Рафаэль Хакимов: «Кипчаки внесли вклад в формирование татар, киргизов, узбеков, казахов, ногайцев, башкир…»
Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 24-я
«Реальное время» продолжает публиковать отрывки из книги директора Института истории им. Ш. Марджани Рафаэля Хакимова «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение». Сегодня вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из главы «Наследники кочевых империй».
Дешт-и-Кипчак (ХII—XIII веков)
После разгрома уйгурами Восточно-тюркского каганата (744 год) кыпчаки находились в составе Кимакского каганата на территории современного северо-западного Казахстана, гранича на востоке с кимаками, на юге с огузами и на западе с хазарами. К середине IX века кыпчаки начали доминировать над кимаками.
«В начале XI века военно-политическая гегемония на территории прежнего расселения кимакских, кыпчакских и куманских племен перешла в руки кыпчакских ханов. Пришедшая к власти правящая династийная знать кыпчаков стала предпринимать активные действия в южном и западном направлениях, что привело их к непосредственным контактам с государствами Средней Азии и Юго-Восточной Европы. Во второй четверти XI века военноплеменная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего и среднего бассейнов Сырдарьи, приаральских и прикаспийских степей. Захват кыпчакскими правителями территории обитания огузской аристократии был вызван как экономическими, так и политическими причинами», — пишет Булат Кумеков.
На политику повлияло общее движение центральноазиатских племен в западном направлении. Одновременно проявились центробежные тенденции разных групп кыпчаков. Усилившиеся племенные вожди нуждались в пастбищных угодьях, и стремились взять под свой контроль важнейшие торговые пути.
В середине XI века происходит миграция больших группировок кыпчакских племен в «южнорусские» и причерноморские степи вплоть до границ Византии. В результате этих событий кыпчакский массив племен распался на два этнотерриториальных объединения: Восточнокыпчакское и Западнокыпчакское, границы которых проходили по реке Итиль. Большая часть территории современного Казахстана находилась под властью ханов Восточнокыпчакского улуса. Относительная централизация и единство кыпчакских ханов во второй половине XI — начале XII веков способствовали дальнейшему продвижению кыпчакских племен в сторону Хорезма, а также в районы Северо-Западного Семиречья и Южного Казахстана. С тех пор эта территория стала называться Дешт-и-Кипчак. Территория Западного Кипчака известна в древнерусских летописях под названием «Половецкая земля» или «Половецкая степь», а в византийских и европейских анналах — под названием Комания (Кумания). В XVI—XVIII веках термин «Дешт-и-Кипчак» употреблялся в среднеазиатской историографии для наименования земель Восточного Кипчака.
Кипчаки безуспешно пытались сдержать натиск татаро-монгол, однако в 1229 году были разбиты на Урале, а затем на Дону и реке Калке. Татары не только преследовали половцев, вплоть до Венгрии, но и пытались с некоторыми кыпчакскими племенами установить союзнические отношения. Субэтей-багатур обращался к кыпчакским вождям с предложением о мире: «Мы и вы — одного племени и происходим из одного рода…».
После европейского похода Батыя 1236—1242 годов кыпчаки прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды, внеся вклад в формирование таких этносов, как татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы. Часть их поселилась в Закавказье, часть на Руси, часть на Балканском полуострове (Болгария) и в Византии. Наконец, часть кыпчаков перебралась в Египет, поступив на службу в войска; некоторые из них, как Бейбарс, стали султанами.
Газневидское государство (977—1186 годы)
Тюркский полководец Алп-Тегин в 977 году отвоевал часть территории Саманидов и основал государство с центром в городе Газни. Опорой власти Газневидов была гвардия гулямов, а также отряды газиев, которые совершали рейды на неверных. Наибольшего могущества Газневиды достигли при Себук-Тегине (977—997 годы) и Махмуде Газневи (998—1030 годы). Во время правления Себук-Тегина в состав государства вошла почти вся территория нынешнего Афганистана и Пенджаба. Сын Себук-Тегина, Махмуд Газневи присоединил остаток Саманидских земель. В результате походов на Северную Индию, ему удалось подчинить еще несколько государственных образований.
В период наибольшего расцвета в состав государства были включены территория современного Афганистана, ряд областей Ирана, часть Мавераннахра и Хорезм, северные и северо-западные провинции Индии. Государство получило возможность контроля торговых путей между Китаем и восточным Средиземноморьем.
Однако завоевательные походы в конечном счете способствовали ослаблению государства. Они сопровождались разорением целых областей, разрушением оросительных систем, ограблением населения и уводом в плен десятков тысяч рабов. После смерти Махмуда Газневи, государство начало клониться к упадку. При Масуде I был потерян Хорезм. Караханидские правители Мавераннахра отторгли земли в верховьях Амударьи. После битвы при Данданакане (1040 год) с Сельджукидами в составе государства осталась лишь часть территории Афганистана и Пенджаба. Последний удар был нанесен Гуридами, которые в конце 1170-х годов вытеснили Газневидов в Северную Индию. Столицей Газневидского государства стал Лахор (современный Пакистан). После захвата Лахора Гуридами в 1186 году Газневидское государство прекратило свое существование.
В период расцвета Газневидского государства его правители поощряли развитие науки и культуры, в том числе персидской, несмотря на тюркское происхождение властной верхушки. При дворе в Газни и в других городах жили и творили выдающиеся ученые и поэты (Аль-Бируни, Утби, Абу-ль-Фазл Бейхаки, Гардизи, Фирдоуси и другие). Политика Газневидов во многом способствовала проникновению ислама в Северную Индию.
Сельджукский султанат (1077—1307 годы)
По преданию, вождь по имени Сельджук огузо-туркменского племени кынык в 955 году поселился в Дженде на Сыр-Дарье. В 30-х гг. XI века сельджуки получили на вассальных условиях от Газневидов земли в Хорасане, но вскоре восстали и в 1040 году одержали победу. Между 1040 и 1050 годами сельджуки во главе с Тогрул-беком, захватили Хорезм, почти весь Иран и Курдистан. В 1055 году был захвачен Багдад и весь Ирак. При Алп-Арслане была завоевана Армения (1064 год) и одержана победа над византийцами (1071 год). Между 1071 и 1081 годами была покорена Малая Азия и другие территории. Своего наибольшего политического могущества государство сельджуков достигло при султане Мелик-шахе. При нем были захвачены Грузия и Караханидское государство.
Военно-кочевая знать огузов проявляла центробежные устремления, что вело к феодальному дроблению страны. Были образованы султанаты, в которых правили ветви династии Сельджукидов, лишь номинально зависимые от центральной власти: Керманский (1041—1187 годы); Конийский (1077—1307 годы); Сирийский (1094—1117 годы).
После первого крестового похода (1096—1099 годы) сельджуки потеряли Палестину, Сирию, прибрежные области Малой Азии и Грузию. Междоусобица осложнялась движением исмаилитов. В 1118 году государство Сельджуков было разделено между сыновьями Мелик-шаха: Санджаром и Махмудом. Первому достались восточные области со столицей в Мерве, а второму — западный Иран и Ирак (Иракский Сельджукский султанат).
Санджар вел борьбу с крупными окраинными феодалами, добивавшимися самостоятельности. Потерпев поражение от каракитаев, Санджар утратил верховную власть над Средней Азией (1141 год). После смерти Санджара (1157 год) власть Сельджукидов в Хорасане прекратилась. У них сохранился лишь Конийский султанат.
Продолжение следует
комментарии
Ибо иначе, иноземцам и становым академикам придётся признать, что они все заврались до полного непотребства.
Сами размеры РОССИИ - и есть ПРАВДА, которую никогда не заболтать ни каким борзописцам.
Потомки западных тюрков является и половина современных русских, которые участвовали во всех западных походах Бату хана. Все мы потомки скифов.
То, до чего другие народы дошли за сотни лет своим умом и трудом, кочевники запросто и легко без умственного и физического напряжения сбацали за пол часа, всего лишь выбрав себе, накануне, правильного предводителя.
А самый смех в том, что даже становые академики нигде не рассказывают: как это вообще, вдруг, всё получилось у неграмотных дураков, ни черта сами никогда не делавших своими руками?
Життели его родового села в писцовых книгах 16, 17 веков обозначены КАК ЧЮВАША ..ПО ТАТАРСКИ И ПО МАРИЙСКИ --ИХ НАЗЫВАЛИ -СУАСАМИ и самоназвание их было таким же.
Одним словом я не знаю , почему Хакимову не заявляет , что он происходит из суасов т.к из чюваш-мусульман(не путать с чувашами-язычниками).
Мишари происходят из буртасов ---60% понтийского типа мишар по утверждению антропологов Балабановой и Трофимовой -алано-буртасского происхожения
су-АСЫ -казанские татары
бурт(фурд)-АСЫ -мещерские татары
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Откуда -то у Хакимова появились "татары"в составе войск монгола Батыя , внука монгола Чингисхана. Юань Ши , Рашид-ад -Дин утверждают , что монголы в 1202 году вырезали татар Центральной Азии полностью . Маленьких детей продали в рабство в другие страны опять же по приказу Чингисхана .
В войске Чингисхана и его потомков НЕ было НИ ОДНОГО татарского племени .
Вот список татарских племен:
Чаган-Татар, Алчи-Татар, Дутаут-Татар и Алухай-Татар ,Татары-тутукулйут , Татары-куин, Татары-терат , татары-баркуй . Племя тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен.
Где они эти племена в составе племен Золотой Орды ? Их нет .
Они были уничтожены в монголами. по приказу Чингисхана .
Когда Рубрук беседоваал с Сартахом и ег отцом Батыем , они сказали ему что такого народа как татары - уже не существует.Он также сказали Рубруку что им не нравится когда европейцы их, монгол ,называют татарами . и они хотят уничтожить это название чужого народа ("татары") и возвысить свое имя т.е "монгол".
Ибо, никаких результатов от их трудов нигде никто так и не нашёл..
Нет ни генетических , ни антропологических , ни археологических ни этнографических доказательств участия кипчаков в формировании поволжских татар .
Автор - академик, он врать не будет, сказал - кинжал отрезал. Правильно?
Если академик утверждает, что малочисленные неграмотные непоседы-дураки, ничего и никогда сами не делающие своими руками, запросто, но только для других, создавали города и государства, стал быть, всё так и бУло.
За 100 лет до образования Золотой Орды, как самостоятельного государства?
Все эти киргизы, башкиры, казахи, кумыки и прочие -просто части единого татарского народа. Во времена Золотой орды все они были татарами.
Ответить
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Великий русский историк Карамзин Н.М. писал в 19 веке: "Ни один из нынешних народов татарских НЕ ИМЕНУЕТ себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей." ("История государства Российского", СПб,1818,т.3, с.172).
Не один из этих народов , до прихода русских чиновников и даже не подозревал что их РУССКИЕ называют ТАТАРАМИ ))
Главное : как народ называют СОСЕДНИЕ НАРОДЫ и КАК САМ НАРОД СЕБЯ НАЗЫВАЛ .
Карамзин Н.М. писал в 19 веке: "Ни один из нынешних народов татарских НЕ именует себя татарами.."
Казанские мусульмане до начала 20 века САМИ СЕБЯ "татарами" не называли.
Это факт.
"Татарами" казанских мусульман и не только называли (были и кавказские "татары" и др.) чиновники Российской империи.
Более того казанские мусульмане считали название "татары" обидным прозвищем.
Эти факты описаны во множестве научных статей, книг, монографий, воспоминаний и т.д.
Встаёт вопрос: "Кто и с какой целью назвал в начале 20 века казанских мусульман обидным для них прозвищем "татары"?".
Это чисто научный вопрос, но как и вся историческая наука он (научный вопрос) тесно связан с политикой.
Уверен, уважаемый академик Р.С.Хакимов разрешит эту дилемму не "обидев" ни науку, ни политику - богатейший разнообразный опыт даёт такую уверенность.
Надо добавить, что казанские мусульмане вправе называть сами себя любым именем, этнонимом - если народ считает, что он должен называться "татарами", то никто не вправе ему помешать это делать.
Тем более прошло уже почти 100 лет, как казанским мусульманам был навязан этноним (самоназвание) "татары".
Но народ имеет право знать ПРАВДУ, как и почему у казанских мусульман возник этноним, самоназвание "татары".
...из книги Костомарова складывается впечатление, будто все татары прекрасно знают русский язык. Или же, напротив, все украинцы, русские и поляки в совершенстве владеют татарским. НИ РАЗУ не упоминается о каких-либо переводчиках.
...в начале XVII века русский посол даже не смог понять вопроса иностранца об отношениях Москвы с Татарами...
В России до XVII века татарами называли воинские общины казаков ...
...после прихода к власти Романовых, и в России слово татары стали употреблять в ..., западно-европейском понимании. Скорее всего, это сделали сознательно, в рамках общего искажения русской истории при первых Романовых.
Есть случаи в писцовых книгах , когда один брат был ясачный буртас или суас , а другой - служилый татарин или же когда отец суас(чюваш), а сын служилый татарин.
Кстати местные народы до 20 века не называли предков современных поволжских татар --татарами .
Мокша называла татар -келмас, эрзя--печкас , башкиры , марийцы -суас , удмурты --бигер-ёс ..
Да и сегодня они меж собой часто называют татар вышеприведенными именами
Есть примеры привнесения царскими чиновниками внешних этнонимов другим народам , которые их не принмали
Например - мордва -, но ни мокша и не эрзя себя Мордвой не считают .. Татары и чуваши их называют по их САМОНАЗВАНИЮ -- эрзей и мокшой .
Термины вотяки , черемисы,остяки вогулы и другие также привнесены царскими чиновниками
Все названия в России - сплошь только тюркские слова.
Вам это любой тюрка живо и с удовольствием в сознание вотрёт.
Точно так же рисуют пути миграции разной саранчи и кузнечиков, которые пока всё в округе не сожрут далее не прыгают.
Таким образом, даже любые насекомые, могли запросто сбацать любое государство или даже целую орду, естесно, при правильной интетрепации происходящего становыми академиками.
Кто-то в детстве обидел?
Уважаемые читатели РВ пытаются разобраться в истории.
Никто не хочет оскорблять оппонента.
Сами гляньте в чём пытаются разобраться уважаемые читатели.
Единственная тема для обсуждения - в какой последовательности ханьё резало друг друга в улусовых сараях. И на этом всё.
Ни автор и ни читатели, даже и не пытаются объяснить: как малочисленные неграмотные непоседы-дураки строили города и создавали государства, причём всё делали даже не для себя, а для якобы ими покорённых народов?!
Во всём мири и всей истории, города строили оседлые ремесленники, а государство без букв и документооборота - в принципе, создать невозможно.
И только у неграмотных бегунов кочевников всё запросто получилось, но только вот для себя, они так ни черта почему-то и ни сделали.
Поэтому вся эта байда - даже не история, а бред сивой кобылы , который становые академики оформили в семитомник, и льют эту свою лабуду на всех жителей России.
Тут ни о каком уважении читателей, становыми академиками, даже и речи быть не может.
Поэтому и вам обижаться надо на академиков, а не на читателей.
Для начала все тюрки учат наречия друг друга, чего они никогда не сделают ибо передерутся на первом же уроке.
Поэтому для объединения против русского языка, этой всей публике надо прежде выучить русский язык, чтобы затем, уже сообща, против него бороться.
При этом они ещё утверждают, что практически нет никакой разницы в их компонентах.
Латиница создана на базе усечённой Кириллицы.
Поэтому переход - просто ваш каприз, который всех устроит, ибо тогда вы никуда наружу из станов в Россию уже не вылезите.
...........с казахами, с киргизами, с кумыками, сложнее с турками, азербайджанцами и остальными тюркскими народами, однако понять можно, а далее и научиться. Ведь когда то это был один могущий народ - ТАТАР халык.
Ответить
------------------------------------------------------------------
ТЮРКСКИЙ МЕГАЭТНОС , а не татарский
Татарами называли также и НЕТЮРКОВ : МОНГОЛ , КАЛМЫКОВ ,и марийцев , и эвенков , и адыгов, нивхи , мордву и тд
То есть татары-это НЕВСЕГДА ТЮРКИ
А ТЮРКИ - ЭТО ВСЕГДА ТЮРКИ .
Вот такие как ты, недалекие люди , навязыванием остальным тюркам термин "ТАТАРЫ" отталкивают остальных тюрков от татар .Но не хотят они себя идентифицировать татарами
Термин татары для остальных тюрков -это те кого именно сейчас называют ТАТАРАМИ и НЕ БОЛЕЕ
Себя они ТАТАРАМИ НЕ СЧИТАЮТ И РАНЕЕ ИХ ПРЕДКИ НЕ СЧИТАЛИ
Великий русский историк Карамзин Н.М. писал в 19 веке: "Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей." ("История государства Российского", СПб,1818,т.3, с.172).
Речь, зафиксированная в Куманском кодексе, представляет собою ближайшего предка современного языка карачаевцев и балкарцев как в отношении фонетического строя, так и в отношении мифологии и, главным образом, в отношении лексики.
Для иллюстрации приведем несколько примеров:
Кипчакский яз. Карач.
Бий бий – князь.
Кул кул – раб.
Къарауаш къарауаш – рабыня.
Интересное совпадение возвратного местоимения:
Кипчакский – кенси, карач.-балк. – кеси, чего нет ни в одном языке тюркской группы.
Важно отметить наличие в кипчакском языке слов, которые имеются только в карачаевском, балкарском и караимском языках.
Для примера возьмем:
Кипчакский яз. Карач.-балк. Яз.
Келепен келепен – отверженный.
Кертме кертме – груша.
Кёнчек кёнчек – брюки.
Кенесю гинасу – ртуть.
Тепси тепси – треножник.
Папас бабас – поп.
Тегене тегене – корыто и др.
Западно-кыпчакская подгруппа языков:
Половецко-армянское: кенс — самость, сущность
Карачаево-балкарское: кес — сам, сущность
Codex Cumanicus: kensi — сам, самость
Codex Cumanicus: bapas, papaz — священник
Половецко-армянский: бабас — священник
Караимский: бапас — священник
Карачаево-балкарский: бабас — священник
Codex Cumanicus: K(i)lisia — церковь
Карачаево-балкарский: килиса — церковь
Караимский: клиса — церковь
Половецкий и карачаево-балкарский обнаруживают прямое лексическое сходство, в отличие от ногайского, кумыкского и других тюркских языков.
Очень интересно также отметить почти полное совпадение местоимений у кипчаков с местоимениями карачаевцев и балкарцев. Так, в решении данной проблемы неоценимое значение приобретает общность языка кипчаков, карачаевцев и балкарцев. На основании приведенного материала я считаю, что кипчакский элемент в сложном этническом составе карачаевцев и балкарцев играл главную роль, т.е. их первоначальное ядро – это кипчаки"
(19:51) Тупой-тупее других! Ты сам внимательно вдумайся на смысл написанных слов от Карамзина: " Ни один из нынешних народов татарских.........
Ответить
-------------------------------------------------------------------
Смысл слов Карамзина
Не один их тех народов , которых мы называем татарами , СЕБЯ ТАТАРАМИ НЕ НАЗЫВАЮТ !
То есть смысл текста Карамзина : " НЕ ОДИН их этих народов --НЕ ИМЕЕТ САМОНАЗВАНИЕ -"ТАТАРЫ "
ПОНЯЛ?
Настощее ИМЯ любого народа -ЭТО ЕГО САМОНАЗВАНИЕ , а не тот термин , которым их называют ИНЫЕ НАРОДЫ.
термин "НЕМЦЫ " применительно к коренному народу Германии -не может являться их настоящим этнонимом .. Настоящий этноним коренного народа Германии -- Deutschen.
Точно также все народы , которых в 18 веке русские в том числе и Карамзин называли татарами , имели СВОИ САМОНАЗВАНИЯ и не было среди них самоназвания "ТАТАРЫ "
Ты давно выделяешься среди других глупыми постами и непонятливостью
О происхождении мишарей.
Геннадий Федорович Синицын родом из Пичаур, что в Чамзинском районе Мордовии. . Село это вобрало в себя мордву, русских, а в незапамятные времена, как утверждает Геннадий Федорович, и буртасов. Сам себя он считает потомком этого тюркского племени. Пытаясь вскрыть свои родовые истоки, читал труды Сафаргалиева, Орлова – ученых, исследовавших историю тюркских народов, и сам начал исследовательскую работу, которая гармонировала с его хобби историка. Кандидат технических наук, он увлеченно стал заниматься исследовательской работой. Некоторые его труды мы публиковали. Сегодня предлагаем вниманию читателей еще один на эту тему, написанный в соавторстве с сыном-историком, ДОКТОРОМ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК , Михаилом Геннадьевичем .
Территория, на которой родилась НОВАЯ НАЦИЯ (МИШАРИ ) , - это современная Мордовия, а также ПРИЛЕГАЮЩИЕ районы соседних областей , что полностью согласуется с теорией одного из наиболее авторитетных историков степных кочевых народов Л.Н. Гумилева. Он убедительно доказал, что месторазвитиями этносов могут быть только сочетания двух и более ландшафтов. Например, леса и степи, как это имеет место в рассматриваемом случае.
Время окончания формирования МИШАРЕЙ , как этноса, по мнению одних – конец 14 в., по мнению других – конец 16 века.
Не претендуя на истину в последней инстанции, мы хотели бы поделиться с читателями газеты своими соображениями на этот счет. Во-первых, скорее всего предки мишарей - тюркоязычные народы. Во-вторых, они должны были постоянно проживать на территории образования нового этноса. И половцы, и булгары, и буртасы относились к тюркской группе. Из них ЛИШЬ БУРТАСЫ ПОСТОЯННО жили в наших краях.
ПОЛОВЦЫ – типичные КОЧЕВНИКИ , жители СТЕПЕЙ . Основное их занятие – КОЧЕВОЕ скотоводство. В Золотой Орде с ее бескрайними степными просторами они составляли большинство населения. В НАШИХ КРАЯХ ОТСУТСТВУЮТ УСЛОВИЯ для занятия КОЧЕВЫМ скотоводством, поэтому ПРИЛИВ степных кочевников в зону лесостепей(Мещеру) МАЛОВЕРОЯТЕН . Уже упоминавшийся Л.Н. Гумилев считает, что кочевники куда менее склонны к переселениям, чем земледельцы. Они не стремятся сменить родину на чужбину без достаточных оснований. Другими словами, нужны какие-то особые причины для переселения. Такие особые обстоятельства сложились в Орде в 14 в
Использованные нами архивные материалы позволяют также сделать некоторые замечания по вопросу о том, КАК ПРОИСХОДИЛА
трансформация (ПРЕВРАЩЕНИЕ) БУРТАС в ТАТАР--МИШАРЕЙ . В документе 1624 г. пичеурские БУРТАСЫ именуются ДВОЙНЫМ названием: «ТАТАРОВЕ – БУРТАСЫ». Это означает, что БУРТАСЫ в этот период еще
НЕ потеряли своей идентичности. Чиновник – писец, проводивший перепись, также НЕ называет их(буртас) просто татарами (он называет их ТАТАРОВЕ-БУРТАСАМИ ). Это может означать, что этногенез МИШАРЕЙ к этому времени ещё НЕ был завершён.
Следующие архивные документы, использованные нами и касающиеся Пичеур, относятся к первой половине 18 в. и представляют собой ведомости по сбору различных податей и налогов. В них БУРТАСЫ (или их потомки) значатся просто как ясашные крестьяне .
Вообще говоря, ПОЯВЛЕНИЕ этнонима «ТАТАРЫ » по мнению советского историка В. Л. Егорова является исторической ОШИБКОЙ , ЗАБЛУЖДЕНИЕМ . Этот термин стал использоваться русскими и западноевропейскими летописцами вслед за китайцами по отношению к войскам Чингисхана и населению Золотой Орды. Позднее в России татарами называли даже нетюркоязычных горцев Северного Кавказа. Вспомним, хотя бы, «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого.
Однако никаких "ТАТАР" в войсках Чингисхана и тем более в Орде НЕ БЫЛО. ТАТАРСКИЙ народ, включая младенцев ростом выше тележной оси, БЫЛ ИСТРЕБЛЕН , так как был виновен в смерти отца Чингисхана.
Учитывая сказанное, можно предположить, что название «ТАТАРЫ » было НАВЯЗАНО буртасам, половцам , булгарам и некоторым другим народам и постепенно УКОРЕНИЛОСЬ в ИХ СОЗНАНИИ
Приведенные данные показывают, что в составе татарской аристократии Пензенской губернии в основном представители гаплогруппы j2b2 – 38%. Происхождение гаплогруппы из южных Балкан(!). К этой гаплогруппе относятся такие фамилии, как Акчурины, Дашкины, Долотказины, Енгалычевы, Еникеевы, Кашаевы, Килькеевы, Кудашевы, Кудяковы, Мамины, Муратовы, Ненюковы, Суховы, Утешевы. Почти все из них считаются потомками Бехана, так называемыми беханидами).
Считаем, однако, необходимым заметить, что нередко аристократия некоторых народов с точки зрения происхождения имела мало общего с основным населением. В той же Орде, по крайней мере в начальный период её существования, знать была представлена МОНГОЛАМИ . В Московском государстве высшая аристократия – потомки НОРМАННОВ (Рюрика и других), литовского князя Гедимина. По данным В.О. Ключевского около четверти российского дворянства имела ордынские, в том числе мишарские корни. В Прибалтике знать состояла в основном ИЗ НЕМЦЕВ . После завоевания её Петром все эти остзейские бароны влились в состав российского дворянства. Поэтому ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ целесообразно продолжить, привлекая при этом для анализа РЯДОВЫХ МИШАРЕЙ из различных частей Мордовии и соседних регионов.
Синицын Г.Ф., Синицын М.Г.
г. Саранск
...
Также удалось вычислить, что предки по прямой мужской линии и мокшанских и татарских J2b пришли на территорию современной Мордовии из Европы. Видимо, некая группа древних европейцев, отделившись около 2000 лет назад, оказалась в Поволжье на территории современных Мордовии и Пензенской области. Затем они разделились и впоследствии часть из них вошла в состав мокши, а другая — в состав татар. Скорее всего движение было с южного направления, поскольку у эрзи, в прошлом жившей северо-западнее мокши, J2b большая редкость.
...
Есть и другие группы у мишарей, которые можно назвать автохтонными с домонгольской эпохи (R1a-Z92, R1a-M458, R1a-CTS1211, R1b-M269, I1, N1c-L550, E1b-V13). Эти автохтонные предки немного отличаются от автохтонных предков казанских татар. Кроме этого у мишарей достаточно много восточных групп и целый ряд групп, чье время появления и исходные места пока не удается прояснить в связи с отсутствием родственников в мировых базах (J2a, G2a, G1, L1, E1b, R1a-Z93, Q1a, Q1b, O, C2). Из представителей татар-мишарей, имеющих восточное происхождение по мужской линии, среди которых обнаружились неожиданные родственники, можно назвать некоторые старинные фамилии бастановских татар (Тынчеровы, Симашевы, Канеевы). ОНИ ОКАЗАЛИСЬ РОДСТВЕННЫМИ ИРЕКТИНЦАМ, ТАБЫНЦАМ, БАЛЫКЧИНЦАМ И ДРУГИМ БАШКИРСКИМ РОДАМ.
Бастаново – это крупное село на границе Рязанской области и Мордовии, в 2015 году отметившее 500-летие. Неожиданным также оказалось достаточно близкое родство некоторых мишарей Батыревского района Чувашии с монголами из рода Татар из Внутренней Монголии. ЕСТЬ СРЕДИ МИШАРЕЙ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ КЫПЧАКСКИЕ ЛИНИИ R1B-M73, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ казахов, БАШКИР, народов Средней Азии.
Много у мишар линий связанных с финнами , славянами , германцами(включая пленных немцев-ливонцев и викингов ) .. Даже субклад викингов R1a -Z284 у мишар - есть . Кроме этого у мишар встречаются линии скандинавов -викингов гаплогруппы I1
Среди предков мишар есть даже бывшие военнопленные латыши и поляки .(ляхи) и их линии у мишар тоже есть .
G2a, G1, L1, E1b, R1a-Z93, Q1a, Q1b,,-это у мишар южные или юго-восточные линии . Они пришли на Среднюю Волгу аланами и сарматами
У мишар обнаружен субклад R1a-Z-93 Z1225-S23592 и
сарматский R1a Z-93--Y52
G2a,- с Кавказа
Q1a, Q1b-из Пакистана , Афганистана и Ирана , несмотря что гг Q изначально из Южной Сибири
L1- у мишар - из Ирана , Афганистана и Пакистана
E1b- у мишар из Ирана
R1a-Z93- из территории от Алтая до Ирана
Почему то не указали гг T . эта гг из Пакистана , Афганистана и Индии
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
именно в состав этих родов вошли мишари , переселенные в 19 веке в Башкирию ...В то время говорили ,что мишари перешли в БАШКИРЫ . По этому не нужно удивляться
Тем более для русских "татары" было не этническим обозначением, а политоним. И "ясачные татары", "служилые татары" - это сословия в которое записывали башкир, чувашей, марийцев, удмуртов, мордву. Хотя в основном в сословие ясачные татары входили чуваши-мусульмане.
Немчин(немец) Айкейка, проживал в дрв. Ефаеве, принадлежал Хозяшу-мирзе Дулатову.
Немчин (немец) Мартынка, крестьянин. Проживал в починке на речке Шаврее у сток Онкалея, который был куплен у татар князем Булаем Кудашевым (купчии 90-го и 93-го годов).
Немчин(немец) Микулка, проживал в дрв. Ефаеве на речке Ракшекшлеи, принадлежал мирзе Чекашу Мамлеиву.
Немчин(немец) Онтушка, принадлежал Елмаметю княж Еникееву, проживал в остроге в Большой Шурлейской слободе Темникова.
Немчин(немец) Онтушка, принадлежал Килмамаю мирзе княж Кулунчакову, проживал в остроге в Большой Шурлейской слободе Темникова.
Немчин(немец) Паулька, проживал в дрв. Ефаиве принадлежал «на их жеребей» Избяк мирзе княж Ефаеву, Бигилди мирзе княж Кудашеву, Баик мирзе Исякову и Курмаш мирзе Утешеву.
Немчин(немец) Тумаска, проживал в Темникове в Шурлейской слободе, принадлежал вдове Енака Мамлеева и их детям: Сюнчелею, Сюнбаю, Енбаю, Беркею и Аюкаю Енаковым, «а живут на одном хлебе, а служат с одново двора».
Немчин (немец)Худяк, проживал в дрв. Еналеиве на речке Исе, принадлежал Келмамету и Уразмамету Трегуловым.
Латыш Юрка, проживал в деревне Адаеве, принадлежал Евгостею мирзе Тенибякову.
Латышь Кушка, проживал в дрв. Полянке, принадлежал Ишею мирзе Алмакаеву.
Литвин(белорус) Минька, крестьянин, проживал в дрв. Вечконине, принадлежал Усекаю мирзе княж Тенишеву и Бигилдею княж Куедашеву.
Источник: Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г. / сост. М. М. Акчурин, А. В. Беляков. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. – 220 с.
Следуют читать:именно в состав этих родов вошли мишари , переселенные в 18 веке в Башкирию .(в 18 веке)
Анца Кутлеяров, НЕМЧИН (НЕМЕЦ), (ЧЮВАШСКИЕ ДВОРЫ . дп. в поместье Камая Смиленева), село Урсек.
Анца Сонталеев, НЕМЧИН (НЕМЕЦ), (чювашские дворы, в поместье Бакшанды Нуру'шева) село Урсек.
Христофор Кондратьев, НЕМЧИН(немец)
https://realnoevremya.ru/articles/130417-prezentaciya-perevodov-o-zolotoy-orde-i-krymskom-hanstve
------
В Казани крен в противоположную сторону - все и вся в средневековье сплошь одни татары.
Ну вот наконец-то, а то этих прибалтов чуть ли не виновниками европеоидности казанских татар кто-то считал. А их оказывается по пальцам можно пересчитать. Пальцев рук и ног как раз хватит.
Ответить
-----------------------------------------------------------------------------
Ты не понял . Это толькоодин эпизод на 1593 год из одной группы деревень .Таких немцев, литвинов , латышей поляков в писцовых книгах по другим деревням очень много..
Но ты не понял следущее : эти пленные из североевропейских входили в состав ТАТАР не РАЗОВО , а МНОГОКРАТНО начиная с начала Ливонской войны и кончая Русско-шеведской войной 1790года
Войны России с другими странами , где приняли участие поволжские татары.
Русско-шведские войны
Русско-шведские войны — военные конфликты между Россией и Швецией.
Годы Название Победитель
1570—1583 Ливонская война Швеция и Речь Посполитая
1590—1595 Русско-шведская война Россия
1610—1617 Русско-шведская война Швеция
1656—1658 Русско-шведская война Ничья
1700—1721 Великая Северная война Россия
1741—1743 Русско-шведская война Россия
1788—1790 Русско-шведская война Нет
Русско-польские войны
1609-1618 Русско-польская война (1609—1618) Речь Посполитая
1632-1634 Смоленская война Неопределённый
1654-1667 Русско-польская война (1654—1667) Русское царство
1733-1735 Война за польское наследство Российская империя
1768-1772 Барская конфедерация Российская империя
1792 Русско-польская война (1792) Российская империя
Русско-прусская война 1757-1762
------------------------------------------Из всех этих войн татары приводили пленных включая женщин и детей ..Они селились в татарских деревнях в качестве дворовых людей и постепенно вливались в состав татар.
Еще один момент Потомки этих военнопленных 3 или 4 поколений УЖЕ НЕ НАЗЫВАЛИСЬ НЕМЧИНАМИ ЛАТЫШАМИ ЛЯХАМИ(поляками) ливинами(белорусами), а назывались татарами или чювашами .То есть немчинами , латышами и тд они считались лишь в первом или во втором поклонениях . То есть когда писали татарин или чюваш - то это не факт что они происходили из бывших военнопленных .
Но самое главное :генетические исследования установили , что германских гаплогрупп(включая гапло скандинавов -викингов) у татар по Y хромосоме 14-16%, прибалтийских 2% , белорусских и польских 3%
-------------------
Откуда эти данные?
Источник: Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г. / сост. М. М. Акчурин, А. В. Беляков. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. – 220 с.
Читай внимательно - город Темников и Темниковский уезд- это мишаре. Не казанмкие татары. Потом они перечислены поименно, 15 человек.
Они придали европеоидный вид татарам?
0_o Ты хочешь уподобить их испанским воякам начала 17 века? В те времена, в Асуньсоне жили 300 пожилых испанцев, а округе более 10000 метисов.
Но я думаю это не подтвердится и окажется, что возраст их расхождения 10 000 лет, когда никаких татар, белорусов, немцев не было. Скорее всего этот расовый тип связан с палеоевропейцами. Восточная часть этих палеоевропейцев потом перешла на финно-угорские языки, западная - балтские, германские, славянские.
Еще один момент Потомки этих военнопленных 3 или 4 поколений УЖЕ НЕ НАЗЫВАЛИСЬ НЕМЧИНАМИ ЛАТЫШАМИ ЛЯХАМИ(поляками) ливинами(белорусами), а назывались татарами или чювашами .То есть немчинами , латышами и тд они считались лишь в первом или во втором поклонениях . То есть когда писали татарин или чюваш - то это не факт что они НЕ происходили из бывших военнопленных .
Правильный текст с "НЕ" :
То есть когда писали "служилый татарин" или "ясачный чюваш" - то это не факт что они НЕ происходили из бывших военнопленных .
Татар записывали ясашными чювашами ,а для отделения от служивых татар,налог они платили разный понятней так?Русские так записывали для своего удобства.Потом перестали и исчезли чювашские татары и служивые стали все татарами .А ваша версия о массовом переходе чуваш в татары разбивается насильственной христианизацией народов в том числе татар и чуваш Поволжья.И чуваши остались чувашами христианами.
Ответить
-----------------------------------------------------------------------------
Чюваши , как нароод УЖЕ БЫЛИ в Казанском ханстве и русским чиновникам НЕ было необходимости кого то ЗАПИСЫВАТЬ ЧУВАШАМИ ..
Есть документы что чувашами называли не только крестьян , но их князей и духовных лиц из мишарей и казанлы
Это еще раз подтверждает что ЧЮВАША (СУАС) ЭТНОНИМ ПРЕДКОВ ВОЛЖСКИХ ТАТАР,
Марийцы и сейчас называют татар СУАС , как НАРОД , а не сословие
В Казанском ханстве основным население были чуваши и финно-угорские народы. Чуваши - потомки булгар, их ещё называли бесермяне. Потом эти чуваши-бесермяне русскими были записаны в сословие "ясачные татары". В начале 20 они и сами приняли этнтним "татары". Правда с трудом о чём писала казанская интеллигенция (Насыри, Марджани, Ибрагимов и др.) Ордынской была только аристократия из экстерриториального сословия "татар". После взятия Казани русскими в середине 16 века, эта аристократия разбежалась или была уничтожена. К началу 17 века от неё осталось 5-6% в сословии служилые татары в Поволжье. В Касимове - около 40 %
------------------------------------------------------------------------------------------------
Служилых татар в на Средней Волге верстали из суасов и буртасов..Посде взятия Казани , ордынцев на Средней Волге не осталось