Новости раздела

Как казанские девелоперы зарабатывают на дефиците ТЦ

«Сувар Плаза» в почете у мужчин-автолюбителей, а «Мега» и «Южный» — у семейных пар. Часть 1

Управляющие и собственники казанских торговых центров сегодня собрались в «Ривьере», чтобы провести некий аналог мозгового штурма и ответить на вопрос, как выживать рантье в кризис. Как выяснилось, несмотря на трудности, у казанских девелоперов есть и фора — в столице РТ обнаружился дефицит качественных торговых площадей. Самочувствие отрасли вместе с экспертами замерили корреспонденты «Реального времени».

Занятой мэр

Организаторами и партнерами прошедшей сегодня деловой конференции «Современный торговый центр в Татарстане» выступила международная консалтинговая компания JLL, Российский совет торговых центров (РСТЦ) и компания Promotion Realty. В числе почетных гостей был заявлен даже мэр Казани Ильсур Метшин, но градоначальник отменил сегодня даже долгожданные встречи с бизнесом и журналистами. К девелоперам он также не пришел. К сожалению, покинуть мероприятие по депутатским делам была вынуждена и Муслима Латыпова, владелица «Бахетле». В итоге участникам пришлось довольствоваться выступлениями Ильдара Шакирова, председателя комитета экономического развития исполкома, и замглавы минпромторга РТ Рашата Фаттахова.

Шакиров констатировал, что Казань достаточно высоко обеспечена торговыми площадями в целом, но вот по качественным площадям, как ни странно, есть дефицит. Площади торговых центров в столице РТ составляют лишь 350 кв. метров на 1000 жителей. Всего, по подсчетам мэрии, в Казани есть около 40 торговых центров. Также ниже в 1,5 раза представленность в Казани международных брендов по сравнению с Москвой.

– К городу проявляют интерес международные операторы «Ашан» (планируют развивать универсамы, магазины шаговой доступности «Атак»), «Леруа Мерлен», «О'Кей», «Лента», — констатировал представитель исполкома Казани.

Тренд 2009 года — отечественные куры, а что будет в этот кризис?

Фаттахов был более многословен. Причем к теме ритейла он решил подойти издалека, призывая обратить внимание сетей на демографию.

– Многие помнят, в 90-е годы были перепрофилированы многие детские садики, в итоге в дальнейшем возник дефицит мест в детских садах. Пришлось решать эту проблему, — заявил чиновник. И тут же отметил, что сейчас благодаря демографии можно все посчитать и просчитать, к примеру, «кто будет производить детей в 2090 году». Поэтому он призвал сети быть активнее, а само министерство обещало всячески им помогать.

Завершил свое выступление Фаттахов посылом, что от каждого кризиса выигрывает какая-то отрасль.

– В результате кризиса 2009 года мы стали есть отечественных кур. Что-то изменится и по итогам этого кризиса, — пообещал гость из минпромторга.

Доходы выше средних по России

Елена Соловьева, руководитель по маркетингу отдела управления коммерческой недвижимостью компании JLL, поделилась картиной торгового мира Казани и портретом столичного шопоголика.

Татарстан оказался интересным регионом для инвестиций. И в основном благодаря тому, что регион не перенасыщен качественными торговыми площадями, а также растущему среднегодовому доходу на душу населения.

– Среднегодовой доход на душу населения превысил средние показатели по России. В 2014 году доход на душу населения в Татарстане составил $800 в реальном выражении. Прогноз на 2015 год по республике — $480. Прогноз по России — $420 на душу населения, — поделилась эксперт.

Понятно, что девальвация рубля и потребительская инфляция не могли не сказаться в целом на спросе. Согласно данным Росстата, индекс потребительской уверенности по итогам 4-го квартала 2014 года в стране упал с минус 7 до минус 18%. Вызывает тревогу у россиян и рынок труда: люди боятся сокращений.

– Как следствие всего этого, люди стали больше экономить и меньше тратить. В январе товарооборот снизился на 4,4%, мы упали в яму, — констатировала Соловьева. Она тут же напомнила, что еще в прошлом году в сентябре — октябре отмечался рост товарооборота на 1,7%, а в декабре вообще на 5,4%. Здесь помимо сезонного фактора, сказались и панические настроения, когда был нездоровый спрос на бытовую технику, автомобили, был поток покупателей из стран СНГ.

Мертвый стрит-ритейл и плюсы ненасыщенности

Говоря о насыщенности торговыми центрами, Соловьева отметила, что в результате анализа Казань и Челны оказались в одной группе перспективных рынков.

– В Челнах на 1000 человек приходится 157 кв. метров качественных площадей. Всего в автограде 81750 кв. метров качественных площадей. К ним относятся ТЦ «Омега» (40 тыс. кв. метров), «Торговый квартал» и «Сити-молл». Похожая ситуация в Казани. Здесь 270 тыс. кв. метров качественных площадей или 220 кв. метров на 1000 человек. Но с 2011 года здесь не вводились новые торговые центры, — рассказала представитель JLL. Пока из наиболее реальных к реализации проектов в среднесрочной перспективе спикер назвала ТЦ на Горьковском шоссе (девелопер «Агава») и на Даурской.

Непростая ситуация и со стрит-ритейлом, считает Соловьева. Гостья из Москвы главными торговыми улицами Казани назвала улицу Пушкина и Баумана.

– Основной пул операторов здесь — сервисные компании. Это банки, кафе, рестораны, салоны красоты. Fashion-ритейл после запуска качественных торговых центров постепенно перебрался с этих улиц, — говорит она.

Правда, как оказалось, благодаря тому, что Казань не перенасыщена торговыми центрами, здесь отмечается маленький процент вакантных площадей. Если в целом по России и в столице этот показатель приближается к 7%, то в Казани он оказался на уровне 2-3%.

Сильные становятся сильнее, а слабые — слабее?

Вторая часть выступления Елены Соловьевой была посвящена лояльности казанцев к торговым центрам.

К лидерам в сегменте торговых центров в Казани следует отнести «Мега-Казань», «Южный», «Парк Хаус» и «Тандем». Их посещаемость растет, несмотря на кризис.

– Происходит следующая тенденция: качественные торговые центры увеличивают свою долю присутствия за счет менее успешных проектов, — считает эксперт.

В рейтинге JLL самый высокие показатели по среднемесячному доходу демонстрировали посетители «Меги» и «Южного» — 43064 тыс. рублей и 45816 рублей соответственно. Также эти торговые центры предпочитают семейные пары — 61% их посетителей состоят в браке. У «Парк Хауса» и «Тандема» — этот показатель на уровне 53%.

Самый удивительный показатель демонстрирует люксовая «Сувар Плаза». Если верить исследованиям JLL, то 100% посетителей его — мужчины, которые поголовно пользуются автомобилями. Женщины же предпочитают «Парк Хаус» (72%) и «Тандем» (63%).

Среди других тенденций среди потребителей в исследовании отмечалось увеличение среди посетителей доли людей с доходами ниже среднего (уход в средний минус)

– Подобное происходило в 2009 году. Одновременно снижались расходы на бытовую технику, ювелирные изделия, аксессуары и траты на развлекательную составляющую, — заявила Соловьева.

По ее словам, среди последних веяний это посещение за один визит нескольких торговых центров.

– Если раньше люди предпочитали делать покупки в одном месте, то теперь за продуктами люди едут в один торговый центр, за электроникой за другой, а за развлечением — в третий, — резюмировала спикер.

Продолжение следует

Арслан Минвалеев, Алиса Разумовская

Новости партнеров