Новости

08:53 МСК
Все новости

Национальное кино на Казанском кинофестивале: предложение сделать квоту и фильм за 6 тысяч рублей

Национальное кино на Казанском кинофестивале: предложение сделать квоту и фильм за 6 тысяч рублей Фото: vk.com

Накануне в пресс-центре Казанского международного фестиваля мусульманского кино прошла встреча журналистов с создателями лент, представленных в номинации «Татарстанское кино». Молодые и не очень создатели фильмов, рассказавшие о своих работах, вели разговор и о том, почему татарстанским картинам трудно пробиться за пределы республики.

«У нас отзывчивый народ»

Цифры бюджетов кинолент потрясали. Боюсь быть неточной, но, похоже, что в этой номинации максимальный бюджет был у «Неотосланных писем» Рустама Рашитова — это 3,1 млн рублей. Разумеется, у любого более-менее понимающего в кинопроизводстве человека этот «максимальный бюджет» вызовет если не недоумение, то улыбку. Тем не менее фильм у Рашитова получился. «Безумство храбрых», о котором восторженно писал «буревестник революции», до сих пор существует и двигает искусство.

Бюджет также очень удачного фильма «Айсылу» еще меньше — 1,3 млн рублей. Фильм тоже получился достойный и собирает если уж не аншлаги, то вполне приличное количество зрителей. «Фильм два уик-энда продержался в кинотеатрах, народу приходило много», — рассказал на пресс-конференции сорежиссер ленты Солтан Сунгатуллин. Еще одним режиссером истории про татарстанскую Золушку — девушку-инвалида, которая мечтает стать певицей, был опять-таки Рустам Рашитов.

«Фильм «Айсылу» два уик-энда продержался в кинотеатрах, народу приходило много», — рассказал Солтан Сунгатуллин

Одна из участниц пресс-конференции — молодой режиссер Оксана Синчугова — рассказала, что бюджет ее ленты был 6 тыс. рублей. «У нас очень отзывчивый народ, многое из оборудования нам давали бесплатно, нас поддерживали. Все актеры тоже снимались бесплатно», — рассказала Оксана. Юлии Захаровой, тоже молодому режиссеру, можно сказать, повезло. Ее сценарий, по которому она сняла фильм «Халима», выиграл конкурс и получил грант Министерства культуры РТ.

В процессе съемок короткий метр превратился в полный. Захарова подняла в своей ленте важную тему — на примере истории героини фильма молодой режиссер размышляет о важной вещи: столкновении светского мышления со свободным выбором человека. Во время съемок «Хиджаба» консультантом фильма был один из мусульманских священнослужителей, а ведущий российский кинокритик, возглавляющий на Казанском кинофестивале жюри критиков, Кирилл Разлогов охарактеризовал «Халиму» как один из самых удачных фильмов этого фестиваля.

Конечно, можно сказать, пожимая плечами: «Ведь снимают же и с такими маленькими бюджетами». Но доколе у наших режиссеров будет такое терпение? Одно дело снять за минимальные деньги учебный фильм, другое — получив диплом о профессиональном образовании, урезать съемочный процесс во всем. Ни для кого не секрет, что отток молодых кинематографических кадров из Казани существует, и он не мал.

Сценарий, по которому Захарова сняла фильм «Халима», выиграл конкурс и получил грант Министерства культуры РТ

«Людям интересно кино про свою жизнь»

Участники пресс-конференции были практически единодушны в том, что снимать в Татарстане пока непросто, хотя, и в этом большая заслуга становящейся на ноги Казанской киношколы, которая развивается на базе Казанского государственного института культуры, хорошие фильмы стали появляться все чаще и чаще. В ходе диалога с журналистами не единожды упоминалось имя режиссера, продюсера и педагога Алексея Барыкина, большая часть учеников которого задает сейчас тон в татарстанском кинематографе.

Режиссер Александр Хачко, некогда казанец, а теперь москвич, посетовал на проблемы с кинопрокатом. Прокатом фильмов в России занимаются не российские прокатчики, а иностранные. Как правило, их интересуют блокбастеры. Фильм, идущий в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, в это же время идет по всему миру. Этих прокатчиков не интересуют российские ленты, которым все труднее пробиваться к зрителю, что уж тут говорить про ленты региональных компаний, в том числе и татарстанские.

Как ни парадоксально, на этом фоне идет взрывное развитие регионального кинематографа. Зрителю интересно смотреть кино «про свою жизнь». Но то, что интересно, к примеру, татарстанскому зрителю, не всегда интересно зрителям в других регионах. Выход один — повышение уровня качества фильмов. Ведь завоевал же в свое время российский и мировой экраны кинематограф, скажем, Грузии или Литвы.

Еще один путь — развитие структуры кинопроката. На пресс-конференции была высказана очень дельная мысль: «Если есть квота на продажу татарстанских продуктов в супермаркетах, почему не сделать аналогичную квоту на прокат по стране фильмов своего производства?» Это бы хорошо продвинуло киноиндустрию.

По мнению Фаниса Камала, режиссеры не умеют добывать деньги, да они и не должны это делать

Были высказаны претензии и к институту продюсирования. По мнению Фаниса Камала, режиссеры не умеют добывать деньги, да они и не должны это делать. Но продюсеры не всегда профессиональны, не умеют строить диалог с потенциальными инвесторами и спонсорами, им не хватает аргументов, которые должны убеждать, что имеет смысл вкладывать деньги в ту или иную картину.

Тем не менее участники пресс-конференции смотрят в будущее вполне оптимистично, будучи уверенными, что «татарстанское кино есть и хороших фильмов у нас много». Но опять-таки, если не принять кардинальных мер по развитию кинопроизводства в республике, энтузиазм может сойти на нет. Тем более если талантливым ребятам будут приходить предложения из Москвы.

Татьяна Мамаева, фото kazan-mfmk.com
ОбществоКультура
комментарии 17

комментарии

  • Анонимно 09 сент
    Я даже не видел никогда Татарстанские фильмы...
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Зрителю не интересно смотреть кино про свою жизнь. Он от этого и идетт в кинотеатры, чтобы увидеть что то другое, чтобы на время уйти от своей "скучной" жизни
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Вот вот. Кому интересно смотреть кино про то, что и так с ним каждый день происходит. Интересно смотреть про космос, боевики... В общем про то, о чем ты мечтаешь, но это к сожалению никогда не произойдет
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    А мне вот интересно смотреть разные мелодрамы нашего производства.
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Боюсь что фильм за 6 тысяч, и качество имеет, лишь на 6 тысяч...
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    @Кирилл Разлогов охарактеризовал «Халиму» как один из самых удачных фильмов этого фестиваля.@ - стареет. Там вообще не про кино, ни про хиджаб и не про что. Там ацкое видео людей из другой профессии.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Ну, не стоит решать за Разлогова. Чутье у него есть.
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Разлогов сказал не так. Он сказал: если этот фильм доделать, может получиться интересно. Его слова несколько приукрашивают, ведь директор фестиваля и продюсер " Халимы" - одно и то же лицо.
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    21 век в разгаре, а у нас фильмы по 6тр-3,1 млн.р (
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Ну, это не Голливуд
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Все вредно о нашем кино, на одном энтузиазме работаем.
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Да что можно то за 6 тысяч снять? Опять какую нибудь семейную мелодраму в трех локациях?
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    Ну почему же. Энтузиазм много чего творить может. Тем более что все идут навстречу
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    я бы посмотрела фильмы татарские
    Ответить
  • Анонимно 09 сент
    Когда же закончится этот кинофестиваль... Везде и всюду о нем говорят!
    Ответить
    Анонимно 09 сент
    А если не нравится, не смотрите и не читайте. Вас никто не неволит
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Мне очень нравится ходить на этот кинофестиваль. Много фильмов смотрела. Была на встречах с режиссёрами, со Светланой Светличной. Надо радоваться, что именно у нас проводится этот кинофестиваль. Много народу ходит, и молодёжи много. Спасибо организаторам.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии