Новости

07:04 МСК
Все новости

Поражение в водительских правах: ГАИ обойдется без постов, видео и свидетелей

МВД утвердило новый административный регламент ГИБДД, по которому у водителей прав стало гораздо меньше, а у инспекторов больше

Поражение в водительских правах: ГАИ обойдется без постов, видео и свидетелей Фото: kolesa.ru

Утвержден новый административный регламент ГИБДД, в котором прописываются права и обязанности водителей и сотрудников дорожной инспекции. Прав у инспекторов стало больше, у водителей наоборот меньше. Так инспекторам разрешили останавливать автомобили вне стационарных постов, применять «иные технические средства» для фиксации нарушений, но большее беспокойство у правозащитников вызывает исключение из обязанностей сотрудника ГИБДД не препятствовать ведению фото- и видеосъемки водителем. В ФАР просили убрать норму, которая может стать причиной коррупционных проявлений, но правительство не прислушалось к просьбе. Подробнее — в материале «Реального времени».

На 20 прав сотрудников ГИБДД 4 права водителей

Новый административный регламент работы сотрудников ГИБДД вступает в силу 20 октября, пишет «Коммерсантъ». Документ проходил длительное — с 31 января — обсуждение на портале проектов нормативно-правовых актов и независимую экспертизу, трижды в него вносились изменения, но финальная версия оказалась не в пользу общественности. В Федерации автовладельцев России считают, что права водителей в нем существенно сокращены, а полномочия сотрудников ГИБДД расширены. На 20 прав и обязанностей инспекторов всего 4 права водителей.

— Такое ощущение, что водитель изначально преступник и нас надо ограничить в правах, — комментирует новый регламент «Реальному времени» Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России.

Так, одна норма нового регламента касается правил остановки автомобиля для проверки документов. Сейчас это можно делать на стационарных постах ДПС, с 20 октября ограничение снимается. Впрочем, это представитель ФАР считает техническим моментом. При проведении спецмероприятий инспекторы и ранее имели право останавливать автомобиль в любом месте.

— На самом деле остается право останавливать вне стационарных постов, но с обязательным требованием — так, чтобы общение проходило в фокусе систем видеофиксации. Многих этот пункт пугает, но опять же в последнее время значительно сокращено количество стационарных постов. Если бы эта норма действовала, то де факто негде было бы остановить водителя для проведения проверок, — говорит Дмитрий Клевцов.

«Такое ощущение, что водитель изначально преступник и нас надо ограничить в правах», — комментирует Дмитрий Клевцов. Фото vk.com

Инспекторы испугались камер

Однако основное беспокойство правозащитников вызывает исключение пункта 10.13, в котором говорилось о том, что «сотрудники при исполнении государственной функции обязаны не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания».

— Мы считаем, что при наделении огромными полномочиями инспекторов, получается неравноправие по отношению к водителю. Есть опасения, что раз в новом регламенте нет четкого указания о запрете препятствовать водителю проводить фото- и видеосъемку, то это может привести к запрету видеосъемки водителем, что лишит его альтернативной видеозаписи и такого эффективного профилактического инструмента в отношении непрофессионализма и коррупционных проявлений сотрудника ГИБДД. Не секрет, что когда при общении с сотрудниками мы достаем камеру или включаем регистратор, то сотрудники стараются общаться вежливо и не заниматься коррупционными вещами, — говорит Клевцов.

С просьбой внести пункт о фото- и видеосъемке в новые правила работы инспекторов ФАР обращалась и в МВД, и в Минюст, но предложение общественников проигнорировали. «Реальное время» еще 20 сентября, готовя материал по процессу обсуждения нового регламента, обращалось в МВД России с просьбой прокомментировать, случайно или намеренно пункт, защищающий права водителей, исключен из регламента, но ответа до сих пор мы не получили.

— Мне в правовом управлении МВД ответили, что нет необходимости вписывать пункт отдельно, потому что эти права прописаны в Законе о полиции, в федеральном законе, где говорится о том, что гражданин вправе получать и распространять информацию любым законным способом, в ч. 3. ст. 15 Конституции, где говорится, что любой запрет должен быть опубликован в виде нормативно-правового акта. Что прописывать обязанность инспектора не препятствовать видеосъемке — это точно так же, как прописывать не препятствовать водителю дышать воздухом. Но позвольте, вы же прописали в регламенте, что инспектору запрещено грубить, совершать высказывания дискриминационного характера, хотя это также прописано в Законе о полиции. Так почему же нельзя и в регламенте прописать видеосъемку? — говорит Клевцов. Он предлагал прописать эту норму, если не в обязанность инспекторов, то хотя бы в права водителей, но это так же учтено не было.

С просьбой внести пункт о фото- и видеосъемке в новые правила работы инспекторов ФАР обращалась и в МВД, и в Минюст, но предложение общественников проигнорировали. Фото zakon-auto.ru

Один на один: инспекторы без свидетелей, зато с первой попавшейся камерой

Еще один пункт, который смущает общественников, касается права инспектора требовать от граждан покинуть место совершения преступления или административного правонарушения.

— Приведу пример: недобросовестный инспектор останавливает водителя, у него есть административное правонарушение, допустим, выключен ближний свет фар в дневное время. Водитель достает телефон, начинает снимать, инспектор ему запрещает, говорит, что «вы можете обжаловать мои действия в вышестоящие инстанции», условно говоря, начинает разводить на деньги. Человек просит пассажиров быть свидетелями или звонит своему другу: «Вася, приезжай, помоги, ты же юридический оканчивал». Друг приезжает, а инспектор говорит: «Я прошу вас покинуть это место, отойдите от меня на 20 метров, вы мешаете мне работать». И водитель остается один на один с инспектором, не может вести видеозапись, не может задокументировать происходящее и обжаловать в вышестоящей инстанции, — говорит Клевцов.

При этом пункт №76 говорит о том, что при надзоре за дорожным движением допускается использовать специальные технические средства, принадлежащие государственным органам, общественным организациям и «иные технические средства фото-, звуко- и видеозаписи». То есть инспекторам разрешили снимать водителей не только на спецсредства, имеющие сертификацию, но и на бытовые камеры и телефоны. Это в ФАР также считают ограничением прав участников дорожного движения, так как в этих устройствах нет защиты от стирания файлов.

Требование сохранять видеозаписи предусматривается, только если в административном правонарушении подозревается иностранный гражданин с соответствующим «иммунитетом».

— То есть, по букве закона, в отношении граждан Российской Федерации нет требования осуществлять мероприятия по сохранности видеозаписи? — недоумевает Клевцов.

Водители должны передавать документы инспекторам «без обложек и удерживающих устройств». Фото motorpage.ru

Отстегните ваши права: удерживающие цепочки не помогут

Новым регламентом уточняется процедура проверки водителя на состояние опьянения: если медицинское освидетельствование не выявило опьянения, инспекторы обязаны вернуть водителя к автомобилю. Прописано право водителя предоставлять не только оригинал полиса ОСАГО, но и его электронный вариант, распечатанный на бумаге.

Водители должны передавать документы инспекторам «без обложек и удерживающих устройств». Нередко автовладельцы пользуются цепочками и ремнями, чтобы сотрудник ГИБДД не мог унести их для проверки в патрульную машину.

Клевцов рассчитывает, что в регламент с помощью СМИ, реакции общественности все-таки удастся внести изменения. Главное, конечно, — это на бумаге закрепить право вести видеосъемку.

— Я отлично понимаю МВД, они недовольны, что много снимается и выкладывается в сеть, но давайте пропишем в регламенте о видеосъемке ответственность за публикацию. Это снимет много конфликтных ситуаций, — предлагает Дмитрий Клевцов.

Дарья Турцева
ОбществоИнфраструктура
комментарии 20

комментарии

  • Анонимно 12 окт
    Плохо что не разрешают их снимать на камеры. Будет немного беспредел
    Ответить
    Анонимно 26 окт
    Да можно снимать. Есть закон о полиции....там всё прописано и разрешено
    Ответить
  • Анонимно 12 окт
    Поможет петиция на имя Верховного, подписанная, думается, половиной страны
    Ответить
  • Анонимно 12 окт
    Почему то иностранцы у нас в стране имеют больше прав, чем местные водители. Для них можно все. А мы в своей стране не имеем прав и возможностей по регистрации правонарушений.
    Ответить
  • Анонимно 12 окт
    вперед - в прошлое!
    Ответить
  • Анонимно 12 окт
    они при исполнении и не должны чинить произвол
    Ответить
  • Анонимно 12 окт
    Пусть их снимают, если требуется! Чего они боятся?
    Ответить
  • Анонимно 12 окт
    С каждым днем Россия все глубже погружается в полицейское феодально-крепостное государство.
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Это хорошо
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Что хорошо? Когда инспектор может себе позволить на свое усмотрение ВСЕ а вы только обязанности? Да 99% не представляются не знают правил ПДД и ведут себя не как блюститель законности и порядка на дороге а как Волк в лесу?
    Пример показал начальник ГИБДД г.Чистополь а таких по стране!
    Ответить
    Анонимно 26 окт
    А это следсвие клановости,продвигаю своих
    Ответить
  • Анонимно 13 окт
    Это просто бизнес на дороге.
    Ответить
  • Анонимно 14 окт
    в нашей стране все делается для ментов
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Не менты, а полицаи
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    как их снимали на видео , так и будут снимать, ни один закон не запрещает мне это делать, а их требования прекратить видеосъемку не законны, регламент регламентирует действия ИДПС ГИБДД и на меня они не распостраняются
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Каждый день дтп пьяные водители правильно сделали новый регламент
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Никто не спорит. Речь идет об ущемлении прав добросовестных водителей.
    Ответить
  • Анонимно 16 окт
    В России всегда виноват кто то, ведь каждый нарушает, но никто не хочет нести ответственность, я вполне уверен, что все кто писал здесь комментарии, каждый день, хотя бы один раз да нарушают, надо начинать с самих себя, ведь все знают, проще договорится, так было раньше, а если инспектора, все поголовно перестанут брать взятки вы сами тому не станете рады, чисто такое мнение, это наш российский менталитет)))
    Ответить
  • Анонимно 19 окт
    Я не понимаю какое отношение имеет регламент ГИБДД ко мне? Для меня обязательны к исполнению законы РФ. "Конституция РФ позволяет производить съемку практически любого объекта, если доступ к ним не ограничен федеральными законами. Основные ограничения связаны не со съемкой тех или иных объектов, а с использованием и обнародованием результатов съемки". Возможно, конечно, что теперь это право придется доказывать в суде
    Ответить
  • Анонимно 19 окт
    Конечную виновность определяет суд. Если виноват должен отвечать. Но у обычных людей должна быть возможность защищаться. А люди на должностях имеющие особые права должны нести особую ответственность. Нарушение закона ими наносит огромный вред государству.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии