Новости раздела

Закат эпохи «взбесившегося принтера»: кто главный инициатор законов в Госсовете Татарстана

Сто законов Минниханова: два комитета татарстанского парламента сделали половину работу всех депутатов

«Реальное время» анализирует итоги деятельности татарстанского Госсовета за 2017 год. Как оказалось, активность местных законодателей достигла рекордных минимумов, при этом Кабинет министров наращивает темпы деятельности, а вот непосредственно депутаты Госсовета теряют интерес к созданию новых законов.

Число законопроектов сокращается

В прошедшем 2017 году в Госсовет Татарстана было внесено минимальное количество законопроектов за последние 5 лет — 126. Годом ранее показатель был на 13 больше, а в 2015 году — на 14. При этом непосредственно в 2017 году в Госсовет было внесено всего 103 законопроекта, остальные 23 перешли с 2016 года.

Тут можно вспомнить законотворческие будни в первопрестольной, где в 2012 году нижняя палата Федерального собрания РФ подавала пример законотворческой активности. В итоге в оборот журналисты ввели новый фразеологический оборот «взбесившийся принтер» (так обидно прозвали Госдуму шестого созыва). Обидное прозвище появилось в конце 2012 года, по итогам первого года работы депутатов, но на этом фоне, как следует из аналитики «Реального времени», татарстанские законодатели выглядят поклонниками умеренности и пика законотворческой активности достигли на год позже.

В прошедшем 2017 году в Госсовет Татарстана было внесено минимальное количество законопроектов за последние 5 лет — 126. Фото Олега Тихонова

Но вернемся к показателям 2017 года, когда было внесено почти на 15% меньше законопроектов, чем в 2016-м, и на целых 61%, чем, к примеру, в 2014 году. Число принятых законов также рекордно низкое. В 2017 году их было лишь 96: к примеру, в 2016 году — 109, а в 2014-м — 148. Общее число подписанных президентом Татарстана законов, однако, оказалось чуть больше — ровно 100, благодаря четырем законам, принятым в 2016 году, но подписанным в 2017-м.

По предмету регулирования тут заметен значительный рост базовых законов, имеющих самостоятельный предмет правового регулирования. Если в 2016 году таких законов было всего 19, то в 2017 году — уже 31. А вот законов о внесении изменений в уже существующие законодательные акты, напротив, оказалось гораздо меньше, чем в прошлом году — 67 против 89. Кроме того, еще два закона касались признания отдельных положений утратившими силу.

Наименование сведений 2017 2016 2015 2014 2013
Количество законопроектов, внесенных в ГС РТ, в том числе: 126 139 140 185 129
внесенных в ГС РТ в отчетном году 103 118 119 166 117
внесенных в ГС РТ в году, предшествующему отчетному и ранее и находящихся (находившихся) на рассмотрении ГС РТ 23 21 21 19 12
Количество законопроектов, находившихся в работе ГС РТ в отчетном году, из которых: 126 139 140 157 115
Принято в качестве законов РТ 96 109 108 148 108
из них: подписанные президентом РТ 96 105 105 143 98
Отклонено ГС РТ 2 2 6 9
Отозвано субъектами законодательной инициативы 5 5 5 7 1
Возвращено субъектам законодательной инициативы
Снято с рассмотрения ГС РТ 1 3
Находятся в работе ГС РТ и перешло на следующий за отчетным год, 23 23 20 21 18
в том числе из внесенных в предыдущие годы 17 10 7 6 3
Количество законов РТ, подписанных президентом РТ в отчетном году, в том числе: 100 108 110 152 106
из принятых ГС РТ в отчетном году 96 105 105 143 98
из принятых ГС РТ в году, предшествующему отчетному 4 3 5 9 8
Законы РТ по предмету регулирования 100 108 110 152 106
Количество базовых законов Республики Татарстан (имеющих самостоятельный предмет правового регулирования) 31 19 29 35 23
Количество законов о внесении изменений в законы Республики Татарстан 67 89 81 114 79
Количество законов о признании законов Республики Татарстан (отдельных положений законов) утратившими силу 2 3 4

В 2017 году обострился вопрос местного самоуправления

Если рассматривать всю ту же сотню законов по сферам правового регулирования, то основная их масса связана с финансами. Таких законов было принято 27%, в том числе — 11 по бюджету и 9 — по налогам и налоговым режимам. На втором месте — законы в сфере местного самоуправления (22%), из них 12 касались территориальной основы муниципальных образований.

Еще 14% законов относятся к социальной сфере, а 13% — к экономической деятельности. Менее популярные сферы: основы государственного управления (7%), в том числе четыре закона, связанных с административными правонарушениями и административной ответственностью. 6% принятых в 2017 году законов связаны с безопасностью и охраной правопорядка, а 5% — с экологией и природопользованием.

Если рассматривать всю ту же сотню законов по сферам правового регулирования, то основная их масса связана с финансами. Фото Олега Тихонова

Можно заметить, что в 2017 году значительно выросло число законов по местному самоуправлению (более чем в два раза, причем в основном они связаны с территориальной основой муниципальных образований — рост в четыре раза). А вот законов, связанных с социальной сферой, напротив, стало гораздо меньше — 14 против 24-х годом ранее. Причем число законов, касающихся социального обеспечения и соцзащиты, снизилось в пять раз, а с культурой, наукой и образованием — в два раза.

Наименование сведений 2017 2016 2015 2014 2013
Законы РТ по сферам правового регулирования 100 108 110 152 106
Государственное строительство 3 (3%) 7 (6,5%) 6 (5,4%) 7 (4,6%) 11 (10,4%)
Местное самоуправление, 22 (22%) 11 (10,2%) 15 (13,6%) 49 (32,2%) 22 (20,7%)
в том числе:
наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями; 2 2 7 3 7
территориальная основа муниципальных образований; 12 3 4 43 9
муниципальная служба 4 1 3 1 3
Права, свободы и обязанности гражданина. Общественные институты 3 (3%) 4 (3,6%) 9 (6%) 2 (1,9%)
Основы государственного управления, 7 (7%) 9 (8,3%) 6 (5,4%) 6 (4%) 4 (3,8%)
в том числе:
государственная гражданская служба; 1 2 1 1 1
административные правонарушения и административная ответственность 4 2 3 5 3
Финансы, 27 (27%) 25 (23,1%) 25 (22,7%) 25 (16,4%) 22 (20,7%)
в том числе:
бюджет; 11 10 13 14 13
налоги и налоговые режимы 9 9 4 6 6
Экономическая деятельность, 13 (13%) 13 (12%) 21(19%) 15 (9,8%) 9 (8,5%)
в том числе:
жилище и жилищное строительство 6 2 7 5 7
Безопасность и охрана правопорядка 6 (6%) 6 (5,6%) 4 (3,6%) 2 (1,3%) 5 (4,7%)
Правосудие 1 (0,9%) 2 (1,8%) 5 (3,3%) 9 (8,5%)
Экология и природопользование 5 (5%) 12 (11,1%) 7 (6,3%) 15 (9,8%) 4 (3,8%)
Социальная сфера, 14 (14%) 24 (22,2%) 20 (18,2%) 19 (12,5%) 18 (17%)
в том числе:
социальное обеспечение и социальная защита, 1 5 8 7 6
труд и занятость, 1 1 1 1
здравоохранение, спорт, туризм, 2 4 3 2 2
культура, наука, образование 6 12 8 5 6

Половина законов касается бюджета, госстроительства и местного самоуправления

Если рассмотреть те же самые законы по сферам ведения комитетов Госсовета, то окажется, что около половины из них сконцентрированы в двух комитетах — по бюджету, налогам и финансам и по государственному строительству и местному самоуправлению.

На комитет по бюджету, налогам и финансам приходится 25% законов, на комитет по государственному строительству и местному самоуправлению — еще 24%. Доля остальных комитетов значительно меньше. К примеру, на комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству пришлось 14% законопроектов, на комитет по законности и правопорядку — 13%, а на комитет по социальной политике — 11%. Еще в два комитета Госсовета попадает и того меньше: по образованию, культуре, науке и национальным вопросам — всего 8%, а по экологии, природопользованию и агропромышленной и продовольственной политике — 5%.

За год разброс по количеству законов в ведении различных комитетов увеличился. Фото Олега Тихонова

При этом за год разброс по количеству законов в ведении различных комитетов увеличился — в 2016 году минимальное число законов в ведении одного комитета составляло 10,2%, а максимальное — 22,2%. Разница была, таким образом, примерно двукратной, сейчас же — более чем в три раза.

Наименование сведений 2017 2016 2015 2014 2013
Законы РТ по сферам ведения комитетов ГС РТ 100 108 110 152 106
Комитет ГС РТ по государственному строительству и местному самоуправлению 24 (24%) 20 (18,5%) 18 (16,4%) 55 (36,2%) 23 (21,7%)
Комитет ГС РТ по законности и правопорядку 13 (13%) 12 (11,1%) 11 (10%) 20 (13,2%) 23 (21,7%)
Комитет ГС РТ по бюджету, налогам и финансам 25 (25%) 24 (22,2%) 24 (21,8%) 24 (15,8%) 18 (17%)
Комитет ГС РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству 14 (14%) 17 (15,7%) 23 (20,9%) 17 (11,2%) 11 (10,4%)
Комитет ГС РТ по экологии, природопользованию и агропромышленной и продовольственной политике 5 (5%) 12 (11,1%) 11 (10%) 15 (9,8%) 6 (5,6%)
Комитет ГС РТ по социальной политике 11 (11%) 12 (11,1%) 12 (10,9%) 14 (9,2%) 14 (13,2%)
Комитет ГС РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам 8 (8%) 11 (10,2%) 11 (10%) 7 (4,6%) 11 (10,4%)

Депутаты Госсовета стали пассивнее, а Кабмин активизировался

А вот если посмотреть на все те же законы в разрезе субъектов права законодательной инициативы, то можно обнаружить, что около 80% всех законов принимаются по инициативе всего двух ведомств.

Первое место занимают депутаты Госсовета Татарстана. В прошлом году 39% принятых законов было выдвинуто именно ими. Еще 38% законов было принято стараниями Кабинета министров Татарстана. При этом остальные субъекты права законодательной инициативы поспособствовали принятию гораздо меньшего числа законов. Комитеты Госсовета выдвинули лишь 10% принятых законопроектов, представительные органы местного самоуправления — 9%, а президент региона — 4%.

Около 80% всех законов принимаются по инициативе всего двух ведомств. Фото Олега Тихонова

По сравнению с прошлым годом заметно снижение инициативы со стороны депутатов Госсовета (в прошлом году выдвинутых ими законов было 50%), и одновременно с этим — рост активности Кабмина. В прошлом году оттуда поступило лишь 28% всех принятых законопроектов.

Наименование сведений 2017 2016 2015 2014 2013
Законы РТ по субъектам права законодательной инициативы 100 108 110 152 106
Президент РТ 4 (4%) 5 (4,6%) 7 (6,4%) 4 (2,6%) 7 (6,6%)
Президент РТ совместно с депутатами ГС РТ 1 (0,9%)
Президиум ГС РТ 1 (0,9%)
Депутаты ГС РТ 39 (39%) 54 (50%) 37 (33,6%) 28 (18,4%) 22 (20,7%)
Комитеты ГС РТ 10 (10%) 14 (13%) 15 (13,6%) 12 (7,9%) 22 (20,7%)
Кабинет министров РТ 38 (38%) 31 (28,7%) 45 (40,9%) 100 (65,8%) 41 (38,6%)
Государственный советник РТ
Представительные органы местного самоуправления 9 (9%) 3 (2,7%) 2 (1,8%) 5 (3,3%) 7 (6,6%)
Уполномоченный по правам человека в РТ 1 (0,9%)
ЦИК РТ 1 (0,9%) 1 (0,6%) 1(0,9%)
Прокурор РТ 2 (2,8%) 2 (1,3%) 4 (3,8%)
Конституционный Суд РТ 1 (0,9%)
Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"
Аналитика

Новости партнеров