«У курдов нет права устраивать самосуд над башкирским парнем…»
Истоки межнационального конфликта в башкирском Сибае
В минувшие выходные из Сибая пришла очередная тревожная новость: в кафе, которым владеют курды, завязалась драка между двумя башкирскими парнями и хозяевами заведения, за которых заступились еще восемь человек. Одного из местных молодых людей оставили избитым возле заведения, второго вывезли в лес. После этого в городе начался стихийный митинг, на котором собравшиеся потребовали наказать приезжих. Позже выяснилось, что башкирские парни сами были нетрезвыми. Откуда в Зауралье, где преимущественно живут башкиры, оказались курды? Бывали ли межнациональные конфликты ранее? Об этом в интервью обозревателю «Реального времени» рассказал политолог, общественный деятель Раис Тайбугин, который в 2005—2010 годы, работая в администрации президента РБ, курировал межнациональные и межконфессиональные вопросы региона.
«С диаспорами вообще беда»
— Раис Фаритович, расскажите для начала, были ли раньше в Сибае и Баймакском районе стычки курдов с местными?
— С 2005 по 2010 годы я, работая в администрации президента Башкортостана, курировал межнациональные и межконфессиональные вопросы республики. Дважды, в 2008 и 2009 годах, мы с сотрудниками МВД ездили в Сибай, чтобы разруливать ситуацию с курдами. Так что случаи были.
— Откуда в Зауралье взялись курды? Что они там делают?
— В конце 1990-х там было несколько человек курдской национальности. В начале нулевых курдская диаспора начала стремительно расти. Занимались они мелким бизнесом — торговлей, производством мебели, держали кафешки. В 2009 году уже стали приходить сообщения о конфликтах: курды приставали к девушкам, избивали местных парней, настроения доходили до точки кипения. Кроме того, сибайцы были недовольны и тем, что курды сооружали себе некие мавзолеи-надгробия.
— Это курды-езиды или мусульмане?
— Езиды. Кстати, наши зачастую не отличают их от армян из-за характерных фамилий. И курдами их мало кто называет. Тогда мы выяснили, что официально зарегистрировано только около 200 человек, еще около 300 никак не были оформлены. То есть в 2009—2010 годах как минимум 500 человек — и только в одном Сибае. Мы через МВД, миграционные службы часть курдов легализовали, часть попросили вернуться на родину. Ситуацию, вроде, разрулили. Все успокоились, часть курдов ушла в подполье. Потом они видят, что власти на местах ситуацию не контролируют. В Сибае один за другим сменяются главы. Крепкой власти, по сути, там не было. У приезжих начинают развязываться руки, опять появляются признаки неуважения к сибайцам. Курды постепенно стали выкупать отдельные здания (а они друг другу хорошо помогают деньгами). И стало понятно, что конфликт снова вскоре вспыхнет. Последние 2-3 года люди молчали, хотя случаи были. Но после событий в Темясово люди поняли, что могут сами себя защитить, поднять народ.
«Последние 2-3 года люди молчали, хотя случаи были. Но после событий в Темясово люди понял, что могут сами себя защитить, поднять народ». Фото Рашита Тайбугина
Надо сказать, что с диаспорами здесь вообще беда. Сейчас в этом направлении никто не работает, национальная политика толком не ведется, в отличие от того как было раньше. Мало того, что появились узбекские или таджикские базары, теперь же функционируют национальные мечети. Что там преподают, как ведется в них работа — никто не знает. Все идет при попустительстве органов власти — государственной или муниципальной. Все это накапливается — так появляются эти опасные опухоли. И власти, и общественность вместе должны этим вопросом заняться.
У них появились свои бизнес-структуры, нередко связанные с криминалом. Самые успешные люди, как правило, остаются у себя, сюда же приезжают зарабатывать. Каждый более-менее добившийся здесь успехов привлекает своих земляков, формирует свой круг общения. С этой особенностью ничего невозможно сделать, но должен быть какой-то учет, общественность и органы власти должны знать, кто у них «старший», действительно уважаемый и открытый к диалогу, а не номинальный кто-то или криминальный авторитет. Сейчас такого нет.
«Местные чувствуют себя незащищенными»
— Но для этого есть же Дом дружбы народов РБ…
— Дом дружбы народов и подобные органы, к сожалению, недееспособны. К их мнению никто не прислушивается. В республике долгие годы не было внятной национальной и конфессиональной политики (собственно, кризис в руководстве ДУМ РБ — одно из проявлений).
— Хотите сказать, что национальную политику в регионе запустили во времена Хамитова?
— И раньше при местных так называемых баях на местах все это уже начало проявляться, когда вопрос пустили на самотек. Где-то был элемент коррупции, где-то попустительства, где-то намеренно что-то проводили. Думали, само все пройдет. Но само не рассосется, это же как опухоль. И этот вопрос остро стоит не только в Сибае или Баймаке. Просто там он вылился в СМИ, народ активно выходит на улицы. И власти теперь жалуются, что население выносит сор из избы. Остальные пока что молчат. В Баймакском районе, кстати, недавно была стычка с азербайджанцами, в Уфе — с армянами.
Местные чувствуют себя незащищенными. Им кажется, что правоохранительные органы защищают приезжих, у которых всегда водятся деньги. Гости не будут конфликтовать с высокопоставленными чиновниками, правоохранительными органами, безопаснее выяснять отношения с простыми гражданами, у которых нет каких-то подвязок. На первый взгляд, все это бытовые конфликты, как нас пытаются убедить отдельные специалисты. Но каждый раз в подобных случаях выходят ребята определенной национальности, потом зовут «своих» — и все перетекает в национальную плоскость.
«На первый взгляд, все это бытовые конфликты, как нас пытаются убедить отдельные специалисты. Но каждый раз в подобных случаях выходят ребята определенной национальности, потом зовут «своих» — и все перетекает в национальную плоскость». Фото anfrussian.com
Если между местными народами, проживающими здесь веками (в первую очередь башкиры, татары, русские), таких споров не возникает, то с теми, кто обосновался здесь недавно, такое происходит периодически. Сегодня в Башкортостане, к сожалению, нет ни духовного, ни национального ориентира. Надо разработать внятную концепцию. Иначе все время будем наступать на одни и те же грабли.
— Вы сказали, что в Сибае курдов было около 500 человек. Сколько их насчитывалось в целом в Башкирии?
— В одно время их была тысяча человек — это в 2009 году, когда я запрашивал данные. С каждым годом их численность увеличивалась на 100—150 человек. Они приезжали из Закавказья (в основном из Армении), Ирака, Турции.
«Когда-то Баймакский район и Сибай были процветающими»
— Довольно противоречивая информация о последнем конфликте. Сначала были сообщения, что курды толпой побили двух башкирских ребят. Теперь выясняется, что башкирский парень сам напился и стал нарываться...
— Действительно, парень был «поддатый». Даже если это было так, как сейчас заявляют правоохранители, у них (у курдов, — прим. ред.) нет права устраивать самосуд: куда-то увозить, терроризировать. Можно всегда действовать в рамках закона. Баймакские и сибайские ребята не раз жаловались, что приезжие ведут себя вызывающе и порой агрессивно. У гостей нет желания вкладываться в республику, они не преследуют таких высоких целей, они просто приехали заработать денег, а к местным настроены не всегда дружелюбно. В России, сами понимаете, тоже кавказцев не очень-то любят. В Сибае же более терпимо относятся, плюс безвластие — все это развязывает руки. Сам был свидетелем, как курдские мужчины останавливали ребят, человек 15—20 выходили с арматурами… В Черниковке (северо-восточная часть Уфы, — прим. ред.) такой случай был в 2007 году. Когда приезжают сюда европейцы, живут несколько лет, все равно ведут себя довольно скромно. А здесь же приезжают носители другой культуры не хотят интегрироваться, вписываться в наш традиционный уклад. Сам я в свое время жил в Англии, Турции. Мы принимали общий уклад жизни, их правила игры, при этом сохраняя свою самобытность и не забывая, что мы башкиры. Здесь же порой не хотят даже учить русский язык. Проще купить вид на жительство.
— Почему Сибай, Баймак и в целом Зауралье являются столь неспокойными? Все время происходят какие-то межнациональные стычки.
— Районы Зауралья — экономически депрессивные. Сибай на 60—70 процентов является дотационным. Когда-то Баймакский район и Сибай были процветающими муниципалитетами: входили в десятку районов по социально-экономическим показателям. Потом произошел резкий упадок экономики, теперь население встревожено.
«Когда-то Баймакский район и Сибай были процветающими муниципалитетами: входили в десятку районов по социально-экономическим показателям. Потом произошел резкий упадок экономики, теперь население встревожено». Фото vidoz.net
— Чем закончился темясовский конфликт с чеченцами, который произошел месяц назад?
— Пока полгода не пройдет, мы окончательно не узнаем. Все очень мутно, долго. Процесс долго затягивается, под любым предлогом откладывается. Видимо, хотят, чтоб народ подостыл, немного забыл случай. В Баймакском районе нужно долго наводить порядок с карьерами, рабочими местами. Закрывать карьеры будет тоже недальновидно: народ и так бедствует, у них нельзя отбирать последнее.
— Долгое время Зауралье Башкирии курировал вице-премьер Илшат Тажитдинов. Получается, у него не получилось вытащить этот микрорегион из социально-экономической ямы?
— Как видите, нет. На осуществление и продвижение любой программы нужны деньги. Хотя программа была разработана. Но финансирования не было, не нашлись инвесторы. А без денег любая программа становится просто бумагой.
комментарии
Как Сталин сказал:" Главное, не как проголосовали, главное, как подсчитали."И концов не найдешь. Никто не знает , кем он значится на бумаге переписи. И такую бумагу не найдешь.
А потом это оборачивается крахом.
и в 90-х годах, да и в нулевых.
Вот и получили!
М чеченов получили, и курдов получили, закрытие почти всех предприятий, колхозов и совхозов тоже получили, и 50 %=ю безработицу получили.
А все из-за того, что начиная с 90-х годов русских и татар там выживали, самое главное со всех постов переснимали с одобрения Уфы, многие русские и татары и были выгуждены переехать в другие места жительства (из Белорецкалюди переехали тысячами, когда Рахимов им закрыл там сразу 4 завода), им даже не давали продавать ихние квартиры (бесплатно им достанется!), в результате не стало ни специалистов, ни толковых руководителей. При назначении на додлжности руководились только одним, чтоб человек был истинным башкиром (эсхен, сысхын - тик беззеке булхын).
Конечно вся эта политика шла из Уфы, там хотели Южный Урал и Зауралье сделать этнически чистым башкирским регионом. Без всяких там русских и татар.
Формы "-ян/янц" перешли армянам от курдов.
Кто ж пустит его на кресло №1 в Башкирии если у него еще и тылы башкирские?...
Башкирия -это регион, где начиная с 17-х годов прошлого века культивируется и насаждается национализм. а с 90-х годов этот национализм обрел вид воинствующего национализма. Особенно в Зауралье.
Практически башкирский и татарский это один язык, но две литературные нормы. Разница на уровне диалектов. На базе казанского диалекта возник татарский литературный язык, на базе южнобашкирского - башкирский литературный. Между этими диалектами располагается западнобашкирский на котором говорят на западе Башкортостана и пограничных районах Татарстана. Все диалекты совершенно взаимопонятны.
Может быть у вас есть еще и род дракон-аждаха?
Нет такого рода или племени.
Просто уфимские обманщики вруны названия волостей объявили какими-то мифическими «башкирскими родами».
Бред все это.
Волость, которая получила свон название от села Подгорный Байлар (Подгорные богачи) у уфимских авторов превращается на какой-то род байлар, который оказывается пришел на наши земли с войсками Бату хана, и тогда они оказывается назывались байдарами. Байдар – представитель рода бурджигенов (род Чингизхана), который отделился от него своим улусом и оттуда пошли монголы-байдары. Идите и смотрите, есть ли хоть один человек в деревне Байлар с монгольской внешностью?
Далее Унская волость, которая получила свое название от татарского слова унг (уң, правая, правая сторона реки Таныпа), у уфимских фантастов превращается в гунны, такие особо великие фантасты типа Хамидуллина потом пишут, как башкиры-гунны, под предводительством великого башкира Аттилы завоевали чуть ли не всю Европу. Кстати этот бред размещает еще и сайт Реальное время.
Вернемся к еланам-змеям. Была Кыр-еланьская волость. Нзвание она получила от татарского села Кыр-ялан (открытая местность, поле, поляна). В русской транскрипции ялан-поляна превращается в елань, и у уфимских фальсификаторов она, эта поляна превращается уже в змею-елан.
Такой же казус и с Гирейскими волостями (их два). Согласно обмана Уфимцев они оказывается гиреи-киреи-кереиты (чингизхановские кереиты, но внешность у них на 100 % европейская), а на самом деле название волости Мензелинского уезда получено от татарина Гиреит-бея (есть шежере в Казани), а другая Гирейская волость (что на Нижнекамском районе) получила свое название от реки Гэрэ. По татарски эти волости назвались Гэрэ волосте и Гэрэй волосте, ничего общего у них не было. А уфимские лже-ученые приписывают их к монголам.
Приезхжайте в деревню Такталачук Актанышского района, там стоит памятник Мутину, на котором написано по башкирски "арзакты башкорт Мутинга" (знамениому башкиру Мутину). Установить которого приехала целая делегация во главе с Кульшариповым. Не отличающейся особой грамотностью руководство района этих самых отъявленных русофобов и татарофобов (Кульшарипова, Хамидуллина и т.д). принимало с хлебом и солью, щедро угостило, установило памятник, потом в деревне проводило собрание в честь именитого башкира Мутина, концерт был потом, и зретили деревни (точнее села) потом посмотрели фильм о башкирах Мензелинского уезда.
Короче башкиризацией населения у нас занимаются сами руководители (Актанышский район, Азнакаевский район и т.д.).
И живых этнических башкир там впервые тогда и увидели, потом долго говорили, что они - хотя и говрят на диалекты татарского, на самлм деле - монголы, лица у них у всех монгольские.
В Юлыке все говорят на чисто татарском.
вы ведь докатились до того, что чисто татарскую деревню Юлык записали в башкиры. Во время последней переписи там по домам ходили, заставляли записаться в башкиры, 57 % записали. Точнее, юлыкцы не записались башкирами, а вы просто результаты переписи потом переправили.
У вас и культура, и язык, и происхождение намного ближе, чем у русских и украинцев, которые считают себя одним народом.
Тюрки тюркам рознь, например, гагаузы и якуты не назвать одним народом, или чувашей и турков. Ну вы-то что делите? Вы наоборот должны подать пример, объединять тюркский мир. Причем, не воинственностью и агрессивностью надо брать, а культурой, миролюбием, открытостью ко всем культурам и народам. А что до курдов.. Да, с курдами беда. Да и со всеми другими чересчур резвыми, борзыми. Надо с "пришельцами" повнимательнее. Главное - не продаваться.
Кавказский тюрк Юсуф Айбазов.
У вас и культура, и язык, и происхождение намного ближе, чем у русских и украинцев, которые считают себя одним народом.
Тюрки тюркам рознь, например, гагаузы и якуты не назвать одним народом, или чувашей и турков. Ну вы-то что делите? Вы наоборот должны подать пример, объединять тюркский мир. Причем, не воинственностью и агрессивностью надо брать, а культурой, миролюбием, открытостью ко всем культурам и народам. А что до курдов.. Да, с курдами беда. Да и со всеми другими чересчур резвыми, борзыми. Надо с "пришельцами" повнимательнее. Главное - не продаваться.
Кавказский тюрк Юсуф Айбазов.
Нету В Юлыке башкир!
Вот эти курды с древнеиранскими корнями вашего парня и побили. По родственному. Бей своих, чтоб чужие боялись. Галлямов то пишет, что башкиры - баш+курды, они главные курды (всем курдам курды), а курды Ближнего Востока, Ирака и Малой Азии - просто курды, второсортные курды.
По существу вопроса в статье: Не лезь в чужой монастырь со своим уставом! Уверен, что и у башкир и у татар, и у курдов есть подобная мудрость!!!
Это юмор такой?
Позволь спросить: ты один такой коллаборационист татарства в Башкирии, который выступает по всем веткам РВ или вас много?
И не скажешь в таких случаях, что местные законопослушные, просто не умеют строить отношения.
Там все цивилизованно закончилось?
Объясни:
это, как в Германии на Новый год? Цивилизованно вели себя коренные немцы против иммигрантов когда те приставали к их женам?
Всех курдов - домой, к туркам. Там пусть и разбираются.
У нас что, своих проблем нет, чужими еще обзаводиться...
Он жив? Он объявился?
Молодец Хамитов, оставил после себя веселуху-разруху в межэтнических отношениях...
Такое оставило после себя Рахимов, который вел ультранационалистическую политику: все - для башкир, все - в интересах башкир. Именно тогда русских и татар снимали с работы (с руководящих должностей) тысячами и ставили туда "истинных башкир" Зауралья. Для этого переселили из Зауралья их тысячами. Выдавали квартиры, подъемные. Именно тогда люди уезжали из Башкипии тысячами. Десятки тысяч разрушенных судеб, и не только. Постоянные преследования и в результате которых инфаркты и инсульты у тысяч людей. Вообще период правления Рахимова = это период воинствующего национализма.
У него жена армянка, она еще покажет свой нрав, свой южный темперамент.
Фантастическая цифра! Эта сумма составло чуть ли не 70 %-в тогдашнего бюджета региона! И все это на 8 районов Зауралья и Южного Урала! Должны были открывать и новые производственные мощности, создавать тысячи рабочих мест, развить малый бизнес, строить дороги, мосты, школы, больницы и т.д. За счет ущемления финансирования других районов, урезания других статей бюджета на эти районы направляли деньги десятками миллиардов и ежегодно.
Но ничего этого не было сделано. Нет ни новых производств, ни малого бизнеса, ни рабочих мест, ни дорог, ни мостов, ни школ, ни больниц и детских садов.
Куда делись эти деньги?
Все эти миллиарды разворовали. И в районах, и самое гнлавное, в самой Уфе!
Короче пока руководители районов Зауралья, да и чиновники региона и дальше будут воровать в таких масштабах, за взятки раздавать богатства (земли, леса, природные ресурсы, бюджетные средства и т.д.) региона – ничего хорошего в Зауралье не будет.
Ты посчитай сколько золота добыли в башкирском Зауралье и сколько его нарыли в вашем районе = и получится, что им, в Зауралье, страна еще осталась должна...
Ты кто? :
Цивилизованный иностранец?
Беглый из России "умница"?
Беглый из палаты №6?
Если не умеешь собирать слова в предложения на русском языке - просто воздержись от комментариев.
Ты сам-то понял, что написал?