Нина Максимова: «Родители зачастую не в состоянии понять самостоятельно, нужен ли их детям татарский»
Интервью мамы русской школьницы, ставшей популярной после заявления о выборе татарского языка в качестве родного
Татарстан продолжают будоражить споры вокруг изучения татарского языка. Тема вышла за пределы обсуждения в школах. Фактически жители республики разделились на два лагеря — одни считают, что второй государственный должен преподаваться добровольно, другие — обязательно. Особенно горячие дискуссии вызывает заявления русскоязычных родителей о том, что они выбрали татарский в качестве «родного», и татароязычных, если они от этого, напротив, отказались. Одной из таких родительниц стала и гостья программы «7 дней» на ТНВ Нина Максимова. «Реальное время» решило познакомиться с ней поближе, чтобы задать свои вопросы.
«Многие родители из нашего класса приняли решение, что татарский надо изучать и дальше»
— Нина, ваше интервью программе «7 дней» произвело впечатление как на русскоязычных родителей, так и на татароязычных. Если первые вас «забанили», то для вторых вы, наоборот, стали другом и вас ставят в пример. Расскажите о себе. Вы сами татарский язык знаете?
— Я приехала в Татарстан из другого региона России. Но учившиеся здесь люди рассказывали, что тоже в свои школьные годы не учили татарский. Например, в некоторых школах было так: русскоговорящие уходили домой раньше, а татароговорящие оставались на уроки татарского.
— Я пошла в первый класс в 1989 году, и мы, русскоговорящие, уже учили татарский язык в обязательном порядке…
— Получается, вы уже попали на некий новый виток истории изучения татарского. Поскольку я и школьное, и высшее образование получала за пределами Татарстана, мне не посчастливилось учить татарский язык. Это мой план на ближайшее будущее: вписать в график уроки татарского.
— Многих возмутили ваши слова о том, что в классе вашей дочери все выбрали татарский язык…
— Как может возмутить констатация факта, позиция других людей? С ней можно соглашаться или не соглашаться. Я не давала никакой оценки данной ситуации, сложившейся в одном конкретном классе, лишь рассказала о ней и не более того. Я не имею права делать выводы за других родителей, класс, школу и так далее. Только констатирую один частный случай, когда многие родители детей из класса, где учится моя дочь, приняли решение, что татарский язык надо изучать и дальше. В меньшем, чем ранее, объеме, но изучать. В программе «7 дней» авторы показали несколько примеров отношения к проблеме со стороны и педагогов, и учеников, и родителей, и с моей стороны в том числе.
«Великое счастье, что в этом регионе у детей есть возможность учить язык»
— Почему вы считаете, что ваша дочь должна учить татарский, если вы сами его не учили?
— Моя дочь учит татарский с первого класса, и у меня была идея учить язык вместе с ней, но я поняла, что это очень сложно. Исходя из того, что учебники с первого класса были на татарском языке, материал на уроках подавался фрагментарно и тоже большей частью даже для русскоговорящих детей на татарском, учить язык трудно было с самого начала, да и сейчас, не скрою, это нелегко нам дается. Но у меня всегда вызывали восхищение билингвы. И когда я познакомилась в Татарстане с людьми, которые абсолютно свободно говорят и на русском, и на татарском, я поняла, какое счастье, что в этом регионе у детей есть возможность учить татарский язык. Он вызвал у меня особенный интерес уже потому, что, как язык тюркской группы, совершенно не похож на европейские, которые мы учим в обязательном порядке — ни на английский, ни на французский, ни на немецкий. Освоив татарский, ребенок получает автоматически доступ ко всем языкам этой группы, к примеру, турецкий уже выучить будет гораздо легче. Сегодня я не могу предугадать, какой язык в дальнейшем окажется более полезным ребенку.
Моя дочь учит татарский с первого класса, и у меня была идея учить язык вместе с ней, но я поняла, что это очень сложно
— На заседании в Академии наук, посвященном языковой проблеме, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов сказал, что против обязательного татарского языка выступают люди, приехавшие в Татарстан из других регионов, которые не смогли адаптироваться к двуязычию. Вы, получается, исключение?
— Возможно, потому что у меня филологическое образование и вообще отношение к языкам особое. И этот язык, совершенно для меня пока непонятный, вызвал интерес, и когда я поняла, что моя дочь будет его учить, никакого отторжения однозначно не было. Пусть человек не овладеет им в совершенстве, не заговорит гладко, но хотя бы что-то он узнает, поймет внутреннюю логику языка, его закономерности, почувствует его красоту. Во всех странах мира люди, осваивая иностранный, стремятся попасть на уроки к носителям изучаемого языка. А у нас каждый преподаватель татарского — тот самый особо ценный учитель-носитель языка. Изучение любого языка — это мощный инструмент развития интеллекта, причем, как показывают исследования, настолько хороший тренажер для мозга, что в его эффективности сомневаться не приходится. Важно лишь правильно выстроить методику преподавания и логику изучения.
Сейчас не так много национальных языков, на которых люди говорят совершенно естественно, как на родныом, могут выразить абсолютно любую мысль. Когда я приехала в Татарстан, сразу обратила на это внимание: если встречаются два человека, знающие татарский, они автоматически переходят на этот язык, просто потому что для них он родной: им проще, скажем, похвалить ребенка на татарском или поделиться яркой эмоцией. И мне захотелось, чтобы моя дочь этим языком овладела. Наверное, она вряд ли будет бегло обсуждать на татарском любые темы или понимать татароязычный спектакль «от и до». Но свободу общения и, самое главное, определенный психологический комфорт это, конечно, даст.
«Если сейчас поднять вопрос о китайском, родители начнут говорить то же самое, что я говорю о татарском»
— Но никто не запрещает изучать татарский язык, речь идет о добровольности…
— В вопросе добровольности я для себя пока не нашла окончательного ответа. Возможно, правильно сделать изучение татарского добровольным. На мой взгляд, в республике достаточно родителей, которые понимают саму ценность изучения языка как такового и которые выберут татарский, просто в надежде на то, что здесь, среди татароговорящих людей, его учить будет и проще, и эффективнее, чем какой-либо другой.
Сейчас мы оказались в неоднозначной ситуации: у нас в детских садах вводят китайский, в школах предлагают изучать самые разные иностранные языки. И, как ни странно, выбирая эти факультативные занятия, родители не говорят ни об излишней нагрузке, ни о том, что сегодня со знанием английского в любой стране не пропадешь, — наоборот, многие рады возможности изучения дополнительных языков. Не удивлюсь, если сейчас поднять вопрос о китайском, то родители начнут говорить то же самое, что я говорю о татарском: и о ценности изучения нового языка, и о требованиях времени, когда так важно знать языки других народов, и так далее.
Я не случайно назвала эту ситуацию неоднозначной. Потому что она вскрывает, на мой взгляд, очень серьезные проблемы методики преподавания татарского: русскоговорящим людям его учить зачастую труднее, чем любой иностранный.
«Во всех странах мира люди, осваивая иностранный, стремятся попасть на уроки к носителям изучаемого языка. А у нас каждый преподаватель татарского — тот самый особо ценный учитель-носитель языка». Фото kazanreporter.ru
Если честно, когда в школе предложили сделать выбор, я и сама сомневалась. Здесь и вопрос нагрузки, конечно, важен, а если точнее, эффективности затрат сил и времени: одно дело, когда видишь, как ребенок делает задание сам, вникает, разбирается, радуется тому, что начинает понимать новый язык. Совсем другое приходит на ум, когда изо дня в день приходится звонить татароговорящим знакомым и просить хотя бы перевести задание к упражнению. И мне тоже это знакомо. Но когда я на родительском собрании услышала от русскоговорящих родителей, что совсем без татарского в школе нельзя, я поняла, что они правы. Жить на этой земле, знать, что у народа есть язык, и не учить его — это как минимум нелогично.
Представила, как будут идти подружки в школу — две из них начнут болтать по-татарски, а третья не будет понимать? Не понимать, потому что в свое время ее родители сказали: «Нет, тебе татарский язык не нужен». И пришла к мысли, что так быть не должно.
— Раз вы снова затронули тему методики преподавания, у вас как у филолога есть к ней претензии?
— Я сначала думала, что, может быть, это проблема частная: возможно, мой ребенок не способен к изучению языков, или с учителем не удалось найти взаимопонимания. Но я постоянно слышу от родителей детей разного возраста других школ примерно такие же мнения: что в 5-м классе ребенок не понимает почти ничего и все задания делает соседка, которая учится в 9-м классе. Значит, что-то здесь все-таки не в порядке, этот вопрос надо изучать именно в области лингвистики и методики преподавания.
«Сейчас нас успешно учат английскому и французскому русские учителя. Может быть, русские нас и татарскому научат?»
— Я на своем примере расскажу: у меня дочь тоже в 6-м классе, сейчас они на татарском проходят суффиксы. И когда я спросила: «И на каком же языке вам объясняют суффиксы?», — она ответила: «Ну как на каком? На русском, конечно! Мы же по-татарски ничего не понимаем!». И главная претензия родителей, что, несмотря на годы обучения, дети не говорят на татарском языке.…
— Честно говоря, в нашем случае выводы делать сложно: у дочери преподаватели татарского менялись каждый год. В основном учителя общались с детьми на татарском, многое из пройденного, соответственно, оставалось, к сожалению, буквально пройденным мимо. Были задания, которые выполнить самостоятельно просто невозможно. И так из года в год. Неудивительно, что у многих родителей возникало ощущение какого-то растущего снежного кома проблем с изучением татарского. Меня настораживало отсутствие системности в преподавании языка: правила словообразования, скажем, упоминаются изредка и вскользь, регулярного пополнения словарного запаса нет, а как можно выучить язык без лексики? Я пришла к выводу, что учителя, с которыми довелось изучать язык моей дочери, все-таки ориентировались на детей, хотя бы немного говорящих по-татарски. Понять, что есть дети в классе, для которых этот язык как иностранный, учителя татарского как будто не хотели.
Сейчас нас успешно учат английскому, французскому и другим иностранным языкам русские учителя, так, может быть, русские нас и татарскому научат? Хорошо бы еще и методику преподавания иностранного языка перенести на татарский. А потом, освоив азы, уже можно будет при желании совершенствовать его с носителями языка.
— Другой довод противников обязательного татарского в школах в том, что остается мало часов на изучение русского языка.
— Мне кажется, здесь важно избежать перекосов в понимании ситуации. Количество часов русского языка должно соответствовать государственному стандарту. И это как раз не яблоко раздора между родителями, а то, что нас всех объединяет, потому что ЕГЭ сдавать всем: и детям из русскоговорящих семей, и из татароговорящих. Когда начался передел часов и объем русского довели до госстандарта — того же самого объема, в котором его изучают в любом городе России, мне кажется, все родители вздохнули с облегчением. Это самый главный и неоспоримый плюс всей нынешней ситуации с языками в школе. А вот появившийся предмет «родной язык» пока остается слишком загадочным, во всяком случае, для меня. И в этом смысле выбор, сделанный родителями в пользу татарского языка, представляется вполне логичным: уж слишком «сырая» предложена альтернатива.
«Меня настораживало отсутствие системности в преподавании языка: правила словообразования, скажем, упоминаются изредка и вскользь, регулярного пополнения словарного запаса нет, а как можно выучить язык без лексики?» Фото inkazan.ru
«Я боюсь, что многие родители сейчас не совсем осознанно сделают свой выбор»
— И все-таки — вы за обязательный татарский или за добровольное изучение?
— Сейчас я с вами разговариваю и понимаю, что, наверное, за то, чтобы определенный минимум знаний преподавали в обязательном порядке. Хотя бы класса до 9-го пусть он будет в качестве обязательного при условии, что объем преподавания русского языка будет ровно такой же, как в других регионах России. Ситуация, которую мы сегодня проживаем, показывает, насколько остро и болезненно воспринимается вопрос изучения языка. Многие родители сегодня поддерживают одну сторону, завтра кто-то красноречивый склоняет их к другому мнению, и они готовы бежать переписывать свои заявления. По рассказам знакомых, в некоторых классах так и было: татароговорящие родители сначала массово выбирали русский, напуганные слухами о ЕГЭ по татарскому, а через день меняли решение и просили вернуть заявления. Родители зачастую сами не могут принять однозначного решения, не знают, кому верить, и не понимают, чем им грозит та или иная ситуация.
Больше всего сейчас хочется избавиться от ощущения тревоги. И очень хочется верить, что будет найдено мудрое решение. Мы живем в Татарстане, значительное количество людей в этом регионе говорит на родном татарском языке. И если у наших детей будет возможность учить этот язык, разве это плохо? Пугает, что сейчас за суетливым пересчетом часов: «какого языка больше», за битвами в соцсетях и на многочисленных форумах мы можем лишить детей самой возможности узнать татарский язык. Ведь не зря же мы все, здесь живущие, оказались именно в Татарстане. Кто-то родился здесь, кто-то приехал взрослым, кто-то здесь на время, а кто-то на всю жизнь, но раз судьба привела нас всех сюда, на землю со своим языком, значит, в этом есть смысл. Это мое личное мнение.
комментарии
Знаете, почему Татарстан с его деревнями и городами смотрится так, как будто это не Россия, а другая страна?
Здесь большая часть народа умеет работать. Здесь почти нет гастарбайтеров. Зачем они нужны, если татары сами работящие. Это в Москве москвичи не хотят работать, зарплаты, видите ли, маленькие.
В одной из русских деревень на Дальнем Востоке мои знакомые хотели отреставрировать крыльцо, предложили работникам 20 тысяч, те сказали — мало за три дня работы. Тогда хозяева спросили, могут ли они кого-нибудь порекомендовать, а те ответили, что ни в коем случае, потому что не хотят, чтобы другие заработали эти деньги.
Когда выезжаешь из Татарстана и видишь русские деревни, приходишь в ужас. В Татарстане домики, как маленькие теремки, стоящие вдоль большаков. А русские такие, словно их бомбили в 45-ом и с тех пор не реставрировали. И одни старики бродят — нет молодёжи.
Почему русские деревни похожи на развалины? Почему никто не занимается фермерством? У любого русского спроси, почему он не хочет ферму организовать, ответит — законы ему, видите ли, мешают. Но законы-то у нас с Татарстаном одинаковые. Почему татарским земледельцам они не мешают? Почему столько времени русские проводят в интернете в рабочее время, клеймя позором татарку, победившую на конкурсе красоты?
Вот поэтому и живём в разрухе. Бессмертны слова Булгакова: «А разруха прежде всего в головах».
А ещё чему можно поучиться у татар — это уважению к своим корням. Татары не стесняются народных имён, народной одежды, народной музыки и даже… народной кухни! Здесь процент карпаччо и милфеев в ресторанах гораздо меньше чем у нас.
Ехали по Казани и сердце радовалось, что в России началось такое преображение. Одновременно было грустно, что русские всех обвиняют в своей тяжелой судьбе, а сами ленятся. Ведь Краснодару тоже были выделены не меньшие деньги, чем Казани, а вы сравните эти два города и увидите, где действительно казённое воровство!
Я лично ненавидел пение, чистописание, химию, немецкий язык, урокит труда с вечно непросыхающим трудовиком. У детей сейчас такая лабуда, например: Музыка: 1-(5-9)классы, изобразительное искусство (Рисование): 1-7 классы, художественная культура: 10-11 классы.
Отставные вояки зашибают деньгу на "основах безопасности жизнедеятельности" (больших армейских пенсий свыше 25 тыс. в месяц им мало), предмет нужный но такое отвращение из-за нулевой методики и преподавателей, которые путают казарму с учебным классом.
Еще такая дурь как Обществозна́ние.
Как их преподают? - ниже плинтуса.
А про преподавание иностранного, у которых методология, традиция, "школы" - несколько веков по сравнению с преподаванием татарского,
кроме Пионерен хайсен вир, Ихь бин Сидор и прочие ферштейны за 7 лет обучения в школе НИЧЕГО не осталось.
Источник : https://realnoevremya.ru/society/education/81230-intervyu-niny-maksimovoy-o-prepodavanii-tatarskogo-yazyka. Так ведь и в Татарстане невозможно общаться по татарский. 90% русских не понимают и начинают возмущаться. Говорите по русский, мы не понимаем.
Нынешней России нет. На её месте существует огромная Татария. Самая большая страна в мире по территории. Самая богатая по природным ресурсам. С великой историей и традициями. Выдающиеся татарские ученые, которых знает весь мир. Выдающиеся научные достижения и открытия. Титульная нация – татары. Государственный язык – татарский.
Конечно, в этой стране много и других национальностей. Есть и русские, и украинцы, и башкиры, и чеченцы и многие многие другие. Среди субъектов Татарии много национальных республик. Одна из них Россия. В России живет много русских и татар. Примерно 50/50.
Русские считают эту республику своей родиной, берегут свой язык, традиции, культуру.
Русские считают, что это их республика и все обязаны изучать русский язык. Более того они считают, что русский язык обязаны изучать все дети 6 дней в неделю, а татарский и так все знают. Уроки татарского можно и вовсе сократить.
-------------------------------
Есть стойкое убеждение, что русских в такой ситуации быстро заткнули бы. Есть другие мнения? )
2. поймите меня правильно, чтобы не потерять главного,надо, когда это прорвало, сделать всё, не возможное, а НУЖНОЕ, чтобы подобный бардак, как любит говорить кое кто, не повторялся до бесконечности, так как желающих ловить рыбку в мутной водичке всегда хватает с избытком...
3. коренной вопрос любой политики, это вопрос о власти, а у нас сильны связи по кланам, по районам и так далее, это только в казанском феномене 90 годов, национальность не играла роли...так скажем.. лишь бы было качество, так скажем...
Да хватит уже из родителей дураков делать. Прекрасно они все знают, чему учить надо их детей. А вот вы, "профессионалы", образование в стране уничтожаете, сделав из него бизнес.