Айрат Ситдиков: «ВСМ неизбежно будет требовать проведения археологических работ»
Татарстанские историки выйдут на обследование отрезка в 45 км будущей высокоскоростной дороги в Зеленодольском районе
На сайте министерства культуры появилась информация о выдаче открытого листа Институту археологии РАН на проведение археологических разведок в зоне строительства высокоскоростной железной дороги «Москва-Казань». Как выяснила газета «Реальное время», в ближайшее время историки начнут работу не только во Владимирской области, но и в Татарстане. Подробностями с нашим изданием поделился Айрат Ситдиков, директор Института археологии АН РТ.
Сейчас идет проектная работа по обследованию территорий
– Айрат Габитович, расскажите, пожалуйста, действительно ли начнется обследование археологами участка ВСМ в Татарстане.
– Подготовительная работа была начата примерно месяц назад. Сейчас идет предпроектная работа, определяется разрешительная документация. Работа организована совместно с Институтом археологии РАН. На всем протяжении от Москвы и до Казани работа ведется во взаимодействии с региональными центрами. Это и Марий Эл, и Чувашия, и Нижегородская область. То есть работа над данным проектом выстраивается в очень плотном межрегиональном контакте.
В первую очередь сейчас предполагается примерно к концу сентября начать работу по обследованию самого участка прокладки ВСМ, который будет проходить от Зеленодольска до Казани. Именно на том участке и будут проводиться обследования с целью локализации ранее неизвестных, а в некоторых случаях могут оказаться и известные археологические памятники. В ряде случаев археологические памятники проходят по территориям, которые не входили в зоны осмотров археологов, поэтому там будут проведены обследования, подготовлены материалы, рекомендации к прокладке с учетом имеющихся на трассе объектов, с предложениями по обеспечению их сохранности или проведению исследований. Таким образом, может быть выбран один из вариантов, исходя из проектного решения, но это уже следующий этап. Исходя из результатов наших предложений проектных решений будут определяться параметры археологических раскопок, если они будут необходимы. В некоторых участках линия может быть изменена, в некоторых случаях она неизбежно будет требовать проведение археологических работ. Поэтому сейчас идет предпроектная работа по обследованию территорий, где будет проходить ВСМ.
Предполагается примерно к концу сентября начать работу по обследованию самого участка прокладки ВСМ, который будет проходить от Зеленодольска до Казани.
– Что, по вашим прогнозам, там может находиться?
– Район достаточно активно освоенный и в древности, и сейчас. То есть тут могут быть две проблемы: это большое количество памятников, и вторая – это то, что, возможно, многих из них мы не досчитаемся, потому что в этой зоне уже была хозяйственная деятельность. Только по результатам обследования мы сможем точно сказать, сколько объектов, какого времени. Район осваивался, начиная с эпохи Каменного века. Там есть материалы и раннего Железного века, и эпохи Средневековья. Поэтому сейчас наугад трудно сказать, что там окажется. Это мы узнаем примерно к концу октября. Именно тогда будут известны предварительные результаты хода обследований.
– Сколько времени у археологов есть на обследование, и каков следующий этап?
– Обследование будет проходить до конца года. Этого времени для работ нам, в принципе, достаточно. Все те работы, которые запланированы нами, будут проходить в нормальном, ненапряженном режиме и рабочем ритме. Следующий этап будет исходить из результатов наших обследований и проектного решения, которое будет предложено по прокладке. Следующий этап – это археологические раскопки, но если они необходимы. В ряде случаев мы будем рекомендовать, чтобы объекты не подвергались разрушению. Но, как я говорил, если в ряде случаев это будет неизбежно, в силу рельефа или других каких-то особенностей, будут необходимы археологические раскопки. Тут все будет зависеть от завершения проектирования и определения параметров исследования.
Деньги дают инвесторы ВСМ
– Как строится взаимодействие с Институтом археологии РАН?
– С Институтом археологии работа выстраивается исходя из региональных задач. Основной договор заключен с Институтом археологии, и с нашей стороны идет выполнение работ на участке на территории Татарстана. Будет создаваться один общий документ на всю трассу, каждый регион — на свой участок. Московские исследователи работают во Владимирской области, нижегородские в Нижегородской области, то есть каждый на своей территории. Таким образом, это скоординированная работа, чтобы в итоге выдать единый цельный документ. В данном случае координатором всех работ выступает Институт археологии РАН.
Единственный район, который попадает под ВСМ, около 45 км. В этом районе более сотни археологических памятников, но как пройдет трасса, без осмотра мы не можем сказать .
– Выделены ли какие-то бюджетные средства на эти работы? В каком объеме?
– Вся сумма выделяется в рамках тех инвестиций и финансирования, которое выделяется на прокладку ВСМ. То есть дирекция ВСМ осуществляет эти работы, это часть предпроектных работ. Это не часть государственной программы по сохранению памятников культуры, это часть работ, осуществляемых ВСМ в соответствии с российским законодательством.
– Получается, что магистраль пройдет только по Зеленодольскому району?
– Да, верно. Единственный район, который попадает под ВСМ, около 45 км. Сложно сказать, сколько работ будет произведено на участке в 45 км, все зависит от насыщенности участка. В некоторых участках и 100 км — немного работ, а в некоторых и 10 требуют больших работ. По нашим предварительным прогнозам, территория должна быть не очень насыщенной, но объекты бесспорно есть. Но как будет проходить трасса, это уже другой вопрос. В этом районе имеется более сотни археологических памятников, но как пройдет трасса, мы пока не можем сказать без осмотра.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.