Пять китов «новой индустриализации» России
Помогут ли санкции родиться промышленной политике нашей страны?
Санкционное давление способствовало формированию правильных стратегических установок в промышленности, важнейшей их которых является промышленная политика. Соответствующий закон вступит в силу 30 июня 2015 года и содержит ряд любопытных нюансов, которые зафиксировал обозреватель «Реального времени» Альберт Бикбов.
Гром грянул
В своем послании Госсовету президент РТ Рустам Минниханов в октябре прошлого года заявил о том, что республике нужна четко сформулированная государственная промышленная политика. «В течение года нам необходимо разработать соответствующую программу с учетом положений проекта федерального закона «О промышленной политике», — сказал президент, имея в виду документ, который будет принят чуть позже, 31 декабря 2014 года, а вступит в силу лишь 30 июня 2015 года.
Еще недавно само словосочетание «промышленная политика» относилось монетаристами в правительстве к разряду запрещенных в приличном обществе. Но в кругу промышленников постоянно тоскливым рефреном произносилось: «У нас отсутствует промышленная политика!» Правда, что это такое, каждый понимал по-своему. Одним мерещился госплан, другим — увесистые томики госпрограмм и финансирование. Сам законопроект пару лет болтался в Госдуме, и была высокая вероятность, что он не выживет.
Но, как говорится, «пока гром не грянет...». И грянули санкции, которые, наконец, дали старт стратегическому планированию промышленной политики в России.
Деградировали и без санкций
К сожалению, обрабатывающая промышленность страны стремительно деградировала без всяких санкций. Если в 1990-х был развал из-за распада СССР и тотального обнищания, то в 2000-х годах наша обрабатывающая промышленность пала жертвой «голландской болезни»: при укреплении рубля дешевле было импортировать из-за рубежа. Уже тогда нужно было заниматься промышленной политикой, но, к сожалению, время было упущено.
А ведь в истории страны были примеры блестящей реализации промышленной политики! Для сравнения, промышленное производство в СССР в период с 1928 по 1937 годы выросло в 2,5-3,5 раза, то есть на 10,5-16% в год, а среднегодовые темпы прироста ВВП составляли 6,1%.
Сейчас похвастаться нечем. «Сегодня у нас очень большая тревога. Три дня назад я собирал промышленников, банки, и мы видим, что все остановилось, — констатировал на Гайдаровском форуме Рустам Минниханов. — Ставки по кредитам очень высокие. Кроме того, впервые у нас выросла безработица. Поэтому я прошу минпромторг РФ, правительство страны найти какие-то оперативные решения».
Промышленность требует инвестиций
В Татарстане в 2014 году промпроизводство возросло всего лишь на 0,6%. Динамику показывают совсем немного отраслей, например, топливная и нефтехимическая промышленность, но этого не достаточно для устойчивого экономического роста. Важным индикатором состояния этого сегмента экономики является и износ основных фондов — средний возраст зданий в промышленности в 2013 году составил 26,1 года, сооружений — 20,7, транспортных средств — 9,6 года.
Обрабатывающие отрасли сегодня требуют масштабного притока инвестиций, так как сейчас они аккумулируют чуть больше 13% общего объема вложений в российскую экономику — почти в 2 раза меньше, чем инвестиции в сектор услуг или транспорта и связи. Это говорит о нераскрытом потенциале роста и необходимости запуска дополнительных инструментов стимулирования развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности.
Практически во всех отраслях Россия в той или иной степени зависит от западных поставок — и не только в обрабатывающей, но и в добывающей промышленности. Сильная зависимость в авиапроме, автомобилестроении, которое в последнее время развивалось в основном за счет того, что зарубежные производители строили здесь заводы. В меньшей степени зависимо сельское хозяйство и, пожалуй, пищевая промышленность.
Нужно кардинальное изменение макроэкономических приоритетов, и президент РТ особо это подчеркивает. А для этого нужна законодательно закрепленная промышленная политика. Для того, чтобы и промышленность, и потребительские отрасли ориентировались и понимали, что государство нацелено на развитие этого сектора экономики.
Кнут и пряник новой «индустриализации»
Каковы новые механизмы промышленной политики, предлагаемые в законе?
Специальный инвестиционный контракт. Это соглашение между инвестором, уполномоченным органом федеральной власти и высшим исполнительным органом субъекта федерации. Инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации. В свою очередь, федерация и регион гарантируют инвесторам неизменность условий ведения бизнеса и обеспечивают разрешенную законодательством поддержку — это может быть льготное предоставление госимущества и земли, результатов интеллектуальной деятельности, преференций отраслевого характера, а также налоговых каникул. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет.
Модель специального инвестиционного контракта уже была обкатана на аналогичном, по сути, режиме промсборки в автомобильной отрасли, обеспечившем во многих регионах дополнительную занятость и доходы бюджета. В других секторах промышленности такая практика не применялась — теперь распространят на другие отрасли. При этом обязательна так называемая «дедушкина оговорка». Это когда взятые на себя со стороны государства обязательства не будут меняться на срок исполнения взятых инвестором на себя обязательств, в данном случае до 2025 года.
Налоговые льготы для новых предприятий. Льготы долгосрочные, до 2025 года. Это позволит увеличить объем собственных финансовых ресурсов, необходимых для развития производства.
Круг получателей налоговых льгот предлагается формировать путем составления перечня новых комплексных инвестпроектов, реализуемых в рамках приоритетных направлений промышленности. Он будет составляться межведомственной комиссией и утверждаться распоряжением правительства. Состав льгот включает обнуление федеральной части налога на прибыль (2%), предоставление возможности регионам снизить местную составляющую налога на прибыль (до 5%) и налога на имущество. Тем самым субъекты Федерации смогут предложить инвесторам более благоприятные условия, стимулируя бизнес к созданию новых предприятий и расширению будущей налогооблагаемой базы.
Формирование индустриальных парков. Форсированное формирование промпарков должно стать стимулом для появления новых предприятий во многих регионах страны.
В России затраты на создание новых предприятий в 2-3 раза выше, чем в других странах. Хотя региональные власти и оказывают помощь, предоставляя землю и незначительные налоговые льготы, этого опять же недостаточно. Поэтому за семь лет в России создано чуть больше 50 потенциальных индустриальных парков, еще 40 находится на этапе становления.
Для сравнения: в Южной Корее их более 500, объединяющих около 70 тысяч компаний, они обеспечивают 1,6 млн высокотехнологичных рабочих мест, и около 80% их продукции идет на экспорт. В других промышленно развитых странах — США, Евросоюзе, Китае — этот сектор еще более масштабный. Необходимо сокращать отставание.
Субсидирование. Предполагается предоставление субсидий на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, в том числе с использованием наилучших доступных технологий, а также на освоение производства промышленной продукции.
Система отраслевых балансов. Добрая старая госплановская практика. В нынешних условиях это будет создание государственной информационной системы промышленности для контроля за состоянием промпроизводства и выстраиванием системы отраслевых балансов. Это не значит, что за счет этого инструмента будут накладываться какие-то жесткие ограничения на бизнес-решения. Появятся правильные ориентиры для регионов, где есть, например, дефицит мощностей в импортозамещающих направлениях.
Но самое главное — соблюсти правильный баланс между поддержкой отдельных отраслей, с одной стороны, и сохранением рыночного характера нашей экономики, недопущением применения необоснованных льгот, субсидий и так далее, с другой стороны. Это самый главный вопрос, который новый закон все же оставляет и который стоит перед всеми нами.
Фото: prav.tatar.ru, info.tatcenter.ru, ru-an.info
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.