Новости раздела

Как «Магнит» и «Лента» заставили немцев из «Метро» искать «бобовую» нишу в ретейле

Почему открытие в Татарстане 150 магазинов «Фасоль» — способ выживания в России для Metro Cash and Carry?

Как «Магнит» и «Лента» заставили немцев из «Метро» искать «бобовую» нишу в ретейле Фото: srb62.ru

Ретейлер Metro планирует открыть в Татарстане к 2020 году вдобавок к 17 существующим еще 150 магазинов шаговой доступности «Фасоль». Основным из условий франчайзинговой сети является закупка товара в гипермаркете компании. О том, почему этот проект является способом выживания для крупных игроков в России и как подобные сети ранее не приживались в стране, — в материале «Реального времени».

По Татарстану рассыплют «Фасоль»

Metro Cash and Carry планирует за два года расширить свою франчайзинговую сеть магазинов шаговой доступности «Фасоль» в Татарстане на 150 магазинов у дома. Как пояснили «Реальному времени» в компании, пока в республике насчитывается лишь 17 магазинов «Фасоль». Открывать новые точки Metro предлагает предпринимателям, обещая помочь как с обучением, так и с переоборудованием старого магазина или открытием нового. Условия для партнерства незамысловаты — наличие помещения в собственности или в долгосрочной аренде с минимальной площадью в 50 квадратных метров и обязательная ежемесячная закупка товаров в Metro от 400 тысяч рублей без учета НДС.

Вложить в одну новенькую «Фасоль» придется от 300 тысяч до 3,5 млн рублей — в зависимости от состояния объекта недвижимости, ремонта и наличия оборудования. Среднюю стоимость инвестиций в Metro Cash and Carry оценивают в 2 млн рублей. Окупиться они должны в срок от 6 месяцев до 2,5 года.

На выбор бизнесу дают три вида магазинов: «У дома», «Экспресс» в местах с большой проходимостью и «АЗС», точки на заправочных станциях. В первых двух случаях «Фасоль» могут открыть сколько угодно предпринимателей, а вот с «АЗС» все однозначно.

Открывать новые точки Metro предлагает предпринимателям, обещая помочь как с обучением, так и с переоборудованием старого магазина или открытием нового. Фото Романа Хасаева

«Если же мы берем формат «АЗС» в рамках одной сети заправочных станций, то это однозначно один владелец. К примеру, мы сейчас начали работать с сетью АЗС в Красноярске, это все один владелец», — поясняют в компании.

На самый интересный вопрос — за счет чего в Metro планируют конкурировать с такими устоявшимися гигантами, как «Магнит» и «Пятерочка», «Реальному времени» перечислили список конкурентных преимуществ продвигаемой сети. В случае с форматом «У дома» компания обещает своим клиентам сервис на уровне европейских стандартов, уникальный ассортимент, вплоть до хот-догов, причем товары подбираются в зависимости от того, что нужно покупателям, живущим поблизости. Среди других «фишек» — гарантированное качество по доступным ценам, много промоакций, современное оформление и техническое оснащение магазинов, а также индивидуальный подход к клиентам.

Более чувствительный и клиентоориентированный?

Директор «Грин Хилл Реалти» Леонид Рахимов считает, что развитие сети «Фасоль» может положительно сказаться на рынке.

— Народ хочет кушать, поэтому любое открытие — в плюс людям. Не нравится «Фасоль» — ходи в «Пятерочку», не нравится «Пятерочка» — ходи в «Эдельвейс» или в «Ленту». Каждый день можно ходить в новый магазин на протяжении одной-двух недель, — отмечает собеседник издания.

Рахимов вспоминает, что в свое время «Магнит» выходил на рынок, когда шансы на успех у него были весьма незначительны.

— «Магнит» же вышел на рынок, когда всем казалось, что в принципе это неинтересно и все рынки поделены. Тем не менее вышел, — комментирует спикер, напоминая при этом, что как раз сейчас в компании объявили о прекращении своего развития. — Они готовятся к худшим временам и взяли стратегию сжатия.

О том, чем «Фасоль» отличается от крупных сетей, рассказал генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Эксперт отмечает, что у гигантов есть шаблонные требования, которые приводят к тому, что человек в магазинах практически ничего не решает.

— Это такой тиражированный проект, поэтому магазины открываются сотнями, а иногда и тысячами в год. У «Магнита» уже 15 тысяч магазинов, у X5 Retail Group их число подходит к 15 тысячам. «Фасоль» — это проект более адаптивный, более тонкий и чувствительный к настройкам, и это является как его недостатком, так и его преимуществом, — говорит собеседник издания.

Он оценивает попытку выстроить франчайзинговую сеть под единым брендом как способ настроить сбыт мелкооптовой сети в Metro Cash and Carry и помочь малому и среднему бизнесу развиваться. По его словам, для предпринимателей там ставится еще одно условие — чтобы объем представленных товаров Metro составлял не менее 20%.

— Эти условия позволяют предпринимателю работать с существенной долей свободы. В этом плане, я считаю, что подобные форматы нужны, за ними будущее. Не хотелось бы, чтобы всю нашу страну застроили исключительно крупносетевые форматы. Опять-таки, у них тоже есть преимущества и недостатки. Там теряется лицо, теряется непосредственный контакт с покупателем. Рано или поздно это рискует превратиться в почтовые отделения или в отделения «Сбербанка» в худшие годы — с очень нелояльными и неклиентоориентированными кассирами, — комментирует Федяков.

Правда, он отмечает, что крупные сети это понимают и пытаются бороться. В этом плане проекты типа «Фасоли» от них отличаются, поскольку там собственниками магазинов являются частные предприниматели, готовые уделять больше внимания своей торговой точке.

— Я считаю, что за такими форматами будущее. Было бы очень хорошо, чтобы их появлялось больше, не только от Metro. На рынке есть другие примеры, но они локальны, и их пока действительно немного, — считает эксперт, приводя в пример зарубежные сети, которые смогли развиться.

Одной из таких сетей он называет немецкую OBI, которая смогла на основе франчайзинга открыть в Германии 400 частных магазинов.

— В свое время сделать такие магазины через систему централизованных закупок пыталась «Дикси». Но пока, к сожалению, это все на территории нашей страны не очень приживалось, и, наверное, «Фасоль» — один из немногих проектов, который более-менее смог развиться, по крайней мере, по масштабам. Но во многом, как мне кажется, это происходит не благодаря, а вопреки.

По мнению эксперта, основой франчайзинговых мелкооптовых проектов должен стать закупочный кооператив. Фото gazetabiznes.ru

Сбыт или смерть

Во франчайзинговом проекте собеседник издания видит спасение самой компании, поскольку в формате гипермаркета наблюдается очень жесткая конкуренция, особенно при учете, что в Metro, в отличие от других организаций, существуют свои ограничения для потребителя, основным из которых является необходимость наличия зарегистрированного ИП.

— Соответственно, если они не смогут построить такую сбытовую цепочку, то в конечном итоге могут оказаться за бортом, потому что сейчас последняя тенденция на рынке — и «Магнит», и «Лента» стали активно заниматься мелким оптом. «Магнит» открыл в Краснодаре пилотный проект «Магнит-опт», «Лента» сейчас активно развивает программу взаимодействия с B2В-клиентами, — приводит примеры генеральный директор INFOLine.

По мнению собеседника издания, основой франчайзинговых мелкооптовых проектов должен стать закупочный кооператив, который на данный момент в России отсутствует.

— Мне кажется, он рано или поздно появится. И подобные проекты будут развиваться и дальше и станут в будущем еще больше востребованы, потому как конкурировать с крупными сетями по цене без такой кооперации мелкой розницы просто-напросто невозможно, — резюмирует Федяков.

Мария Горожанинова
БизнесРозничная торговля Татарстан
комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 26 февр
    Гиблое дело
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    Ну наоборот. Вы конечно эксперт, диванный, но все же эту схему тоже профи продумали
    Ответить
  • Анонимно 26 февр
    "Согласен с предыдущим оратором" (с)
    А экспертам, перед тем как высказываться, надо в МЕТРО зайти, ценники переписать, а потом пройтись по Пятерочкам, Магнитам, Августинам
    Ответить
  • Анонимно 26 февр
    Однажды я узнал, что есть люди у которых в МЕТРО, позиционируемом как оптовый скидка 12%. Да, они оптовики, а я тогда кто? И дорого там всё, с тех пор туда только за вином.
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    Все равно там дороговато. Даже для оптовиков
    Ответить
    Анонимно 26 февр
    в Метро можно купить с возможностью списать НДС. этой единственный плюс для юрлиц, но как получить выгоду от франшизы (которую тоже нужно оплатить)?? вот в этом самый главный парадокс. Т.к. известно, что все бонусные программы от поставщиков получают владельцы бренда, а не магазины , работающие под франшизой.
    Ответить
  • Анонимно 26 февр
    Серьёзно? Нужно ип для того чтобы закупаться там? Не знал...
    Ответить
  • Анонимно 26 февр
    Метро я уже как лет пять-семь игнорирую. Ашан "похоронил" года 2 уже. Забегал в Ленту, не впечатлил. Цены в "гиперах" пугающие. И много спонтанных покупок. За Новогодними покупками не заходил ни в один из вышеназванных магазинов, все необходимое приобрел в магазине рядом с домом. Раньше за выпечкой в "Баксет" заезжали, там давно уже тухляком торгуют, пока только торты притягивают.
    Магнит с тараканами, просрочкой и слабым ассортиментом прохожу мимо. Пока только магазин с цифрой в названии. Ассортимент, акции, всегда рядом. Так что пока для меня в выигрыше магазины в шаговой доступности с более менее адекватными ценами. Если "Бобовый" магазин будет придерживаться аналогичной ценовой политики, помрет не успев родиться.
    Ответить
  • Анонимно 26 февр
    Сколько всего филиалов метро в Казани?
    Ответить
  • Анонимно 26 февр
    Да магазины торгуют всем что угодно,лишь бы продать.Это было всегда во все времена. Просрочек не было только тогда когда товар давали по талонам.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии