Новости раздела

Экспедиция в Венгрию: письма татарского солдата, покосившиеся советские памятники и новоделы потомков Аттилы

Обида за годы тоталитаризма не отпускает и эту страну бывшего соцлагеря

Ученые Института истории им. Ш. Марджани АН РТ продолжают изучение военного мемориального наследия Татарстана в Европе. Проект реализуется с 2017 года по поручению президента Татарстана, по итогам этой работы планируется подготовка и издание Сводного каталога кладбищ и захоронений воинов, призванных из Казанской губернии и ТАССР. Колумнист «Реального времени» Лилия Габдрафикова, посещавшая ранее Германию с аналогичной миссией, недавно вернулась из Венгрии и специально для нашей интернет-газеты написала колонку по итогам нового этапа научного вояжа.

Где покоится солдат Хабибуллин

Венгрия была ареной действия двух мировых войн. И если память о Первой мировой войне восстанавливается лишь в последние годы, то о Второй мировой напоминают бесчисленные советские мемориалы, раскиданные по всей стране. А ведь сразу после войны было массовое перезахоронение останков солдат, когда дело касалось пахотных полей или других мест хозяйственного назначения. Кроме того, останки переносились по санитарным соображениям. Но и сейчас в каждом втором населенном пункте есть могилы советских солдат: на обочинах дорог, на площадях рядом с костелами и кирхами, на местных кладбищах… Здесь в окружении тысяч и тысяч могил советских солдат будто оживают те безымянные многомиллионные жертвы Великой Отечественной войны. За каждым именем судьба не только одного человека, но и всей его семьи: безутешных родителей, овдовевшей жены, осиротевших детей и будущих внуков и правнуков, так и не узнавших, какими были их молодые деды….

Например, в 1944 году в составе 2-го Украинского фронта на территории Венгрии оказался 40-летний уроженец села Каргополь Алькеевского района ТАССР Талип Хабибуллин. Он был рядовым 16-й артиллерийской дивизии. Военные будни Талипа скрашивали письма от дочери Наили, которые он читал вместе с боевым товарищем Зией Камаевым. 29 октября 1944 года началась Будапештская операция: войска 2-го Украинского фронта перешли в наступление. Артиллеристы 16-й дивизии участвовали в прорыве обороны противника северо-восточнее Будапешта. Талип Хабибуллин погиб в ходе этой операции 11 ноября 1944 года. Его дочь Наиля продолжала писать ему письма — печальная весть не сразу дошла до Каргополя. На них ответил Зия Камаев, попытавшийся в своем письме хоть как-то утешить дочь боевого товарища (орфография и пунктуация автора сохранены):

«… сөйекле сеңлем Наиля мин сезнең числасыз, әтиегезгә соңы тапкыр язган хатыгызны бүген ягни 8.3.45 мартта <...> укып, анда язылганар <...> да аңладым. Да укыганда миңа бик утә кызганыч тыйлды чөнки без бит сезнен хатыгызны почти һәр вактта сөйекле әтиен белән бергә укый идек, ә мин бүген только бер узем ...Әйе кадерле сөңлем сез инде бу турда күптән ишетеп узегезнен яш кенә йөрәгегездә козу утлар янып, нурлы күзегездән яшләр аккандыр. Әйе кадерле сөңлем аңлым мин, бу бит җиңел өш тугел. Бу бит сезнең өчен ин авыр хәлләрнен берсе. Ну шулайда сөңлем бер нидә өшләп булмый инде үткән өш кайтмый (үкен син җылар) диләр бит бронгылар...»

В этом же письме Зия сообщает, что сам пережил недавно смерть отца, которого потерял во время боев на Украине. Судя по всему, Зия был намного моложе Талипа Хабибуллина.

«Миңада шулай сезнең кебек ук үз атамны Украинада калдырып алга атларга туры килде, миңа да бу көннәр бик авыр тыйылды и добавка еще Талып абыйданда айрылырга туры килде. Ну бит бер нидә өшләп булмый инде. Көрәш ансыз булмый бит ул. Ну Талып абый илебез өчен народ өчен и сезнең алдагы көнегезне якты тормышлар (?)ыгару өчен уз йерәген бер вакытта кызганмыйча дошманнарны һәр вакытта каты турады. И ул алдангы солдатларның берсе булып саналган вакытта безнең арадан йугалды. Ну аны без бервакыт та онытмыйча, аның яхшы өшләрен пример итеп саныйбыз. Ну ярый сөйекле сеңлем син артык кайгырма...»

Зия Камаев собирался рассказать обо всем родным Хабибуллина после возвращения в Казань, но, вероятнее всего, он тоже погиб. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно. Семья Талипа получила извещение о смерти рядового Хабибуллина, где сообщалось, что он был похоронен с воинскими почестями на северной окраине села Кишкунфеледьхаза, около шоссе. Извещение о смерти Талипа и его солдатские письма, а также последнее письмо от его друга Зии Камаева — это все, что осталось для его потомков. К сожалению, в семье не сохранилось ни одной фотографии Талипа. Есть еще точка на карте Венгрии — Кишкунфеледьхаза (ныне уже город), где покоится солдат Хабибуллин. И таких воинов тысячи…

Покосившиеся мемориалы

По словам третьего секретаря посольства России в Венгрии Аллы Афониной, которая курирует вопросы изучения, сохранения и реставрации советских воинских захоронений в стране, в 1257 населенных пунктах имеются советские мемориалы времен Великой Отечественной войны. Между Россией и Венгрией существует соглашение, по которому каждая страна обязуется следить за солдатскими могилами. В целом, в отличие от некоторых других европейских стран, в Венгрии наблюдается спокойное отношение к памяти Второй мировой войны, признается и огромный вклад советских солдат в дело освобождения Европы от фашизма. Немалую роль в сохранении этой памяти играет посольство России в Венгрии, где существует специальное представительство по воинским захоронениям и выделяется финансирование на реставрацию советских мемориалов. По данным Аллы Афониной, ежегодно силами посольства реставрируется около 20—25 мемориалов. Кроме того, и сегодня в Венгрии находят останки советских солдат (например, при строительстве новых домов). Это определяется по косвенным признакам: боевые награды, пряжка от ремня, монеты, обувь. Например, на кладбище Керепеши в Будапеште в мае 2014 года были похоронены найденные в городе останки трех неизвестных советских солдат.

В Венгрии очень много небольших мемориалов. Очевидно, что не везде муниципальные власти успевают следить за старыми советскими памятниками и захоронениями. Наша группа объездила почти всю страну, и в сельской глубинке много памятников с отвалившейся штукатуркой, стертыми надписями, ржавыми оградами. Например, именно такой памятник стоит над братской могилой советских солдат в селе Гуттамаш, где похоронен и Герой Советского Союза Алексей Максимович Лысенков. К слову, он был уроженцем Туймазинского района Башкирской АССР. Звание Героя получил еще во время боев на Украине, а погиб командир батареи Лысенков в 23-летнем возрасте в окрестностях Гуттамаша. Пока в стране победителей все более массовую популярность приобретают георгиевские ленточки и наклейки «Спасибо деду за победу», герои Победы лежат забытые в венгерской глухомани…

Чуть лучше выглядит памятник другому Герою Советского Союза — старшине Закарье Сафетовичу Хусаинову в селе Хайдусоват. Он был командиром танкового полка, погиб в ходе ожесточенных боев в районе этого села 17 октября 1944 года. Похоронен в братской могиле на сельском кладбище. Звание Героя Хусаинову присудили уже посмертно. 30-летний Закарья был уроженцем села Мосеевка Старокулаткинского района Ульяновской области.

Нуждаются в реставрации и мемориалы в крупных населенных пунктах. Например, на кладбище города Сегеда в очень плохом состоянии большой участок с советскими захоронениями. На многих надгробиях уже невозможно разобрать имя солдата. На набережной Дунафельдвара стоит старый памятник освободителям города. Неизвестно, найдутся ли в переживающей экономический кризис Венгрии средства на реставрацию подобных монументов с яркой советской символикой. Постамент с треснувшей надписью «Вечная слава бойцам, освободившим народы Европы от фашизма» как будто свидетельствует о болезненном отношении страны к социалистическому прошлому. После освобождения от фашизма наступило другое время — обида за годы тоталитаризма все еще не отпускает современную Венгрию. То и дело в городах встречаются флаги с вырезанным гербом социалистической Венгрии — символы освобождения.

К слову, провозглашение многопартийной парламентской республики в 1989 году совпало с очередной годовщиной печальных событий октября 1956 года. День республики и День памяти венгерского восстания отмечается 23 октября. Советские военнослужащие погибали в Венгрии не только в годы Второй мировой войны, датируются их могилы и 1956 годом. Советский мемориал в Керепеши (Будапешт) хранит память как о погибших в октябре-ноябре 1956 года, так и о многочисленных воинах Великой Отечественной войны. В этом мемориале очень много перезахоронений: из районов Альшонимеди, Пештуйхей, Ракошсентмихай, Шорокшар, Будафок, Пештэржибет, Кишпешт и других окрестностей.

Эхо Первой мировой

В Венгрии Первая мировая война, как и на большинстве территорий бывшего социалистического лагеря, является забытой, и лишь в последние годы в стране принята программа по сохранению исторической памяти об этой социальной катастрофе начала XX века. Судя по всему, столетняя годовщина начала Первой мировой войны стала одним из факторов восстановления памятников этого периода. Прежде всего, мемориалов солдат Австро-Венгерской армии. Хотя известно, что на территории Венгрии имелись лагеря с российскими военнопленными. Эстергом, Дебрецен, Секешфехервар, Балатонфюред, Сегед, Мошонмадьяровар и другие населенные пункты связаны с этими событиями. Многие военнопленные так и не вернулись домой, умерли на венгерской земле от различных эпидемий.

Спустя сто лет это уже общие потери, все стороны являются жертвами мировой войны. В начале 2017 года в Эстергоме при участии администрации города и Российской ассоциации «Миротворцы и Мир» был установлен монумент «Ангел мира». Памятник стоит в парке, где когда-то было кладбище с российскими военнопленными. Известно, что более 3500 человек нашли здесь свой последний приют, среди них были солдаты из России, Сербии, Румынии, Италии.

Недалеко от памятника другое кладбище — уже с солдатами советской армии. Через двадцать лет они повторили судьбу своих отцов. Этот мемориал был отреставрирован силами местных и российских властей в 2016 году. В целом по истории Первой мировой войны предстоит большая работа по восстановлению списков находившихся в Венгрии военнопленных, которая возможна только при участии зарубежных коллег.

***

В последнюю неделю октября на каждом венгерском кладбище (и на городских, и на сельских) мы встречали людей: они приводили в порядок могилы, приносили лампадки и цветы. Поначалу это выглядело немного странным, будто в этой католической стране еще продолжал жить языческий культ предков. Тем более среди каменных надгробий иногда встречались и деревянные столбы с вырезанными узорами или солярные знаки, которые никак не вязались с христианской культурой, а скорее отсылали к старинным верованиям. Надписи населенных пунктов, граничащих с Румынией, совсем сбили с толку: с латинским названием соседствовал непонятный набор символов. Казалось, именно в Венгрии сохранились архаичные черты, когда-то связанные и с нами: культ предков, древнетюркские руны…

Впрочем, уважаемый венгерский историк Иштван Вашари вскоре раскрыл секрет этих надписей. На границе с Румынией проживает этническая группа — секеи, которая ассоциирует себя с гуннами и связывает свое происхождение с Аттилой. За последние двадцать лет среди них усилилось движение по восстановлению утерянного секейского письма. Господин Вашари считает, что эти надписи не имеют ничего общего с древними рунами и являются скорее «новоделом». Но поиски идентичности у этой народности и обращение к столь глубоким корням, безусловно, впечатляют. Может быть, в единой Европе не хватает локальных символов, ведь каждый народ хочет сохранить собственную самобытность — историю, культуру и язык.

Деревянные столбы среди католических крестов, видимо, действительно связаны с древними угорскими обрядами. По словам Вашари, на одном венгерском кладбище можно встретить и деревянную лодку, которая символизирует переход покойного в мир иной. Но в последнюю неделю октября Венгрия готовилась ко Дню всех святых и Дню поминовения усопших, которые проходят 1—2 ноября, как и во всем римско-католическом мире. А культ предков, если он и есть, то относится, наверное, только к ближайшим предкам. Например, на сельском кладбище Чакбереня мы долго искали советские могилы, местные жители почему-то направляли нас в лес, но кроме заброшенных надгробий XIX века мы ничего там не нашли. На самом кладбище участки с ухоженными новыми могилами соседствовали с расчищенным от старых надгробий новым участком. Тени забытых предков в виде отодвинутых старых надгробий лежали тут же рядом… Судя по всему, советские захоронения были перенесены отсюда в другое место.

Родственники Талипа Хабибуллина были уверены, что в Кишкунфеледьхазе сохранилась его могила. Ведь в извещении был указан именно этот адрес. Более того, отмечено, что рядовой похоронен с воинскими почестями. Но, к сожалению, в Кишкунфеледьхазе не удалось найти могилу с его именем. О его перезахоронении ничего не известно, в доступных списках перезахоронений Т. Хабибуллин также отсутствует. Вероятнее всего, место его захоронения — католическое кладбище на севере, где в братской могиле погребены сотни советских солдат. Их имена до сих пор неизвестны. Сюда же в 1990-е годы был перенесен многоступенчатый гранитный обелиск с братской могилы на площади Маркса в городе с именами 50 бойцов. Еще одно захоронение в Кишкунфеледьхазе — шесть братских могил по ул. Чани, где похоронены 323 человека, имена которых также до сих пор не установлены.

«В земле солдат намного больше, чем на земле», — писал в известном стихотворении Константин Ваншенкин. К сожалению, история человечества такова. Но имена этих солдат не должны быть в забвении. Мы надеемся, что наша работа хоть немного приблизит навсегда оставшихся молодыми прадедов к их настоящим и будущим потомкам.

Автор выражает благодарность семье Талипа Хабибуллина за предоставленные документы и письма.

Лилия Габдрафикова, фото предоставлены автором
Справка

Лилия Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ. Колумнист «Реального времени».

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конца XIX — начала XX века, история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

ОбществоИстория

Новости партнеров