Новости раздела

Рынок грузоперевозок: точка роста повисла в воздухе

Исследование рынка грузовых перевозок Республики Татарстан. Часть 1

Рынок грузоперевозок: точка роста повисла в воздухе
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Российские дальнобойщики болезненно отреагировали на попытку государства регламентировать сборы с грузоперевозчиков за проезд по федеральным дорогам. Как выяснила аналитическая служба «Реального времени», именно на автотранспорт приходится сегодня львиная доля ежегодно перевозимых по стране грузов. При этом отрасль переживает не лучшие времена — рост показывает только «воздушный транспорт», остальные неуклонно падают. Сильнее всех просел грузооборот морского и особенно внутриводного транспорта.

Объемы грузоперевозок железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта падают, но остаются недостижимыми для прочих

В абсолютных, да и относительных тоже, показателях лидером на рынке транспортно-логистических услуг являются три вида транспорта: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный. По итогам 2014 года 67,6% рынка приходилось на автомобильные перевозки (5,5 млрд тонн), 17,1% — на железнодорожные (1,37 млрд тонн), и 13,5% — на трубопроводы (1 млрд тонн). Цифрами морского, внутриводного и воздушного транспорта на рынке грузоперевозок можно было бы даже пренебречь: только у внутриводного полтора процента, у остальных «миноритариев» вообще какие-то доли процента. Общий объем грузоперевозок по данным Федеральной службы госстатистики составил 7,996 млрд тонн, однако если посчитать объем перевозок воздушным транспортом, учтенный Росавиацией, итоговый объем составит 8 млрд тонн (впрочем, цифры не столь сильно отличаются друг от друга).

Любопытно, однако, что, если посмотреть на данные с учетом темпов роста или падения объема грузоперевозок, картина дает пищу для размышления. Так, с 2012 года, за исключением железнодорожного, внутриводного и автомобильного транспорта, в тот самый год немного подросших на 2,74%, 10,6% и 3% соответственно — в остальные годы по всем видам транспорта отмечается снижение. Как отмечается падение и совокупного объема грузоперевозок: в 2012 году он составлял 8,5 млрд тонн, в 2013 — 8,3 млрд. Надо также отметить, что с 2012 года произошли изменения в методике подсчета: из морского транспорта начали вычитать перевозки судами смешанного (река-море) плавания, а во внутренний водный, напротив, включили их. Отсюда появилась и так удивляющая нас цифра прироста в 10,6% по внутриводному транспорту, как известно многим, находящемуся сегодня далеко не в лучшем положении.

Объем перевозок грузов в Российской Федерации по видам транспорта (включая оценку деятельности субъектов малого предпринимательства), млн тонн

Российская Федерация

2012

в % к предыдущему году

2013

в % к предыдущему году

2014

в % к предыдущему году

Транспорт — всего

8519

2,14

8264

-3,09

7996

-3,35

в том числе:

железнодорожный

1421

2,74

1381

-2,90

1375

-0,44

автомобильный

5842

3,06

5635

-3,67

5416

-4,04

трубопроводный

1096

-3,19

1095

-0,09

1078

-1,58

морской (с 2012 г. — исключая перевозки судами смешанного (река-море) плавания)

18

-88,89

17

-5,88

16

-6,25

внутренний водный (с 2012 г. — включая перевозки судами смешанного (река-море) плавания)

141

10,64

135

-4,44

119

-13,45

воздушный (по данным Росавиации)

1,2

0,00

1,2

0,00

1,3

7,69

Воздушным перевозкам есть куда расти — они и растут

Единственный вид транспорта, который демонстрировал в эти годы нулевые или положительные темпы роста — это воздушный. В 2012 и 2013 году объем грузоперевозок этим видом составлял ту же цифру в 1,2 млн тонн (соответственно, темпы роста были нулевые), а в 2014 году — уже 1,3 млн тонн (плюс 7,7%). Впрочем, несмотря на явно положительную динамику по этому виду транспорта, объем перевозок в абсолютном выражении все равно очень и очень мал, даже в сравнении с внутриводным и морским видом транспорта. Но, с другой стороны, ему-то как раз еще есть куда расти. Для сравнения, объем грузоперевозок воздушным транспортом в последние годы СССР — а именно в 1990 году — составлял немногим больше: 2,5 млн тонн. Интересно также, что за почти 15 лет наилучшие темпы роста показал железнодорожный транспорт (рост на 33,75%, с 1 млрд тонн в 1995 году до 1,37 млрд в 2014-м), трубопроводы (плюс 37,6%, с 783 млн тонн до 1 млрд). Но это не идет ни в какое сравнение с темпами роста автомобильного транспорта, показавшего 375-процентный рост, объемы грузоперевозок которого за эти же годы выросли с 1,4 млрд тонн до 5,4 млрд.

Падение показателей в 2014 году по железным дорогам и автотранспорту, двум главным магистралям России, можно объяснять чем угодно: от не очень хорошей, мягко говоря, инфраструктуры вплоть до неудачного же госрегулирования и такого же законодательства (возмущения автоперевозчиков, например, весенними запретами стали уже традицией). Но не меньшая доля влияния здесь, вероятно, и экономического кризиса, и падения внешней торговли.

Тенденции по морскому транспорту (падение грузооборота) в РФ идут вразрез с мировыми

Интересная картина получается, если посчитать грузоперевозки в тоннокилометрах (о единице тут, она аналогична пассажирообороту). В тоннокилометрах измеряется пропускная способность того или иного вида транспорта — т.е. грузооборот. Чем выше показатель — тем больше пропускная способность транспортных линий. И в тоннокилометрах тройка лидеров видов транспорта несколько иная (данные включают и оценку деятельности субъектов малого предпринимательства): на первое место выходят трубопроводы (2423 млрд тонн км) и железные дороги (2299 млрд тонн км), при этом последние даже продемонстрировали почти 5-процентный темп роста в 2014 году. Однако интересно другое: упал на четверть грузооборот морских перевозок (с 40 млрд тонн км до 32 млрд тонн км). При этом грузооборот морских перевозок падает не первый год, в 2012 году он упал вообще на 73,3%. Это довольно печальные тенденции, если учесть, что доли железнодорожных перевозок и внутриводных путей в мировой экономике, напротив, падают, а доли морского и трубопроводного транспорта как раз растут. Так как морской транспорт обладает почти «неограниченной пропускной способностью морских путей и самой большой грузоподъемностью подвижного состава, берет на себя почти 80% международных — прежде всего межконтинентальных — перевозок».

Разница между двумя нашими таблицами и показателями объясняется довольно просто. Да, автомобильный транспорт в действительности перевозил более 80% грузов в мире (данные 2008 года), а в России на него приходилось в 2014 году почти 70%, тогда как морской лишь 3,5% в мире, а в России 0,2%. Но средняя дальность перевозок автотранспорта составляет 30 км, морского — 7-8 тыс. км. Впрочем, согласно последним данным, по итогам 9 месяцев 2015 года грузооборот морских портов России вырос на 3%. Однако, что интересно в свете санкций и их влияния на российскую экономику: экспортных грузов, по данным ассоциации морских торговых портов, перегружено 396,8 млн тонн (рост на 5,2%), импортных грузов — 25,1 млн тонн (падение на 23,5%). Кроме того, данные по портам могут еще ни о чем не говорить. Так, по итогам первого квартала 2015 года грузооборот морского транспорта упал на 14,5%, а грузооборот в морских портах вырос на 8,9%, это свидетельствует о том, что при росте объемов погрузки падают объемы перевозок на дальние расстояния.

Грузооборот в Российской Федерации по видам транспорта, включая оценку деятельности субъектов малого предпринимательства, млрд тоннокилометров

Российская Федерация

2012

в % к предыдущему году

2013

в % к предыдущему году

2014

в % к предыдущему году

Транспорт — всего

5056

2,79

5084

0,55

5077

-0,14

в том числе:

железнодорожный

2222

4,23

2196

-1,18

2299

4,48

автомобильный

249

10,44

250

0,40

246

-1,63

трубопроводный

2453

1,26

2513

2,39

2423

-3,71

морской (с 2012 г. — исключая перевозки судами смешанного (река-море) плавания)

45

-73,33

40

-12,50

32

-25,00

внутренний водный (с 2012г. — включая перевозки судами смешанного (река-море) плавания)

81

27,16

80

-1,25

72

-11,11

воздушный (по данным Росавиации)

5,1

1,96

5,0

-2,00

5,2

3,85

О ситуации с грузоперевозками в Республике Татарстан — читайте в следующем материале.

Сергей Афанасьев
Аналитика

Новости партнеров