Новости раздела

«Изге Болгар жыены»: обряды Таджуддина, мечты Самигуллина и казачьи выходки «духовных» волонтеров

Что не так в «Собрании в священном Болгаре» в 2018 году?

Накануне в Спасском районе состоялось большое торжество, которое многие российские верующие ждут целый год, — «Изге Болгар җыены». Несмотря на растущие масштабы торжества, существенные недостатки, оставленные без внимания в прошлые годы, портят все впечатление от мероприятия. В Болгаре побывал и обозреватель «Реального времени», воочию «насладившийся» праздником.

«Безопасность. Вас же защищаем»

В городе Болгар (Спасский район Татарстана) состоялся ежегодный мусульманский сход «Изге Болгар җыены» («Собрание в священном Болгаре»), собравший тысячи верующих. На парковке перед древним городищем стояли сотни автобусов и легковых машин, номера которых свидетельствовали о том, что сюда приехали люди не только из районов Татарстана, но и из разных уголков России и даже Казахстана. Более тысячи делегатов Всероссийского форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия» и сотни участников внеочередного съезда Всемирного конгресса татар только прибавили мероприятию массовости.

Собрание, организованное Министерством культуры Татарстана, Всемирным конгрессом татар и ДУМ РТ, приурочено к Дню принятия ислама Волжской Булгарией, которое произошло 1096 лет назад. Несмотря на то, что этой датой считается 21 мая 922 года, нынешнее торжество, в отличие от прошлых лет, было проведено в июле. Причина проста: съезд попадает на месяц Рамазан, а долгие поездки на сотни километров только изнуряют постящихся. Более того, в мае погода тоже преподносит сюрпризы: может стоять жара, а могут и ударить заморозки.

Открытие праздника прошло на площадке перед Памятным знаком. Специально для этого соорудили большую сцену, скамейки для зрителей, установили мощную аппаратуру и поставили большой экран. Перед приходом vip-гостей «паломников» «развлекали» чтением Корана, проповедями и исполнением песен.

С каждым годом меры безопасности на сходе становятся все строже и строже

Правда, пройти к «майдану» нужно было сквозь рамки металлоискателя, показывая содержимое сумок дежурившим полицейским. Следует отметить, что с каждым годом меры безопасности на сходе становятся все строже и строже. Вдоль металлических заграждений сновали сотрудники МВД, жестко пресекая попытки отдельных людей не стоять в очередях у металлоискателей и перелезть через заборчики.

— Еще несколько лет назад свободно ходили по территории, а тут понаставили всякое, — недовольно ворчали пожилые.

— Безопасность. Вас же защищаем, — пожимал плечами полицейский.

Над головами пронесся вертолет. «Минниханов прилетел», — зашептались в толпе.

К слову, президент Татарстана Рустам Минниханов перед торжественным открытием провел встречу с религиозными деятелями в Болгарской исламской академии. С ним беседовали региональные муфтии, духовные лидеры стран СНГ и арабские профессора, преподающие в БИА. Наконец, президент, Минтимер Шаймиев, Талгат Таджуддин, Камиль Самигуллин, Рушан Аббясов и другие почетные лица подъехали к мемориальному комплексу и взошли на сцену.

Чтобы получше сфотографировать этих людей, я подхожу поближе к сцене, встаю у динамиков и начинаю «прицеливаться» объективом фотоаппарата, наводя резкость. Кто-то неожиданно хватает меня сзади за ворот и пытается оттащить к зрителям. Я сопротивляюсь, продолжаю стоять и ловить кадр. Сделав пару снимков, оглядываюсь: коренастый лысый мужчина в костюме с галстуком и микронаушником в правом ухе, от которого за шею тянется витой проводок. Типичный охранник большого босса. Не понимаю, что ему не нравится, поскольку я был изначально аккредитован на мероприятие как журналист, близко к охраняемым персонам не подхожу: до них еще остается немало метров.

Наконец, президент, Минтимер Шаймиев, Талгат Таджуддин, Камиль Самигуллин, Рушан Аббясов и другие почетные лица подъехали к мемориальному комплексу и взошли на сцену

— Здесь не снимай, — строго приказывает мне незнакомец, неожиданно перейдя на «ты».

— Это моя работа, — отвечаю и фотографирую внезапного визави, отчего тот был слегка ошарашен. — А вы делайте свою. Давайте не будем друг другу мешать.

— Ладно, вот здесь до колонок можешь фотографировать, — разрешил он вернуться мне в исходную точку, где к тому времени щелкали затворами другие фотографы.

«Отдать дань памяти нашим предкам»

Все выступавшие не раз обратили внимание на сакральность этих мест как для татар, так и для мусульман России.

— Мы собрались на этой священной земле отдать дань памяти нашим предкам, — открыл Рустам Минниханов собрание. — Здесь в 922 году было принято историческое решение, и теперь эта земля священна для нас.

Глава республики отметил, как эта территория преображается, и выразил слова благодарности госсоветнику РТ, первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. А тот в свою очередь рассказал, что в этом году завершаются работы по возрождению Болгара. И вся деятельность координируется с ЮНЕСКО.

— Мы приступаем к новому делу: нам предстоит обустроить эту территорию, где была добровольно принята религия ислам, — анонсировал Минтимер Шарипович.

Продолжая его мысль, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин выразил пожелание, чтобы Болгар стал духовным и образовательным центром татар. Более того, он бы хотел, чтоб здесь проводились деловые и молодежные конференции, творческие встречи. Глава Духовного управления мусульман Республики Татарстан выразил готовность организовать в этом городе и Валдайский форум. По его мнению, вся необходимая инфраструктура для реализации таких планов уже имеется.

Камиль Самигуллин выразил пожелание, чтобы Болгар стал духовным и образовательным центром татар

— Разве только Булгар свят? — выступил председатель Центрального духовного управления мусульман России, верховный муфтий Талгат Таджуддин. — Весь земной шар — это Божий храм. Только на кладбищах и в бане мы не можем молиться. Но мы должны беречь эти места, с которыми связана наша вера и наша история, наше прошлое, настоящее и будущее. Мы должны беречь и нашу Отчизну!

Руководитель ЦДУМ, как и год назад, акцентировал внимание на вооруженных силах страны, позволяющих защищать родину от внешней угрозы. Верный своей риторике, он вновь поблагодарил первых лиц Татарстана и России. Правда, в этот раз, в отличие от 2016 года, ему не пришлось соревноваться с главой Совета муфтиев России и ДУМ РФ Равилем Гайнутдином в пении дифирамбов властям, как это случалось раньше. Гайнутдин же вместо себя опять прислал своего первого заместителя Рушана Аббясова.

Таджуддиновские традиции

Надо сказать, что масштабные съезды проводятся в Болгаре с 1995 года. По сути, главным их идейным вдохновителем и «пиарщиком» является Таджуддин. Даже перебравшись в Уфу в 1980 году и возглавив ДУМЕС, он практически на всех площадках продвигал идею возрождения Болгара. И некоторые традиции «Изге Болгар жыены», которые у отдельных верующих могут вызывать недоумение, ввел именно верховный муфтий. И нет ничего удивительного, что самая большая делегация (после татарстанской) сюда из года в год приезжает из Башкирии.

Именно после церемонии открытия все двинулись к Малому минарету для совершения обряда коллективного покаяния (тауба). Добравшись до пункта назначения, глава ЦДУМ России, будучи ведущим действа, окруженный многочисленной свитой с флагами своего духовного управления, стал по листочку зачитывать арабские и татарские фразы с просьбой к Аллаху отпустить грехи. А тысячи мусульман повторяли слова за хазратом.

Далее следует второй обряд — своеобразный мусульманский парад, в чем-то сравнимый с крестным ходом. По завершении покаяния Таджуддин возглавил шествие к Соборной площади у Большого минарета. С зелеными знаменами, с произнесением такбиров («Аллаху акбар») и салаватов (восхвалением Бога и пророка) толпа двинулась к месту полуденного намаза.

С зелеными знаменами, с произнесением такбиров («Аллаху акбар») и салаватов (восхвалением Бога и пророка) толпа двинулась к месту полуденного намаза

На фундаменте некогда существовавшей мечети происходит третий этап мероприятия — коллективный полуденный намаз, как правило, в два ракаата (вместо положенных четырех), поскольку практически все здесь приехали из других населенных пунктов. Забегая вперед, скажем, что возглавил молитву Талгат Таджуддин. А икамат (призыв на намаз) и тасбих после молитвы произнес Камиль Самигуллин.

«Уходи, тебе нельзя здесь стоять»

Следует отметить, что придя в мечеть на коллективную молитву, мусульманину необходимо занимать первые ряды в мечети. При заполнении первого ряда выстраивается второй и т. д. Считается, что больше благодати перепадает тем, кто молится впереди. И при совместном намазе совсем рядом, плечом к плечу, могут стоять и стар, и млад, и король, и нищий. Вероятно, такими принципами руководствовались и гости торжества, пришедшие на молитву пораньше и разместившиеся впереди. Разумеется, тысячи молящихся не помещаются на довольно маленькой Соборной площади.

Однако сотрудники, отвечающие за безопасность отдельных персон, видимо, таких тонкостей не знают. И неприятные казусы вновь повторяются. Когда Таджуддин и его последователи приблизились к Большому минарету, человек в строгом костюме остановил верховного муфтия, не разрешив ему подниматься до прихода высоких чиновников. ЦДУМовские флаги проносить на импровизированную мечеть тоже запретили. А верующих, расположившихся в первых рядах, а также фото- и видеожурналистов отдельные безопасники начали выгонять с насиженных мест.

В итоге важные персоны прибыли, и верховный муфтий со своими приближенными направился к первой линии. Если Таджуддина спокойно пропустили, то ректора Российского исламского университета ЦДУМ России Артура Сулейманова — двухметрового крепкого мужчину — люди из «охранки» умудрились вытолкнуть. Пожилые имамы, которые решили встать во втором ряду, оказались грубо оттиснуты парнями в тюбетейках и белых футболках с надписью «Волонтер ДУМ РТ». Более того, сцепившись руками, словно образовав кордон омоновцев, они перегородили проход в первые два ряда, расталкивая хазратов. Я же оказался в третьем ряду и пытался снять процесс на фотоаппарат.

— Уходи, тебе нельзя здесь стоять, — схватил меня за локоть еще один молодчик в тюбетейке и почему-то тоже сразу перешел на «ты».

— Почему? — выразил я недоумение, освободив свою руку.

— Потому что нельзя, — последовал невразумительный ответ.

— Тогда не пойду, — продолжал я настаивать на своем.

Разумеется, тысячи молящихся не помещаются на довольно маленькой Соборной площади

— Ты меня не понял что ли? — завопил парень.

— У вас есть хоть какое-нибудь мало-мальское религиозное образование? — теперь начал наседать я.

— Есть. Исламское высшее.

— Замечательно. И где вы учились?

— Не твое дело, — сказал незнакомец.

— Вам не объясняли порядки и правила поведения при совместных молитвах?

Человек замялся.

Тут в дело вмешался суровый лысый мужчина, описанный в самом начале.

— Пофотографировал? Все, уходи! — приказал он мне строгим тоном.

— А если я хочу помолиться здесь? — возразил я.

— А-а-а, ну тогда просто убери свою камеру, — смягчил он тональность.

Если охранников — людей нерелигиозных — в каком-то отношении еще можно понять (и простить), то действия молодых людей вызывают полное недоумение. Кому эти «волонтеры» помогали? Приехавшим мусульманам? Не очень заметно. Скорей, старшим товарищам в костюмах и с микронаушниками. Или они готовятся влиться в казачьи патрули и разгонять протестные акции? Только верующие, особенно дедушки, – люди безобидные, чтоб их прессовать. И почему подобная ситуация повторяется не первый год (о чем «Реальное время» уже писало)? И с какой целью они мешают работе прессы?

Как рассказала «Реальному времени» и. о. пресс-секретаря ДУМ РТ Лилия Хамидуллина, муфтият действительно привлек к работе на съезде 30 парней, которые находились в их базе волонтеров. И эти молодые люди — не студенты исламских учебных заведений Татарстана (поскольку все шакирды сейчас на каникулах), а учащиеся казанских вузов и рабочая молодежь. Разгонять мусульман перед намазом в их задачу не входило. Также она передала извинения начальника отдела по делам молодежи духовного управления Айгуль Биктимировой, которая заверила, что с этими добровольцами будет проведена разъяснительная беседа и больше такого не повторится.

1/121
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
Тимур Рахматуллин, фото автора
ОбществоВласть БашкортостанТатарстан
комментарии 47

комментарии

  • Анонимно 22 июл
    Я сам раньше был волонтером в Болгарах на жыене. И нам ставили задачу организовать кордон. Просто кто то соглашается на это, а кто то уходит. Я выбрал второе...
    Ответить
    Анонимно 22 июл
    Ну вот. А тут что говорит ДУМ РТ?..
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Альхамдулиллях, столько встреч. Хорошо так собираться раз в год) организацию бы ещё поднять - тахарат обновить было сложно, на 5 тыс человек всего пару кабинок. Меры безопасности действительно излишние, почеловечнее надо быть.
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    ну праздник проводится не для людей, а для тех, кто на вертолетах прилетает.
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Напоминает бодание Шуры Балаганова с Паниковским. Ты, кто такой? - А, ты, кто такой? К сожалению, у татар вопрос - кто ты такой? - занимает очень важное место! Хорошо бы на этот вопрос отвечали, что я просто человек (добрый, щедрый, всепрощающий и т.д.), но нет, этого недостаточно - нужна должность и высокое положение. Только оно, по их мнению, определяет успешность человека....
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Вера всех уравнивает!
    Однако, у руководства ДУМэ РТ и руководство Татарстана Феодальное- рабское отношение над простыми верующими, как говориться:
    " кто Мы и кто такой народ простой".
    Мероприятие не показало истинного уважения и сплочение между властью и народом. Кому нужна такая показуха???
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    там элементарно с туалетами проблемы. огромная толпа и один платный туалет. многие бегали в кусты
    Ответить
    Анонимно 22 июл
    это вообще просто позор! Неспособность организовать нормально обеспечение туалетами - главный косяк организаторов этого мероприятия
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Не несите ерунду. Я сама там была, Туалеты были бесплатные, синие кабинки и очередь проходила быстро.
    Ответить
    Анонимно 29 июл
    Это вы несете ерунду! Эти синие кабинки стояли в 3 км от мест проведения. И то очередь. И они были загажены, что лучше не ходить. И не было там кумганов. И тахарат негде взять. А в тот туалет, что был рядом с Памятным знаком и сценой, не пройдешь толком. Люди в очередях стояли по 30-40 минут. Женщины и час ждали.
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Поэтому не люблю эти сборища с большими начальниками
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    гнать таких волонтеров надо нагайками.
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Классный репортаж. Почему власти решили, что могут приватизировать веру?
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Молодец, Тимур! Спасибо РВ. Очень смелый репортаж.
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Тимур, Әфәрин, все обьективно! Негативных оргвопросов уйма.. Все это не главное.. Жалко, не той первозданной ауры..ка то стало не комфортно..Наверное, все это благодаря государственного вмешательства. Можно терпеть нехватки туалетов, найти возможности сделать тахарят, читать без намазлыка, стилая свои пиджаки, сумок.. Главное вернуть той ауры, где остаешься один на один с Аллахом..без посредников, всех структурных муфтиев. Поэтому, я решил вернуться отдельно со своими близкими, детьми, внуками..только в другое время..
    Ответить
    Анонимно 22 июл
    абсолютно аналогично эволюционировался Каравон и Питрау: присутствие чиновников, особенно высокопоставленных, абсолютно уродует мероприятие, теряется аура
    Ответить
  • Фарит Гибатдинов 22 июл
    Тимур, Әфәрин! Я обязательно туда вернусь..но в обыденные дни..без массовки. Буду искать первозданной ауры, то что было 15-20 лет тому назад..Тогда было неописуемые чувства, удовлетворения, успокоения души..Хотя , мы ездим туда в году раз и два, с близкими родственниками, друзьями, с детьми. Самое главное делаем Доа..
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Свинья себе грязь нашла
    Ответить
    Анонимно 22 июл
    Организаторы объявились
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    всем досталось в репортаже. и вашим, и нашим...
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    автор пишет: "Надо сказать, что масштабные съезды проводятся в Болгаре с 1995 года". Тут ошибка. В Болгаре джиен проводится с 1989 года
    Ответить
    Анонимно 22 июл
    не ошибка. в 1989 году таджуддин только начал туда гонять своих имамов. а в 1995 году уже начались масштабные организованные поездки со всеми этими обычами
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    чиновникам нельзя ездить туда. охранку туда не пускать
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Обожаю Таджуддина)))
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Прочитав, понял, - всех собрали для того, чтобы показать работу охранников и волонтёров.
    Десятки тысяч мусульман, собравшихся в Болгаре, будто мимо.
    Эх, не были вы, ребят, в президентских и МИДовских пулах.
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Я много раз побывал в Булгаре на жыенах и в обычные дни . На что обращаю каждый раз внимание - куда все так бегут эти муэдзине и другие ? С флагами .. и понеслась.Со стороны смотреть неприятно.Никаких планов проведения этих мероприятий нет. все идет как-то хаотически. А сколько ментов пригнали....зачем ? К чему это ? Обилие торговых точек - это уже какой-то базарище .
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    самое грустное, что организаторы никакого вывода из этого репортажа не сделают. И на следующий год будет еще хуже, чем сейчас
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    "А верующих, расположившихся в первых рядах... безопасники начали выгонять с насиженных мест".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/106715-izge-bolgar-zhyeny---2018

    ключевая фраза мероприятия
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    зачем ВИПы вообще нужны? там должны быть народные имамы и НАРОД должен быть, в Первых рядах должны самые пожилые из народа быть! надоела воровская "элита"!!!
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    автор прям желчью изливается)) значит правильно все делают в Болгаре!
    Ответить
    Анонимно 22 июл
    значит, правильно все подмечает автор.
    Ответить
  • Анонимно 22 июл
    Странно, что Тимур про Таджуддина мягко написал. Талгат Сафич его так "любит" своим посохом
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    С туалетами действительно проблема. А журналисты... Мусульманская религия строгая, консервативная. Лез, куда не надо, нарывался, по журналюгинским традициям, чтобы репортаж был ярче, "желтее". Получил - есть возможность поплакаться за свою обиду на весь мир.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    и охрана действовали в рамках строгой мусульманской религии? А журналист делал свою работу, тем более его пригласили и аккредитовали.
    Не пишите такую чушь, не смешите народ.
    Ответить
  • Irek Bikkinin 23 июл
    БӨЕК БОЛГАР МИСТИФИКАЦИЯСЕ

    Бу хәлләр 1989 елда башланды.
    Мөфти Тәлгат Таҗетдин системасы имамнары борынгы Болгар шәһәрчеге янына мөселманнарны йөретә башлады - «Изге Болгар җыены»на. Татарстан, Башкортостан һәм башка Идел буе регионнарыннан мөселманнар монда җыелышып төрле ритуаллар үти башлады.
    Кайбер надан мөселманнар хәтта шундый нәрсә тарата иде - янәсе, монда өч кат килеп ибадәтләр үтәсәң, Мәккәгә бер хаҗның сәвабы була.
    1995 елда монда хакимиятләр дә катнаша башлады. Соңгы елларда инде бу чаралар, әйтерсең, зур түрәләр өчен генә оештырыла.
    Татарстан хакимиятләре монда күп акчалар кертте - күп биналар төзелде һәм хәтта Болгар академиясе дә эшли башлады.
    Бәйрәмнең төп мәгънәсе – янәсе, шул Болгар шәһәрчелегендә, 922 елның 21 маенда, Багдад хәлифәсе аль-Муктадирның илчесе Ибн Фадлан килеп, болгар халкы исламны кабул иткән.
    Һәм быел шул вакыйганың 1096 еллыгын билгеләп үттеләр.

    Нәрсәдә соң мистификация?
    Төп ялган шунда – Ибн Фадлан 922 елда килгәндә җирле халыкның күбесе күптән инде мөселман булган. Һәм исламны гарәпләрдән түгел, Хорезм төркиләреннән алганнар. Авылларда, шәһәрләрдә мәчетләр булган, мәчетләр янында мәктәпләр эшләгән. Моның турында 913 елда Ибн Русте яза.
    Икенче нәрсә. Хәзерге Болгар шәһәрчегенең бөтен иске биналары, манаралары 13-14 гасырларда, Алтын Урда вакытында төзелгән һәм аларның 10 гасыр вакыйгаларына катнашы юк. Алтын Урда вакытында бу шәһәрнең мәйданы 10 мәртәбә үсә. Болгар иле вакытында Болгар шәһәрчеге кечкенә бер урын булган һәм тик сәүдә кәрваннары килгән вакытта гына җанланган – монда вакыты-вакыты белән төрле илләрдән кәрваннар килә булган һәм сату-алу барган.
    Өченче – халифә аль-Муктадирнең илчесе Ибн Фадлан Болгар шәһәрчегендә булганмы, юкмы, улсы билгесез. Болгар әмире Алмуш Ибн Фадланны бу илнең башкаласы Биләр каласында каршы алган һәм нәкъ Биләрдә Ибн Фадлан хәлифәнең хатын халык каршында укыган. Ибн Фадлан Биләр һәм Сувар калаларында зур җәмигъ мәчетләр булуы турында яза. Ул вакытта Булгарда да мәчет булгандыр, чөнки монда мәселман сәүдәгәрләре дә килә булган.

    2006 елда безнең Мордовияда урыс дәүләтенә кушылуның 1000 еллыгын билгеләп тантаналар башланган иде. Путин Саранскига килде һәм әйтте - «Не вижу повода для праздника». Һәм бөтен чаралар кинәт туктады... Аның шундый ук кинәт рәвештә Болгар бәйрәмнәрен дә туктатуы мөмкин... Чөнки чынлап та, «нет повода для праздника»...
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    ой, да ладно вам... думаете, глаза людям открываете своими домыслами?
    Ответить
    Irek Bikkinin 23 июл
    Ну и в чем домысел?
    Татарча укып аңласагыз, җавап та татарча бирә алырга тиешсез, шулаймы?
    Каким "людям" я "открываю глаза"? Я выражаю свою точку зрения по поводу этого странного праздника. Странный - потому что как бы религиозный, но в исламе не предусмотрены дополнительные праздники за исключением уже имеющихся двух.
    "Домыслы" - давайте, в чем "домысел"? Хотя бы один. Опровергните.
    Какие даты либо факты не соответствуют действительности?
    Или просто треплетесь языком, чтобы подорвать доверие других читателей к моему комменту?
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    это все ваххабитские идеи, которые вы высказываете
    Ответить
    Irek Bikkinin 23 июл
    "...ваххабитские идеи..."? Вы в своем уме или как?
    Так, значит, "домыслы", которые вы мне приписываете, являются "ваххабитскими идеями"?
    Ну хотя бы один фактик, зинхар өчен...
    Или пользуетесь тем, что не все умеют читать по-татарски и лепите тут горбатого?
    Речь о событиях, произошедших за много веков до появления ваххабитов. Какие могут быть их идеи тут?
    Или вы на полном серьезе считаете, что три "паломничества" в Булгар заменяют один хадж в Мекку?
    Я больше не нахожу в тексте ничего, относящегося к ритуалам и нормам ислама.
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    а кто говорит про три паломничества в булгар, которыми заменяется хадж? вы щас придумали. а в статье об этом ни слова не написано.
    и реакция как у типичного радикала. чуть что не так, начинаете агрессивно набрасываться на людей. так что ваши ваххабитские штучки бросьте
    Ответить
    Irek Bikkinin 25 июл
    Так-так, значит, вы не умеете читать по-татарски, ведь про "три паломничества в Булгар" написано не в публикации, а в моем комментарии.
    Радикал?
    Набрасываюсь?
    Хех...
    Вы обвиняете меня в том, что у меня "домыслы", а потом и "ваххабитские идеи", но не можете привести ни одного фрагмента из моего коммента, как доказательство.
    И кто вы после этого, если выражаться в форме, которую нельзя считать "нецензурной"?
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    вот именно, что вы написали в своем комменте про три паломничества. сами придумали и сами опровергаете. смешной вы человек
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    Рахматуллин показал свое невежество когда описал Таубэ, Зухр намаз и придумал "крестный ход". Совсем не разбирается. Не знает суть. Не ему судить. Эти места святые и не позволю издеватся над ними.
    Ответить
    Анонимно 27 июл
    А в чем суть вот этих обрядов? И где издевательство над "святым местом"? Может быть, описанные в тексте люди вместе с Таджуддином издеваются над Болгаром и своим поведением оскорбляют чувства верующих?
    Ответить
  • Анонимно 28 июл
    Все правильно отмечено. Молодцы!
    Ответить
  • Анонимно 29 июл
    Мне понравилось суждение о том " зачем ВИПы вообще нужны? там должны быть народные имамы и НАРОД должен быть, в Первых рядах должны самые пожилые, признанные из народа быть! надоела воровская "элита"!!! Из нашу веру хотят превратить в источник обогащения.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/106715-izge-bolgar-zhyeny---2018
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров