Новости раздела

Минниханов об исламской академии: «Плоды будут делить другие — мы должны посеять семена»

Будущее Булгарской исламской академии, ожидания Минниханова и Шаймиева, хвалебные оды от Таджуддина и Гайнутдина

Минниханов об исламской академии: «Плоды будут делить другие — мы должны посеять семена»
Фото: realnoevremya.ru/Михаил Козловский

В Болгаре накануне открылись 6-месячные курсы по углубленному изучению Корана и прошла конференция «Мусульманская богословская мысль: национальные, региональные и цивилизационные измерения», в ходе которой влиятельные мусульмане Татарстана и России обсудили вопросы истории, способы защиты молодых умов от идей международного терроризма и проникновение религии в массы. За работой форума следил и корреспондент «Реального времени».

«У нас пока нет своих богословов, способных вести на высоком уровне»

Состав участников открывшейся накануне в Болгаре конференции был весьма представителен: президент РТ Рустам Минниханов, госсоветник республики, первый президент региона Минтимер Шаймиев, руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, главы трех крупнейших исламских организаций Камиль Самигуллин (ДУМ РТ), Талгат Таджуддин (ЦДУМ России) и Равиль Гайнутдин (ДУМ РФ), богословы, ученые, государственные деятели из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Напомним, проект Булгарской исламской академии поддержал президент России Владимир Путин на открытии Соборной мечети в Москве. Вместе с тем ее запуск будет происходить поэтапно, и первым шагом стало открытие курсов для 30 имамов со всей России.

Как рассказал «Реальному времени» ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин, который выступал модератором конференции, после курсов по Корану пройдут учебные занятия для руководства духовных управлений по менеджменту, исламской экономике, арабскому языку. К следующему учебному году будут разработаны магистерские и докторские программы, которые будут реализованы зарубежными учеными. Высшие учебные заведения в Казани (РИИ), Уфе (Российский исламский университет ЦДУМ России) и Москве (Московский исламский университет) станут первичной ступенью высшего мусульманского образования.

— Булгарская академия должна восполнять нишу послевузовской системы образования, — рассказал Мухаметшин. — Здесь будут повышать квалификацию выпускники исламских учебных заведений России, писать докторские работы. Мы должны создавать для нашей мусульманской молодежи конкурентоспособную среду, чтобы они меньше выезжали за границу. Лучше их обучать в нашей стране, чтобы они в рамках наших богословских традиций получали полноценное религиозное образование под руководством зарубежных ученых. У нас пока нет своих богословов, способных вести на высоком уровне. Без них привлекательности не будет. Мы должны привлекать сюда ученых с мировым именем — из египетского университета «Аль-Азхар», из Турции и других стран.

Что касается строительства самой академии, ректор РИИ сообщил, что на следующий год «запустится проектирование здания».

«Мы многое пережили, мы испытаны временем»

Минтимер Шаймиев, открывая форум, сообщил, что на этом месте в 1080 году был открыт «дом знаний» или, говоря современным языком, первый университет, который получил широкое признание во всем исламском мире. Булгар стал северным центром мусульманского богословия. И, по его мнению, воссоздание мусульманского духовного образовательного центра весьма значимо не только для России, но и для зарубежных стран.


Булгарская исламская академия открывает свои двери тем, кто любит знания, намерен использовать их во благо мусульман республики и всей России. Надеюсь, она станет достойным продолжателем традиций отечественного просвещенного ислама

— Мусульманский мир сотрясает терроризм, который рядится в исламские одеяния, использует символы и учение ислама. Это зло можно остановить только общими усилиями, распространяя доброе слово, правильное мировоззрение, верные знания, основанные на истинных источниках исламского учения. Булгарская исламская академия открывает свои двери тем, кто любит знания, намерен использовать их во благо мусульман республики и всей России. Надеюсь, она станет достойным продолжателем традиций отечественного просвещенного ислама. Основные задачи академии состоят в том, чтобы воспитать на примере выдающихся татарских богословов XVIII — XX веков ученых высокого уровня, с глубокими знаниями, непререкаемым авторитетом, способных убеждать и противостоять экстремистским течениям, — подчеркнул первый президент Татарстана.

Минтимер Шаймиев отметил, что исламские богословы многих стран учились на трудах татарских просветителей. Кроме того, первый в мире печатный Коран появился в Казани. И из недр Татарстана вышли не только знаменитые ученые прошлого, но и современные авторитетные мусульманские мужи — Талгат Таджуддин, Равиль Гайнутдин, Камиль Самигуллин и другие.

— Мы многое пережили, мы испытаны временем. Нас пытались лишить веры. Когда в 1990-е годы вернулось наше право на свободное вероисповедание, посмотрите, как люди встрепенулись! Как живет вера! В Татарстане к началу перестройки было 23 мечети. Теперь же их порядка полутора тысяч. Не это ли стремление нашего народа к обретению духовности, веры и религии? Это вековые ценности!

Российскому союзу улемов быть!

Муфтий Камиль Самигуллин обозначил задачи, решать которые призвана создаваемая академия: сохранение и развитие татарского богословского наследия, повышение уровня религиозного образования, противодействие проявлению радикальных взглядов и идеологии, консолидация мусульманской уммы на принципах традиционных ценностей ислама. На базе учреждения он предложил создать Российский союз мусульманских улемов (богословов).

— Уровень образования молодого поколения должен отвечать современным реалиям. К работе академии необходимо привлечь лучшие российские и мировые кадры, использовать новейшие средства и технологии для обучения, — констатировал Камиль хазрат.

Однако Рустам Минниханов заметил, что на сегодняшний день уровень российского исламского образования не позволяет успешно справляться с существующими вызовами. Поэтому задача сегодняшнего дня — создать научно-образовательный духовный центр, способный консолидировать мусульманское духовенство России и авторитетных иностранных богословов ради укрепления традиционного ислама в стране. Поддержка проекта по созданию исламской академии со стороны Путина, Таджуддина, Гайнутдина и Самигуллина, по мнению главы республики, является хорошим знаком.

— Будет правильно, если на базе академии разместится и центр межрелигиозного диалога, — считает президент Татарстана. — Это весьма актуально для сохранения межнационального и межконфессионального мира и согласия в нашем общем доме. Продуктивным будет и создание совета улемов. Он способствовал бы выработке совместных решений по актуальным научно-богословским вопросам. Создание академии укрепит позиции миролюбивого ислама как неотъемлемой составляющей российской государственности, в том числе — в рамках деятельности группы стратегического видения «Россия и исламский мир», которую мне доверено возглавить руководством страны.

Идею создания Российского совета улемов на базе академии поддержал и руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. По его мнению, консолидация лучших богословов страны даст положительные импульсы исламскому образованию.

— Мы заинтересованы в стабильности и процветании уммы, готовы к дальнейшему плодотворному взаимодействию в интересах нашей страны, — заявил федеральный чиновник.

Создание союза улемов также поддержали Таджуддин и Гайнутдин.

Шестиконечная звезда Таджуддина и дифирамбы Гайнутдина

Немаловажным было присутствие на встрече руководителей двух конкурирующих централизованных мусульманских организаций страны — Талгата Таджуддина (Центральное духовное управление мусульман России) и Равиля Гайнутдина (Духовное управление мусульман Российской Федерации). Оба гостя прибыли не сразу. Негласное соперничество они устроили своими эмоциональными выступлениями.

Талгат Таджуддин приехал пораньше, к полуденному намазу, как всегда обратив всеобщее внимание к собственной персоне. С собой из Уфы он привез почетного гостя — профессора Всемирного университета исламских наук и образования (Иордания) шейха Абдурразака ас-Саади, который является потомком пророка Мухаммада. Внешне Таджуддин тоже весьма отличался от остальных делегатов: чалма, макушка которой украшена своеобразным куполом мечети с полумесяцем. Чапан был украшен со спины гексаграммой, напоминающей звезду Давида, где в одном из треугольников по-арабски было написано «Булгар».

Вспоминая, как вместе со своими наставниками он 50 лет назад впервые ступил на эту землю, когда не было здесь мечети, верховный муфтий прослезился.

— Мы с вами изменились, — сказал Таджуддин. — Кто бы мог тогда подумать, что мы вместе с президентами будем на молитвах, на конференциях. Булгарская исламская академия начинает свою работу. Мы все ее студенты, начиная от президента. Мой учитель Ахмадзаки хазрат говорил: «Ислам — это источник. Один берет оттуда воду прекраснейшей посудой, другой берет помойным ведром». Причем тут ислам? Причем тут Коран, если посуда поганая?

Внешне Таджуддин тоже весьма отличался от остальных делегатов: чапан был украшен со спины гексаграммой, напоминающей звезду Давида, где в одном из треугольников по-арабски было написано «Булгар». realnoevremya.ru/Тимура Рахматуллина

Председатель ЦДУМ России отметил, что Всевышний неспроста им преподнес таких выдающихся крепких духом людей, как Рустам Минниханов и Минтимер Шаймиев, «что рядом с ними никакой ИГИЛ не устоит, даже врукопашную». Президента России он назвал «отцом многих народов мира».

Равиль Гайнутдин зашел попозже — к той части пленарного заседания, на которую прибыл президент республики. Чалма и чапан его были значительно скромнее, чем у его коллеги из Уфы. Зато он с лихвой наверстал своей речью, не скупясь на комплименты.

Сначала он поздравил Рустама Минниханова с победой на выборах президента Татарстана.

— Народ республики продемонстрировал всецело доверие к вам, так как видит выдающиеся результаты и знает ваш потенциал для продолжения поступательного развития и способствования процветанию Татарстана. Мы молитвенно желаем вам успехов! — обратился муфтий к главе РТ.

С гордостью упоминая о недавнем открытии Соборной мечети в Москве и присутствии на торжественной церемонии высоких гостей, он поблагодарил Минниханова и жителей Татарстана за поддержку реконструкции мусульманского храма в российской столице.

— Мы поддерживаем инициативу нашего глубокоуважаемого президента Республики Татарстан и идеолога создания в Булгарах нашей святыни Минтимера Шариповича Шаймиева и всячески будем им способствовать в их труде, — продолжил Гайнутдин.

Он также предостерег, чтобы, создавая академию, присутствующие не подставили президента Татарстана перед «лидером нации, любимым президентом Российской Федерации», а того, в свою очередь, — перед всем исламским миром. Для этого должна быть тщательно продумана концепция научно-образовательного заведения. Иначе можно «самим опозориться и опозорить Владимира Владимировича Путина». Игоря Баринова он назвал «очень сильным молодым трезвомыслящим политиком», который осознает высокую значимость их начинания.

— Я верю, что глубокоуважаемые Минтимер Шарипович и Рустам Нургалиевич в состоянии сделать Булгарскую академию. Если взялись за дело такие аксакалы-мудрецы, такие хозяйственники, политические деятели нашего государства, тогда будет успех! Я ваш союзник, я сделаю все возможное, чтобы у нас была серьезная академия, — заявил председатель ДУМ РФ.

Помимо вышеперечисленных персон он выразил слова благодарности в адрес Путина.

После такой хвалебной речи Рустам Минниханов ответил, что руководство республики простые задачи не решает.

Обращаясь к присутствующим муфтиям, он предложил им самим приезжать сюда и преподавать в академии. Себе он отвел роль завхоза в этом деле.

— Вы, три наши центральные духовные структуры России, должны быть учредителями. Баринов — центр ответственности. Глаза боятся — руки делают. Построить здание — несложный вопрос. У нас должна быть целая схема подготовки людей. Мы всегда друг друга поддержим. Плоды будут делить другие — мы должны посеять семена, — резюмировал президент республики.

1/36
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
Тимур Рахматуллин, фото Михаила Козловского

Новости партнеров