Новости

19:37 МСК
Все новости

«ВИМ-Авиа» сорвалась в штопор и рассорила АТОР с Ростуризмом

В России запустили спецоперацию по вывозу из-за границы почти 40 тысяч клиентов проблемной авиакомпании, общее число пострадавших может достигнуть 200 тысяч человек

«ВИМ-Авиа» сорвалась в штопор и рассорила АТОР с Ростуризмом Фото: moscowalk.ru

Росавиация объявила об отзыве сертификата эксплуатанта у «ВИМ-Авиа», а по данным Ростуризма, за границей находятся 38,9 тысячи клиентов авиакомпании. Перевозкой пассажиров на регулярных рейсах займутся семь авиакомпаний, для которых из бюджета РФ выделено 200 млн рублей, на чартерных рейсах список пока точно не утвержден, но известно, что финансирование будет осуществляться из внебюджетных источников. О том, как развивается спецоперация по недопущению туристического коллапса из-за проблем у авиакомпании с пропиской в Татарстане и почему из-за этой истории Ассоциация туроператоров поругалась с Ростуризмом, — в материале «Реального времени».

«Извините» и «помогите» от «ВИМ-Авиа»

Следом за массовыми задержками рейсов «ВИМ-Авиа» накануне совладелец авиакомпании Рашид Мурсекаев сообщил, что они решили полностью прекратить чартерные перевозки на курорты и что сейчас рассматривается возможность введения внешнего антикризисного управления в связи с финансовыми проблемами компании.

В Ростуризме и ассоциации «Турпомощь» открыли горячую линию для клиентов «ВИМ-Авиа», которые находятся за рубежом. Кроме того, в Ростуризме работает оперативный штаб. На сайте ведомства сообщается, что в настоящее время совместно с туроператорами ведется работа по формированию списков туристов и установлению их местонахождения.

На сайте самой авиакомпании сегодня появилось сообщение с извинениями перед всеми пассажирами задержанных рейсов и пояснениями, что у компании сложилась тяжелая экономическая ситуация. «К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании «ВИМ-Авиа» сложилась тяжелая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах», — сказано в сообщении авиакомпании. Кроме того, согласно заметке, «ВИМ-Авиа» продолжает переговоры с финансовыми структурами и рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнеров из туристической отрасли.

Рашид Мурсекаев (справа) сообщил, что компания решила полностью прекратить чартерные перевозки на курорты. Фото bashinform.ru

Ассоциация туроператоров (АТОР) направила правительству России обращение с просьбой вмешаться в ход разрешения ситуации с неплатежеспособностью компании «ВИМ-Авиа». По данным АТОР, от нее могут пострадать до 100 тысяч российских туристов, в результате отмены всех чартерных рейсов «ВИМ-Авиа» туристическая отрасль страны столкнулась с «острейшей проблемой», которая грозит перерасти в коллапс на рынке и вызвать социальную напряженность. Общая численность пострадавших клиентов компании может достигать 200 тысяч человек с учетом купивших билеты на постоянные рейсы.

В ответ Ростуризм выпустил заметку, в которой от имени руководителя ведомства Олега Сафонова говорится о том, что никакого коллапса на туристском рынке в связи с прекращением чартерной программы авиакомпании «ВИМ-Авиа» не будет, ситуация находится под контролем, а организацией возврата туристов занимаются Минтранспорта РФ, Росавиация и Ростуризм.

На помощь пришли «Внуково» и семь авиакомпаний

Днем 26 сентября аэропорт «Внуково» начал принимать все рейсы авиакомпании «ВИМ-Авиа». В СМИ появились сообщения, что рейсы будет финансировать «дочка» «Аэрофлота» — авиакомпания «Россия», траты которой могут составить 1 млрд рублей.

Кроме того, по итогам совещания в Росавиации пассажиров «ВИМ-Авиа» на регулярных рейсах согласились перевезти семь авиакомпаний: «Уральские авиалинии», iFly, Red Wings, Nord Star, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия», для компенсации затрат которых на 2018 год из федерального бюджета выделено 200 млн рублей. Вывоз туристов из-за рубежа будет осуществляться за счет внебюджетных источников.

Днем 26 сентября аэропорт «Внуково» начал принимать все рейсы авиакомпании «ВИМ-Авиа». Фото zaomos.news

Согласно информации на сайте Росавиации, за последние несколько дней все задержанные чартерные рейсы «ВИМ-Авиа» касались вылетов из Москвы и Санкт-Петербурга в Анталью, Ларнаку и Ираклион. По данным Росавиации, чартерные пассажиры вывозятся с турецких курортов за счет туроператоров бортами других российских авиакомпаний. «Роял Флайт», слетав из Антальи в Москву и обратно, перевезла 545 пассажиров, еще 235 человек из Антальи в Москву и 160 из Москвы в Анталью отправила авиакомпания «Азур Эйр». О желании помочь заявила также греческая авиакомпания Ellinair, которая готова за свой счет перевозить пассажиров «ВИМ-Авиа».

АТОР против Ростуризма

На фоне проблем «ВИМ-Авиа» неожиданно начался открытый конфликт Ростуризма и АТОР. На обмене утренними пресс-релизами организации не остановились. В Ростуризме вечером собрали целый брифинг, посвященный ситуации с «ВИМ-Авиа». По словам руководителя ведомства Олега Сафонова, за границей на данный момент пребывают 38,9 тысячи туристов. В рамках чартерной программы внутри страны планируется вернуть 1,5 тысячи человек. Всего на рейсы «ВИМ-Авиа» было продано более 196 тысяч билетов.

На другом брифинге с информацией по проблемной авиакомпании выступила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, которая рассказала, что, по их данным, за границей находятся 30 тысяч туристов, в России в ожидании отпуска с билетами на руках на вылет из страны находятся 70 тысяч человек. В свою очередь, задолженность «ВИМ-Авиа» перед туроператорами составляет несколько десятков миллионов долларов, и на данный момент существующее руководство от управления компанией отстранено, и там вводится внештатное управление. Кстати, параллельно с проведением брифинга Росавиация опубликовала сообщение о приостановке действия сертификата эксплуатанта «ВИМ-Авиа», тем самым прекратив ее работу.

Продолжая брифинг, Ломидзе рассказала, что среди тех, кто также попал под удар, оказались туристы, которые покупали билеты на самолет самостоятельно. Руководитель АТОР делает акцент именно на этих пассажиров, поясняя, что они являются наиболее незащищенной категорией.

«Реальной практической помощи от этих совещаний мы не видим», — говорит исполнительный директор АТОР. Фото atorus.ru

Майя Ломидзе также раскритиковала работу Росавиации и Ростуризма, заметив, что если первые уделяют все внимание только регулярным рейсам, которые будут спонсированы из федерального бюджета, то вторые собираются с туроператорами и только обсуждают, как все плохо. «Реальной практической помощи от этих совещаний мы не видим», — говорит исполнительный директор АТОР.

В свою очередь, ранее глава Ростуризма Олег Сафонов в интервью НСН обвинил АТОР в провокации из-за обращения в правительство России, назвав его пиаром. Исполнительный директор АТОР парировала эти слова утверждением, что «обращение в правительство было вызвано абсолютно четким пониманием, к чему может привести эта ситуация. Я не вижу здесь нагнетания». По ее словам, если в ответе за пассажиров «ВИМ-Авиа» останутся туроператоры, которым придется еще раз платить за услуги перевозчика, то туристический рынок «посыплется».

Наполеоновские планы разбились о нехватку финансирования?

Как рассказал «Реальному времени» на условиях анонимности источник в «ВИМ-Авиа», в авиакомпании в свое время взяли на себя обязательства, которые не могли исполнить, — набрали рейсов без достаточного количества самолетов, пилотов, проводников и топлива. За почти два года парк воздушных судов компании вырос с 10 до 29 самолетов, однако обеспечить их техобслуживанием, топливом и инженерным сопровождением в результате нехватки финансирования так и не смогли.

При этом источник уточняет, что специалисты разных уровней заранее предупреждали руководство о том, что необходимо для функционирования транспортного средства, к примеру, детали, понимая, что в противном случае через определенное количество времени самолет встанет. Однако требуемые детали не закупались, и опасения специалистов оправдывались — в результате образовывались задержки, переносы рейсов, а самолет генерировал убытки. Только после этого необходимые детали заказывались в экстренном порядке и спустя 2—7 дней устанавливались на транспортное средство. По подобной схеме компания работала и в других случаях.

Если пассажиров сейчас начали активно перевозить, то кто поможет самой проблемной авиакомпании — до сих пор неясно. Фото gubdaily.ru

От задержек к массовому коллапсу

Напомним, что ранее Приволжская транспортная прокуратура возбудила административные дела в отношении авиакомпании «ВИМ-Авиа» по факту невыплаченного долга по зарплате в размере более 206 млн рублей. Минимум 500 млн рублей составляет долг перевозчика перед аэропортом «Домодедово».

«Эти цифры (задолженности, — прим. ред.) плавают. Первоначально была задолженность по аэропорту «Домодедово» в районе 500 миллионов рублей, сейчас уже другие объемы. Сейчас наша задача — понять размер бедствия», — рассказывал журналистам замглавы Минтранса РФ Валерий Окулов.

Кроме того, накануне Генпрокуратура РФ внесла представление главе Росавиации из-за проблем в авиакомпании «ВИМ-Авиа». В свою очередь, Росавиация организовала внеплановую проверку перевозчика.

Если пассажиров сейчас начали активно перевозить, то кто поможет самой проблемной авиакомпании — до сих пор неясно. Ранее сообщалось, что «ВИМ-Авиа» обратилась за поддержкой к правительству Татарстана, «Татнефти» и к банку «Зенит», но во всех трех случаях эту информацию опровергли. Напомним, что республика в новостях фигурировала не случайно, поскольку авиакомпания прописана в Богатых Сабах. Позже появились еще одни новости о помощи, согласно которым «Татнефть» все-таки профинансировала регулярные рейсы «ВИМ-Авиа» на Дальний Восток, о чем сообщили в оперативном штабе Росавиации.

Мария Горожанинова
БизнесТранспорт
комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 26 сент
    Меньше компаний, больше прибыли другим
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Вим авия же продолжала продавать билеты, зная что банкрот... Разве так можно?
    Ответить
    Анонимно 26 сент
    конечно можно, а что у нас вообще нельзя?
    Ответить
  • Анонимно 26 сент
    Специально банкротят нормальную авиакомпанию. Кому это выгодно
    Ответить
    Анонимно 27 сент
    Нормальная авиакомпания выполняет свои обязательства. А вим авиа набрала чартеров и не справилась с потоком. Интересно кого катают бомбардиры от вим авиа которые стоят в аэропорту Казани?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии