Новости раздела

«Пора бежать за долларами и евро?»: россиян пугают новой девальвацией

Словесные интервенции первого лица и сезон отпусков обесценили рубль на 5%

Уже почти целую неделю россиян пугает призрак очередной девальвации. Каждый день курсы основных валют растут, и такое чувство, что какой-то виток существенной девальвации снова стартовал. Пора бежать за дорожающими долларами и евро? Экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов считает, что оснований для паники нет. Фундаментальные факторы пока играют на стороне сильного рубля.

Девальвация рубля — это не только зло

Все началось с того, что на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым президент России Владимир Путин обратил внимание на риски чрезмерного укрепления рубля:

«Рубль укрепляется, несмотря на известную ценовую волатильность на сырьевых рынках, и в этой связи нам, конечно, нужно подумать, как и что мы будем делать в ближайшее время в связи с этими факторами».

Вдогонку за этим неожиданным заявлением, помощник президента РФ Андрей Белоусов также публично подлил масла в огонь:

«С моей точки зрения, сегодня рубль начинает переукрепляться. Это работает в минус, сокращает доходы бюджета и усиливает бюджетные проблемы. Это снижает конкурентоспособность российской промышленности и сельского хозяйства, обесценивая задачи по импортозамещению. И мы действительно наблюдаем тенденцию замедления роста экспорта».

Этих словесных интервенций хватило, чтобы за неделю рубль на бирже девальвировался на 5%, достигнув в ходе торгов отметки около 66,5 рубля за доллар.

Снимок11.PNG

Пугающий прогноз

Столь стремительная девальвация рубля заставила ряд экономистов сделать далеко идущие выводы о продолжении девальвации. Так, 25 июля бывший зампред ЦБ, старший научный сотрудник Института Брукингса Сергей Алексашенко спрогнозировал: «Российский рубль в ближайшее время может девальвироваться на 10–15%».

Что означает диапазон в 71-75 рублей за доллар, или возврат к значениям февраля 2016 года, когда российская экономика испытывала сильный шок от январского экстремального падения цен на нефть.

Снимок1.PNG

Чем же столь информированный экономист объясняет свой прогноз?

  • 1-я причина: сезонный фактор (август-сентябрь является традиционным сезоном повышенного спроса на валюту).
  • 2-я причина: дешевеющая нефть. В июле она подешевела примерно на 11% и достигла по последним торгам отметки $44,57 за баррель.

    Снимок2.PNG
  • 3-я причина: собственно сами словесные интервенции Путина и Белоусова, у которых свое видение целительных возможностей девальвации для российской промышленности.

У рубля прочный фундамент

Но, на наш взгляд, опасаться дальнейшей девальвации не стоит. Да, некоторую поддержку растущему доллару оказали и сезонный фактор, и интервенции, но дешевеющая в июле нефть (в относительно скромных размерах по сравнению с экстремальным падением в начале года) не может влиять на девальвацию. Об отвязке курса основных валют от нефтяных цен в России наше издание уже писало. Механизм инфляционного таргетирования, заработавший в полную силу с конца 2014 года и по определению включающий в себя плавающий режим свободного курсообразования, сделал свою работу — экономика адаптировалась к падению нефтяных цен без автоматического повышения курса. Эта адаптация произошла через 10 месяцев 2015 года после полного перехода к модели инфляционного таргетирования, и теперь на курс влияют совсем иные факторы, такие как сократившийся внешнеторговый оборот, сократившийся уровень выплаты внешних долгов и сократившийся отток капитала. Действительно, если нефтяные цены упали на 11%, то по идее на такую же величину должен был вырасти и доллар. Но этого не произошло, его рост оказался гораздо скромнее (5%) и за счет иных факторов.

Одна из самых главных фундаментальных составляющих валютного курса — это состояние платежного баланса РФ. Особенно в части текущего сальдо платежного баланса (в основном, разница экспорта-импорта) и сальдо капитального счета (вывоз капитала).

По сообщению Банка России, положительное сальдо текущего счета платежного баланса Российской Федерации в I полугодии 2016 года, по оценке Банка России, составило 15,9 млрд долларов США. Т.е., грубо говоря, наблюдается превышение экспорта над импортом, а значит и приход валюты в страну.

Чистый вывоз капитала частным сектором в I полугодии 2016 года, по оценке Банка России, по сравнению с сопоставимым периодом предыдущего года уменьшился почти пятикратно — до 10,5 млрд долларов США. Резкое сокращение интенсивности погашения внешних обязательств сопровождалось некоторым оживлением спроса на внешние активы со стороны прочих секторов.

Чтобы оценить, как резко упал вывоз капитала из страны, достаточно заметить, что в 2014 году отток капитала из России составил $153 млрд, в 2015 году он уменьшился, но все равно был очень большой — $57 млрд. Так что столь низкое текущее значение оттока капитала в $10,5 млрд оказывает благоприятное влияние на рост курса рубля по отношению к другим валютам.

Ситуация с внешними выплатами тоже очень благоприятная. По оценка Банка России, с учетом корректировок на внутригрупповое финансирование выплаты крупнейших компаний в III-IV кварталах 2016 года будут довольно равномерными и в среднем за месяц составят около $2,3 млрд.

Так что, как видите, фундаментальных причин для роста доллара нет — виной тому сезонный всплеск (связанный в основном с отпусками) да словесные интервенции лидера страны. Так что (если нефтяные цены не продолжат свое падение) валюта по отношению к рублю дальше дорожать не будет. Окажет ли влияние небольшая июльская девальвация на инфляцию, которая уже третью неделю июля держится на отметке 5%? Вряд ли, ведь у нас в августе и в начале сентября инфляция традиционно резко идет на убыль, так что волноваться особо нечего.

Одним словом, призрак стремительной девальвации, показавшийся в июле, все-таки так и останется эфемерным призраком.

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров