Новости раздела

«Если государство прекратит поддерживать авиаперевозчиков, часть территории страны потеряет связь с внешним миром»

Накануне стало известно о том, что уже этой осенью ряд крупнейших авиаперевозчиков страны может не получить государственной поддержки. Федеральное минэкономразвития провело анализ существующих на авиационном рынке тенденций и пришло к выводу о том, что пора отказываться от точечной поддержки авиакомпаний из-за их постоянно растущих долгов. Сегодня корреспондент «Реального времени» в рамках конференции IT&Travel, прошедшей под кураторством AVT, пообщалась с представителями авиаиндустрии и узнала, чем грозит отмена господдержки авиаотрасли страны.

«Пролетели» с поддержкой

В федеральных СМИ накануне появилась информация о том, что правительство намерено прекратить государственную финансовую поддержку авиакомпаний. Такое заявление было сделано на основании анализа тенденций развития и перспектив гражданской авиации на 2015-2016 годы, сделанного минэкономразвития страны.

Выводы, которые сделало министерство, следующие: кризис 2008 года в авиаотрасли до сих пор не завершен. В связи с этим перевозчики продолжают накапливать огромные долги и теряют кредитоспособность. В правительстве признали, что ситуация в авиационной отрасли настолько тяжела, что нужно смириться с уходом с рынка ряда проблемных авиакомпаний. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на результаты анализа МЭРТ, убытки пяти крупнейших авиакомпаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Россия») по РСБУ составили 25 млрд руб., а по итогам первого квартала — уже 18 млрд руб. При этом суммарный долг только «Трансаэро» и «ЮТэйр», входящий в эту пятерку тяжелых грузов авиаотрасли страны, составляет более 150 млрд руб.

Убытки пяти крупнейших авиакомпаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Россия») по итогам первого квартала — уже 18 млрд руб. realnoevremya.ru/Максима Платонова

В МЭРТ считают, что уход с рынка ряда крупных компаний неизбежен, поскольку погашение долгов по кредитам маловероятно «без масштабных инвестиций собственников».

Таким образом, выводы правительства предельно строги: отказаться от точечной поддержки авиакомпаний. Ранее государство выделило «Трансаэро» в конце 2014 года госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд руб. Поддержку в виде госгарантий на 19 млрд руб. запрашивала «ЮТэйр».

«Это нормально»

В ходе прошедшей накануне в Казани и собравшей экспертов авиаотрасли конференции IT&Travel корреспонденту «Реального времени» удалось пообщаться как с международными, так и местными авиаперевозчиками. В разговоре с нашим корреспондентом они высказали свое мнение об отмене господдержки.

Глава представительства «Финнэйр» в России Мария Ануфриева считает, что это совершенно нормальная ситуация, когда государство отказывается оказывать какую-либо финансовую помощь. Как пояснила Ануфриева, для европейских авиакомпаний неприемлема и невозможна помощь государства. «Поэтому, например, для европейских авиакомпаний вопрос выживаемости и самоокупаемости стоит очень остро. Таким образом, европейские авиакомпании уже давно привыкли задумываться о расходах, корректности своей расходной политики, тарифах и вообще о том, как мы ведем свой бизнес», — прокомментировала она.

Представитель международного авиаперевозчика оценивает отмену господдержки как нормальное явление. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Сложившуюся ситуацию глава «Финнэйр» в России считает вполне нормальной: «Конечно, когда та или иная авиакомпания уходит с рынка, снижается уровень конкуренции, естественно, для потребителя или путешественника это означает снижение выбора, отсутствие возможности выбрать более дешевый и более оптимальный вариант маршрута. Поэтому, наверно, для конечного потребителя это не самый хороший вариант развития событий, но, к сожалению, такая ситуация обычна для рынка».

«Представляете, что будет, если остановится «Трансаэро»?

Противоположного мнения придерживается генеральный директор AVT Азамат Сабиров. Он считает, что если завтра «ЮТэйр» перестанет летать в Западную Сибирь, то эта часть страны просто-напросто потеряет связь с остальной страной, так как кроме них ни у кого больше туда рейсов нет. «Вообще, «ЮТэйр» выполняет авиарейсы и владеет аэропортами в определенных участках страны. Это Сибирь, а туда не летает никто. То есть если завтра они перестанут туда летать, то просто часть территории страны потеряет связь с внешним миром», — считает Азамат Сабиров.

С ним абсолютно согласен и коммерческий директор «ЮВТ» Станислав Козленко. «Государство поддерживает основных российских монстров, чтобы не допустить большой трагедии. Представляете, что будет, если остановится «Трансаэро»?» — возразил он правительству в заочном споре. Вообще, как сообщил нашему изданию Козленко, «ЮВТ» — компания новая, долгов у них нет. «Более того, у нас никогда не было господдержки», — заявил он.

Если завтра «ЮТэйр» перестанет летать в Западную Сибирь, то эта часть страны просто-напросто потеряет связь с остальной страной, считает Сабиров. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Станислав Козленко предполагает, что, возможно, такое решение правительства принимается с условием, что есть на что заменить эти убыточные компании. «Например, тем же «Аэрофлотом». Понимаете, разговоры про закрытие «Трансаэро» и «ЮТэйр» ходят практически три года, но пока, видите, работают. Убытки несут из-за курса доллара. Самолеты зарубежной сборки, лизинг валютный, все завязано на валюте», — констатировал он.

Азамат Сабиров считает, что государство должно обязательно поддерживать авиаперевозчиков, потому как в стране мало крупных игроков.

«Вообще, у авиакомпаний большие долги, так как каждый самолет имеет большую стоимость. Чем больше бортов, тем больше нужно средств для их содержания. В этом случае все долги — это не просто долги, а операционные долги, то есть с ними можно работать. Государство должно помогать авиапредприятиям, потому что это своего рода социально значимые продукты. Они должны иметь связь. Государство в свое время потеряло эти взаимосвязи и теперь их нужно снова налаживать», — заключил он.

Фото Азамата Сабирова на постере Романа Хасаева

Анастасия Юрьева

Новости партнеров