«Извиняюсь перед всем башкирским народом»: что произошло в Белорецке?
Подробности конфликта «с межэтнической окраской» на востоке Башкирии и его глубинные причины

Еще не забылись стычки башкирских парней с чеченцами в Баймакском районе и курдами-езидами в Сибае, а с востока Башкирии пришла очередная неприятная новость — о драке с таджиком (по некоторым сведениям, с чеченцем). «Реальное время» узнало подробности случившегося в зауральском городе. Эксперты нашей интернет-газеты источником подобных конфликтов называют недовольство населения социально-экономическими условиями.
«Выходи, извиняйся перед башкирским народом»
Накануне стало известно об очередном конфликте межнационального характера на востоке Башкирии. На этот раз инцидент произошел в Белорецке. По первоначальной информации, стычка случилась между гражданином России, родившимся в Таджикистане (по другой версии — в Чечне), и студентом из Межгорья (город Межгорье фактически находится на территории Белорецкого района).
Впоследствии толпа местных жителей — уроженцев Белорецкого района — набросилась на выходца из Таджикистана (или Чечни). Как сообщало «Реальное время», конфликт произошел на площади в городе, где устанавливали новогоднюю елку. По словам очевидцев, «неместный», повздорив с межгорцем, вызвал своего сокурсника по медколледжу на «стрелку» и нецензурно оскорбил башкир, которые заступятся за его противника. Собственно это и вызвало гнев белоречан.
Видео с места происшествия выложили в социальных сетях. На кадрах видно, как толпа молодых людей окружила парня. К счастью, вовремя подоспевшие полицейские разняли драку и под свист и нецензурные возражения повели «приехавшего» к служебной машине.
На другом видео можно посмотреть, как сотрудники МВД попытались увезти обидчика в отделение. Разъяренная толпа местных парней окружила полицейский «уазик».
— Пусть встанет на колени и принесет извинения перед всем башкирским народом, — послышалось требование из толпы.
— Мы его не тронем, если извинится, — выкрикнул другой джигит.
— Пусть извинится перед нашим народом и у…т (уезжает) к себе в Таджикистан. Чемодан, вокзал, Таджикистан, — поддержал третий.
Тем временем машина попыталась тронуться.
— Держи «уазик», — закричали местные. Полицейский «бобик» остановился. Из него вышел сотрудник МВД.
— Айнур агай, пусть он выйдет и извинится, — собравшиеся на башкирском языке обратились к полицейскому, стоящему с задумчиво-растерянным лицом.
Как ни странно, правоохранители вняли требованию земляков.
— Подальше отходим. Ребята, круг побольше делаем. Выходи, извиняйся, — приказали парни пассажиру автомобиля.
— Извините за мои слова, — сказал вышедший из салона «уазика» смуглый молодой человек, который держал платочек у рассеченной брови.
— Громче говори! Не слышно. На колени встань! — опять послышались крики на русском и башкирском.
— Не надо на колени. Пусть так говорит, — возразили в ответ.
— Извините за мои слова, — громче повторил пассажир. — Извиняюсь перед всем башкирским народом.
— Все, молодец! — послышался одобрительный возглас. — Все, уехал.
Как рассказал «Реальному времени» зампредседателя БОО «Башкорт» Руслан Габбасов, после инцидента полицейские задержали руководителя белорецкого филиала общественной организации Фаиза Хусаинова. Общественник в отделении дал объяснения, отметив, что в толпе его не было. И его отпустили. Подробности конфликта уточняются.
Три драки за 2 месяца – это тенденция
Население и эксперты по-разному оценивают случившееся. Так, в соцсетях говорят исключительно как о межнациональном конфликте. В свою очередь политтехнолог, эксперт по межнациональным отношениям Раис Тайбугин считает конфликт бытовым. С ним солидарен и этнополитолог Ильдар Габдрафиков, который называет его «бытовым с межэтнической окраской». По его мнению, не стоит любую уличную драку молодежи сводить к межнациональному противостоянию.
Напомним, такие стычки между башкирами и представителями диаспор происходили в Башкирии и ранее. Только в Зауралье за последние пару месяцев их было две. Первая — с чеченцами в селе Темясово Баймакского района. К слову, один из зачинщиков драки, уроженец Чечни, находится сейчас в СИЗО города Белорецка. Раненному в живот Рустаму Исхакову недавно провели вторую операцию. В ноябре на всю страну прогремела потасовка в Сибае. Тогда башкирские парни повздорили с курдами-езидами.
По мнению Габдрафикова, три драки за 2 месяца — это уже тенденция, требующая детального изучения, а затем и принятия управленческих решений. По его предположению, ситуация свидетельствует об определенном росте мигрантофобских настроений в обществе.
— Такие стычки с диаспорами были и ранее, но они умалчивались, заминались, — отмечает Руслан Габбасов. — Возможно, кто-то пользовался «крышей» влиятельных людей, наделенных полномочиями. Например, в Баймаке во времена Ситдикова (глава администрации Баймакского района, недавно отправленный на пенсию, — прим. ред.) был конфликт с азербайджанцами, но его замяли.
Проблемы восточных районов Башкирии
Собеседники нашего издания сходятся во мнении, что основные причины таких конфликтов кроются в социально-экономических условиях.
— Пожинаем плоды уходящей власти, — комментирует Тайбугин. — Неинтегрированность молодежи в общественную и социально-экономическую жизнь порождают подобные конфликты. Местные органы власти бездействуют, на правоохранителей надежд нет. Здесь имеет место даже не попустительство, а отсутствие системной работы. Все органы привыкли работать от мероприятия до мероприятия.
Белорецкий металлургический комбинат (входит в Группу «Мечел») — градообразующее предприятие — работает, по его словам, «в дежурном порядке». Больше в районе работы нет. Народ потихоньку уезжает. Городская инфраструктура устарела. При этом эксперт напомнил, что в свое время башкирским властям предлагали разместить в Белорецке производство турецкой компании «Кастамону». Но власти по неизвестным причинам проект реализовывать не стали. Теперь деревообрабатывающий комплекс Kastamonu работает в ОЭЗ «Алабуга» (Татарстан). Несмотря на то, что Белорецк географически находится за Уральским хребтом, муниципалитет не попал в Программу развития Зауралья, которую курирует вице-премьер Илшат Тажитдинов.
— Такие инциденты показывают, что не исключена и коррупционная составляющая с участием местной власти, — добавляет Габдрафиков. — К сожалению, качество управления на муниципальном уровне не везде одинаково, а кое-где совсем плохое. В том же Темясово выявились упущения местной власти и органов правопорядка. Последние факты еще раз свидетельствуют о важности муниципального звена власти в управлении межэтническими отношениями. В условиях социально-экономического кризиса любое неосторожное движение, провокация могут привести к серьезному конфликту.
«Башкиры чувствовали себя ущемленными»
Белорецк — сравнительно небольшой город: в нем проживают около 70 тысяч человек. В сельской местности Белорецкого района — 38 тысяч. Если русские составляют большинство в райцентре — в городе Белорецке, — то в селах уже преобладают башкиры.
— Здесь долгие годы башкирское население почти не было представлено во властных структурах, — находит еще одну причину Раис Тайбугин. — Поэтому оно почувствовало себя ущемленным. Формируется и соответствующее отношение к чиновникам. Местные парни вынуждены защищать свои интересы сами, поэтому появились своеобразные дружинники. Движение «Башкорт», которое пытается как-то мобилизовать молодежь, сформировалось под лозунгами защиты интересов своего народа. Это не какая-то оппозиция, а такая сила, которая хочет развития республики, чтобы люди чувствовали себя в безопасности. Это прежде всего первые признаки формирования гражданского общества, основанные на взаимных интересах так называемых «низов». Сходы (йыйыны) башкирских парней нужно рассматривать как попытку решения вопросов местного характера через эффективные институты гражданского общества.
Его тезис подтверждает Руслан Габбасов.
— После событий в Темясово народ понял, что стоит надеяться только на самого себя, — говорит зампред БОО «Башкорт». — Ребята стали самоорганизовываться, объединяться и реагировать на некрасивые выходки со стороны представителей диаспор. Видно, что башкирский народ становится хозяином на своей земле, поверил в себя и стал ситуацию брать в свои руки. Восемь лет унижений со стороны хамитовской власти дали о себе знать.
Однако Габдрафиков предостерегает от «дестабилизирующей роли отдельных личностей — этномобилизаторов».
— Складывается впечатление, что кто-то ловко управляет, манипулирует сознанием озлобленной группы молодых людей, — подчеркивает специалист в беседе с корреспондентом «Реального времени».
Есть ли выход?
Смягчить ситуацию, по словам Ильдара Габдрафикова, могли бы специальные тренинги с муниципальными служащими, полицейскими и местным населением, профилактическая работа и выявление проблемных зон с точки зрения конфликтности.
Для решения межнациональных конфликтов Тайбугин предлагает создать Министерство национальной политики и межконфессиональных отношений РБ. А для инвестиционного благополучия в регионе необходимо ведомство, занимающееся инвестиционной политикой и внешнеэкономическими отношениями со всеми торговыми домами за рубежом (не менее 15), и Министерство территориального развития для системной и последовательной деятельности.
К слову, накануне в Белорецком районе побывал врио главы Башкортостана Радий Хабиров. Он посетил ряд предприятий, открыл физкультурно-оздоровительный комплекс и выслушал чаяния местных жителей. Обсуждал ли с кем-нибудь Радий Фаритович описанный выше конфликт, информации об этом на официальных сайтах нет.
— Хотелось бы, чтобы новые власти обратили внимание на эти конфликты, — надеется Габбасов. — Требуется поговорить с руководителями диаспор, провести с ними разъяснительную работу. Время, когда можно позвонить к какому-то влиятельному человеку и замять неприятные для себя вещи, закончилось. Мы хотим мира между всеми народами, но требуем уважительного отношения к коренному населению — башкирам.
Справка
Население города Белорецк — около 70 тыс. человек. В сельской местности Белорецкого района проживают 38 тыс.
В Белорецке большинство населения составляют русские: 70% горожан (по данным переписи 2010 года). Доля башкир —19%, татар — 9%. Иная этнодемографическая картина в сельской местности Белорецкого района. Здесь большинство населения составляют башкиры — 52%, доля русских также значительна — 43%, татары — 4%.
В Башкортостане проживают 4 127 таджиков (2010 год). Для сравнения, в 1989 году их было 735 человек, в 2002 году — 2 939. Самая большая часть таджикской общины республики проживает в Уфе (1 290 чел.), Октябрьском (253 чел.), Стерлитамаке (226 чел.), Белорецке (186 чел.) и Белорецком районе (216 чел.), Салавате (175 чел.). Из сельских районов можно выделить Белебеевский (124 чел.), Чишминский (109 чел.), Уфимский (100 чел.), Иглинский (89 чел.).
В республике таджики в основном работают в сфере строительства, автосервиса, выполняют дорожные работы. Также занимаются оптовой и розничной торговлей свежими овощами, фруктами, сухофруктами, арахисом, грецкими орехами, которые привозятся преимущественно из Таджикистана и Узбекистана.
В 1999 году в Башкирии создан Центр таджикской национальной культуры им. И. Сомони (функционирует до сих пор). В декабре 2002 года также возникла Ассоциация таджиков и персоязычных народов Республики Башкортостан «Пайванд», однако позже она приостановила свою деятельность.
комментарии
Пословица такая народная - её хорошо знают французы, турки, немцы, англичане, американцы и др.
А вот братья мусульмане и братья славяне по бывшему СССР уже успели её забыть.
Традиции Золотой Орды - веротерпимость, толерантность, уважение к другим народам - не стоит забывать гостям РФ и принявшим недавно российское гражданство.
Нацисты в годы 2-й Мировой войны всячески хотели поссорить народы СССР по национальному и религиозному принципу - тогда им это не удалось.
Теперь есть много "подражателей" нацистов.
Люди, будьте бдительны.
Только и всего.
И до него и при нем зауральские районы лучше финансировались и финансируются. Финансировались как минимум в полтора раза больше, чем северо-западные районы региона (я это смогу доказать цифрами, все это есть в Интернете). Все деньги по национальным программам (как и федеральные, как и республиканские), все субсидии в основном направлялись туда. Но все эти деньги, причем огромные деньги – исчезли бесследно. Ни дорог, ни мостов, ни новых предприятий, ни новых рабочих мест. Их просто разворовали. И на местах, и в Уфе. Поэтому разговоры о бедном Зауралье – пустые слова, не имеющие ничего общего с действительностью. В деревнях там народ живет неплохо, за счет личного подворья, просто не стало прежних агропредприятий, особенно бывших крупных целинных совхозов. Которые в свое время гремели на весть Советский Союз. Поднятая в 50-60 годы целина постепенно преращается в степь, а то и на лесные массивы. Впрочем, населению Зауралья не очень и старается их обрабатывать. Они – полукочевой народ, их тянет в лошадям, животноводству.
Об этом можете прочесть в интернете «Черная дыра Зауралья. Инвестиции только снижают производство продукции».
А то нашел себе друга в лице фальсификатора Салавата Хамидуллина.
Но может и ошибаюсь - старость, перемена погоды, сосуды...
Может приведете примеры, где корреспондент что-то "сфальсифицировал".
Похоже Вы просто врёте.
Так что не приплетай тут Платона и Сократа. Кстати, автором того выражения, что привел ты, является не Сократ, а Аристотель. Учи матчасть, а потом умничай.
И вообще невозможно что да либо написать плохо о башкирах и нигде.
Первоначальное значение слова «народ» - наш род, т.е., наша Община (ибо во времена первых песен была еще родоплеменная Община). Позднее роды объединялись в племена, племена в союзы племен. При этом кочевым союзам племен их экстерриториальность (отсутствие определенной территории проживания) не мешала осознанию собственного единства.
Потом они вошли в состав российской империи. Но всякий раз при ослаблении центральной власти – войнах, революциях, Перестройке, кризисах, национальные элиты поднимали вопрос о самоопределении. Так Ленину в 1918 году пришлось согласиться на создание Башкирской республики взамен Уфимской губернии и пообещать право на самоопределение без отделения, а в «Перестройку» башкирская элита объявила о суверенитете вслед за Татарстаном.
С усилением экономики Кремлю удалось вернуть республики под свой контроль. Но сам национальный вопрос оставался настолько острым, что в 2014 году пришлось вводить в Уголовный Кодекс РФ и особую статью 280.1: «Публичные призывы к нарушению территориальной целостности РФ».
Во времена «холодной войны» гонка вооружений вызвала экономический кризис, что ослабило центральную власть, и привело в действие заложенную Лениным в годы революции мину «о праве наций на самоопределение», вернее об его отсутствии. Сегодняшней властью вновь начата гонка вооружений, а национальный вопрос опять загоняется внутрь как , например, на Кавказе, но нацвопрос нарывает вновь и вновь.
Чтобы ликвидировать этот нарыв и снять острые боли федеральным властям необходимо не наступать на те, же грабли, а способствовать созданию национальных квартальных и сельских Общин с широкими полномочиями в вопросах местного значения, и тогда нарыв уменьшится до приемлемых размеров.
Ведь даже по действующему законодательству за муниципалитетами закреплены такие вопросы как образование, периодическая печать, библиотечное дело, культурные мероприятия, наименований улиц, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью и другие.
Кстати, если такие национально-культурные Общины будут созданы во всех городах России, а не только в одной республике, то любой, к примеру, башкир приезжая в любой российский город, сможет остановиться в башкирском квартале и чувствовать себя как дома. Такие «чайна-тауны», национальные кварталы существовали всегда (например, «немецкие слобода» в Москве появилась еще при Иване 3-м), но и сегодня они помогают разрешать межнациональные противоречия и сохранять культуру вдали от Родины во всех нормальных странах мира.
Т.е., повторюсь, уже сегодня в каждом квартале и селе имеются все юридические основания для проведения уроков в школе на национальном языке, выпуске национальных газет, проведение национальных концертов и праздников, переименование улиц и парков.
Более того, в силу сохранения национальных культурных традиций, создание Общин, например, у башкир (как и у других народов России), не потребует много времени, - фактически они уже давно существуют, они никуда и не исчезали. Надо лишь придать им новое звучание и смыслы, надо сделать их субъектами хозяйственной деятельности наделив правами юридического лица.
А если придать национальной Общине еще и статус национально-культурной автономии, то извечно больной вопрос о сохранении национальной культуры как таковой, может быть частично решен.
Но в решении национальных вопросов Кремль по-прежнему заигрывает с национальными элитами, обещая им те или иные личные преференции, вместо того чтобы взаимодействовать с широкими народными массами и предоставить им (а не элитам) полномочия в сфере местного самоуправления.
Конечно, Общины оставляют нерешенным стратегический вопрос о государственных полномочиях национальных республик, постоянно поднимаемый национальными организациями. Но надо понимать, что это вопрос отдаленного будущего, если мы умеем извлекать уроки из недавнего прошлого.
У нас уже есть печальный опыт того, как в 90-е годы, имея почти ничем не ограниченный суверенитет и государственные полномочия, национальная элита, занимавшая почти все главные посты, использовала их во вред своему народа. Расцветало кумовство, коррупция, главы районов назначенные президентом Башкирии Муртазой Рахимовым бесчинствовали на селе. А сам Муртаза использовал исторический шанс на самоопределение башкирского народа для присвоения общереспубликанского нефтяного комплекса «Башнефть» в пользу своего сына Урала.
Вот вам и весь суверенитет, который был внешней формой без внутреннего содержания. Подобно российской псевдодемократии, имеющей парламент и выборы, но не имеющей гражданского общества, башкирский псевдосуверенитет провалился, не имея своей «политической нации» (гражданского общества).
Но никаких уроков из этого башкирская общественность не вынесла, и до сих пор думает, что все дело в федеративном договоре и в присланных из Москвы варягах. А на самом деле, все это будет повторяться вновь и вновь, пока в республике не сформируется полноценное гражданское общество, способное защищать свои права, способное заявить мошенникам и политическим авантюристам всех мастей: «Руки прочь! Это наша земля!». Но как сформировать такое общество?
В сегодняшних же политических условиях, когда силы явно неравны, а ряды сторонников разобщены междоусобицами; когда развернуты политические репрессии; когда идеи суверенитета находятся в противоречии с идеями патернализма населения, ожидающего подачек из Москвы; когда речь идет о физическом выживании нации и сохранении самой культуры и языка, - курс на расширение государственных полномочий и суверенитет в работе национальных общественных организаций должен уступить место пропаганде идей местного самоуправления и созданию Общин с национальной спецификой, ибо только в Общинах заложен инстинкт национального самосохранения.
Кстати, в Общинах увеличится и рождаемость. А у молодежи, в силу ее обостренного чувства социальной справедливости и стремления к самоидентификации, имеется заряд пассионарности необходимый для формирования политической нации (гражданского общества).
Если не пойти сегодня путем становления национальных сельских и квартальных Общин, а продолжать поодиночке или маленькими группами биться головой о кремлевскую стену, то завтра решать проблемы федерализма будет просто некому, - пассивное большинство будет рассеяно по городам и там ассимилировано, активное меньшинство будет перекуплено или репрессировано, а остатки республиканской собственности прихватизированы.
И наоборот, если самоуправляемые национальные Общины будут многочисленны, сильны и самодостаточны, то тогда народ обретет свою политическую субъектность, и многие вопросы федерализма будет легче решить, главное, что Община разбудит народ, а уж он сам найдет верную дорогу.
Представляется тактически необходимым также добиваться на местах возврата к прямым выборам глав поселков, глав районов и мэров городов, как необходимое условие существования Общин.
Общины же, в свою очередь, необходимы для воспитания поколения, которому предстоит решать стратегические проблемы федерализма уже в послепутинской России.
Культурные различия в многонациональной России тема действительно сложная, но решать ее надо не с позиций конфронтации и ультиматумов, а через общение и взаимодействие разных народов в достижении общий цели – всеобщего благоденствия, путь к которому лежит через Общину в целом и через национальную Общину в частности Ибо Община - есть первичная ячейка нации, а государство должно стать механизмом реализации ее общей воли.
Воистину говорю вам: Община – лучшее решение национального вопроса в России.
Так и было, как Вы предлагаете, в императорской царской России - в городах были общины, татарская слобода, немецкая слобода, башкирская слобода и т.д.
Но как национальные Общины соотносятся с капитализмом и глобализацией?
Почему-то в национальных анклавах крупных городов США, Западной Европы и др. процветает преступность и нетерпимость по отношению к другим этносам?
Кстати, в Российских Татарских слободах национальной нетерпимости не было - об этом хорошо например написали Горький и Шаляпин на примере Татарской слободы Казани.
Но национальный вопрос замалчивать - Вы правы - нельзя, иначе его используют в своих разрушительных целях экстремисты-террористы, как это сделали марксисты Ленин и Троцкий.
Во-первых, эти конфликты сильно преувеличены роспропагандой; во-вторых, слишком велики там культурные различия, а в России все нации - вчерашние совки, т.е. культурная- историческая общность сохранилась; в третьих, преступность во многом диктуется имущественным расслоением, в анклавах живут бедняки, разбогатевшие переселяются в центр. Община же предлагаемая мной является в первую очередь механизмом социальной самозащиты, самодостаточным народным предприятием с правами юрлица. Подробно читайте в моем ФБ.
Админ рулит цензурой круче обкомовских кадров.
А, в разодранной по нац признакам стране и населении, ни об чём хорошем можно даже и не мечтать.
Россию и население, после 1917 года, разодрали на нац анклавы коммуняки.
Это эхо Рахимовского горе-правления.
Это из той серии: "Чтобы только дороги на башкирские села асфальтировались"...
Это из той серии: "Чтобы только дороги на башкирские села асфальтировались"... || На развитие 8 районов башкирского Зауралья и Южного УЦрала направили уже из скудного бюджета региона 70 млрд руб. Почему не асфальтировали? Куда делись эти деньги? Почему башкирские активисты не разбираются? Побить одиноково таджика они смогут, а вот выступать против своих воров-чиновников – им слабо. Не слабо потому, потому что они этнические башкиры.
Насчет асфальтирования. Когда Рахимов решил Бурзянский район асфальтировать, присоединить этот район асфальтом к Белорецку, бурзянцы были против. Особенно те, кто живет в Уфе. Среди них был один очень уж именитый, который организовал целое движение против этого. Они говорили, если проложить асфальтовую дорогу, туда хлынет небашкирское население из Белорецка. Уфы, из других мест, чтоб увидеть красоты лесов и гор Бурзянского района (пещера Шульген-таш (Каапова пещера) и др), много будет людей, богатых людей, которые пожелают там иметь дачу или постоянное место жительства, чистый башкирский район станет многонациональным, еще больше в район хлынут туристы, которые все там погадят и т.д. По ихнему мнению, Бурзянский район должен был остаться этнически чистым, нетронутым уголком башкир. Но пойти против Рахимова они не посмели, сейчас в районе есть и асфальт (и не только на райцентр), есть и туристические базы, но от этого район не перестал стать чисто башкирским.
Этот перевод стрелок смешон когда надо выступать как во Франции, Каталонии и других местах.
Белорецк действительно русский город. Во времена Малого Башкурдистана отряды З.Валиди туда заходить даже боялись, они не признавали его «республику». Валиди пришлось сделать контонной столицей не Белорецк, а небольшое село возле него – Казаккулово. В Белорецке раньше вообще не было башкир. По неписанному закону (еще и с дореволюционных времен) там на работу брали русских, украинцев, татар и других, и только не башкир. Считали, башкиры не очень любят трудиться. Начиная с 90-х годов город начали башкиризировать. Старались на все посты ставить этнических башкир. Мне довелось бывать в больнице Белорецка дважды: до 90-х годов и потом лет через 20. До 90-х там я не разу не услышал башкирскую речь, а 20 лет спустя – почти не усллышал небашкирский. Белорецк голосовал против Рахимова. И за это Рахимов решил «разобраться» с ним. Продал Белорецкий МК в Магнитогорск, те пришли и увезли почти все дорогое оборудование. Многие мартены, производства закрылись, половина работающих осталась без работы. Почти в таком же положении оказались и другие предприятия. Маслозавод, мясокомбинат и многие другие предприятия просто закрылись. Почти треть Белорецка осталась без работы. В 90-х годах люди из Белорецка уехали тысячами (когда-то там проживало 75 тыс чел), не смогли продавать квартиры. Тогда в Белорецке квартиру можно было купить за треть ее настоящей цены. Вот именно тогда много башкир квартиры покупали, в основном районное сельское население. И именно тогда город стал башкиризироваться. Татар в городе было как минимум в 10 раз больше, сейчас наверно башкир столько же, сколько и татар.
На фойе этого дворца раньше стоял галерея фотопортетов «Наши именитые гости». Там был и Иосиф Кобзон и Людмила Зыкина и другие видные артисты Советского Союза. Но впереди всех стояли портреты Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой. Сейчас их сняли, никакого портрета нет.
А если вспомнить Ильхама Шакирова, Хайдара Бегичева, Рината Ибрагимова и других выдающихся певцов, то Ваш козырь самый слабый.
Есть кто из Татарстана и известный за пределами Татарстана?
Кроме у Ильгама Шакирова и Альфии Афзаловой? У которых башкирский корни.
---------------------
Как мелко вы мыслите. Я имею ввиду татар и башкир как одну единую аудиторию. Кого назовете из Татарстана который был бы популярен у всех? Одни башкиры доминируют!