещь: фактически происходит оболгаривание народов, входивших в область северных владений Золотой Орды, но сами болгары при этом заимствуют в качестве этнонима название татар. Во многом это было связано с тем, что было и обратное влияние – культуры Нижнего Поволжья – сердца Золотой Орды – на булгар. Уже в конце XIV века походы русских князей на Булгар, Казань и другие города волжских болгар именуются русскими летописцами походами в татарскую землю.
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Когда в первой половине XV века начинается расширение Московского княжества на восток, и Булгар переходит под его контроль, оставшаяся часть болгарских княжеств консолидируется в рамках Казанского ханства. Это ускорило процесс формирования татарского этноса на основе волжских болгар. Прямая связь волжских болгар и современных татар прослеживается хотя бы в том, что казанские татары не забывали о своем болгарском происхождении и долгое время этноним «болгары» сохранялся среди них.

    Другое дело, что влияние болгар оказало воздействие на развитие окружающих народов: удмуртов в Приуралье, чувашей, башкир, мордву. Но это влияние косвенное, в первую очередь культурное. Поэтому можно сказать, что казанские татары являются прямыми потомками волжских болгар в этническом и культурном плане.

    О безусловном культурном родстве болгар и татар говорит и сходство архитектурных традиций, скажем, типаж традиционного жилища, особенности орнамента в украшении домов и одежды. Явно наблюдается сходство ювелирных украшений, обнаруженных археологами, с современными татарскими.
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Некоторые орудия по обработке земли у чувашей имели явное родство с аналогичными у болгар. Но этот вопрос спорный, поскольку сходство могло проявиться в процессе заимствования, причем болгар от чувашей, которые имели более древнюю земледельческую культуру. Есть ряд элементов обрядовых действий, общих для чувашей и древних болгар.

    Однако все-таки чуваши могут претендовать на косвенное родство с болгарами – они коренные жители Среднего Поволжья, а болгары – пришельцы. Болгары были изначально кочевниками, а чуваши – земледельцами. Появившиеся родственные черты – в большей степени результат этнического взаимодействия.
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Если говорить о генетическом родстве, то тут картина еще более запутанная. Надо сказать, что уже сами болгары были весьма смешаны в генетическом плане. Изначально появившись в Приазовье, болгары в основе были родственны северокавказским индоевропейским народам. Благодаря влиянию гуннов, хазар приобрели тюркский язык и их генетический тип разбавился некоторым количеством монголоидных черт. Обосновавшись в Поволжье, болгары получили при контактах с финскими и славянскими племенами новые генетические элементы. После принятия ислама в Х веке тюркский элемент у болгар усилился из-за значительного притока населения из Средней Азии. Он также возрос после монгольского завоевания. То есть, болгарский этнос подвергался многочисленным генетическим вливаниям. Из-за данной пестроты трудно говорить о строгой генетической принадлежности как болгар, так отсюда и их потомков. Разве что можно судить о роли Монгольской составляющей, которая МОГЛА появиться с XIII в. , но… практически НЕ появилась.
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Современный татарский язык выработался на основе болгарско-кипчакских наречий. Так что ТАТАРЫ – народ, который в наибольшей степени может претендовать на болгарское наследие по ЯЗЫКОВОМУ признаку. В тоже время прослеживается на основе эпиграфических надписей родство чувашского и древнеболгарского языка. Поэтому некоторые древние болгарские надписи расшифровывались с помощью чувашского языка, сохранившего утраченные татарами языковые элементы.

    В этническом самосознании РОДСТВО с БОЛГАРАМИ из всех народов Поволжья отмечается в этническом САМОСОЗНАНИИ в НАИБОЛЬШОЙ степени У ТАТАР , хотя имеется отчасти и у чувашей.
    Отсюда можно сделать следующий вывод: ПРЯМЫМИ и безусловными наследниками волжских БОЛГАР являются казанские ТАТАРЫ . Следы культурной, языковой, генетической близости можно отметить и у других народов региона, особенно у чувашей. Однако эта близость является следствием этнического ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ и определенного небольшого генетического смешения, но НЕ прямого происхождения.
    -----------------------------------------------------
    Автор видно не курсе генетических открытий , где у татар обнаружены скифо-сарматские субклады , а у чуваш нет.
    Так же он не упомянул антропологические исследования , где чуваши имеют угро-финский антротиип на 80%
    Результаты генетических исследований , европейских ученых , которые позволили им сделать вывод о том , что чуваши в основе имеют финно-угорское происхождение
    А также он забыл сообщить что все болгары с 11 века МУСУЛЬМАНЕ
    А чуваши до прихода русских были язычниками ФИННО-УГОРСКОГО марийского толка, которое не имело ни чего общего с булгарским

    А также он не упомянул ,что у булгар было очень развиты ремесленное дело , международная оптовая торговля .
    Татары все это унаследовали от болгар , а чувашей этих отраслей не было
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    /...а чувашей этих отраслей не было/
    Некоторые исследователи связывают чувашей с культурой шнуровой керамики и германскими племенами и есть похожий и развитый вид жизнедеятльности - пивоварение.
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Анонимно 10:07
    У Державиных было семейное предание, что они происходят от ТАТАРСКОГО мурзы. Вы смешны, сударь или сударыня!! Я смеюсь вам в лицо ХА-ХА-ХА!!
    Ответить
    ---------------------------------------------------------------
    Русские как и европейцы называли МОНГОЛ ТАТАРАМИ
    Позднее эти моноолы приняли Ислам и перешли на Тюркский язык и разделились на НОГАЕВ КАЗАХОВ УЗБЕКОВ КРЫМЛЫ , но русские , но Русские по инерции их продолжали называть ТАТАРАМИ
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    У казахов гг С -и О D ---70% у ногаев от 30 до 40%
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    Причём здесь русские?? То есть вы считаете Державиных (потомков ордынского Багрим-мурзы) монголами?? Почему тогда монголы Державины не передавали из уст в уста в своей семье байку от том,что они монголы?? Почему Державины считали себя потомками именно татар, передавали эту весть от отца к сыну, от сына к внуку и т.д.?? Запутались вы в своих байках. Лучше свою историю изучайте и не суйтесь к татарам.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    А их потомков протестировали? Уверен, что они окажутся обычными носителями восточно-европейских гг.
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Болгар же прислали к вСЛЫХАЛеликому
    князю Юрию объявить, что
    пришед нapод неведомый и ЯЗЫК ,
    коему прежде НЕ СЛЫХАЛИ ,
    вельми сильный, и просил чтобы
    послал к ним помочь, обесчевая
    все его убытки заплатит
    -------------------------------------------
    Болгары просили помощи у русских князей
    Языка агрессора Болгары-тюрки не слыхали..
    Но болгары веками контактировали с ТЮРКАМИ печенегами гуннами ,гузами кипчаками и прекрасно знали их языки

    Я тут пришел агрессор к границам Волжской Болгарии с НЕ ТЮРКСКИМ ЯЗЫКОМ , языка которого болгары до этого НЕ СЛЫХАЛИ
    "
    Это были МОНГОЛЫ
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    Как видим европейские и армянские историки описывают типичных монголоидов. Ничего и близко нет похожего на европейскую внешность. А на каком языке говорили монголы? Армянские источники отвечают и на этот вопрос - на монгольском, а не славянском. Киракос Гандзакеци пишет, приводя примеры монгольских слов:

    "Язык их дик и непонятен нам, ибо бога они называют тангри, человека — эрэ, аран, женщину — эме, апджи, отца называют эчка, мать — ака, брата — ага, сестру — акатчи, голову — тирон, глаза — нигун, уши — чикин, бороду — сахал, лицо — йюз, ниур, рот — аман, зуб — схур, сидун, хлеб — отмак, быка — окар, корову — унэн, барана — гойна, ягненка — гурган, козу — иман, лошадь — мори, мула — лоса, верблюда — таман, собаку — нохай, волка — чина, медведя — айтку, лису — хонкан, зайца — таблга, тула, курицу — тахеа, голубя — кокучин, орла — буркуи-гуш, воду — усун, вино — тарасун, море — наур-тангыз, реку — моран-улансу, меч — иолту, лук — ныму, стрелу — сыму, царя — мелик, патрона — ноин, великого патрона — екка ноин, страну — эл, иркан, небо — гога, солнце — наран, луну — сара, звезды — сарга, хутут, свет — отур, ночь — сойни, писца — битикчи, сатану — барахур, элэп и тому подобные варварские названия, которые в течение многих лет были нам неизвестны, а теперь поневоле стали известны".
    Ответить
  • Анонимно 26 апр
    / (по восточному обычаю без столовых приборов, причем все кушанья подавались на стол сразу);/
    Это "шведский стол".
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров