Новости раздела

«Нет большой разницы между нашим и британским образованием в спортивном маркетинге»

Кто и как учит студентов Поволжской академии спорта и туризма спортивному менеджменту

На завершившемся Студенческом общеобразовательном форуме, проходившем в Верхнеуслонском районе, корреспондент «Реального времени» пообщался с доцентом кафедры спортивного менеджмента Поволжской академии спорта и туризма Тимуром Закировым — в частности, о том, готовы ли местные менеджеры снимать спортивные клубы с бюджетной «иглы», почему профессиональный спорт «незначителен» на фоне фитнес-клубов и чем отличаются «киберспортсмены» от просто спортсменов. По прочтении этого интервью предлагаем читателю самостоятельно сделать выводы об уровне преподавания спортивного менеджмента в Татарстане и о перспективах самоокупаемости профессиональных клубов республики, если они будут ориентироваться на местные кадры.

«Только наша академия готовит директоров спортклубов»

— У нас существует набор на спортивный менеджмент в рамках направления «Физическая культура». Это направление не экономическое, а именно физкультурное, где студент получает образование именно в области физической культуры, изучая такие предметы, как физиология, анатомия, то есть все то же самое, что изучают тренеры. Но плюс к этому на направлении «Спортивный менеджмент» существуют такие дисциплины, как «Теория и методика избранного вида спорта», где мы обучаем учащихся спортивному менеджменту по их базовому виду спорта. Я сразу оговорюсь, ни один другой вуз не дает диплом директора спортивного клуба или фитнес-клуба. Мы даем знания в области управления. И уже от самих студентов зависит, смогут ли они реализовать это в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Если смогут, замечательно, они должны все силы прилагать, чтобы быть очень хорошими исполнителями. Без хороших исполнителей ни одно дело, ни одна организация не сдвинется с места, не будет функционировать. Какой бы грамотный руководитель ни был, если его подчиненные — плохие исполнители, дело никуда не пойдет.

— Какая у вас задача на студенческом образовательном форуме?

— Передо мной была поставлена задача за четыре относительно лекционных и три практических занятия дать основы сферы физической культуры и спорта. На одном из сегодняшних занятий я попытался рассказать слушателям, как проходит финансирование, каким путем организации, работающие в сфере физической культуры и спорта, зарабатывают деньги, обеспечивают сотрудников и другие нужды. Рассказывал про бюджетное и внебюджетное финансирование.

Передо мной была поставлена задача за четыре относительно лекционных и три практических занятия дать основы сферы физической культуры и спорта

«Профессиональный спорт — незначительная часть физической культуры»

— А разве есть в нашей республике спортивные клубы с внебюджетным финансированием? Все так или иначе получают подпитку из бюджета.

— Если вы имеете в виду профессиональные клубы, то дело в том, что это — относительно закрытые организации, скрывающие информацию. Если бы они были коммерческими, то в соответствии с законом о раскрытии информации в интернете, они обязаны были бы, так же как и «Казань Арена», раскрывать свой финансовый отчет за последние 3 года. Так что я бы не хотел говорить об этом, так как у меня нет перед глазами устава организаций тех же «Рубина» или «Динамо-Казань».

— Тот факт, что наши клубы финансируются не за счет продажи билетов, клубной формы, телевизионных прав и прочего «мерча» — это не вредит самому понятию маркетинга в спорте?

— Это мнение разделяют и государственные чиновники Государственной думы и Госсовета республики. И сейчас на самом верху обсуждается вопрос о реорганизации всех спортивных профессиональных клубов именно в рамки акционерных обществ, и акционерами клуба будут, соответственно, болельщики. Это было бы выгодно, наверное, и болельщикам, и клубу. В каком плане? Если болельщик плохо ведет себя на стадионе, штраф назначается команде и, соответственно, болельщик получает меньше дивидендов. Это будет стимулировать решение правовых вопросов организации спортивных мероприятий. Если акционерное общество или организация будут сами искать себе спонсоров, как это принято в любом цивилизованном обществе, — это будет приемлемо.

— Считаете, у нас в этом плане «цивилизованное общество»? Россия готова перейти на такую схему финансирования клубов, когда они содержатся за счет спонсоров и выручки, как в западных странах?

— Я понимаю ваш скепсис, но мы с вами говорим о такой незначительной, на мой взгляд, части спортивного менеджмента, как профессиональные клубы. Здесь в той же степени можно говорить о фитнес-клубах, как о коммерческих организациях. Мы можем с вами говорить и об общественных организациях. Как мне кажется, большего внимания заслуживают именно студенческие организации. Я, как представитель педагогического контингента, могу им помочь только тем, что даю им знания. Я не дам им денег, но могу сказать, у кого их взять и как они могут их взять. Допустим, существует очень много способов работы со спонсорами. Это тоже спортивный менеджмент. Как и работа детской спортивной школы. Я все-таки призываю вас более широко представлять, что такое спортивный менеджмент. Это деятельность, управление. Вот сегодня мы с участниками форума разобрали, что управление — это не просто дать задание, но выполнить функции по планированию, организации.

Только благодаря тренеру фитнес-клуб зарабатывает деньги. Тренер зарабатывает деньги для управляющего. Все, кроме тренера, — это обслуживающий персонал. Их задача — обеспечить его условиями, чтобы он занимался своей работой и не отвлекался

Вообще, руководитель — это обслуживающий персонал. Если мы берем сферу физической культуры и спорта, то кто ключевое звено в этой сфере? Тренер. Тренер с большой буквы. На него должны работать все остальные. Это он тренирует, только благодаря ему олимпийские чемпионы становятся олимпийскими чемпионами. Только благодаря тренеру фитнес-клуб зарабатывает деньги. Тренер зарабатывает деньги для управляющего. Все, кроме тренера, — это обслуживающий персонал. Их задача — обеспечить его условиями, чтобы он занимался своей работой и не отвлекался. А вот оболочка вокруг спорта — это все спортивный менеджмент.

«У нас есть проблемы в организации системы подготовки спортсменов, а не менеджеров»

— Давайте вернемся все же к теме профессиональных клубов. Я поставлю вопрос по-другому: есть ли в нашей стране достаточно квалифицированные специалисты, которые могут вывести футбольный или хоккейный клуб на самоокупаемость?

— Россия — большая, великая страна. И я думаю, что такие люди есть. Задача государственных руководителей — найти этих людей. Мы, в свою очередь, тоже стараемся найти ребят с задатками предпринимателей и управленцев. Перспективные студенты есть. Здесь необходим и опыт работы в зарубежных клубах, если мы хотим выстроить систему управления того же самого футбола по европейской модели. Ведь моделей существует много. Здесь надо говорить о системе подготовки спортсменов. Мотивация хорошая. Вот если мы зададим вопрос любому спортсмену: хочет ли он зарабатывать так же, как Роналду? Конечно, хочет. Может ли он? Наверное, физически к этому подготовлен. Тут проблема, скорее, в организации, в системе подготовки. Допустим, чем плоха советская система? Она ушла, но существуют академии и у «Рубина», и у ЦСКА. Здесь-то вопросов не возникает.

— Тогда следующий вопрос: есть ли в России такие школы или вузы, которые могут обучать на том же уровне, как это делают иностранные школы? Даже Роман Ротенберг, заразивший пятимиллионный Питер хоккеем, отучился в Британии.

— Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Я не могу сказать, чему его там научили. Мы видим лишь результат его труда. Допустим, многие тренеры зарубежной школы могли бы довести нашу сборную до четвертьфиналов и полуфиналов чемпионата Европы, но здесь я затрудняюсь сказать. Потому что законы управления везде одинаковы, это законы жизни. И при тренировочном процессе, и при любых других процессах работают одни и те же функции. И планируют, и координируют действия, и контролируют этот процесс. Я не думаю, что знания, которые получают наши студенты, сильно отличаются. Но я не смотрел зарубежные программы, поэтому с осторожностью буду говорить на эту тему.

Я считаю, что, прежде всего надо воспитывать патриотов своей страны. Мне кажется, любой патриотически настроенный сотрудник клуба должен думать не о личном заработке, а о процветании своей страны, о повышении ее престижа, о завоевании международных наград на соревнованиях

— Поволжская академия готова и способна делать менеджеров такого уровня? Чтобы они успешно работали в больших клубах?

— Я считаю, что наши студенты готовы к этому. Другое дело, что никого из студентов не возьмут на работу в профессиональные клубы, потому что в этом случае необходимо другого специалиста уволить. Но раз не увольняют и не берут, значит, всех устраивает. Там, где большие деньги, всегда есть нездоровый интерес к этому. Я считаю, что, прежде всего надо воспитывать патриотов своей страны. Мне кажется, любой патриотически настроенный сотрудник клуба должен думать не о личном заработке, а о процветании своей страны, о повышении ее престижа, о завоевании международных наград на соревнованиях.

«Спортсмен должен выглядеть здоровым, а не как киберспортсмен»

— И последний вопрос, немножко отклонюсь от спортивного менеджмента. Что вы думаете о перспективах киберспорта в России в целом и стоит ли ждать такого направления в вашей академии?

— Честно сказать, я рассматриваю киберспорт как способ зарабатывания денег на этой деятельности. Я не расцениваю это как составную часть спорта или физической деятельности. Да, есть соревновательная часть. Да, мы можем сказать, что игра го или шахматы — тоже не спорт. Но шахматы — это искусство. Игра го — это философия. Соревновательная деятельность. Человек в спортивной форме должен быть внешне здоровым, а не как киберспортсмен. Как один из способов зарабатывания денег — да, хорошее занятие. Наверное, его можно поставить на один уровень с образовательными олимпиадами среди школьников по физике или химии. Потому что быть киберспортсменами и не разбираться в компьютерной технике — это сложно, нужны соответствующие навыки.

Что касается академии, то в любом случае решения принимаются руководством нашего вуза, и только оно может ответить на этот вопрос. Моя задача как преподавателя — раскрыть нашим студентам, где они хотели бы и могут работать. Мы ведь даем знания по многим отраслям, и не обязательно они пойдут в профессиональный клуб. Они знают систему управления коммерческой организацией, фитнес-клубом, и способны там работать. Они знают, как надо работать с клиентами. Как их находить и удерживать. И задача именно Поволжской академии как образовательного учреждения — чтобы наши студенты работали именно в сфере физической культуры и спорта. Я вижу нашу миссию именно так.

Эрик Добролюбов, фото vk.com
Спорт

Новости партнеров